НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 11.08.2023 № 33А-2901/2023

Судья Макаренко Н.О. Дело № 33а-2901/2023

УИД 70RS0001-01-2023-001114-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Бондаревой Н.А.,

судей Марисова А.М., Куцабовой А.А.,

при секретарях Вавилиной В.В., Степановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 2а-895/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Томской области к Сурде Елене Александровне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц

по апелляционной жалобе Сурды Елены Александровны на решение Ленинского районного суда г. Томска от 31 мая 2023 года,

заслушав доклад судьи Бондаревой Н.А., объяснения административного ответчика Сурды Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Томской области (сокращенное наименование – УФНС России по Томской области) обратилась в Ленинский районный суд г. Томска с административным иском к Сурде Е.А., в котором просило взыскать в пользу соответствующего бюджета задолженность в размере 100879,80 руб.,в том числе: налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, за 2021 год в размере 100874,81, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 4,99 руб. за период со 2 июля 2021 г. по 15 июля 2021 г.

В обоснование заявленных требований указало, что Сурда Е.А. с 10 марта 2010 г. поставлена на учет в качестве адвоката, соответственно, является плательщиком страховых взносов и налога на доходы физических лиц. За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год налоговым органом за каждый день просрочки исполнения обязанности по их уплате в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени.

Также Сурдой Е.А. 27 апреля 2022 г. в налоговой орган представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год, в которой отражены самостоятельно исчисленные ею суммы авансовых платежей: 29920 руб. - за 1 квартал 2021 года, 59576 руб. – за полугодие 2021 года, 33856 руб. – за 9 месяцев 2021 года, 14013 руб. – сумма налога к уменьшению за 2021 год.

С учетом уменьшения налоговым органом суммы авансового платежа за 9 месяцев 2021 года задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2021 год составила 109339 руб.

На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Сурде Е.А. направлены требования, в которые включены суммы задолженности. Так, в требование от 16 июля 2021 г. № 68994 включена сумма задолженности 4,99 руб. по пене на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период со 2 июля 2021 г. по 15 июля 2021 г., в требование от 19 июля 2022 г. № 54603 – в размере 109339 руб. по налогу на доходы физических лиц.

8 сентября 2022 г. вынесен судебный приказ о взыскании с Сурды Е.А. налоговой задолженности в сумме 100879,80 руб. (с учетом частичной оплаты задолженности), который определением мирового судьи от 26 сентября 2022 г. по заявлению административного ответчика отменен.

В судебное заседание представитель административного истца УФНС России по Томской области представила заявления об отказе от части исковых требований, настаивая на удовлетворении требований в части взыскания налога на доходы физических лиц за 2021 год в размере 19814,23 руб.

Определением суда от 31 мая 2023 г. принят отказ от административного иска в части требований о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 81060,58 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период со 2 июля 2021 г. по 15 июля 2021 г. в размере 4,99 руб., производство по делу в указанной части прекращено.

Административный ответчик Сурда Е.А. в судебном заседании против удовлетворения иска в оставшейся части возражала.

Решением Ленинского районного суда г. Томска от 31 мая 2023 г. административный иск удовлетворен; с Сурды Е.А. взыскана в пользу соответствующего бюджета задолженность по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, за 2021 год в размере 19814,23 руб., а также в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» взыскана государственная пошлина в размере 792,57 руб.

В апелляционной жалобе Сурда Е.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска.

В обоснование доводов указывает на своевременное исполнение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2021 год, ссылаясь на представленные в материалы дела платежные поручения, содержащие в себе реквизиты, позволяющие идентифицировать налоговый платеж.

На основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФНС России по Томской области, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, исследовав новые доказательства, приобщенные на основании статьи 63, части 1 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее положения Налогового кодекса Российской Федерации приведены в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) налоговые органы вправе предъявить в суд общей юрисдикции административный иск о взыскании недоимки.

С учетом вынесенного по делу определения, которым принят отказ от административного иска в части взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в сумме 81 060,58 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 4,99 руб. за период со 2 июля 2021 г. по 15 июля 2021 г. с прекращением производства по делу в данной части, предметом проверки судебной коллегии является разрешение требований административного истца о взыскании оставшейся суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 19814,23 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К числу таких плательщиков относятся, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой (пункт 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации). Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1). Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункт 5), то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6).

Пунктом 7 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (пункт 8 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов административного дела и не оспаривается сторонами, Сурда Е.А. с 10 марта 2010 г. поставлена на учет в налоговых органах в качестве адвоката.

27 апреля 2022 г. в налоговый орган Сурдой Е.А. подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2021 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в виде авансовых платежей составляет 109339 руб. (сумма авансового платежа за первый квартал 29920 руб., за полугодие – 59576 руб., за 9 месяцев – 33856 руб.), исходя из суммы налоговой базы для исчисления налога /__/ руб. Также указана сумма налога, подлежащая возврату из бюджета – 14013 руб.

Указанные суммы авансовых платежей (29920 руб. по сроку уплаты 26 апреля 2021 г.; 59576 руб. по сроку уплаты 26 июля 2021 г.; 19843 руб. по сроку уплаты 25 октября 2021 г. (33856 руб. – 14013 руб. = 19843 руб.) включены в требование от 19 июля 2022 г. № 54603 со сроком уплаты до 15 августа 2022 г.

Данное требование направлено административному ответчику посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика.

Удовлетворяя административный иск в части взыскания суммы недоимки по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве адвокатов, за 2021 год в размере 19814,23 руб., суд первой инстанции исходил из того, что Сурда Е.А. состоит на учете в налоговом органе в качестве адвоката, в связи с чем до 15 июля 2022 г. у нее имелась обязанность уплатить налог на доходы физически лиц за 2021 год в сумме, исчисленной ею самостоятельно в налоговой декларации; задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 19814,23 руб. на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции налогоплательщиком не оплачена. Денежные средства в размере 39370 руб., оплаченные по платежному поручению № 5 от 26 апреля 2021 г., правомерно распределены в счет уплаты задолженности по налогу на доходы физических лиц за предыдущие налоговые периоды. При этом общая сумма задолженности в размере 100874,81 руб. рассчитана нарастающим итогом с учетом внесенной 26 апреля 2021 г. оплаты налога на сумму 39370 руб. Денежные средства в размере 12000 руб., 7000 руб. и 21700 рублей, внесенные на основании платежных поручений № 12 от 6 августа 2021 г., № 12 от 26 октября 2021 г. и № 17 от 30 декабря 2021 г., не проступили в налоговый орган в связи с неверным указанием кода бюджетной классификации.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Выражая несогласие с действиями налогового органа по принудительному взысканию налога, административный ответчик ссылалась на исполнение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц за 2021 год в соответствии с платежными поручениями от 26 апреля 2021 г. № 5, от 6 августа 2021 г. № 12, от 26 октября 2021 г. № 12, от 30 декабря 2021 г. № 17, платежи по которым необоснованно, по ее мнению, не были учтены за 2021 г.

Согласно представленным платежным поручениям от 26 апреля 2021 г. № 5 на сумму 39370 руб. в поле «Назначение платежа» указано «НДФЛ за 2021 год (авансовый платеж по сроку 25 апреля 2021 г. за первый квартал 2021 г.)»., от 6 августа 2021 г. № 12 на сумму 12000 руб. – «Авансовый платеж НДФЛ за второй квартал 2021 год по сроку 15 июля 2021 г.»; от 26 октября 2021 г. № 12 на сумму 7000 руб. - «Авансовый платеж НДФЛ за третий квартал 2021 год по сроку 25 октября 2021 г.»; от 30 декабря 2021 г. № 17 на сумму 21700 руб. - «Авансовый платеж НДФЛ за третий квартал 2021 год по сроку 25 октября 2021 г. (доплата)».

При этом в платежном поручении от 26 апреля 2021 г. № 5 КБК указан /__/, в остальных – /__/.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу подпункта 1 пункта 3 данной статьи обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Как указано в подпункте 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным Банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

При обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» предусмотрено, что распоряжение клиента должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (далее - реквизиты перевода). Перечень реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, а также форма распоряжения клиента - физического лица для осуществления указанных платежей устанавливается Минфином России по согласованию с Банком России.

Платежные документы заполняются в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н (далее также - Правила).

В силу пункта 3 названных Правил распоряжение о переводе денежных средств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации. В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

В реквизите «104» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение КБК в соответствии с законодательством Российской Федерации, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом все знаки КБК одновременно не могут принимать значение ноль («0») (пункт 5 Правил).

В реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: «ТП» - платежи текущего года; «ЗД» - погашение задолженности, по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам, в том числе добровольное. В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах (пункт 7 Правил).

В реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: «ГД» - годовые платежи.

В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия.

Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02.

В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка («.»).

В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.

При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями («0»). Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты (пункт 8 Правил).

Из системного толкования приведенных выше нормативных положений следует, что налогоплательщик несет обязанность по своевременному перечислению в соответствующий бюджет налогов с указанием информации, идентифицирующей платеж, позволяющей налоговому органу правильно определить принадлежность платежа к тому или иному налоговому периоду.

Из представленного платежного поручения № 5 от 26 апреля 2021 г. следует, что административным ответчиком произведен авансовый платеж за первый квартал 2021 г. в размере 39370 руб. Названный платежный документ имеет все необходимые данные, позволяющие правильно идентифицировать указанный платеж, в том числе КБК /__/ - для уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся частной практикой.

Как следует из письменных пояснений налогового органа от 12 мая 2023 г., подтверждается карточкой расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц, платеж в размере 39370 руб. по платежному поручению от 26 апреля 2021 г. № 5 в счет погашения налога на доходы физических лиц за 2021 год не зачтен, а распределен в счет погашения недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2019-2020 годы.

Вместе с тем содержащаяся в платежном документе в соответствии с Правилами информация позволяет однозначно идентифицировать платеж, как авансовый платеж по НДФЛ за первый квартал 2021 г. В этой связи налоговой орган был обязан идентифицировать платеж в соответствии с содержащейся в платежном документе информацией, а не по своему усмотрению, как сделано в рассматриваемом случае.

Из письменных пояснений налогового органа, представленных в суд апелляционной инстанции, следует, что при частичном отказе административного истца от иска в связи с частичным погашением задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2021 год и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период со 2 июля 2021 г. по 15 июля 2021 г. были учтены платежи, произведенные административным ответчиком 20 января 2023 г. в размере 21455,81 руб. и 40990,77 руб., 24 апреля 2023 г. в размере 18585,23 руб. и 28,77 руб. При этом отмечено, что зачет сумм в счет погашения недоимки по НДФЛ за 2021 год обоснован Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым внесены изменения в положения Налогового кодекса Российской Федерации, которые вводят систему расчетов с бюджетом путем внесения единого налогового платежа с 1 января 2023 года. В соответствии пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент внесения административным ответчиком единого налогового платежа (20 января 2023 года в размере 62 446,58 рублей) принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы. Согласно сведениям Единого налогового счета налогоплательщика на основании пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации денежные средства в размере 81 060,58 руб. зачтены в счет погашения задолженности Сурды Е.А. по недоимкам с ранним моментом выявления, а именно в счет погашения уплаты НДФЛ за 2021 год: 21 455,81 руб. оплачено 20 января 2023 г., 40 990,77 руб. оплачено 20 января 2023 г., 18 585,23 руб. оплачено 24 апреля 2023 г., 28,77 руб. оплачено 24 апреля 2023 г. (расчет: 100 874,81 – 62 446,58 – 18 585,23 -28,77 = 19 814,23 руб.). Таким образом, с учетом сумм, внесенных налогоплательщиком в качестве единого налогового платежа, сальдо счета НДФЛ отрицательное 19 814,23 рублей.

Соответственно сумма, отраженная в представленном Сурдой Е.А. платежном документе от 26 апреля 2021 г. в размере 39370 руб., в счет погашения недоимки за 2021 г. не зачтена, что также подтверждается представленным административным истцом Единым налоговым счетом налогоплательщика.

Таким образом, из обстоятельств настоящего дела следует, что в соответствии с расчетом, представленным налоговым органом, сумма недоимки по НДФЛ за 2021 г. заявленная ко взысканию составила 19814,23 руб. В платежном поручении от 26 апреля 2021 г. № 5 административным ответчиком верно указан КБК, применяемый к налогу на доходы физических лиц, все реквизиты получателя платежа (наименование банка получателя, его БИК и номер счета, наименование самого получателя платежа, его счет), в поле «наименование платежа» указаны дополнительные сведения, позволяющие однозначно идентифицировать платеж, произведенный Сурдой Е.А., как авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц за 2021 год. Платеж совершен на сумму 39370 руб., что превышает сумму заявленной ко взысканию недоимки. При таких данных судебная коллегия пришла к выводу, что с учетом платежей, произведенных административным ответчиком в 2023 году и зачтенных налоговым органом в счет погашения задолженности по НДФЛ за 2021 г., а также с учетом платежа от 26 апреля 2021 г. на сумму 39370 руб., у административного ответчика на момент рассмотрения настоящего административного иска отсутствовала какая-либо задолженность по НДФЛ за 2021 г.

Злоупотребление налогоплательщиком своими правами в рассматриваемом случае не установлено.

В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения административного иска и взыскания с административного ответчика недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2021 год в размере 19814,23 руб. А потому решение суда подлежит отмене по основаниям пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Что касается платежей, произведенных административным ответчиком по платежным поручениям от 6 августа 2021 г. № 12 на сумму 12000 руб., от 26 октября 2021 г. № 12 на сумму 7000 руб., от 30 декабря 2021 г. № 17 на сумму 21700 руб., то они исходя из установленных обстоятельств не влияют на результат рассмотрения дела по существу.

Названные платежные поручения содержат в себе неверный КБК /__/, в связи с чем денежные средства по ним в счет погашения НДФЛ за 2021 г. зачтены не были и учтены как невыясненные/неклассифицированные платежи.

Из представленных УФНС России по Томской области в суд апелляционной инстанции документов следует, что поскольку налогоплательщик с заявлением об уточнении спорных платежей в порядке пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации не обратился, то налоговым органом самостоятельно приняты решения об уточнении платежей; платеж от 6 августа 2021 г. на сумму 12000 руб. отражен в карточке расчета с бюджетом как пеня по налогу на доходы физических лиц, платежи от 26 октября 2021 г. на сумму 7000 руб. и от 30 декабря 2021 г. на сумму 21700 руб. отражены в карточке расчета с бюджетом как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Учитывая, что названные решения налогового органа, а также вопросы наличия задолженности по пене по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не относятся к предмету рассмотрения по настоящему делу, судебная коллегия не входит в обсуждение законности соответствующих действий.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Томска от 31 мая 2023 года отменить; принять новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Томской области к Сурде Елене Александровне о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2021 год отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г. Томска.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение принято 25 августа 2023 года