Судья Желтковская Я.В. Дело № 33-2071/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Руди О.В.,
судей Фоминой Е.А., Черных О.Г.
при секретаре Климашевской Т.Г.,
помощник судьи Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске апелляционную жалобу представителя Кемеровской таможни ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Томска от 19 марта 2021 года
по гражданскому делу №2-658/2021 (УИД 70RS0001-01-2021-000365-94) по исковому заявлению Томского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2 к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченной компенсации денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск,
заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Кемеровской таможни Грозной Ж.Г., поддержавшей апелляционную жалобу, помощника Томского транспортного прокурора Свинцова И.А., просившего в ее удовлетворении отказать,
установила:
Томский транспортный прокурор, действуя на основании ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, обратился в суд с иском к Кемеровской таможне о взыскании недоплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме /__/ руб., недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск за 21,33 календарных дня в сумме /__/ руб. (т.1 л.д. 2-11, 177).
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки обоснованности расчетов денежной компенсации, выплаченной служащим Томской таможни, установлено, что ФИО2 принята на федеральную государственную гражданскую службу в таможенных органах Российской Федерации на основании приказа начальника Томской таможни № 54-к от 04.02.2013 и назначена на должность главного государственного таможенного отдела таможенных процедур и таможенного контроля Томской таможни.
Приказом начальника Томской таможни № 130-К от 27.05.2020 ФИО2 уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах 30.06.2020 по п. 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, служебный контракт /__/ прекращен 30.06.2020.
При увольнении ФИО2 произведены следующие выплаты: окончательный расчет по 30.06.2020 года в размере /__/ руб.; выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания – /__/ руб.; выплата компенсации за 21,33 календарных дней неиспользованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 13 сентября 2019 года по 30 июня 2020 года – /__/ руб.
При расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО2 не были учтены выплаты материального стимулирования, произведенные в соответствии с приказами Сибирского таможенного управления ФТС России №229 от 27.06.2019 года, №249-П от 19.09.2019 года, №466 от 11.12.2019 года, №105-П от 08.04.2020 года, №181-П от 11.06.2020 о распределении бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в I-IV кварталах 2019 года, в I квартале 2020 года, на основании приказа № 54- П от 26.07.2019 - /__/ рублей за 1 квартал 2019 года; приказа № 69-П от 25.09.2019 – /__/ руб. за 2 квартал 2019 года; приказа № 101-П от 23.12.2019 – /__/ руб. за 3 квартал 2019 года; приказа №44-П от 27.04.2020 - /__/ руб. за 4 квартал 2019 года; приказа № 67-П от 16.06.2020 – /__/ руб. за 1 квартал 2020 года.
Общая сумма выплаченного ФИО2 материального стимулирования на основании приказов начальника Томской таможни за 12 календарных месяцев составила /__/ руб.
Поскольку при расчете денежного содержания для исчисления компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованные дни отпуска ФИО2 не были учтены выплаты материального стимулирования, окончательный расчет с гражданским служащим произведен не в полном объеме, в связи с чем 24.11.2020 начальнику Кемеровской таможни внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службы. По результатам рассмотрения представления Кемеровская таможня признала доводы прокуратуры необоснованными, указав, что Кемеровская таможня не состояла в правоотношениях, связанных с государственной гражданской службой с должностными лицами Томской таможни на дату осуществления им выплат сотруднику. А поскольку в настоящий момент правоотношения, связанные с прохождением государственной гражданской службы должностными лицами, прекращены, рассмотрение вопроса о выплатах, произведенных им увольнении другим таможенным органом, не представляется возможным.
Томская таможня прекратила деятельность 24.07.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне, таким образом, на основании ч.2 ст.58 ГК РФ все права и обязанности перешли к последней, в связи с чем на основании п.4 ч.1 ст.14, ч.ч.1,2,10 ст.50, ч.1,2,3,6 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ, Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562 «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснений Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, выплаченное ФИО2 материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Представитель процессуального истца помощник Томского транспортного прокурора Сотушева Е.И., материальный истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям в нем изложенным.
Представители ответчика Кемеровской таможни ФИО3, Грозная Ж.Г. в судебном заседании иск не признали, указав, что природа выплат носила разовый характер, и они не подлежат зачету при произведении выплат сотруднику.
Обжалуемым решением на основании ст.3, п.4 ч.1 ст.14, ч.ч.1,5,10 ст.50, ч.ч.1,2,3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ от 27.02.2014 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; подп. «а»-«г» «д»-«ж» п.2, п.6, п.8 постановления Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих»; постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №283-14 «О материальном стимулировании в первом 2019 году федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов»; постановления Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 №168-8 «О материальном стимулировании в первом полугодии 2020 года федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов»; п.1, п.5.5 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №329; п.8, п.9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»; п.2, п.9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 30.10.2006 №1058; приказом Федеральной таможенной службы от 26.12.2019 №1970; разъяснениями изложенными в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 15.07.2014 №14-04-05/34482 исковые требования удовлетворены, с Кемеровской таможни в пользу ФИО2 взыскано /__/ руб. компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа, /__/ руб. компенсации за неиспользованный отпуск (т.1 л.д. 220-224).
В апелляционной жалобе представитель ответчика и.о. начальника Кемеровской таможни ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (т.2 л.д. 1-10).
Указывает, что решение суда вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Так суд, приняв во внимание разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, не учел, что указанное письмо не определяет механизм формирования фонда оплаты труда государственных служащих. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа установлен Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» в соответствии со ст. 51 Федерального закона №79-ФЗ. Включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Кроме того, приведенные в письме Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482 выводы сделаны относительно дополнительного материального стимулирования, осуществляемого на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7, что не корреспондируется с выплатами, произведенными таможенным органом в соответствии с бюджетными ассигнованиями, выделенными ФТС России, в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 19.03.2019 №283-14, от 17.02.2020 №168-8.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 №14-03-03/1414 позиция, изложенная в письме от 15.07.2014 №14-04-05/34482, не является официальным разъяснением и не регулирует спорные отношения.
Суд не применил законы и нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, на которые ссылалась Кемеровская таможня.
Из буквального толкования положений постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом №79- ФЗ.
Выплаты на материальное стимулирование государственных гражданских служащих согласно ст.50 Федерального закона №78-ФЗ не включены законодателем в перечень основных, дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и подлежат выплате сверх фонда оплаты труда.
Из п. 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих следует, что учитывается при соответствующем исчислении. При этом материальное стимулирование дополнительно при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске не учитывается.
Поскольку средства материального стимулирования выплачиваются в виде единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда за качество исполнения определенных обязанностей (а не в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, включенных в состав денежного содержания гражданских служащих в соответствии с нормами Федерального закона №79-ФЗ), они не входят в состав гарантированного денежного содержания федеральных гражданских служащих.
Решения Правительства Российской Федерации об осуществлении указанного материального стимулирования являются разовыми, исходя из правовой природы данных выплат, так как издание постановлений правительства Российской Федерации происходит с различным установлением периодичности их выплат в разных объемах. Таким образом, средства материального стимулирования не являются премиальным фондом и в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, данные выплаты направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности профессионального состава кадров территориальных таможенных органов.
Не соглашается с выводом суда о том, что материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда относится к выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в том понятии, в котором оно установлено Федеральным законом №79-ФЗ, Правилами №562, и полагает его основанным на неверном толковании и применении закона.
В решении суд указал, что при расчете компенсации при увольнении с федеральной гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа, компенсации за неиспользованный отпуск за счет средств материального стимулирования суд исходит из п.6,8 Правил №562, данный вывод не основан на законе и прямо противоречит положениям пунктов 6,8 Правил № 562.
В п.2 Правил № 562 установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 ст. 50 Федерального закона №79-ФЗ, в указанном пункте Правил №562, не предусмотрены.
Единовременное поощрение за квартал, выплачиваемое в порядке, установленном приказом ФТС России №1058, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, определенного ч.2,5 ст.50 Федерального закона №79-ФЗ, и не поименован в перечне выплат, учитываемых согласно правилам №562 при исчислении денежного содержания гражданского служащего на периоды нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, при увольнении с федеральной государственной гражданской службы с связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также в других случаях, предусмотренных правилами №562, поэтому оно не может учитываться при исчислении денежного содержания гражданских служащих таможенных органов в указанных случаях.
Таким образом, удовлетворяя требования истца, суд не мог исходить из положений п.6,8 Правил №562, ввиду того, что в перечне выплат, учитываемых в соответствии с Правилами №562, такая выплата как материальное стимулирование, не предусмотрена.
Суд неверно распределил бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Так в решении суда указано, что Кемеровской таможней в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что произведенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №238-14 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 №168/8 стимулирующие выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Как следует из правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 01.07.2019 №34-КГ19-2 от 22.07.2019 №34-КГ19-4, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу, с учетом заявленных требований о составе денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением, относится определение правовой природы, произведенных ФИО2 выплат в виде материального стимулирования.
Суд не учел, что при рассмотрении настоящего дела истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ документально не подтверждены требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, никаких доказательств, кроме ссылок на письмо Минфина России от 15.07.2014 №14-04-05-34482, истцом не приведено.
Вместе с тем Минфин России в своем письме от 15.01.2021 №14-03-03/1414, адресованном в Федеральную таможенную службу, сообщил, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не является гарантированной выплатой в структуре денежного содержания.
Более того, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд РФ) в своем письме от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 поддерживает позицию Минфина РФ, согласно которой при выплате средств материального стимулирования не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий, при исчислении денежного содержания в случаях, установленных Правилами №562, эти средства не учитываются.
Судом не опровергнуто, что выплата материального стимулирования произведена Томской таможней в виде единовременных поощрений, а не премий за выполнение особо важных и сложных заданий, очевидно, что указанные выплаты имеют разную правовую природу, премия за выполнение особо важных и сложных заданий входит в структуру денежного содержания, единовременное поощрение не входит, соответственно, произведенные таможенным органом в виде единовременного поощрения выплаты материального стимулирования не могут учитываться при расчете соответствующих компенсаций.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. Томского транспортного прокурора Кривошеин С.А. полагает решение суда законным и обоснованным, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований к его отмене не нашла.
Так, судом установлено, что приказом Томской таможни от 04.02.2013 № 54-к с 05.02.2013 советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса ФИО2 назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Томской таможни; ей установлен должностной оклад в размере /__/ руб., ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклад на период с 05.02.2013 по 31.02.2013, ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 120 % должностного оклада на период с 05.02.2013 по 31.03.2013, ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объем и важности выполняемых задач в размере двух должностных окладов на период с 05.02.2013 по 31.03.2013, ежемесячную премию за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 10 % денежного содержания с 05.02.2013 по 31.03.2013.
04.02.2013 между Томской таможней и ФИО2 заключен служебный контракт /__/, по которому ФИО2 взяла на себя обязательства, связанные с прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации, а представитель нанимателя обязался обеспечить гражданскому служащему прохождение государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации.
Согласно п. 2 служебного контракта от 04.02.2013 /__/ гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности главного государственного таможенного инспектора отдел таможенных процедур и таможенного контроля Томской таможни, учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Томской таможни.
Датой начала исполнения должностных обязанностей является 05.02.2013 (п.4).
В соответствии с п. 9 служебного контракта от 04.02.2013 /__/ гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб., месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере /__/ руб., ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере до 30 % оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90 % до 120 % оклада, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 0 до 15 % оклада, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до двух должностных окладов, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 11 служебного контракта от 04.02.2013 /__/ установлено, что гражданскому служащему устанавливается: ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями государственной гражданской службы Российской Федерации, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.10.2019 между Томской таможней ФИО2 заключено дополнительное соглашение № 3 о внесении изменений в служебный контракт 04.02.2013 /__/, в соответствии с которым ФИО2 установлен месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере /__/ руб., месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере /__/ руб.
Дополнительное соглашение от 10.10.2019 № 3 о внесении изменений в служебный контракт 04.02.2013 /__/ является неотъемлемой частью служебного контракта и вступает в силу с 01.10.2019.
Приказом Томской таможни от 27.05.2020 № 130-к ФИО2 с 30.06.2020 уволена с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с сокращением занимаемой ею должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
В соответствии с п. 2 приказа Томской таможни от 27.05.2020 № 130-к на отдел бухгалтерского учета и финансового мониторинга Томской таможни возложена обязанность произвести ФИО2: окончательный расчет по 30.06.2020, выплату компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; выплату компенсации за 21,33 календарных дней использованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 13.09.2019 по 30.06.2020; выплату единовременного пособия в размере 20 окладов месячного денежного содержания в соответствии с п.п. 4 п.10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».
При увольнении ФИО2 произведены следующие выплаты: окончательный расчет в размере /__/ руб., выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере /__/ руб., выплата компенсации за 21,33 календарных дней использованных ежегодного основного и дополнительного оплачиваемого отпусков за период работы с 13.09.2019 по 30.06.2020 в размере /__/ руб., выплата единовременного пособия в размере 20 окладов месячного содержания в соответствии с п.п. 4 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» в размере /__/ руб.
На основании приказа Федеральной таможенной службы от 26.12.2019 № 1970 Томская таможня прекратила деятельность 01.07.2020 путем реорганизации в форме присоединения к Кемеровской таможне.
Томский транспортный прокурор, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском, полагая, что при ее увольнении неверно произведен расчет, поскольку не были учтены произведенные выплаты материального стимулирования.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что произведенное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.04.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих.
Судебная коллегия с таким выводом и его обоснованностью согласилась.
Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере, соответственно, месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6 ст. 51).
В соответствии с п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, – в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, – в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, – в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, – в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.9).
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В соответствии со ст.ст. 50, 51 и 55 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» приказом ФТС России от 30.10.2006 N 1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации.
Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденный приказом ФТС России от 30.10.2006 N 1058, разработан в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации (далее соответственно - гражданские служащие, таможенные органы), уровня их ответственности по выполнению возложенных на таможенные органы задач и функций, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ).
Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.2).
Гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений: при поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, при присвоении почетных званий Российской Федерации и награждении знаками отличия Российской Федерации, при награждении орденами и медалями Российской Федерации, знаками особого отличия - медалью «Золотая Звезда» и золотой медалью «Герой Труда Российской Федерации»; при объявлении благодарности; при награждении Почетной грамотой ФТС России; при награждении ведомственными наградами Минфина России, нагрудными знаками и медалями ФТС России; в связи с праздничными днями и юбилейными датами (достижением 50-, 55-, 60- и 65-летнего возраста); за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа (структурного подразделения таможенного органа), инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) (п.9).
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных ч.ч.2,3 статьи 51 Федерального закона №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Таким образом, значение при разрешении заявленных требований имеет правовая природа произведенных в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" Постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. N 283-14 и от 17 февраля 2020 г. N 168-8 в 2019 и 2020 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, как следует из писем ФТС России начальникам региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России от 04.04.2019 №01-11/19998, от 01.04.2020 №01-11/18743 (т.1 л.д.206-210).
Приказами Федеральной таможенной службы России от 21 июня 2019 г. N 488-п (л.д.182), от 11 сентября 2019 г. N 1437 (л.д.187), от 3 декабря 2019 г. N 1836 (л.д.101), от 3 апреля 2020 г. N 359 (л.д.196), от 9 июня 2020 г. N 507 (л.д.201) утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 1 - 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года.
Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. N 1058.
Приказами Сибирского таможенного управления от 27.06.2019 № 229 (л.д.95), от 19.09.2019 № 249-П (л.д.98), от 11.12.2019 № 466 (л.д.101), от 08.04.2020 № 105-П (л.д.105), от 11.06.2020 № 181-П (л.д.109) в целях осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1, 2, 3, 4 квартале 2019 года, 1 квартале 2020 года в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14, от 17.02.2020 № 169-8, приказами ФТС России от 11.09.2019 №1437, от 21.06.2019 № 488-П, от 03.12.2019 № 1836, от 03.04.2020 № 359, от 09.06.2020 № 507, от 30.10.2006 № 1058 с изменениями внесенными приказом ФТС России от 31.07.2007 № 917, от 11.09.2017 № 1452, 13.06.2018 № 920, от 22.11.2018 № 1895, от 20.03.2017 № 421, с учетом итоговых (интегральных) оценок деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления утверждено распределение бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов СТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности в 1, 2, 3, 4 квартале 2019 года, 1 квартале 2020 года.
Приказами Томской таможни от 26.07.2019 № 54-П (л.д.59), от 25.09.2019 № 69-П (л.д.66), от 23.12.2019 № 101-П (л.д.73), от 27.04.2020 № 44-П (л.д.80), от 16.06.2020 № 67-П (л.д.87) в соответствии с п. 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений Федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 30.10.2016 № 1058 и приказами Сибирского таможенного управления от 27.06.2019 № 229, 19.09.2019 № 249-П, 11.12.2019 № 466, 08.04.2020 № 105-П, 11.06.2020 № 181-П установлен размер выплат в виде единовременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных должностным регламентом полномочий (задач и функций) федеральным государственным гражданским служащим таможни за 1, 2, 3, 4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года, в том числе ФИО2 за 1 квартал 2019 года в размере /__/ руб., 2 квартал 2019 года – /__/ руб., 3 квартал 2019 года – /__/ руб., 4 квартал 2019 года – /__/ руб., 1 квартал 2020 года – /__/ руб.
Издание приведенных выше приказов свидетельствует о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего. В связи с чем доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о незаконности решения суда в этой части не могут быть приняты во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерной ссылке суда первой инстанции на разъяснения Министерства финансов России от 15.07.2014 №14-04-05/34482, а также ссылка в апелляционной жалобе на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 №14-03-03/1414, письмо Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд РФ) от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 не могут быть приняты во внимание, поскольку на выводы судебной коллегии не влияют.
При установленных по делу обстоятельствах не может быть принят во внимание и довод апелляционной жалобы о неверном распределении судом бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, со ссылкой на вывод суда в решении о непредставлении ответчиком, вопреки ст. 56 ГПК РФ, доказательств тому, что произведенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 №238-14 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2020 №168/8 стимулирующие выплаты не подлежат включению в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Установив данные обстоятельства, правильно применив пункты 6,8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, суд произвел расчет, который, вопреки доводам апелляционной жалобы, признан судебной коллегией верным.
Что касается довода апелляционной жалобы о неверно исчисленном расчетном периоде, который, по мнению апеллянта, в данном случае должен составлять период с мая 2019 года по май 2020 года в силу пункта 8 Правил (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №562), он безоснователен.
Так, согласно пункту 8 приведенных Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пунктами «а»-«г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы, предшествующий период исчисляется исходя из календарных месяцев. Поскольку в данной ситуации, когда работник увольняется 30 июня 2020 года, день увольнения (30 июня) является для работника последним днем работы, он же- последним днем месяца, а потому включается в календарный месяц. Следовательно, июнь 2020 г. учитывается в расчетном периоде.
Довод апелляционной жалобы о неверном применении норм материального права при расчете спорных сумм со ссылкой на статью 139 Трудового кодекса Российской Федерации безоснователен, поскольку, как видно из дела, в порядке ст. 39 ГПК РФ процессуальным истцом 12.03.2021 поданы уточнения к исковому заявлению, где заявлено о применении при расчете взыскиваемых сумм положений постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 №562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (т.1 л.д.177). При осуществлении расчета суд первой инстанции руководствовался положениями названного постановления, а не положениями статьи 139 ТК РФ, как на то указано в апелляционной жалобе.
Иных правовых аргументов апелляционная жалоба не содержит. Решение суда первой инстанции является законным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 19 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кемеровской таможни ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи