НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 02.04.2021 № 33А-561/2021

Судья Желтковская Я.В. Дело №33а-561/2021

УИД 70RS0001-01-2020-000061-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 апреля 2021г.

Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе

председательствующего Простомолотова О.В.,

судей Куцабовой А.А, Кулинченко Ю.В.

при секретарях Степановой А.В., Климашевской Т.Г.,

помощнике судьи Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело №2а-358/2020 по административному иску Хоменко Игоря Васильевича о признании незаконными налогового уведомления межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Томской области, действий этого налогового органа по исчислению земельного налога и перерасчету земельного налога, а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Томской области по жалобе на действия налогового органа

по апелляционной жалобе Хоменко Игоря Васильевича на решение Кировского районного суда г.Томска от 13 февраля 2020 г.,

заслушав доклад судьи Куцабовой А.А., объяснения представителя административного истца Шульги А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей административных ответчиков Водолазова М.Н., Хайкина Р.А. относительно доводов жалобы,

установила:

Хоменко И.В. обратился в Кировский районный суд г.Томска с административным иском о признании незаконными

действий межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Томской области (далее– МИФНС России №8 по Томской области) по исчислению земельного налога за 2017 год и перерасчету земельного налога за 2015-2016 годы с использованием коэффициента «4», предусмотренного абзацем вторым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/;

налогового уведомления №11080692 от 23 июня 2018г. в части исчисления земельного налога за 2017 год и перерасчета земельного налога за 2015, 2016 годы;

решения Управления Федеральной налоговой службы по Томской области (сокращенное наименование- УФНС по Томской области) №260 от 11 октября 2019г.;

а также о возложении на административные органы обязанности по устранению данных нарушений.

В обоснование указано, что Хоменко И.В. является собственником перечисленных выше земельных участков, в связи с чем 23 июня 2018г. налоговым органом ему направлено налоговое уведомление №11080692 об уплате 522621 рубля в счет земельного налога за 2017 год и 783936рублей в качестве доплаты земельного налога за 2015, 2016годы; приведенные суммы получены в результате необоснованного применения налоговым органом повышающего коэффициента; решением Управления ФНС по Томской области №260 от 11 октября 2019г. жалоба ХоменкоИ.В. на оспариваемые действия МИФНС России №8 по Томской области оставлена без удовлетворения.

В судебное заседание Хоменко И.В., извещенный надлежащим образом, не явился.

Представитель административного истца требования поддержал; представители административных ответчиков административный иск не признали.

Решением Кировского районного суда г.Томска от 13 февраля 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель Хоменко И.В. Шульга А.Н. просил решение суда отменить, указав в обоснование жалобы, что решение налогового органа о применении при начислении налога коэффициента «4» не соответствует абзацу второму пункта 15 статьи 396, подпункту 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации; вывод суда о неприменении писем Министерства финансов России не соответствует действующему законодательству.

В возражениях представители административных ответчиков просили оставить решение суда без изменения.

Апелляционным определением Томского областного суда от 28 августа 2020 г. решение в части отказа в удовлетворении требований Хоменко И.В. о признании незаконными действий межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Томской области по исчислению земельного налога за 2017 год, перерасчету земельного налога за 2015 год, 2016 год с использованием коэффициента, предусмотренного абзацем вторым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, а также в части отказа в признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Томской области №260 от 11 октября 2019г. отменено; принято в этой части новое решение, которым перечисленные требования удовлетворены; в остальной части решение суда оставлено без изменения.

Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 28 августа 2020 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель административного истца указывает, что из представленных в материалы дела документов следует, что налоговому органу с 2012 года было известно об изменении вида разрешенного использования земельных участков. Действовавшее на момент внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о категории и виде разрешенного использования земельных участков законодательство (15 декабря 2010 г.) устанавливало, что перевод земельного участка из одной категории в другую не является приобретением, что исключает применение коэффициента «4» к земельным участкам административного истца. Налоговый орган обязан руководствоваться письмом Минфина РФ №03-05-04-02/29850 от 26 июля 2013 г. Применение коэффициента «4» возможно после применения коэффициента «2».

Относительно доводов дополнений к апелляционной жалобе представителем МИФНС России № 8 по Томской области поданы возражения, согласно которым у налогового органа имелись основания для применения повышающего коэффициента «4», поскольку земельные участки Хоменко И.В. имеют вид разрешенного использования «для жилищного строительства», объекты жилищного строительства на указанных участках на сегодняшний день не зарегистрированы. Перерасчет земельного налога произведен в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Руководствуясь частью 1 статьи 307, частями 3 и 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заслушав мнение участников процесса, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к которым относятся рассматриваемые правоотношения.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6 и статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 данного Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 указанной статьи.

В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Как следует из материалов дела, с 2007 года Хоменко И.В. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, имеющими вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Администрации Томской области № 1045-ра от 06.12.2010 на основании заключения Администрации Зоркальцевского сельского поселения Томского района Томской области от 19.10.2010 № 08-02-974, заявления Хоменко И.В. земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ включены в границы населенного пункта /__/ с изменением вида разрешенного использования указанных земельных участков (для сельскохозяйственного назначения) на другой вид разрешенного использования – для жилищного строительства.

Согласно выпискам из ЕГРН от 05.02.2020 для земельных участков с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/ установлен вид разрешенного использования – для жилищного строительства; сведения об объектах капитального строительства на земельных участках отсутствуют.

Из ответа Управления Росреестра по Томской области от 24.02.2021 №10-01667/21 следует, что сведения о виде разрешенного использования спорных земельных участков - для жилищного строительства, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.12.2010 на основании распоряжения Администрации Томской области от 06.12.2010 № 1045-ра. Указанные сведения переданы в налоговый орган в составе годовой выгрузки за 2010 год.

Согласно данным программного комплекса ФНС России сведения об изменении вида разрешенного использования в отношении земельных участков Хоменко И.В. добавлены налоговым органом в картотеку 11.03.2011.

В ответе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 18.03.2021 № 01-21/2241 указано, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объектов недвижимости (спорные земельные участки) в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 13.11.2007 № 176а по состоянию на 06.12.2010 составила 75020 руб.; в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 24.12.2008 № 262а с 15.12.2010 – 5210480 руб.; в соответствии с приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 14.11.2014 № 134 с 10.12.2014 – 4839100 руб.; по состоянию на 31.12.2017 кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости составила – 4839100 руб.

Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области Хоменко И.В. направлено налоговое уведомление № 11080692 от 23.06.2018 о необходимости уплаты земельного налога за 2017 год в размере 522621 руб., доплаты земельного налога за 2015, 2016 годы в размере 783936 руб. (земельные участки с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/); при этом налоговая база (кадастровая стоимость) в отношении земельных участков с указанными кадастровыми номерами определена в размере 4839100,00 руб.

Решением Управления ФНС по Томской области №260 от 11 октября 2019г. жалоба Хоменко И.В. на оспариваемые действия МИФНС России №8 по Томской области оставлена без удовлетворения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий МИФНС России № 8 по Томской области по исчислению земельного налога за 2017 год и перерасчету земельного налога за 2015-2016 годы с использованием коэффициента «4», а также решения Управления ФНС России по Томской области № 260 от 11 октября 2019 г., исходил из того, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 июля 2013 г. № 03-05-04-02/29850 не является обязательным и не подлежит применению, а позиция Министерства финансов Российской Федерации, выраженная в разъяснениях последнего по тем или иным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, включая письма конкретным налогоплательщикам, не должна восприниматься как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений. При этом суд пришел к выводу о том, что разъяснения Министерства финансов Российской Федерации не являются нормативными правовыми актами, и данное министерство не может обеспечить соответствие неофициально опубликованной информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.

Приведенные выводы основаны на неправильном применении норм налогового законодательства.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога; в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам; форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении каждого земельного участка налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база по земельному налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно Положению «О земельном налоге» на территории муниципального образования «Зоркальцевское сельское поселение», утвержденного решением Совета Зоркальцевского сельского поселения Томского района от 27.07.2016 № 23, налоговая ставка устанавливается в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земель в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) (п. 2.1.1).

Статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности расчета земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства.

На основании пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1, 5 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» переход земельных участков из одной категории в другую осуществляется путем подачи соответствующего ходатайства самим заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, либо может происходить по инициативе исполнительных органов власти или органов местного самоуправления без согласия правообладателей земельных участков, в целях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей, либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции 2004 года, установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции от 19.07.2011, установлено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, в связи с изменением их категории.

Таким образом, до 19.07.2011 перевод земли считался состоявшимся с момента регистрации, а после указанной даты с момента государственного кадастрового учета.

Как указано выше, сведения о виде разрешенного использования спорных земельных участков - для жилищного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15.12.2010 на основании распоряжения Администрации Томской области от 06.12.2010 № 1045-ра, в связи с чем с этого момента у налогоплательщика возникло право на использование земельных участков для жилищного строительства.

При этом в соответствии ст. 70 Земельным кодексом Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи (определения рыночной стоимости земельного участка).

Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил № 316).

В соответствии с п. 2.3.2 названных Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

При этом кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости (абз. 2 п. 2.6 Методических указаний).

Таким образом, исходя из положений указанных нормативных актов определение кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его вида разрешенного использования осуществляется непосредственно при проведении государственного учета изменения вида разрешенного использования.

Действовавшее в спорный период законодательство предъявляло определенные требования к порядку изменения характеристик земельных участков и учета этих изменений для использования земельных участков, в том числе, для осуществления жилищного строительства.

С учетом принципа актуальности и непрерывности сведений государственного кадастра недвижимости, в случае изменения вида разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка считается измененной с момента внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости сведений о новом виде разрешенного использования.

Поскольку государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налоговой базой используемой для исчисления земельного налога (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Однако, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 26 июля 2013 г. № 03-05-04-02/29850 применение повышающего коэффициента должно осуществляться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены (предоставлены) и права на которые зарегистрированы только начиная с 1 января 2008 года. При этом внесение в государственный кадастр недвижимости изменений относительно категории земли и (или) вида разрешенного использования земельного участка, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, сопровождается выдачей правообладателю этого земельного участка нового свидетельства о государственной регистрации права, без повторной регистрации права на данный земельный участок. В случае приобретения налогоплательщиком до 1 января 2008г. в собственность земельного участка с видом разрешенного использования, например, «для сельскохозяйственного производства» и изменения после 1 января 2008г. вида разрешенного использования на предусматривающий жилищное строительство без смены правообладателя земельного участка, повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 указанного Кодекса, не применяется.

Аналогичная позиция изложена в ряде иных писем Министерства финансов Российской Федерации (от 30 октября 2017г. №03-05-04-02/71392, от 19 мая 2008г. №03-05-04-02/32, от 20 августа 2018г. №03-05-05-02/58718).

С учетом приведенных разъяснений уполномоченного органа применение повышающего коэффициента не может быть обусловлено внесением в государственный кадастр недвижимости изменений, не связанных со сменой правообладателя земельного участка, приобретенного до 1 января 2008г., при этом условием для применения при исчислении земельного налога указанного коэффициента является государственная регистрация права собственности на земельный участок в период до 1 января 2008 года с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство, что в рассматриваемом случае судебной коллегией не установлено.

Как указано выше, спорные земельные участки принадлежат административному истцу на праве собственности с 2007 года, с видом разрешенного использования на момент регистрации права собственности - для сельскохозяйственного назначения, что исключает законность позиции налогового органа о наличии оснований для исчисления в отношении них земельного налога за 2017 год, перерасчета земельного налога за 2015 год, за 2016 год с использованием коэффициента, предусмотренного абзацем вторым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом судебная коллегия учитывает, что на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 названного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

В соответствии с положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (пп. 1 и 2, пп. 5.6 и 6.3), Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации; к полномочиям Федеральной налоговой службы как федерального органа исполнительной власти уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и находящегося в ведении Министерства финансов Российской Федерации отнесено информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, разъяснение вопросов, отнесенных к сфере деятельности данного органа.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № 6-П отмечено, что не исключается право Федеральной налоговой службы принимать акты информационно-разъяснительного характера для обеспечения единообразного применения налогового законодательства налоговыми органами на всей территории Российской Федерации.

В силу принципа ведомственной субординации территориальные налоговые органы обязаны в правоотношениях с налогоплательщиками руководствоваться исходящими от Федеральной налоговой службы разъяснениями норм налогового законодательства - такие акты опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц налоговых органов приобретают, по сути, обязательный характер и для неопределенного круга налогоплательщиков (данная позиция нашла отражение в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020)» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020).

Таким образом, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26 июля 2013 г. № 03-05-04-02/29850 является обязательным для применения нижестоящими налоговыми органами в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, учитывая и указание на необходимость доведения его до нижестоящих налоговых органов. Оснований, которые бы исключали возможность применения позиции уполномоченного органа в указанном письме, судебной коллегией не установлено.

Доводы административных ответчиков об ином смысле положений пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.

При этом судебная коллегия учитывает, что пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено, что действие пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства после вступления в силу Федерального закона № 141-ФЗ.

Федеральный закон № 141-ФЗ вступил в силу с 01.01.2005.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» внесено изменение в пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Федеральный закон № 216-ФЗ вступил в силу с 01.01.2008.

Однако данные положения закона не противоречат разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации в письме от 26 июля 2013 г. №03-05-04-02/29850, поскольку регламентируют применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, которые приобретены на условиях осуществления на них жилищного строительства, что в данном случае место не имело.

По аналогичному основанию судебная коллегия не принимает во внимание и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые даны в п. 8 постановления от 23.07.2009 № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Согласно ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (абз. 1 п. 1); жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (абз. 2 п. 1).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ст. 139).

Согласно материалам дела 10.10.2018 Хоменко И.В. обратился в Межрайонную ИФНС России № 8 по Томской области с просьбой разъяснить обоснованность исчисления земельного налога за 2015-2017 года с учетом повышающего коэффициента.

26.10.2018 Межрайонной ИФНС № 8 по Томской области дан ответ на обращение Хоменко И.В., из которого следует, что исчисление земельного налога за 2017 год, перерасчет налога за 2015, 2016 годы с учетом применения коэффициента 4, предусмотренного абз. 2 п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, произведены правомерно. Поскольку в собственности Хоменко И.В. находятся земельные участки с видом разрешенного использования – для жилищного строительства, в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, исчисление суммы налога произведено с учетом коэффициента «4» в соответствии с абз. 2 п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

17.09.2019 Хоменко И.В. обратился в УФНС России по Томской области с жалобой на действия Межрайонной ИФНС России № 8 по Томской области, выразившейся в неправомерном начислении земельного налога за 2017 год, перерасчете налога за 2015, 2016 годы с учетом применения повышающего коэффициента.

Решением УФНС по Томской области № 260 от 11.10.2019 жалоба Хоменко И.В. на действия инспекции по применению при расчете земельного налога за 2017 год, перерасчете налога за 2015, 2016 годы коэффициента «4», предусмотренного абз. 2 п. 15 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, оставлена без удовлетворения.

Изложенные выводы судебной коллегии в части наличия оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий МИФНС России №8 по Томской области по исчислению земельного налога за 2017 год и перерасчету земельного налога за 2015 год, 2016 год с использованием коэффициента, предусмотренного абзацем вторым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса в отношении вышеназванных земельных участков, свидетельствуют о незаконности решения Управления Федеральной налоговой службы по Томской области № 260 от 11 октября 2019 года, поскольку указанное решение налогового органа не соответствует положениям действующего правового регулирования и нарушает права административного истца, что составляет необходимую совокупность условий для принятия положительного решения в отношении данного требования.

Поскольку при исчислении земельного налога за 2017 год и перерасчете земельного налога за 2015 год, 2016 год в отношении указанных земельных участков налоговым органом применен коэффициент, предусмотренный абзацем вторым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса, незаконным является и налоговое уведомление № 11080692 от 23 июня 2018 года межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области в части исчисления земельного налога за 2017 год, перерасчета земельного налога за 2015, 2016 годы по налоговому уведомлению № 4034343 в рамках ОКТМО.

При этом судебная коллегия учитывает, что обжалуемые решения приняты в пределах полномочий налогового органа, срок обращения в суд административным истцом соблюден, что сторонами спора не оспаривалось.

В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Допущенное нарушение норм материального права повлияло на исход дела, поскольку повлекло за собой нарушение прав Хоменко И.В. в сфере налоговых правоотношений. Без устранения допущенных нарушений восстановление прав административного истца, обязанного в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации платить законно установленные налоги и сборы, невозможно, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене и принимает в данной части новое решение об удовлетворении административного иска.

Вместе с тем отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о возложении на МИФНС России №8 по Томской области обязанности по устранению последствий неправильного расчета задолженности, поскольку с учетом принятого решения по требованиям по исчислению земельного налога и перерасчету земельного налога за спорные периоды налоговый орган направит налогоплательщику налоговое уведомление с расчетом земельного налога согласно позиции, изложенной в настоящем определении.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, апелляционная инстанция

определила:

решение Кировского районного суда г.Томска от 13 февраля 2020г. отменить в части признания незаконными действий налогового органа по исчислению земельного налога и перерасчету земельного налога, а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Томской области по жалобе на действия налогового органа.

Принять по делу в указанной части новое решение об удовлетворении требований административного истца Хоменко Игоря Васильевича.

Признать незаконными действия межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Томской области по:

исчислению земельного налога за 2017 год;

перерасчету земельного налога за 2015 год, за 2016 год с использованием коэффициента, предусмотренного абзацем вторым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/, /__/;

признать незаконным налоговое уведомление № 11080692 от 23 июня 2018 года межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Томской области в части исчисления земельного налога за 2017 год, перерасчета земельного налога за 2015, 2016 годы по налоговому уведомлению № 4034343 в рамках ОКТМО;

признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Томской области № 260 от 11 октября 2019 года.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Хоменко Игоря Васильевича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г.Томска.

Председательствующий

Судьи