Дело № 33а-1124/2018 ч.ж.
Судья Симонова Т.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 26 марта 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Корнеевой А.Е., Епифановой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного производства) частную жалобу начальника юридического отдела администрации Тамбовского района Тамбовской области Конобеевой Н.В. на определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 23 января 2018 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
по административному делу по административному иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, об обязании произвести ремонтные работы,
Заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2014 г. бездействие администрации Тамбовского района Тамбовской области в неисполнении законных предписаний ОГИБДД ОМВД России по Тамбовскому району, в непринятии мер по приведению автодороги в надлежащее, отвечающее требованиям безопасности состояние. На администрацию Тамбовского района возложена обязанность произвести ремонтные работы на участке с 8 по 12 км. на автомобильной дороге «Каспий»- Б.Липовица- *** в соответствии с требованиями технических регламентов в срок до 01.06.2015 года.
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось, вступило в законную силу 26 января 2015 г.
02 декабря 2015 г. решение суда обращено к принудительному исполнению, выдан исполнительный лист ФС № ***.
Администрация Тамбовского района Тамбовской области в лице представителя по доверенности Н.В. Конобеевой, являясь должником по указанному исполнительному листу, обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от 12.11.2014 г. до 31 декабря 2018 г.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 23 января 2018 года в удовлетворении этого заявления о предоставлении отсрочки отказано.
Не согласившись с определением суда, начальником юридического отдела администрации Тамбовского района Тамбовской области Конобеевой Н.В. подана частная жалоба, в которой она просит вышеуказанное определение отменить, предоставить отсрочку исполнения решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2014 года до 31 декабря 2018 года.
В обоснование жалобы указывает, что Межрайонным отделом по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области возбуждено исполнительное производство.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организаци самоуправления в РФ» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
На территории муниципального образования Тамбовский район Тамбовской области в соответствии со ст. 66 Устава Тамбовского района Тамбовской области районный бюджет и отчет о его исполнении рассматриваются и утверждаются районным Советом по представлению главы администрации района в форме решения районного Совета.
Постановлением администрации Тамбовской области от 04.03.2009 № 213 утверждена Целевая программа «Совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2014-2020 годы», согласно условиям которой предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований на строительство (реконструкцию) и ремонт автомобильных дорог общего пользования.
Муниципальный дорожный фонд имеет целевые источники формирования отчисления от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла Объем муниципального дорожного фонда Тамбовского района Тамбовской области на текущий год составляет 7061,3 тыс. руб. Прогнозное выполнение формирования дорожного фонда к концу года ожидается на уровне запланированных значений. При этом стоимость работ по выполнению проектной документации составила 36587, 11рублей, что является значительным превышением объема муниципального дорожного фонда.
Администрацией Тамбовского района Тамбовской области неоднократно направлялись заявки на включение работ по ремонту данной дороги в государственную программу и выделении денежных средств.
Кроме того администрацией Тамбовского района Тамбовской области в целях исполнения решения суда об обязанности провести ремонтные работы разработан проект, проведены торги по выбору подрядчика на ведение работ по ремонту указанной автомобильной дороги, отремонтирован участок дороги в рамках выделенных лимитов денежных средств.
Таким образом, исполнение решения суда зависит непосредственно от поступления денежных средств из областного бюджета, которые до настоящего времени не поступили.
Администрация Тамбовского района Тамбовской области предпринимает необходимые меры по исполнению решения суда, но, в силу объективных причин, указанных в заявлении, не может исполнить решение суда. Действия администрации района направлены на наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения частной жалобы, без проведения устного разбирательства, а также без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит основания для отмены определения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не содержит исчерпывающий перечень оснований для отсрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливает в качестве критерия для их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие или отсутствие которых, суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон. Предоставление отсрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в п. 25 постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, ст. 434 ГПК РФ, ст. 358 КАС РФ и ст. 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
В силу вышеперечисленных норм основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 12 ноября 2014 года на администрацию Тамбовского района Тамбовской области возложена обязанность произвести ремонтные работы на участке с 8 по 12 км. на автомобильной дороге «Каспий»- Б.Липовица- *** в соответствии с требованиями технических регламентов в срок до 01.06.2015 года. Указанное решение вступило в законную силу 26.01.2015 года.
На основании указанного решения суда Межрайонным ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области 14.12.2015 года возбуждено исполнительное производство, до настоящего времени решение суда не исполнено.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, затрудняющих администрации Тамбовского района исполнение судебного решения, носящих исключительный характер.
Несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст.ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч.ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Следует отметить, что администрации Тамбовского района Тамбовской области дважды была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на основании определений Тамбовского районного суда Тамбовской области от 07.06.2016 г. сроком до 01.10.2016 г., от 24.01.2017 г. сроком до 16.12.2017 г.
Несмотря на это доказательств подтверждающих, что администрацией Тамбовского района Тамбовской области в указанный период предпринимались меры для своевременного исполнения решения суда суду не предоставлено.
Как правильно указал судья районного суда, нехватка денежных средств не является непреодолимым препятствием проведения дорожных работ. При этом исполнение обязанностей, возложенных на ответчика решением суда, не может быть поставлено в зависимость от достаточности средств районного финансирования.
Доводы частной жалобы аналогичны позиции должника, изложенной в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они не свидетельствуют о невозможности исполнить решение суда.
При этом частная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. ст. 310, 315 КАС РФ, для отмены обжалуемого определения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 315-317 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 23 января 2018 года оставить без изменения, частную жалобу начальника юридического отдела администрации Тамбовского района Тамбовской области Конобеевой Н.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: