НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 08.06.2022 № 33-1602/2022

Судья Бакулина Н.В. Дело № 33-1602/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Брагиной Л.А.,

судей Черных О.Г., Небера Ю.А.,

при секретаре Маслюковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционные жалобы ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области, истца Анисимова Виктора Владимировича на решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 года

по гражданскому делу № 2-848/2021 (УИД 70RS0008-01-2021-001162-48) по иску Анисимова Виктора Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой, специальный и северный стаж, назначении пенсии,

заслушав доклад судьи Черных О.Г.,

установила:

Анисимов В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (сокращенное наименование – ОПФР по Томской области), в котором просил признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с 29.09.1993 по 31.01.1994 - в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце), в том числе занятого на удалении золы в теплохозяйстве в/ч 14174, дислоцирующейся в г. Колпашево Томской области, в льготном исчислении с применением северного коэффициента 1,5; с 01.02.2008 по 31.12.2008 - в должности моториста цементировочного агрегата в ООО «ТрансСервис»; с 03.01.2015 по 30.11.2017, 01.01.2020 по 31.12.2020 - в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ»; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 31.10.2000 по 02.12.2000, с 19.01.2001 по 30.03.2001 - в должности водителя автомобиля на вывозке леса в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс» в льготном исчислении с применением северного коэффициента 1,5; возложить на ответчика обязанность включить периоды работы в страховой стаж и в северный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях» с 27.01.1995 по 31.01.1996 в АООТ «Тогурский лес»; с 17.09.1998 по 31.10.1998 - в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат», с 01.04.2003 по 06.04.2003 - в ООО «Кетский лесозавод», с 01.01.2020 по 31.12.2020 - в ООО «Сервисная компания ПНГ»; возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10.09.2020, а также взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб., по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указал, что 10.09.2020 обратился в УПФР в Колпашевском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Колпашевском районе №228312/20 от 21.10.2020 ему отказано в назначении льготной пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального и северного стажа. По подсчетам Пенсионного фонда страховой стаж на 31.12.2019 составил 25 лет 10 месяцев 11 дней, стаж за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - 18 лет 5 месяцев 2 дня, специальный стаж - 6 лет 6 месяцев 3 дня. Ответчиком в специальный стаж не включены периоды работы: с 29.09.1993 по 31.01.1994 в должности машиниста-кочегара теплохозяйства в/ч 14174, так как отсутствуют сведения о виде топлива, на котором работала котельная, а также о продолжительности отопительного сезона; с 31.10.2000 по 30.03.2001 в должности водителя автомобиля на вывозке леса в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат», так как в индивидуальном лицевом счете особые условия труда не отражены; с 01.02.2008 по 31.12.2008 в должности моториста цементировочного агрегата в ООО «ТрансСервис», так как в индивидуальном лицевом счете особые условия труда не отражены; с 03.01.2015 по 30.11.2017 в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ», так как в индивидуальном лицевом счете особые условия труда не отражены. Не включены в страховой и северный стаж периоды работы: с 27.01.1995 по 31.01.1996 в АООТ «Тогурский лес» в цехе № 12 в должности водителя пожарного автомобиля, так как наименование организации в оттиске печати при увольнении не поддается прочтению; с 17.09.1998 по 31.10.1998 в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат» в цехе № 12 в должности охранника, так как наименование организации в оттиске печати при увольнении не поддается прочтению, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица отсутствуют сведения о заработке за сентябрь и октябрь 1998 года; с 01.04.2003 по 06.04.2003 в ООО «Кетский лесозавод» в цехе № 1 в должности охранника, так как имел место отпуск без содержания. С решением ответчика истец не согласен.

Принимая во внимание, что на момент обращения за назначением пенсии он работал в ООО «СК ПНГ» в северных местностях и в тяжелых условиях труда, то северный стаж составил 20 лет 7 месяцев 18 дней, специальный по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (суммированный с работой на лесозаготовках) - 12 лет 8 месяцев 10 дней, 50 лет уже исполнилось. Сведения о работе в тяжелых условиях труда и в северной местности за полный 2020 год в лицевом счете имеются.

Определением Колпашевского городского суда Томской области от 27.09.2021 прекращено производство по делу по исковому заявлению Анисимова В.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в части требования о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 01.02.2008 по 31.12.2008 в должности моториста цементировочного агрегата в ООО «ТрансСервис», о включении в страховой и северный стаж периода работы с 27.01.1995 по 31.01.1996 в АООТ «Тогурский лес», с 17.09.1998 по 31.10.1998 в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат», с 01.04.2003 по 06.04.2003 в ООО «Кетский лесозавод», в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.

В судебном заседании представитель истца Анисимова В.В. Ячменева Г.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда РФ по Томской области Шапилова Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Анисимова В.В., представителей третьих лиц ООО «ТрансСервис», ООО «Сервисная компания ПНГ».

Обжалуемым решением суд на основании ст. 18, ст. 34, ст. 37, ст. 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков», ст. 88, ст. 94, ст. 98, ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования Анисимова В.В. удовлетворил частично (т. 2 л.д. 219-229). Постановлено:

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить Анисимову Виктору Владимировичу в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периоды работы с 29.09.1993 по 31.01.1994 в должности машиниста (кочегара) котельной в теплохозяйстве войсковой части 14174, с 03.01.2015 по 30.11.2017, с 01.01.2020 по 31.12.2020 в должности моториста цементно-пескосмесительного агрегата в ООО «СК ПНГ».

Период работы с 29.09.1993 по 31.01.1994 в должности машиниста (кочегара) котельной в теплохозяйстве войсковой части 14174, как имевший место до 01.01.2002, учесть Анисимову Виктору Владимировичу в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», в льготном порядке в полуторном размере.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области включить Анисимову Виктору Владимировичу в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по п. 6 ч. 1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» период работы с 01.01.2020 по 31.12.2020 в ООО «Сервисная компания ПНГ».

В удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 31.10.2000 по 02.12.2000, с 19.01.2001 по 30.03.2001 в должности водителя автомобиля на вывозке леса в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс», признании права и назначении досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 10 сентября 2020 года отказать.

С Государственного учреждения – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Томской области в пользу Анисимова Виктора Владимировича взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей, по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ОПФР по Томской области Щукова М.С. просит отменить решение суда в части возложения обязанности включить в страховой стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период работы с 01.01.2020 по 31.12.2020 в ООО «СК ПНГ»; в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400 – ФЗ, периоды работы с 03.01.2015 по 30.11.2017, с 01.01.2020 по 31.12.2020 в ООО «СК ПНГ» (т.3 л.д.2-3).

В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку Анисимов В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 12.02.1999, то весь его стаж после этой даты должен подтверждаться сведениями, содержащимися в выписке из индивидуального лицевого счета. Вместе с тем выпиской из индивидуального лицевого счета истца оспариваемые периоды работы не подтверждены. Так, период с 03.01.2015 по 30.11.2017 отражен без кода особых условий труда; информация о периоде с 01.01.2020 по 31.12.2020 вообще отсутствует на лицевом счете. Поскольку нет информации о периоде работы, следовательно, также нет информации о коде особых условий труда и коде территориальных условий труда. Считает, что суд не принял во внимание данные, отраженные в лицевом счете.

Отмечает, что в настоящее время страхователь, у которого в спорные периоды работал истец, не ликвидирован и его деятельность не прекращена. Вместе с тем корректировка сведений индивидуального (персонифицированного) учета о спорных периодах работы не произведена.

Указывает, что для включения периодов работы истца, имевших место после 1 января 2013 года, в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, необходимо одновременное выполнение двух условий: класс условий труда на рабочем месте истца должен соответствовать вредному или опасному классу, установленному по результату специальной оценки условий труда; страхователем должны производиться начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие вредный или опасный класс условий труда на рабочем месте истца, установленный по результату специальной оценки условий. Однако суд при отсутствии каких-либо доказательств и без проведения экспертизы условий труда установил, что условия труда на рабочем месте Анисимова В.В. относятся к вредным условиям труда.

В апелляционной жалобе истец Анисимов В.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить (т.3 л.д.47-48).

В обоснование доводов жалобы указывает, что периоды его работы в должности водителя автомобиля на вывозке леса с 31.10.2000 по 02.12.2000, с 19.01.2001 по 03.03.2001 в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат» вносились работодателем в Пенсионный фонд с кодом особых условий труда, однако в 2020 году указанные сведения оказались частичными. Ссылаясь на ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отмечает, что обязанность осуществлять контроль за правильностью предоставляемых страхователем сведений возложена на Пенсионный орган. Ссылаясь на ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что ответчик обязан наравне с истцом доказывать основания отсутствия данных сведений. Указывает, что в нарушение принципа состязательности и равноправия сторон суд необязал ответчика представить первоисточники сведений от работодателя по форме СЗВ-4-1, подтверждающие, что код в разделе «особые условия» не проставлен работодателем.

Выражает несогласие с тем, что суд первой инстанции, отказывая в назначении пенсии с даты подачи заявления в Пенсионный фонд, исходил только из смешанного стажа работы истца в размере 12 лет 6 месяцев. Указывает, что на дату обращения за назначением пенсии ему не хватало стажа в размере 1 мес. 18 дней. О том, что он мог подать заявление только за месяц до исполнения 51 года, ему разъяснено не было. Считает, что суд первой инстанции, придя к выводу о невозможности зачета некоторых периодов его работы в специальный стаж и отсутствии требуемого стажа на дату обращения в пенсионный орган, должен был назначить пенсию со дня возникновения права.

Отмечает, что судом не применены разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в Обзоре судебной практики № 2 от 30.06.2021.

Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников по делу, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Обоснованность решения суда в части удовлетворения иска о включениия Анисимову В.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 29.09.1993 по 31.01.1994 – в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце), в том числе занятого на удалении золы в теплохозяйстве в/ч 14174, дислоцирующейся в г. Колпашево Томской области, в льготном исчислении с применением северного коэффициента 1,5 сторонами в апелляционных жалобах под сомнение не ставится, поэтому в соответствии с п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебная коллегия проверку решения в этой части не осуществляет.

Как следует из дела, 10.09.2020 Анисимов В.В. обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) №228312/20 от 21.10.2020, с учетом изменений, внесенных решениями № 1200 от 08.09.2021 и № 1256 от 20.09.2021, Анисимову В.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.

Согласно решению № 1256 от 20.09.2021 продолжительность страхового стажа истца по состоянию на 31.12.2019 составила 26 лет 11 месяцев 29 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации 2-П от 29.01.2004 – 36 лет 1 месяц 17 дней, продолжительность стажа в районах Крайнего Севера - 16 лет 10 дней (продолжительность северного стажа исчислена по правилам п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), стаж на работах с тяжелыми условиями труда – 7 лет 5 месяцев 9 дней.

В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с решением суда в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях», периодов работы с 03.01.2015 по 30.11.2017, с 01.01.2020 по 31.12.2020; включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400 «О страховых пенсиях», периода работы с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Оснований не согласится с выводами суда в данной части у судебной коллегии не имеется.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Как следует из п. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, Колпашевский район Томской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

При установлении пенсии до 1 января 2002 года применялись нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Указанные нормы предусматривали льготное исчисление общего и специального трудового стажа при реализации права на пенсию.

При этом, согласно ст. 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", при подсчете трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера подлежат исчислению в полуторном размере (абз. 7).

В целях реализации ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством утверждено Постановление N 665 от 16.07.2014 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, которые применяются в настоящее время в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №5 "О порядке применения Списков", утвержденным Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

В соответствии с пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, в том числе, Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

Списком № 2, утвержденным постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, разделом XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", в подразделе 1 "Бурение" предусмотрены должности рабочих: мотористы цементировочных агрегатов (код позиции 2130100а-14754), мотористы цементно-пескосмесительных агрегатов (2130100а-14755).

При подсчёте страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьёй 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учёта (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган).

Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определённой должности на определённых работах и в местности, приравненной к Крайнему Северу в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а не пенсионного фонда, как ошибочно полагает истец в своей апелляционной жалобе.

Как следует из дела, Анисимов В.В. в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 12 февраля 1999 года.

Следовательно, периоды работы после его регистрации в качестве застрахованного лица должны подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, либо иными доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассматривая периоды его работы с 03.01.2015 по 30.11.2017, с 01.01.2020 по 31.12.2020 в должности моториста цементопескосмесительного агрегата в ООО «Сервисная Компания ПНГ», суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом представлены доказательства работы в тяжелых условий труда в спорные периоды, в связи с чем включил периоды в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», также о том, что период работы с 01.01.2020 по 31.12.2020 подлежит включению в стаж и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку в соответствии с положениями трудового договора место работы Анисимова В.В. поименовано в Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1029, факт работы подтвержден.

Трудовая книжка Анисимова В.В. содержит следующие записи о спорных периодах работы:

03.01.2015 – принят мотористом цементно-пескосмесительного агрегата в специализированную автоколонну вахтовым методом работы (приказ от 30.12.2014 №МГН 31); Томская область, г. Томск, Обособленное подразделение Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная Компания ПНГ» в г. Томск (ОП ООО «СК ПНГ» в г. Томск); местность, приравненная к районам Крайнего Севера;

01.09.2019 – переведен мотористом цементопескосмесительного агрегата в специализированную автоколонну, вахтовым методом работы (приказ от 30.08.2019 №ФЛ31).

Анисимов В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 12.02.1999.

Согласно данным о стаже Анисимова В.В., выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения о работе истца в спорный период с 03.01.2015 по 30.11.2017 отражены как работа в обычных условиях.

Сведения о работе Анисимова В.В. в спорный период с 01.01.2020 по 31.12.2020 не отражены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Учитывая, что работодателем индивидуальные сведения за спорные периоды работы истца с 03.01.2015 по 30.11.2017, представлены в Пенсионный фонд без кода льготных условий, сведения о периоде работы с 01.01.2020 по 31.12.2020 не представлены, в силу положений ст. 56 ГПК РФ на истце лежит обязанность доказать обратное.

Истцом в материалы дела представлены: трудовой договор № 2/15 от 30.12.2014, с учетом дополнительного соглашения от 30.12.2014, согласно которым местом работы Анисимова В.В. является ООО «СК ПНГ» обособленное подразделение в г. Мегион, расположенное по адресу: ХМАО-Югра, г. Мегион, ул. Сутормина, д. 16.

Согласно справкам № 8 от 18.10.2021 (т. 1 л.д.210, т. 2 л.д. 125-126), уточняющим особый характер работы или условия труда, выданным ООО «Сервисная Компания ПНГ», Анисимов В.В. в период с 03.01.2015 по 01.04.2018 работал полный рабочий день в Обособленном подразделении Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная Компания ПНГ» в г.Мегион, местность, приравненная к районам Крайнего Севера, в качестве моториста цементо-пескосмесительного агрегата. Условия и характер работ: транспортировка сухих тампонажных смесей до места проведения работ; принимает участие в подготовке специализированной техники и проведении работ по цементированию обсадных колонн, хвостовиков и установке цементных мостов. В период с 01.04.2018 по 01.09.2019 работал полный рабочий день в Филиале Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная Компания ПНГ» в г. Ноябрьске, район Крайнего Севера, в качестве моториста цементопескосмесительного агрегата. Условия и характер работ: транспортировка сухих тампонажных смесей до места проведения работ; принимает участие в подготовке специализированной техники и проведении работ по цементированию обсадных колонн, хвостовиков и установке цементных мостов. В период с 01.09.2019 по настоящее время работал полный рабочий день в Обособленном подразделении Общества с ограниченной ответственностью «Сервисная компания ПНГ» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в качестве моториста цементопескосмесительного агрегата. Условия и характер работ: транспортировка сухих тампонажных смесей до места проведения работ; принимает участие в подготовке специализированной техники и проведении работ по цементированию обсадных колонн, хвостовиков и установке цементных мостов. Отпуска без сохранения заработной платы, учебные отпуска не предоставлялись. Не зафиксировано работы в условиях сокращенного (неполного) рабочего дня, совместительства, неполной рабочей недели в связи с сокращением объемов производства. Период работы с 03.01.2015 относится к Списку № 2 раздел «Бурение скважин. Добыча нефти и газа», позиция 2130200а-14755, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Уплата страховых взносов по дополнительным тарифам за период с 03.01.2015 по 01.04.2018 не производилась. Работа производилась в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и в районе Крайнего Севера.

К ним приложены табели учета рабочего времени (т. 1 л.д.211-228, т. 2 л.д. 86-122), тарифно-квалификационная инструкция моториста цементопескосмесительного агрегата (т. 1 л.д. 229-230), журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда, промышленной и пожарной безопасности (т. 1 л.д.231-232), лицевые счета (т. 1 л.д.234-235), инструкция по охране труда для моториста цементо-пескосмесительного агрегата (т. 1 л.д. 236-238), расчетные листки, в которых отражена доплата за вредные условия труда (т. 1 л.д.239-250, т.2 л.д. 1-6, 51-86), личная карточка работника, в которой отражены отпуска за работу в РКС и ВТУ (т. 2 л.д. 7-9), приказы в отношении истца о приеме на работу, предоставлении отпусков (т. 2 л.д. 10-13)

Указанное согласуется со свидетельствами НОУ НПО «Учебный центр Стор» г.Нижневартовск, согласно которым 02.08.2011 и 09.09.2014 истец окончил обучение по профессии моториста цементнопескосмесительного агрегата 5 разряда и моториста цементировочного агрегата 6 разряда соответственно (т. 1 л.д. 87).

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, городской округ Мегион Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Апеллянт также считает, что спорные периоды работы не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку отсутствуют результаты специальной оценки условий труда, в связи с чем не подтверждено соответствие класса работ, выполняемых истцом, условиям труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Приходя к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения по доводам жалобы, судебная исходила из следующего.

В силу части 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Положения части 6 статьи 30 названного Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей в оспариваемые периоды). При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 1 января 2014 года (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению

Названная Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: 1)идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; 2)исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; 3) отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; 4) оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда (пункт 1 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 №33н).

Согласно пункту 1 части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ).

При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (пункт 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В рамках настоящего гражданского дела спорными являются периоды работы истца с 03.01.2015 по 30.11.2017, 01.01.2020 по 31.12.2020.

Частью 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» статья 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», регулировавшего вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017, дополнена частью 2.1, согласно которой для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: для опасного класса условий труда, подкласс 4 - 8 %, для вредного класса условий труда подкласс 3.4 - 7 % подкласс 3.3 - 6 %, подкласс 3.2 – 4 %, подкласс 3.1 – 2%, для допустимого класса условий труда подкласс 2 – 0 %, для оптимального класса условий труда подкласс 1 - 0 %.

В пункте 5 статьи 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ установлено, что результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ, а с 01.04.2019 - установленных пунктом 3 статьи 428 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.

Согласно пункту 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, каждое рабочее место должно было аттестоваться не реже одного раза в пять лет. С внесением в редакцию пункта 8 изменений от 12.12.2012 в отношении аттестации рабочих мест, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, данное требование не изменилось. Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Поскольку выяснение вопроса о специальной оценке условий труда является значимым обстоятельством по делу, суд апелляционной инстанции, устраняя недочеты суда первой инстанции, направил запрос в адрес ООО «Сервисная компания ПНГ» о предоставлении сведений, связанных с работой истца в условиях труда на рабочем месте по работе с соответствующим классом вредности или опасности, установленным по результатам специальной оценки условий труда.

По запросу суда от ООО «Сервисная компания ПНГ» поступили карты аттестации.

На основании карт специальной оценки условий труда № 1А-013-07.02.2020 от 17.03.2020, № 25 от 29.07.2016 общая оценка условий труда истца по степени вредности и (или) опасности производственной среды и трудового процесса составляла 3.1.

В пп.1.п.4 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ указано, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Довод жалобы о невозможности включения указанных периодов работы в специальный стаж в связи с тем, что в спорные периоды работодателем не производилось начисление и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам, подлежит отклонению.

Поскольку истец в спорные периоды с 03.01.2015 по 30.11.2017, 01.01.2020 по 31.12.2020 являлся занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, на условиях полного рабочего дня при полной рабочей неделе при осуществлении трудовой деятельности в качестве моториста цементо-пескосмесительного агрегата, его должность: моторист цементировочных агрегатов (код позиции 2130100а-14754), моторист цементно-пескосмесительных агрегатов (2130100а-14755) предусмотрена Списком № 2, то определение вредного класса условий труда (3.1), установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда, действительно порождало у работодателя обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам, равно как на отражение трудовой деятельности по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кода особых условий труда.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию. Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на пенсию.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.06.2007 № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Установив вышеуказанные факты работы истца в качестве моториста цементо-пескосмесительного агрегата, судебная коллегия приходит к выводу о том, что невыполнение работодателем обязанности по предоставлению сведений для индивидуального персонифицированного учета с указанием кода льготных условий, не уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований о включении периодов работы истца с 03.01.2015 по 30.11.2017, 01.01.2020 по 31.12.2020 в специальный стаж.

В апелляционной жалобе истец Анисимов В.В. выражает несогласие с не включением в специальный стаж периодов его работы в должности водителя автомобиля на вывозке леса с 31.10.2000 по 02.12.2000, с 19.01.2001 по 03.03.2001 в ОАО «Кетский лесопромышленный комбинат» в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 7).

Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 273 (далее - Список от 24 апреля 1992 года № 273).

Списком от 24 апреля 1992 г. № 273 предусмотрено, что право на досрочную пенсию имеют занятые непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве "водители автомобилей на вывозке леса".

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ, вопреки доводам апелляционной жалобы именно на истце лежит обязанность доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом первой инстанции бремя доказывания распределено верно по правилам ст. 56 ГПК РФ.

Как указывалось ранее, 12.02.1999 Анисимов В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица.

Согласно данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы истца с 31.10.2000 по 02.12.2000, с 19.01.2001 по 30.03.2001 в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс» работодателем отражены без указания кода льготных условий труда. Более того, работодатель отразил период работы истца в условиях труда, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, лишь с 03.12.2000 по 18.01.2001.

Трудовая книжка Анисимова В.В. содержит следующие записи о спорных периодах работы: ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс»:

31.10.2000 – принят водителем автомобиля II кл. на вывозке леса временно на зимний период (пр. 65-к от 30.10.2000);

30.03.2001 – уволен по собственному желанию, ст. 31 КЗоТ РФ (пр. № 18/к от 2.04.2001).

Анисимов В.В. имеет свидетельство об обучении по программе водители категории «Е» (составы, транспортных средств с тягачем, относящимся к категориям В,С и Д, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории) (том 1 л.д. 86).

Как следует из архивной справки МКУ «Архив» № 430/1 от 13.05.2021, имеются сведения о работе Анисимова В.В. в ОАО «Кетский ЛПК»: принять с 31 октября в цех №2 водителем автомобиля на вывозку леса второго класса (приказ о принятии №65 от 30 октября 2000 года), уволить водителя на вывозке леса с 30 марта 2001 года (приказ об увольнении №18 от 2 апреля 2001 года). В карточке - справке по заработной плате значится: декабрь 2000 год - 29 дней «вывоз.», январь 2001 года 18 д. «вывоз.». В приказах по личному составу и в личной карточке формы Т-2 сведений о нахождении Анисимова В.В. в отпусках без содержания, простоях и прогулах нет. Другие работники с фамилией, именем и отчеством Анисимов Виктор Владимирович в приказах по личному составу за указанный период не значатся. ОАО «Кетский ЛПК» находилось на территории Колпашевского района Томской области.

Иных доказательств истцом не представлено.

Таким образом, в отсутствие письменных доказательств, свидетельствующих о занятости истца в течение полного рабочего дня на работах в едином технологическом процессе лесозаготовок предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, при предоставлении работодателем в пенсионный орган по месту работы истца сведений, не оспоренных в установленном порядке, о характере осуществляемой работником трудовой деятельности без указания на соответствующий код льготы, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворения заявленных исковых требований Анисимова В.В. о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, периодов работы с 31.10.2000 по 02.12.2000, с 19.01.2001 по 30.03.2001 в ОАО «Кетский лесопромышленный комплекс».

Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований об обязании назначить Анисимову В.В. пенсию с 10.09.2020 по следующим основаниям.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Исходя из ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

В силу п. 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).

Как следует из дела, Анисимов В.В., /__/ года рождения, 10.09.2020 обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением ГУ – УПФ РФ в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) №228312/20 от 21.10.2020 Анисимову В.В. отказано в назначении льготной пенсии ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального и северного стажа.

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (вопрос №15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).

Доводы апелляционной жалобы о том, что Анисимову В.В. никто вышеуказанные положения закона не разъяснял, правового значения не имеют.

При этом судебная коллегия не соглашается с доводом апелляционной жалобы о неверном исчислении продолжительности специального стажа истца, поскольку периоды работы истца, составляющие его специальный стаж, в общем количестве 7 лет 5 месяцев 9 дней отражены в данных о стаже, исчисленном по состоянию на 31.12.2019 (л.д. 154-157). Истцом, как верно указано судом первой инстанции, при подсчете использованы данные о состоянии его индивидуального лицевого счета по состоянию на 01 июля 2021 года.

При таких обстоятельствах, требования истца о назначении ему досрочной страховой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 10.09.2020 подлежат оставлению без удовлетворения.

Таким образом, учитывая дату обращения Анисимова В.В. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста), дату вынесения решения ответчиком об отказе в назначении Анисимову В.В. пенсии (21.10.2020), наличие стажа, требуемого для назначения пенсии, оснований для удовлетворения требований о назначении страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ни с 10.09.2020 у суда не имелось.

На основании изложенного решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области, истца Анисимова Виктора Владимировича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: