Судья: Мелентьева Т.А. Дело № 33-98/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Худиной М.И.,
судей Шефер И.А., Емельяновой Ю.С.,
при секретаре Пензиной О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1, к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании ФИО1 неработающей одиноко проживающей пенсионеркой, признании за ней права на предоставление и получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы, в том числе за предыдущий период; возложении обязанности предоставить и выплачивать субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы с 01.03.2016 по 31.07.2016; признании недействующим решения ответчика о взыскании излишне выплаченной субсидии
по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Томска на решение Советского районного суда г. Томска от 20 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Худиной М.И., объяснения представителя процессуального истца ФИО2, истца ФИО1, поддержавших доводы жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя ответчика ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» ФИО3, судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г. Томска, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1, обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ»), в котором, уточнив исковые требования, просил признать ФИО1 неработающей одиноко проживающей пенсионеркой по старости по адресу: /__/, в том числе в период с 01.08.2014 по 29.02.2016; признать законным и обоснованным предоставление, выплату ответчиком ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» в период с 01.08.2014 по 29.02.2016; признать за ФИО1 право на предоставление и получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» в период с 01.08.2014 по 31.07.2016; возложить на ответчика обязанность предоставить и выплатить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности», начиная с 01.03.2016 по 31.07.2016; считать недействующим решение ответчика от 04.04.2016 №164 о взыскании с ФИО1 излишне выплаченной ей субсидии в сумме /__/ рублей /__/ коп. со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что ФИО1 на праве общей долевой собственности (160/430 доли) принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: /__/. С 2011 г. ФИО1 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности». С целью получения данной субсидии на очередной 6-месячный период с 01.02.2016 по 31.07.2016 ФИО1 20.01.2016 обратилась в ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» с соответствующим заявлением. 26.02.2016 в рамках рассмотрения указанного заявления ответчиком сделан запрос в ЖК «Квазар» с целью истребования информации о количестве зарегистрированных граждан в жилом помещении, расположенном по адресу: /__/. Согласно ответу, в данном жилом помещении зарегистрировано два лица: ФИО1 с 05.02.2009 и Щ. с 12.08.2014. На основании полученных данных ответчиком приняты решения: № 154 от 04.04.2016 о взыскании с истца переплаты за период с 01.08.2014 по 29.02.2016 и № 464 от 19.08.2016 о прекращении предоставления ФИО1 указанной субсидии, в период с 01.03.2016 по 31.07.2016 субсидия ФИО1 не выплачивалась. Между тем, фактически ФИО1 является одиноко проживающей неработающей пенсионеркой, Щ. зарегистрирован и вселен другим долевым собственником жилого помещения и к членам семьи ФИО1 не относится. Они ведут раздельное хозяйство, проживают в разных изолированных комнатах, у них раздельный бюджет.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Томска Семенченко А.С. и истец ФИО1 исковые требования поддержали по изложенным основаниям. Истец дополнительно пояснила, что в качестве члена своей семьи она Щ. не вселяла. Они проживают в разных комнатах, у них разный бюджет. За квартиру она оплачивает пропорционально своей доли, имеет выделенный лицевой счет для оплаты ЖКУ, свой электросчетчик и водосчетчик. Осуществляет оплату за квартиру, ЖКУ по отдельным платежным документам, которые приходят на каждого собственника, с указанием занимаемой ими площади. Председатель ЖК «Квазар» знал о том, что она проживает одна, поэтому ей всегда выдавались справки о том, что она одна зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении.
Представитель ответчика ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» ФИО4 с учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств считала исковое требование о признании ФИО1 неработающей одиноко проживающей пенсионеркой по старости по адресу: /__/, в том числе в период с 01.08.2014 по 29.02.2016, подлежащим удовлетворению. Остальные требования не признала, поскольку при рассмотрении документов, представленных ФИО1, у учреждения отсутствовала возможность определить, с кем, где и на каком основании проживает ФИО1
Обжалуемым решением иск прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 удовлетворен частично, ФИО1 признана неработающей одиноко проживающей пенсионеркой по старости по адресу: /__/, в том числе в период с 01.08.2014 по 29.02.2016, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора Советского района г. Томска Семенченко А.С. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять по делу новое решение об удовлетворении данных требований, в остальной части оставить решение без изменения.
Ссылаясь на пп. «е» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указывает, что разногласия по поводу отнесения граждан, зарегистрированных в жилом помещении с заявителем, к членам его семьи могут разрешаться между гражданами и уполномоченным органов в судебном порядке.
Установление того обстоятельства, что Щ., также зарегистрированный по месту жительства по адресу: /__/, не относится к членам семьи ФИО1, в том числе не относился к таковым в период, за который произведен перерасчет (с 01.08.2014 по 29.02.2016), являлось основанием для удовлетворения иска в полном объеме. Тот факт, что ответчик не мог придти к выводу о том, что Щ. не относится к членам семьи ФИО1 на дату принятия решения о прекращении выплаты и взыскания с истца перерасчета субсидии, значения для удовлетворения в полном объеме заявленных требований не имел.
В отзыве на апелляционное представление представитель ответчика ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» ФИО4 считает его доводы несостоятельными.
Обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 3-1 Постановления Администрации Томской области от 29.03.2006 года № 40а «Об обеспечении реализации прав граждан на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», неработающие одиноко проживающие пенсионеры по старости и/или инвалидности вправе претендовать на предоставление субсидии с применением льготной шкалы при условии отсутствия других граждан, зарегистрированных совместно с ними по месту жительства.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1, /__/ года рождения, является пенсионером по старости, проживает в квартире по адресу: /__/, зарегистрирована в ней по месту жительства с 05.02.2009.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 28.04.2010 ей принадлежит 160/430 доли в праве собственности на указанную двухкомнатную квартиру, общей площадью /__/ кв.м (л.д. 14).
Из материалов дела также следует, что с февраля 2011 года ФИО1 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением для расчета ее размера льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности».
В соответствии с подп. «а», «б», «в» п.8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе, копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства; документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленные за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Таким образом, для подтверждения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением для расчета ее размера льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» заявителю необходимо представить документы, подтверждающие, что он является неработающим одиноко проживающим пенсионером по старости/инвалидности.
Как следует из ответа ОГКУ «ЦСПН» от 28.04.2016, ФИО1 при обращении за назначением субсидии представляла справки о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, в которых было указано, что она в квартире зарегистрирована по месту жительства одна (до февраля 2014 года справки выдавались ООО «Мокрушинское», с июля 2014 года – ЖК «Квазар») (л.д. 20 – 21).
20.01.2016 ФИО1 вновь обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении указанной субсидии на новый шестимесячный срок (л.д. 77).
26.02.2016 в рамках рассмотрения указанного заявления ответчиком сделан запрос в ЖК «Квазар» с целью истребования информации о количестве зарегистрированных граждан в жилом помещении, расположенном по адресу: /__/. Согласно ответу ЖК «Квазар» от 09.03.2016 в данном жилом помещении зарегистрировано два лица: ФИО1 с 05.02.2009 и Щ. с 12.08.2014.
04.04.2016 ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» принято решение № 164 о взыскании с ФИО1 переплаты за период с 01.08.2014 по 29.02.2016 в размере 20 254 рублей 06 копеек на основании пункта 61 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №761 от 14.12.2005, в связи с предоставлением недостоверной информации о зарегистрированных лицах (л.д. 80), а также решение № 464 от 19.08.2016 о прекращении предоставления ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.03.2016 по 31.07.2016 по указанному выше основанию (л.д. 82).
Проверяя законность и обоснованность указанных решений, суд первой инстанции установил, что в квартире, расположенной по адресу: /__/, были произведены переустройство и перепланировка, которые узаконены в установленном порядке, что следует из решения приемочной комиссии от 03.02.2010, акта приемочной комиссии №18-н от 03.02.2010 (л.д. 16,17).
Как усматривается из плана квартиры, после перепланировки в ней фактически обустроены три отдельных жилых помещения (л.д. 19).
Из справки председателя Правления Жилищного кооператива «Квазар» №4 от 09.03.2016, направленной в ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ», квартира /__/ в доме по /__/ в /__/ находится в общей долевой собственности, перепланирована на три «малосемейных» квартиры, которые принадлежат собственникам, не являющимся родственниками: ФИО1 - доля в праве 160/430; Щ.- доля в праве 160/430; Ш.- доля в праве 110/430. Все указанные лица имеют самостоятельные лицевые счета. В квартире зарегистрированы ФИО1 и Щ. (отец собственника) (л.д. 22).
Из представленных истцом квитанций следует, что счета на оплату коммунальных услуг выставляются ФИО1 пропорционально ее доле в праве на квартиру на площадь 16 кв.м и количество проживающих -1.
Учитывая данные письменные доказательства, показания истца ФИО1, свидетеля Щ., подтвердившего, что его отец Щ. зарегистрирован с 12.08.2014 и проживает в указанной квартире в отдельной комнате, родственником или членом семьи истца не является, имеет отдельный лицевой счет, суд первой инстанции установил, что ФИО1 является неработающим одиноко проживающим пенсионером по старости и имеет право на субсидию указанной в иске категории, в том числе в период с 01.08.2014 по 29.02.2016. В данной части требований иск удовлетворен.
Данный вывод суда основан на установленных обстоятельствах и правильно примененных нормах материального права, несогласия с ним сторонами не заявлено.
Вместе с тем, в удовлетворении требований остальной части требований судом первой инстанции отказано, с чем судебная коллегия согласиться не может.
Отказывая в удовлетворении требований в остальной части иска, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии регистрации по месту жительства в квартире /__/, кроме истца также еще и Щ., истец должна была предоставить в ОГКУ «ЦСПН по оплате ЖКУ» решение суда, подтверждающее, что он не является членом ее семьи.
Судебная коллегия признает данный вывод не соответствующим действующему законодательству.
Так, согласно подп. «е» пункта 8 Правил №761, на который сослался суд первой инстанции, для получения субсидии заявителю необходимо представить в уполномоченный орган, в том числе, копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
Таким образом, указанная норма закрепляет, что копия судебного решения должна быть представлена заявителем с целью подтверждения признания лица членом его семьи в случае разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами. Обязанность заявителя представить судебный акт, подтверждающий, что проживающие с ним в одном жилом помещении лица не являются членами его семьи, данная норма не предусматривает, а потому неверно истолкована судом с учетом положений п. 10 Правил №761, согласно которому уполномоченный орган не вправе требовать от заявителя документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 Правил.
В соответствии с подпунктами «б» и «г» п.8.1 Правил №761 уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии: копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 8 настоящих Правил; документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.
Пунктом 8(2) Правил №761 предусмотрено, что заявитель вправе представить в уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 8(1) настоящих Правил, по собственной инициативе.
Согласно п.14 Правил №761 заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации (п.11 Правил №761).
Как следует из материалов дела, на запрос ОГКУ «ЦСПН ЖКУ» от ЖК «Казар» получена справка от 09.03.2016, не опровергающая, а подтверждающая сведения, предоставленные истцом при подаче заявления о назначении субсидии от 20.01.2016, о том, что истец ФИО1 проживает одна. В данной справке подробно указано на то, что Щ. проживает в указанной квартире в отдельной комнате, родственником или членом семьи истца не является, имеет отдельный лицевой счет.
Согласно подп. «в» п. 60 Правил №761 предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с п.43 указанных Правил №761 действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.
Учитывая, что судом первой инстанции установлено право ФИО1 на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» в период с 01.08.2014 по 29.02.2016; при этом оснований для прекращения выплаты субсидии у ответчика не имелось, поскольку при проверке заявления ФИО1 им получены сведения о том, что ФИО1 проживает одна, законных оснований для истребования у нее иных документов, подтверждающих, что Щ. членом ее семьи не является, у ответчика не имелось, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у истца имелось право на получение субсидии за период с 01.08.2014 по 31.07.2016, правовые основания для возврата выплаченной субсидии в размере /__/ руб. отсутствуют.
С учетом изложенного требования истца о признании законным и обоснованным предоставление, выплату ответчиком ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» в период с 01.08.2014 по 29.02.2016; признании за ФИО1 права на предоставление и получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» в период с 01.08.2014 по 31.07.2016; возложении на ответчика обязанности предоставить и выплатить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» с 01.03.2016 по 31.07.2016; считать недействующим решение ответчика от 04.04.2016 №164 о взыскании с ФИО1 излишне выплаченной ей субсидии в сумме /__/ рублей /__/ коп. со дня вступления решения суда в законную силу являются подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 20 октября 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к областному государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» о признании законным и обоснованным предоставление, выплату ответчиком ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» в период с 01.08.2014 по 29.02.2016; признании за ФИО1 права на предоставление и получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» в период с 01.08.2014 по 31.07.2016; возложении на ОГКУ «Центр социальной поддержки населения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» обязанности предоставить и выплатить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением льготной шкалы для категории граждан «неработающий одиноко проживающий пенсионер по старости/инвалидности» с 01.03.2016 по 31.07.2016; считать недействующим решение ответчика от 04.04.2016 №164 о взыскании с ФИО1 излишне выплаченной ей субсидии в сумме /__/ рублей /__/ коп. со дня вступления решения суда в законную силу, принять в данной части новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Председательствующий
Судьи: