Судья Шачнева А.А. Дело № 33-2039/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Руди О.В.,
судей Мурованной М.В., Черных О.Г.,
при секретаре Нетёсове И.М.,
помощник судьи К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело №2-259/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию
по апелляционным жалобам представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО2, представителя истца ФИО1 ФИО3 на решение Колпашевского городского суда Томской области от 09.04.2021,
заслушав доклад судьи Мурованной М.В.,
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) (далее – УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное)), в котором с учетом изменений требований просил признать право на досрочное назначение страховой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», работу в плавсоставе в Новоильинской РЭБ флота и в ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности рулевого-моториста на теплоходах, которые не относились к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения: полные навигации 1990 года, 1993 года, 1995 года, 2000 года; периоды работ по фактически отработанному времени вместе с оплачиваемыми отгулами за навигацию и очередными отпусками в льготном порядке в полуторном размере: с 14.07.1989 по 20.10.1989 - за навигацию в 1989 году, с 01.07.1991 по 17.09.1991, с 05.03.1992 по 20.06.1992 - за навигацию в 1991 году, с 01.08.1994 по 15.10.1994, с 24.11.1994 по 31.12.1994 - за навигацию в 1994 году; обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», работу в плавсоставе в Новоильинской РЭБ флота и ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности кочегара теплоходов ББ-3 и ББ-27, работающих на жидком топливе, относящихся к служебно-вспомогательному флоту, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения): с 15.09.1992 по 09.11.1992, 02.12.1992, 05.01.1993, с 01.03.1993 по 23.03.1993 - неполная навигация вместе с оплачиваемыми отгулами в льготном порядке в полуторном размере; 2 полных календарных года работы за полные навигации в 1996 и 1997 годах в льготном порядке в полуторном размере; с 06.05.1998 по 22.09.1998, с 11.11.1998 по 29.12.1998 - неполная навигация вместе с оплачиваемым очередным отпуском за 1998 год в льготном порядке в полуторном размере; с 19.10.1999 по 18.11.1999 – неполная навигация в 1999 году в льготном порядке в полуторном размере; обязать включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце), в том числе занятого на удалении золы, в паросиловой котельной с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 05.01.2001 по 14.03.2001 - в льготном порядке в полуторном размере, с 11.01.2002 по 26.04.2002 - в календарном порядке; обязать назначить ему страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 09.03.2019, а также возместить расходы на оплату услуг представителя и юридических услуг в сумме 30000 руб., на нотариальное заверение доверенности в размере 1200 руб. и на уплату государственной пошлины в сумме 300 руб.
В обоснование исковых требований указал, что 12.02.2019 обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, проработавшему не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе и в тяжелых условиях труда. Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 11.03.2019 №37225/19 в назначении льготной пенсии отказано в связи с отсутствием стажа необходимой продолжительности, в стаж на соответствующих видах работ включены 3 года 8 месяцев 15 дней. Полагал указанное решение незаконным, так как представленные документы с достоверностью свидетельствуют о работе в плавсоставе и в тяжелых условиях труда. Считал, что продолжительность его специального стажа в плавсоставе и в тяжелых условиях труда на момент обращения за назначением пенсии составила 14 лет 6 месяцев 21 день, в связи с чем имелись основания для назначения пенсии с 09.03.2019, то есть по достижении возраста 50 лет.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 ФИО3 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО4 в судебном заседании иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1
Обжалуемым решением суда первой инстанции исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», включены периоды работы в Новоильинской РЭБ флота и в ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности рулевого-моториста с 14.07.1989 по 20.10.1989, с 01.07.1991 по 17.09.1991, с 05.03.1992 по 20.06.1992, с 01.08.1994 по 15.10.1994, с 24.11.1994 по 31.12.1994 - по фактически отработанному времени вместе с оплачиваемыми отгулами за навигацию и очередными отпусками с исчислением их в льготном порядке в полуторном размере, а также как полные навигационные периоды - 1990 год, 1993 год, 1995 год; в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», включены периоды работы в Новоильинской РЭБ флота и ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце), в том числе занятого на удалении золы, в паросиловой котельной с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 05.01.2001 по 14.03.2001, с 11.01.2002 по 26.04.2002 с учетом льготного исчисления периодов до 01.01.2002. В удовлетворении иска ФИО1 в остальной части отказано. С УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) в пользу истца в счет возмещения судебных расходов на уплату государственной пошлины взыскано 300 руб., на оплату услуг представителя - 10000 руб., юридических услуг - 5000 руб., на нотариальное удостоверение доверенности - 1200 руб.
В апелляционной жалобе представитель ответчика УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО2 просит решение суда в части возложения на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 05.01.2001 по 14.03.2001, с 11.01.2002 по 26.04.2002 в Новоильинской РЭБ флота и ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце) отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование указывает, что обязательным условием для назначения страховой пенсии по старости по Списку №2 машинисту (кочегару) котельной (на угле и сланце), в том числе занятому на удалении золы, является обслуживание котлов, работающих на твердом топливе (угле или сланце). Отмечает, что из представленных в материалы дела доказательств не следует, что ФИО1 обслуживал котел, работавший на твердом топливе. Полагает, что сделать вывод о работе истца кочегаром котельной на твердом топливе (угле или сланце) на основании описания технических характеристик парового котла типа Е-1/9, водогрейного котла HP-18 невозможно, так как указанные типы котлов могут работать как на угле, так и на ином виде топлива. Обращает внимание, что выпиской из индивидуального лицевого счета ФИО1 оспариваемый период работы не подтвержден. Просит снизить сумму судебных расходов пропорционально той части исковых требований, которые удовлетворены судом и не являются спорными.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 ФИО3 просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять в указанной части новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование указывает, что суд первой инстанции неправомерно не применил правила суммирования периодов работы с тяжелыми условиями труда с периодами работы в плавсоставе к положению о снижении пенсионного возраста при наличии не менее половины стажа работы в тяжелых условиях труда. Выражает несогласие с выводом суда об отказе во включении в специальный стаж периода работы в плавсоставе в должности рулевого-моториста на теплоходе СП-5 полную навигацию в 2000 году и в должности кочегара на теплоходах ББ-3, ББ-27, работающих на жидком топливе, относящихся к служебно-вспомогательному флоту, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), и в назначении пенсии с уменьшением возраста. При оценке пенсионных прав истца в связи с работой на нефтебункеровочных станциях суд не применил Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, в соответствии со статьей 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1992 №467, который предусматривает право на назначение пенсии за выслугу лет рабочим и специалистам всех видов работ (профессий и должностей), работающим на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, в том числе на нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях.
В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) представитель истца ФИО1 ФИО3 просит решение суда в части удовлетворения исковых требований оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с ч.3-5 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 12.02.2019 истец ФИО1, /__/ года рождения, обратился в УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 11.03.2019 №37225/19 в досрочном назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Пенсионным органом установлено, что на дату обращения страховой стаж ФИО1 составил 30 лет 17 дней, стаж в районах, приравненных к районам Крайнего Севера – 25 лет 6 месяцев 1 день, стаж в должностях, относящихся к Списку №2, отсутствует, стаж в плавсоставе – 3 года 8 месяцев 15 дней (периоды 26.04.1990 - 30.06.1990, 24.04.1991 - 30.06.1991, 10.05.1993 - 30.09.1993, 04.06.1994 -31.07.1994, 24.04.1995 - 30.09.1995, 21.05.1999 - 23.05.1999 учтены как работа в плавсоставе до 2002 года в полуторном размере; периоды 11.05.2004 - 12.12.2004, 29.04.2016 -12.07.2016, 01.08.2016 - 31.08.2016, 01.10.2016 - 31.10.2016, 04.11.2016 - 06.11.2016, 26.04.2017 - 12.05.2017, 15.05.2017 - 31.10.2017, 03.11.2017 - 31.12.2017, 01.01.2018 - 14.02.2018, 03.05.2018 - 31.08.2018, 16.09.2018 - 06.11.2018 учтены как работа в плавсоставе по фактической продолжительности).
При подсчете специального стажа пенсионным органом не учтены: как работа в плавсоставе периоды в 1989 году, с 01.07.1990, с 01.07.1991, с 01.08.1994, так как отсутствуют сведения об окончании навигации; периоды работы в должностях, относящихся к плавсоставу, в 1992 году, 1999 году, 2000 году, 2001 году, 2002 году, 2003 году, поскольку теплоходы, на которых работал ФИО1, относились к служебно-вспомогательному флоту; как работа по Списку №2 периоды с 18.03.1997 по 17.03.1997, с 22.04.1997 по 24.04.1997, с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 11.03.2000 по 21.04.2000, с 05.01.2001 по 14.03.2001 и с 11.01.2002 по 26.04.2002 в качестве кочегара (кочегара-машиниста) в паросиловой, периоды работы в качестве кочегара - матроса в 1996 году, 1997 году, 1998 году, так как данные должности не предусмотрены Списком №2 от 26.01.1991. Кроме того, в специальный стаж не включены периоды неоплачиваемых отгулов 15.01.1996 - 13.04.1996, 11.11.1996 - 24.01.1997, 06.01.1998 - 18.03.1998, 05.01.1999 - 15.01.1999, 08.01.2003 - 20.05.2003, а также периоды межнавигационных отпусков 24.03.1993 - 25.04.1993, 15.04.1996 - 06.05.1996, отпуска без сохранения заработной платы.
Ссылаясь на незаконность решения УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) от 11.03.2019 №37225/19 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что в спорные периоды с 14.07.1989 по 20.10.1989, с 01.07.1991 по 17.09.1991, с 05.03.1992 по 20.06.1992, с 01.08.1994 по 15.10.1994, с 24.11.1994 по 31.12.1994, а также в полные навигационные периоды 1990 года, 1993 года, 1995 года истец работал в Новоильинской РЭБ флота и в ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности рулевого - моториста, относящейся к плавсоставу, был закреплен за конкретными судами, не относящимися к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, в связи с чем указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Суд пришел к выводу о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы истца в Новоильинской РЭБ флота и ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце), в том числе занятого на удалении золы, в паросиловой котельной с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 05.01.2001 по 14.03.2001, с 11.01.2002 по 26.04.2002 с учетом льготного исчисления периодов до 01.01.2002. Заявленные ФИО1 требования в остальной части суд признал недоказанными, основанными на неправильном толковании норм материального права и отказал в их удовлетворении. Поскольку на день достижения возраста 50 лет 08.03.2019 у истца отсутствовал специальный стаж необходимой продолжительности, суд не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 09.03.2019.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) направлены на несогласие с выводом суда о включении в специальный стаж истца в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 05.01.2001 по 14.03.2001, с 11.01.2002 по 26.04.2002 в Новоильинской РЭБ флота и ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце), однако о незаконности обжалуемого решения не свидетельствуют.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно ч.1 ст. 4 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч.1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае работой в плавсоставе судов морского и речного флота). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пп.1-10 и 16-18 ч.1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В силу ч.2 ст. 30 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 данного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В подп. «б» п. 1 указанного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, с 01.01.1992 применяется Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В Списке №2 в разделе XXХIII «Общие профессии» предусмотрена должность машиниста (кочегара) котельной (на угле и сланце), в том числе занятого на удалении золы (код 23200000-13786).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, которые применяются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 % рабочего времени.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Истец ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11.02.1999.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, условия труда и постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, должны подтверждаться справками, а также иными документами, выдаваемыми работодателями. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы по профессии и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом первой инстанции дана верная оценка архивным справкам от 26.11.2018 №1400/1, 1400/2 и 1400/3, выданным муниципальным казенным учреждением «Архив» на основании первичных документов работодателя Новоильинской РЭБ флота, филиала АООТ (ОАО) ЗСРП «Колпашевский речной порт», которыми подтверждается полная занятость истца в периоды с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 05.01.2001 по 14.03.2001, с 11.01.2002 по 26.04.2002 в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле или сланце).
Довод апелляционной жалобы УПФР в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) о недоказанности работы истца в котельной на твердом топливе (угле или сланце) опровергается материалами дела.
Так, истцом представлены не только письменные доказательства эксплуатации Новоильинской РЭБ флота ЗСРП «Колпашевский речпорт» в спорный период паровых котлов Е-1/9, водогрейного котла НР-18, а также технических характеристик данного оборудования, свидетельствующих о возможности его работы на угле, но и приказы работодателя Новоильинской РЭБ флота ЗСРП «Колпашевский речпорт» за 1993-2001 гг., содержащие сведения о необходимости оборудования парокотельной ПГУ циклоном для улавливания золы углей, об объявлении рабочих дней для обеспечения постоянного наличия угля в паросиловой, необходимости буртования угля в паросиловой.
Оценив указанные письменные доказательства в совокупности по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в периоды с 01.04.1998 по 05.05.1998, с 23.09.1998 по 10.11.1998, с 30.12.1998 по 31.12.1998, с 16.01.1999 по 21.04.1999, с 05.01.2001 по 14.03.2001, с 11.01.2002 по 26.04.2002 истец работал в Новоильинской РЭБ флота ЗСРП «Колпашевский речпорт» в должности машиниста (кочегара) котельной на твердом топливе (угле), в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание, что к требованиям неимущественного характера, а также имущественным требованиям, не подлежащим оценке, правило о пропорциональном распределении судебных расходов не применяется, ссылка в апелляционной жалобе представителя ответчика на снижение суммы подлежащих возмещению судебных расходов истца пропорционально той части исковых требований, которые удовлетворены судом, не может быть признана состоятельной.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца сводятся к несогласию с решением суда в части отказа в удовлетворении иска, однако о неправильном применении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Из п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516, следует, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Следует также учитывать, что в соответствии с п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 №1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 06.10.1992), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Согласно правовой позиции, приведенной в п. 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2007, в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам плавающего состава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), подлежит включению весь период их занятости на указанных судах, независимо от места нахождения судна (находится ли судно в рейсе либо стоит в порту).
Исходя из буквального толкования подп.9 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (аналогичная норма содержится в п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
Таким образом, по смыслу приведенных норм и их разъяснений, на ФИО1, обратившегося в суд с соответствующим иском, возложено бремя доказывания того, что занимаемые им должности относились к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Как видно из материалов дела, судом первой инстанции на основании исследования трудовой книжки истца и уточняющих архивных справок установлено, что приказами Новоильинской РЭБ флота ЗСРП «Колпашевский речпорт» «О переводе команд на навигационное положение» т/х СП-5 предписано с 22.04.2000 приступить к вооружению судна, срок вооружения 6 суток, моторист - рулевой ФИО1; с 30.10.2000 по 16.01.2001 мотористу - рулевому т/х СП-5 ФИО1 предоставлены отгулы за навигацию 2000 года 63 рабочих дня, с 17.01.2001 по 09.03.2001 – отпуск за рабочий период 44 рабочих дня.
Между тем согласно архивной справке от 26.11.2018 №1400/2 приказом Филиала ОАО «ЗСРП» Северный Колпашевский речной порт (правопреемник Новоильинской РЭБ флота, Филиала АООТ ЗСРП «Колпашевский речной порт») №67 от 05.05.2000 по раскреплению флота по линиям работы на навигацию 2000 года предусмотрено осуществление т/х СП-5 перевозок на речной переправе, линия – Колпашевский порт, подраздел – пассажирский и служебно-вспомогательный флот, раздел – транзитный флот.
Следовательно, занимаемая истцом в 2000 году должность моториста -рулевого относится к плавсоставу, однако судно т/х СП-5, на котором работал истец в период навигации 2000 года, являлось служебно-вспомогательным, портовым, постоянно работающим в акватории порта на речной переправе.
При таких обстоятельствах суд верно признал обоснованным решение пенсионного органа в части отказа во включении данного периода в специальный стаж по п.9 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», допускающему работу в плавсоставе на судах речного флота за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а указание работодателем в индивидуальных сведениях о трудовом стаже истца за 2000 год кода особых условий труда ЗП12И произвольным, не основанным на первичных документах (приказах) и прямо противоречащим вышеприведенным требованиям закона.
Оснований не соглашаться с выводом суда об отказе во включении в специальный стаж по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы истца в должности ученика кочегара, кочегара - матроса теплоходов ББ-3 и ББ-27, работающих на жидком топливе, у судебной коллегии также не имеется.
Так, в Списке №2 в подразделе 3 «Морской и речной флот» раздела XXVIII «Транспорт» в плавающий состав (п. 1) включена машинная команда судов служебно - вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно - разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), в частности, кочегары судов, работающих на жидком топливе (код 23003010-13156), однако должности ученика кочегара и кочегара - матроса в указанном подразделе Списка №2 не предусмотрены.
Принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства полной занятости в спорные периоды с 15.09.1992 по 09.11.1992, 02.12.1992, 05.01.1993, с 01.03.1993 по 23.03.1993, полные навигации в 1996 и 1997 годах, с 06.05.1998 по 22.09.1998, с 11.11.1998 по 29.12.1998, с 19.10.1999 по 18.11.1999 в должности кочегара теплоходов ББ-3 и ББ-27, работающих на жидком топливе, относящихся к служебно-вспомогательному флоту, постоянно работающих в акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения), при этом подтверждение характера и особых условий работы свидетельскими показаниями не допускается, суд пришел к правильному выводу об отказе в учете указанных периодов работы в специальный стаж по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Вопреки доводам апелляционной жалобы, должность кочегара - матроса теплохода ББ-3 указана не только в трудовой книжке истца, но и в первичных документах (приказах) работодателя, которые согласно архивным справкам содержат сведения о выполнении истцом работы в спорные периоды в должностях ученика кочегара, кочегара - матроса теплоходов ББ-3 и ББ-27.
Ссылка в апелляционной жалобе представителя истца на работу с тяжелыми условиями труда на нефтебункеровочных станциях независимо от занимаемой должности основана на неправильном толковании Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, в соответствии со статьей 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1992 №467, которым предусмотрено право на назначение пенсии за выслугу лет рабочим и специалистам всех видов работ (профессий и должностей), работающим на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, в том числе на нефтеперекачивающих, нефтебункеровочных и зачистных станциях, в соответствии с п.12 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Вместе с тем требований о включении спорных периодов работы в специальный стаж по п.12 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» истцом в рамках настоящего спора не заявлено, применение Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, в соответствии со статьей 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1992 №467, при определении специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», законом не предусмотрено.
Довод апелляционной жалобы представителя истца о необходимости применения правил суммирования периодов работы с тяжелыми условиями труда с периодами работы в плавсоставе со снижением пенсионного возраста при наличии не менее половины стажа работы с тяжелыми условиями труда также основан на ошибочном толковании норм материального права.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы от 11.07.2002 №516 при досрочном назначении пенсии может производиться суммирование периодов работ в порядке, предусмотренном п. 3 указанных Правил.
В основу суммирования положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и стажу на соответствующих видах работ и присоединения большей льготы к меньшей льготе (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
В силу абзаца третьего п. 3 Правил исчисления периодов работы от 11.07.2002 №516 суммирование периодов работ, указанных в п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона.
В абзаце первом подп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Таким образом, п. 3 Правил исчисления периодов работы от 11.07.2002 №516 допускает суммирование периода работы с тяжелыми условиями труда (подп.2 п. 2) с периодами работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (подп.9 п. 2), если в результате такого суммирования стаж для мужчин составит не менее 12 лет 6 месяцев.
Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о досрочном назначении пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа не применяется в силу прямого указания на это в абзаце третьем п. 3 Правил исчисления периодов работы от 11.07.2002 №516.
Аналогичная правовая позиция приведена в определениях Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2020 №88-16152/2020, от 02.06.2020 №88-9790/2020.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» возможно суммирование периодов работы, только если в результате такого суммирования специальный стаж составит 12 лет 6 месяцев, является правильным, а доводы апелляционной жалобы в данной части необоснованными.
Поскольку судом установлено и не оспаривается в апелляционной жалобе, что в случае суммирования специального стажа истца с учетом периодов работы, включенных в специальный стаж пенсионным органом и судом, продолжительность такого стажа составит менее 12 лет 6 месяцев, оснований не соглашаться с выводом суда об отказе в удовлетворении иска в части требования о досрочном назначении страховой пенсии по старости у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Колпашевского городского суда Томской области от 09.04.2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпашевском районе Томской области (межрайонное) ФИО2, представителя истца ФИО1 ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: