НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Томского областного суда (Томская область) от 01.11.2019 № 2-384/19

Судья Ольховская ЕВ Дело № 2-384/2019

Дело № 33-3396/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 ноября 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Брагиной ЛА,

судей Миркиной ЕИ, Уваровой ВВ,

при секретаре Пензиной ОС

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску Морозовой Галины Петровны к страховому акционерному обществу «ВСК», страховому публичному акционерному обществу «Ингосстрах» о возложении обязанности внести в АИС РА достоверные сведения на водителя о количествах страховых выплат и произвести корректировку значения КБМ, признании водительского класса, взыскании компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе истца Морозовой Галины Петровны на решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Брагиной ЛА (помощник судьи К.), представителя истца Морозова ДН, действующего на основании доверенности от 09.11.2018, действительной в течение 10 лет, настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Морозова ГП обратилась в суд с иском к страховому акционерному обществу «ВСК» (далее – САО «ВСК»), страховому публичному акционерному обществу «Ингосстрах» (далее – СПАО «Ингосстрах»), в котором, с учетом уточнения требований, просила обязать ответчиков внести в АИС РСА достоверные сведения на водителя Морозову ГП о количествах страховых выплат, признать за водителем Морозовой ГП по договору ОСАГО серии ЕЕЕ /__/ от 28.06.2018 на начало срока страхования «пятый» водительский класс, обязать произвести корректировку значения КБМ, изменив с 1,55 на 0,9, и направить данную информацию в АИС Российского Союза Автостраховщиков, взыскать солидарно компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. В обоснование заявленных требований указала, что истец имеет на праве собственности автомобиль TOYOTA PASSO, г/н /__/. Данный автомобиль был застрахован по полису ОСАГО серии ЕЕЕ /__/ в САО «ВСК» Томский филиал, период действия договора - с 28.06.2017 по 27.06.2018. По данному договору полностью оплачена страховая премия. При страховании по указанному договору истцу был установлен коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ), равный 0,95. 23.08.2018 Морозова ГП, управляя своим автомобилем на перекрестке ул. Ленина и ул. Челюскина г. Колпашево Томской области, попала в ДТП, виновником которого был водитель автомобиля ВАЗ 21074, г/н /__/, П., гражданская ответственность которого застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» по полису серии ХХХ /__/. По факту данного ДТП Морозова ГП обращалась в САО «ВСК» с заявлением о прямом возмещении убытков и ей была произведена страховая выплата. Больше она в период действия данного договора, а также ни ранее, ни позже в ДТП не попадала. По истечении действия договора серии ЕЕЕ /__/ Морозова ГП 28.06.2018 заключила новый договор ОСАГО в ООО «НСГ «РОСЭНЕРГО», где ей поставили значение КБМ равный 0,9. Так как Морозова ГП управляет автомобилем с 2014 года, то ей в ООО «НСГ «РОСЭНЕРГО» посоветовали написать заявление на восстановление скидок. В ответ на поданное истцом заявление ей было сообщено, что по сведений АИС РСА КБМ Морозовой ГП равен 1,55, в связи с чем истцу необходимо произвести доплату страховой премии. На официальном сайте РСА Морозова ГП узнала, что информацию о страховых случаях и значения КБМ выставляют страховые компании, в которых был ранее застрахован водитель. В связи с чем Морозова ГП написала заявление в САО «ВСК», в котором просила проверить обоснованность применения к ней как к водителю значения КБМ - 1,55 и произвести его корректировку. Однако в ответ получила отказ с указанием, что истец может обратиться с заявлением в РСА. Из ответа РСА, в котором имеется противоречивая информация, изложенная в таблице, следует, что водитель Морозова ГП ранее трижды была застрахована в САО «ВСК» по договорам ЕЕЕ /__/, ЕЕЕ /__/, ССС /__/ и в настоящее время застрахована в ООО «НСГ «РОСЭНЕРГО» по договору ЕЕЕ /__/, однако далее по тексту следует, что Морозова ГП была застрахована в СПАО «Ингострах» по договору СТС /__/. Кроме того, в данном ответе, указанном в таблице, имеется информация о том, что в отношении водителя Морозовой ГП дважды проводились страховые выплаты: по ДТП от 22.12.2014 по договору ССС /__/; по ДТП от 08.01.2017 по договору ЕЕЕ /__/, страхователь САО «ВСК». При этом сведения о том, что Морозова ГП была застрахована по договору ЕЕЕ /__/, в данной таблице отсутствуют. Указанные сведения опровергаются справкой, выданной ОГИБДД ОМВД РФ по Колпашевскому району УМВД России по Томской области, согласно которой Морозова ГП в период с 01.01.2014 по 26.10.2018 участником ДТП не являлась, следовательно, страховые выплаты производиться не должны были. По договорам страхования ССС /__/, заключенного с САО «ВСК», и ЕЕЕ /__/, заключенного с СПАО «Ингосстрах», Морозова ГП как водитель застрахована не была, а была застрахована как собственник транспортных средств ЗИЛ и ГАЗ по договорам с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению, данные договоры прекратили свое действие более чем за один год до даты заключения договора страхования ЕЕЕ /__/ от 28.06.2018. Количество страховых выплат и значение КБМ влияет на размер страховой премии при заключении договора страхования, а представление САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах» в АИС РСА недостоверных сведений привело к незаконному и необоснованному увеличению значения КМБ до 1,55 в отношении водителя Морозовой ГП. Таким образом, в АИС РСА содержится информация, не соответствующая действительности, которую незаконно внесли страховая компания САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах».

В судебном заседании представитель истца Морозов ДН заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, дополнительных пояснений не имел.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Морозовой ГП, представителей ответчиков САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, ООО «НСГ «Росэнерго» Томский филиал, Российского Союза Автостраховщиков, Центрального Банка Российской Федерации (Банк России).

Обжалуемым решением суд, руководствуясь ст. 936 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 1, 4, 8, 9, п. 10.1 ст.15, 30 Федерального закона Российской Федерации от 25.04.2002 № 40 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2.1 Положения о Правилах ОСАГО, утвержденных Банком России от 19.09.2014 № 431-П, п. 2-10 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России № 3384-У, исковые требования Морозовой ГП оставил без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца Морозов ДН просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом сделан неверный вывод о том, что страховщиками САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах» правильно применены значения КБМ, в результате чего истцу установлен класс страхования, равный первому, ввиду того, что она является владельцем автомобилей ГАЗ и ЗИЛ. Указанный вывод суда противоречит положениям законодательства, поскольку страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при предоставлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования. Из сведений, представленных САО «ВСК» в РСА, следует, что договор серии ССС /__/ был заключен 08.11.2014 сроком действия до 07.11.2015, следовательно, после окончания срока действия данного договора прошло более одного года. Полагает, что судом не был исследован и оценен довод истца о том, что по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре. При отсутствии сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре, собственнику такого транспортного средства присваивается класс «3». Учитывая тот факт, что в исковом заявлении Морозова ГП просила установить класс страхования в отношении не собственника транспортных средств ГАЗ и ЗИЛ, а водителя транспортного средства TOYOTA PASSO, то к ней не должен применяться класс страхования на основании страховых выплат по данным транспортным средствам.

В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть жалобу в отсутствие сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не явившихся в зал суда.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы (п. 1, 2 ст. 927 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). По договору имущественного страхования может быть, в частности, застрахован риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности (ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена (п. 1 ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами (п. 1 ст. 935 того же Кодекса).

Пунктом 1 ст. 936 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

В силу части 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (пункт 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО).

Согласно п. 1 ст. 5 данного Закона порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации в правилах обязательного страхования.

Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-11 с изменениями и дополнениями от 24 мая 2015 г., 14 ноября 2016 г., 6 апреля 2017 г., утвержден порядок заключения договора обязательного страхования.

При заключении договора обязательного страхования страховщик проверяет соответствие представленных страхователем сведений о страховании и сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. При выявлении несоответствия между представленными страхователем сведениями и информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и (или) в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, страховщик заключает договор обязательного страхования исходя из представленных страхователем сведений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Морозовой ГП на основании свидетельства о регистрации транспортного средства /__/ от 18.06.2016 принадлежит на праве собственности автомобиль Toyota Passo, г/н /__/.

28.06.2018 между ООО «НСГ – РОСЭНЕРГО» и Морозовой ГП заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ЕЕЕ /__/, согласно которому был застрахован автомобиль Toyota Passo, срок страхования - с 28.06.2018 по 27.06.2019, лицом допущенным к управлению транспортным средством, указана Морозова ГП (КБМ = 0,9), уплачена страховая премия в сумме 3699,14 руб.

Как следует из письма ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО» № 444/2018 от 06.07.2018, Морозовой ГП рекомендовано обратиться к страховому агенту и доплатить 2649,93 руб. за полис ОСАГО, поскольку при расчете размера страховой премии был неверно применен коэффициент КБМ, поскольку в АИС РСА была некорректно отражена информация о предыдущем договоре страхования. По уточненным данным при заключении договора страхования подлежала уплате страховая премия с применением класса страхования 1 (КБМ -1,55).

12.07.2018 Морозова ГП обратилась с заявлением в САО «ВСК», в котором просила перепроверить информацию, представленную САО «ВСК» в РСА (Российский Союз Автостраховщиков), и внести соответствующие изменения, поскольку виновником ДТП никогда не была, попадала в ДТП 23.03.2018, по которому была признана потерпевшей.

Из ответа САО «ВСК» от 07.08.2018 № 00-86-03-43/9308 следует, что по указанным в заявлении истца обстоятельствам была проведена проверка, по результатам которой установлено отсутствие правовых оснований для корректировки класса страхования и осуществления перерасчета страховой премии по договору ОСАГО ЕЕЕ /__/ (срок действия - с 28.06.2016 по 27.06.2017), поскольку при заключении указанного договора расчет страховой премии был осуществлен в соответствии с запросом в АИС (автоматизированная информационная система) ОСАГО /__/, на дату начала действия указанного договора истцу присвоен 3-ий класс страхования (КБМ - 1). По результатам повторного запроса в АИС ОСАГО № 6066314162 класс страхования на дату начала ответственности договора ОСАГО ЕЕЕ /__/ класс страхования не изменился. После окончания действия данного договора ее класс страхования в АИС ОСАГО равен 4-му (КБМ – 0,95). При заключении договора ОСАГО ЕЕЕ /__/ (срок действия - с 28.06.2017 по 27.06.2018) на дату начала действия указанного договора истцу присвоен 4-й класс страхования (КБМ-0,95). При повторной проверке класс страхования не изменился. На день, следующий после окончания договора ОСАГО ЕЕЕ /__/ (28.06.2018), класс страхования в АИС ОСАГО равен 1-му (КБМ – 1,55).

Не согласившись с применением КБМ по действующему либо вновь заключаемому договору ОСАГО, Морозова ГП обратилась в РСА с заявлением на некорректное применение КБМ равному 1,55. Из ответа РСА на указанное заявление за № 97178 от 01.10.2018 следует, что в АИС ОСАГО имеются следующие данные о страховании водителя: в ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО» - договор страхования ЕЕЕ /__/ на срок страхования - с 28.06.2018 по 27.06.2019, 5 класс страхования (КБМ = 0,9), однако подлежит применению 1 класс (КБМ = 1,55) ввиду страховых выплат по водителю за ДТП от 08.01.2017 по договору ЕЕЕ /__/; в САО «ВСК» - по договору ЕЕЕ /__/ на срок страхования - с 28.06.2017 по 26.07.2018, класс страхования 4 (КБМ=0,95), однако подлежит применению 2 класс (КБМ=1,4); в САО «ВСК» по договору ЕЕЕ /__/ срок страхования - с 28.06.2016 по 27.06.2017, класс страхования 3 (КБМ=1), однако подлежит применению 1 класс (КБМ=1,55) ввиду страховых выплат по водителю за ДТП от 22.12.2014 по договору ССС 0330781020; в САО «ВСК» - по договору ССС /__/ на срок страхования - с 08.11.2014 по 07.11.2015, класс страхования 3 (КБМ=1). Кроме того указано, что в случае, если в период действия договора ОСАГО, не предусматривающего ограниченное количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством, произошло ДТП по вине страхователя или иного лица, информация о лице, виновном в ДТП, передается в АИС ОСАГО в отношении собственника транспортного средства. Заключенный между Морозовой ГП и САО «ВСК» договор ОСАГО ССС /__/ на срок страхования с 08.11.2014 по 07.11.2015 не предусматривал количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством с VIN № /__/, как и договор с СПАО «Ингосстрах» (срок действия с 16.11.2016 по 15.11.2017), не предусматривающий количество лиц, допущенных к управлению транспортным средством СТС /__/. По указанным договорам ОСАГО Морозова ГП является собственником ТС, в АИС ОСАГО имеются сведения о двух страховых случаях от 22.12.2014 и 08.01.2017. Учитывая изложенное, в соответствии с требованиями действующего законодательства САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах» передали в АИС ОСАГО информацию о наличии данных страховых случаев в отношении собственника транспортного средства - Морозовой ГП. По итогам проверки выявлено, что в отношении Морозовой ТП в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, с учетом двух страховых случаев, на периоды с 28.06.2018 по 27.06.2019 и с 28.06.2019 по 27.06.2020 назначен класс страхования - 1 (КБМ - 1,55) и 2 (КБМ - 1,4) соответственно, при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков.

По сведениям, предоставленным из Отдела ГИБДД ОМВД России по Колпашевскому району 26.10.2018, Морозова ГП лично в период с 01.01.2014 по 26.10.2018 участником дорожно - транспортных происшествий не являлась.

Как следует из представленных СПАО «Ингосстрах» ответов на запрос суда от 30.05.2019 и от 11.07.2019, между Морозовой ГП и СПАО «Ингосстрах» были заключены договоры ОСАГО: /__/, ЕЕЕ /__/, ЕЕЕ /__/, ЕЕЕ /__/.

В период действия договора страхования ЕЕЕ /__/ 08.01.2017 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителя П., управлявшего автомобилем ЗИЛ 131, г/н /__/, принадлежащим Морозовой ГП. В связи с тем, что П. был признан виновным в совершении ДТП, СПАО «Ингосстрах» произвела выплату страхового возмещения как страховая компания лица, причинившего вред, путем перечисления денежных средств страховой компании потерпевшего «Коместра-Авто». Указанные обстоятельства также подтверждаются материалами проверки КУСП №108.

Согласно материалам выплатного дела и копиями полисов ОСАГО ЕЕЕ /__/, ЕЕЕ /__/, ЕЕЕ /__/, ЕЕЕ /__/, собственником всех застрахованных транспортных средств является Морозова ГП. При этом договор страхования ОСАГО от 16.11.2016 серии ЕЕЕ /__/ автомобиля ЗИЛ с г/н /__/ заключен на срок страхования с 16.11.2016 по 15.11.2017 в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством.

По предоставленным Российским Союзом Автостраховщиков от 05.06.2019 № И-45862, от 23.06.2019 № И-59696 сведениям из автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении Морозовой ГП содержатся сведения о заключенных договорах страхования, страховых компаниях, наличии ДТП с указанием даты страхового случая, сведения о КБМ и дате последнего изменения. В том числе, имеются сведения по договору страхования САО «ВСК» ССС /__/ со сроком действия с 08.11.2014 по 07.11.2015, страховой случай 22.12.204, КБМ =1, а также договору страхования СПАО «Ингосстрах» /__/ со сроком страхования с 16.11.2016 по 15.11.2017 транспортного средства ЗИЛ, г/н /__/, дата страхового случая 08.01.2017, КБМ = 1.

В настоящее время в отношении Морзовой ГП, водительское удостоверение серии /__/, на 23.07.2019 установлен КБМ, равный 1,4, при страховании транспортного средства с государственным регистрационным знаком /__/, выдан полис XXX /__/ со сроком страхования с 28.06.2019 по 27.06.2020. Страховщиком выступает ПАО «Аско-Страхование», предыдущим страховщиком являлось ООО «СНГ «Росэнерго» по полису ОСАГО серии ЕЕЕ /__/ на период с 26.06.2018 по 27.09.2019 (ответ САО «ВСК» от 23.07.2019 № 505/3).

Установив указанные обстоятельства и отказывая Морозовой ГП в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками САО «ВСК» и СПАО «Ингосстрах» были правомерно переданы достоверные сведения в АИС РСА о наступивших страховых событиях 22.12.2014 и 08.01.2017, класс страхования, с учетом имевших место ДТП, определен верно и имел значение 1,55, оснований для его корректировки не имеется.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов.

Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

При этом коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости, в частности, от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей; иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств. Указанные в настоящем пункте коэффициенты применяются страховщиками при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных настоящим пунктом действий (бездействии) (п. 2, 3 ст. 9 Закона ОБ ОСАГО).

Пункт 6 ст. 9 Закона об ОСАГО прямо предусматривает, что страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Пунктом 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО, утвержденных Указанием Банка России № 3384-У от 19.09.2014, установлено, что один из коэффициентов страховых тарифов находится в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ). Данным приложением утверждена таблица, состоящая из 15 страховых водительских классов, которые определяются на начало годового срока страхования и по его окончании, начиная с "М", "0", "1", "2".. . и до "13". Каждому классу соответствует определенный коэффициент страховых тарифов (от 2,45 до 0,5).

В примечаниях к пункту 2 приложения II Страховых тарифов ОСАГО предусмотрены правила и условия определения и применения КБМ, согласно которым коэффициент КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год (п. 1);

для определения коэффициента КБМ произведенные страховщиком страховые возмещения по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение (п. 2);

сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 октября 2014 года № 34204 («Вестник Банка России» № 93) (далее - сведения) (п. 3);

по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования. Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования. При отсутствии сведений (ранее заключенных и окончивших свое действие (прекращенных досрочно) договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (п. 4);

по договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, и управление этим транспортным средством только указанными страхователем водителями, класс определяется на основании сведений в отношений каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством. При отсутствии сведений указанным водителям присваивается класс 3. Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то представленные сведения учитывается только в том случае, если водитель являлся собственником транспортного средства (п. 5);

при представлении сведений в отношении водителя по нескольким договорам обязательного страхования класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования (п. 6);

для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 7);

если представлены сведения по договору обязательного страхования, который был досрочно прекращен, то сведения о страховых возмещениях, произведенных в течение срока действия досрочно прекращенного договора обязательного страхования, учитываются при заключении договора обязательного страхования на новый срок (п. 8);

в случае отсутствия страховых возмещений в течение срока действия досрочно прекращенного договора при заключении договора обязательного страхования на новый срок присваивается класс, который был присвоен собственнику (если договор обязательного страхования не предусматривает ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством) или водителю (если договор обязательного страхования предусматривает ограничение лиц, допущенных к управлению транспортным средством) при заключении досрочно прекращенного договора обязательного страхования (п. 9);

для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования (п. 10).

В целях применения коэффициента "бонус-малус" (КБМ) в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» создана и функционирует Автоматизированная информационная система обязательного страхования (АИС РСА), оператором которой является Российский Союз Автостраховщиков.

Таким образом, устанавливаемый класс и применяемый коэффициент находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, расчет коэффициента КМБ, представляющего собой, по сути, скидку за безаварийное использование транспортного средства, осуществляется также в зависимости от выбранного варианта страхования гражданской ответственности (с ограничением лиц, допущенных к управлению, и без такого ограничения).

Из представленных доказательств следует, что в период действия договора ОСАГО серии ССС /__/, заключенного Морозовой ГП с САО «ВСК», произведена страховая выплата по дорожно-транспортному происшествию, произошедшему 22.12.2014. По договору страхования ОСАГО серии ЕЕЕ /__/, заключенному истцом с СПАО «Ингосстрах», в период действия договора произведена страховая выплата по ДТП от 08.01.2017. Указанные договоры были заключены истцом на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, собственником которых являлась Морозова ГП. Дорожно-транспортные происшествия 22.12.2014 и 08.01.2017 совершены при эксплуатации транспортных средств ЗИЛ, г/н /__/, и ГАЗ 3307, г/н /__/, водители которых признаны виновными в совершении ДТП и по указанным договорам ОСАГО страховщиками произведены страховые выплаты.

Таким образом, как обоснованно указано судом, поскольку Морозова ГП в период совершенных дорожно-транспортных происшествий являлась собственником транспортных средств ГАЗ 3307, г/н /__/, и ЗИЛ, г/н /__/, сведения об истце как о собственнике содержатся в указанных договорах ОСАГО, гражданская ответственность лиц, допущенных к управлению данными транспортными средствами, застрахована была по договорам ОСАГО, заключенным на условиях - без ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, то сведения о ДТП, совершенных в период действия данных договоров страхования, и произведенных страховых выплатах обоснованно были учтены в отношении истца.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании истцом норм права, поскольку, как обоснованно указано судом, на момент заключения договора ОСАГО между Морозовой ГП и ООО «НСГ – «РОСЭНЕРГО» серии ЕЕЕ /__/ от 28.06.2018 класс страхования истца был определен верно, имел значение 1 (КБМ = 1,55) ввиду того, что в рамках действия предыдущего договора ОСАГО серии ЕЕЕ /__/ была произведена выплата за ущерб, причиненный третьим лицам в результате использования транспортного средства, гражданская ответственность владельца которого, а именно - истца была застрахована в СПАО «Ингосстрах» с допуском неограниченного круга лиц к управлению транспортным средством.

Доказательств наличия у ответчика иных сведений относительно класса страхования истца при заключении договоров страхования в ходе рассмотрения дела представлено не было. Документов о том, что со стороны страхователя либо истца в момент заключения договора ОСАГО страховщику в письменном виде представлялись сведения об ином классе страхования, не представлено.

Довод жалобы о том, что Морозовой ГП должен быть установлен класс страхования в отношении не собственника транспортных средств ГАЗ и ЗИЛ, а водителя транспортного средства TOYOTA PASSO, и должен применяться класс страхования на основании страховых выплат по данному транспортному средству, судебной коллегией отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм права. Исходя из норм действующего законодательства, в случае заключения договора без ограничения количества лиц, допущенных к управлению, класс определяется в отношении собственника транспортного средства, то есть именно собственник несет неблагоприятные последствия страхового возмещения по такого вида договорам страхования независимо от того, управлял ли он автомобилем во время наступления страхового случая. Определяя класс водителя и рассчитывая коэффициент КМБ, страховая компания, с учетом условия заключенных договоров страхования в отношении автомобилей, имеющихся в собственности истца, с учетом заключения договоров без ограничения количества лиц, допущенных к управлению, правильно учла произведенные по этим договорам страховые возмещения.

Утверждение апеллянта, что при определении класса и КБМ при заключении истцом договора страхования серии ЕЕЕ /__/ 28.06.2018 договор страхования серии ССС /__/ не должен был учитываться, поскольку прошло более года после срока его действия (с 08.11.2014 до 07.11.2015), также основано на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку при установлении класса и определении коэффициента учитываются последовательно все договоры страхования, заключенные лицом. Истец заключала договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства ежегодно, между данными договора промежутка времени более одного года не имелось.

Иных доводов к отмене решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам по делу и сделаны на основании анализа имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на стороны, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено.

Следовательно, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Колпашевского городского суда Томской области от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Морозовой Галины Петровны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: