НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 25.07.2016 № 33-2552/2016

Дело № 33-2552/2016 а/ж

Судья Моисеева О.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Архиповой М.В.,

судей: Андриановой И.В., Чербаевой Л.В.

при секретаре Герасимовой О.Г.

рассмотрела в судебном заседании 25 июля 2016 года гражданское дело

по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске и Моршанском районе о признании права досрочной пенсии по старости в связи с уменьшением возраста выхода на пенсию

по апелляционным жалобам представителя ФИО1- ФИО2, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске и Моршанском районе на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 24 марта 2016 года

Заслушав доклад судьи Архиповой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ вг.Моршанске и Моршанском районео признании права досрочной пенсии по старости в связи с уменьшением возраста выхода на пенсию. В обоснование иска указал, что23.11.2016 г. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ ввг.Моршанске и Моршанском районе приняло решение об отказе в назначении ему досрочной пенсии, указав, что не имеется оснований засчитать в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 п.2 статьи 30 Федерального закона от28.12.2013 г.№400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:

- с01.09.1974по08.11.1974- 2 мес. 8 дней в качестве моториста-рулевого т/х «Кострома» на основании справки о стаже на соответствующих видах работ от03.08.2015 г. №18-30-220, выданной ОАО «Судоходная компанияВолжское пароходство, ввиду отсутствия приказов о приеме и увольнении, а также расхождениях с трудовой книжкой;

- с11.04.1975 по21.11.1975– 7 месяцев 11 дней в качестве моториста-рулевого т/х«Волго-Дон-17»;

-24.04.1976по16.11.1976– 6 месяцев 23 дня в качестве моториста рулевого теплохода «Аджария»;

- период службы в рядах Советской армии – Северный флот – с11.05.1977по19.05.1980г.г.– 3 года 8 дней.

Истец считает отказ незаконным, указав, что в отказе Пенсионный фонд ссылается на то, что в Списке профессий, работа на которых дает право на выход на пенсию на льготных условиях, утвержденных ПостановлениемСовета Министров СССР от22.08.1956 года №1173 в разделе ХХХ «Транспорт» значится профессия «Моторист», а в справке, выданной ОАО«Судоходная компания Волжское пароходство указана профессия «моторист – рулевой». Согласно приказу Министерства речного флотаРСФСР от 09 мая 1964 года №63-пр на предприятиях и в организациях Министерства речного флота, в целях сокращения численности и работающих при утверждении штатов судов допускалось совмещение должностей (профессий) палубного и машинного состава. В соответствии с ПостановлениемСовета Министров РСФСР от 01 февраля 1973 г. № 53«Об утверждении должностных окладов членам экипажей речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава (приложение 1) и приказу Министерства речного флотаРСФСР от05 апреля 1974 г. №51«О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота» предусматривалось совмещение работ по профессиям рядового состава: «моторист-рулевой» «моторист - матрос», поэтому указанная должность соответствует Списку№2 льготных профессий. В связи с чем, считает, что периоды работы по специальности «моторист-рулевой» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на уменьшение возраста выхода на пенсию. Работа на теплоходе «Кострома» осуществлялась в период прохождения производственной практики во время учебы в ГПТУ№6 г. Балаковос01 сентября 1973 г. по 15 ноября 1975 г. Согласно справки работа по специальности «моторист-рулевой» осуществлялась с01.09.1974 г. по 08.11.1974 года. Согласно действующему в период обучения прохождения производственной практики законодательству на студентов, зачисленных на рабочие должности, распространяется трудовое законодательство, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками. При этом в период производственной практики он работал по специальности, которая относится к профессиям, дающим право на досрочное назначение пенсии, получал заработную плату. В соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, тогда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Статья 18 КЗоТ РСФСР от 01.04.1972 г.действовавшего на период его работы на теплоходе «Кострома» предусматривает, что фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен. На основании изложенного считает, что на период выполнения им работы, трудовой договор считался заключенным, так как он фактически был допущен к работе и работал «мотористом-рулевым» на теплоходе «Кострома», выполнял обязанности по данной специальности, в связи с чем, получал заработную плату, что подтверждается справками с ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство». При этом данная специальность включена в Список№2 профессий, дающих право на досрочный выход на пенсию по старости. Федеральный закон «О страховых пенсиях» устанавливает, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Согласно п. 33 Положения о производственной практике учащихся средних специальных учебных заведенийСССР, утвержденное Приказом Министерства высшего и среднего профессионального образованияСССР от 13 ноября 1968 года на учащихся, которые в период производственной (технологической, преддипломной) практики зачислены на рабочие места или другие оплачиваемые должности, распространяется общее трудовое законодательство и они подлежат государственному страхованию наравне со всеми работниками и служащими. Согласно письму Минтруда от 15.01.1999 № 126-14 период прохождения производственной практики при зачислении студента учебного заведения на работу, дающую право на льготное пенсионное обеспечение, и при получении заработной платы за эту работу, т.е. при трудовых отношениях с предприятием, может включаться в специальный стаж при наличии документального подтверждения постоянной и непосредственной занятости на указанных работах. В справке ОАО «Судоходная компания«Волжское пароходство» указаны периоды отпусков, отгулов в количестве 33 дней, периоды ученических отпусков, подтвержденных ведомостями заработной платы, которые соответствуют трудовому законодательству. Поскольку в период нахождения в ученическом отпуске начислялась заработная плата, соответственно перечислялись взносы в Пенсионный фонд, данный период также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на уменьшение возраста выхода на пенсию. Исходя из смысла ст.13 ФЗ «О страховых пенсиях» период работ в течение полного навигационного периода на водном транспорте засчитываются в стаж на соответствующих видах работ за полный год. Если работа осуществлялась не в течение полного навигационного периода, то периоды указанных работ учитываются в календарном порядке.

Согласно справке навигационные периоды в целом по пароходству:

1974 год- с 15.04.1974 года по 19.11.1974;

1975 год – с 10.04.1975 года по 21.11.1975 года;

1976 год – с 24.04.1976 года по 16.11.1976 года.

Истец фактически находился на судне:

В 1974 году – не полный навигационный период – 2 месяца 8 дней;

В 1975 году – с 11.04.1975 года по 30.11.1975 год – полный навигационный период, что соответствует полному году;

-в 1976 году – с 24.04.1976 года по 20.11.1976 года - полный навигационный период, что соответствует полному году.

Также считает неправомерным отказ по вышеуказанному закону учитывать периоды работы в должности «моторист-рулевой», а также период отгулов, отпусков, предоставленных после навигационного периода:

С 01.12.1975 года по 23.04.1976 года – 4 месяца 23 дня;

С 21.11.1976 года по 24.11.1976 года – 4 дня.

Согласно п. 112 постановления Совета Министровот03.08.1972 года №590 при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы. Таким образом, стаж работы за период работы по специальности «моторист-рулевой» на теплоходах «Кострома», «Волга-Дон-17», «Аджария» составляет 2 года 7 месяцев 5 дней.

Пенсионный фонд незаконно отказал засчитать в специальный стаж периоды службы в рядах Советской армии с11.05.1977по16.05.1980 года. Считает, что поскольку период службы истца в рядах Советской Армии, имел место до постановления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в стаж работ по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него это право. При этом Пенсионный фонд, ссылаясь на Постановление Совета Министров СССР от 08.08.1972 года№590, согласно которому период службы в Вооруженных силахСССРприравнивается к работе по Списку№2, утвержденного в 1956 году, которая предшествовала данному периоду, либо следовала за окончанием данного периода, не учитывается период прохождения им службы в армии – на Морском флоте при подсчете льготного стажа, тем самым нарушая норму закона и его права. Он и до и после срочной службы выполнял работы по льготной специальности «помощник машиниста». Согласно указанной норме период службы в армии по призыву в рядах Советской армии засчитать в указанный стаж работы возможно, но Пенсионный фондом засчитан не был. Считает, что период прохождения службы по призыву на Морском флоте с11.05.1977по19.05.1980 года– 3 года 8 дней засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначении пенсии. Кроме того, Пенсионный фонд указывает, что п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не предусматривает уменьшение возраста выхода на пенсию. Считает, что Пенсионный фонд неправильно истолковал норму права, сделав ссылку на п.п.9 ч. 1 ст. 30 указанного закона, тогда как профессия «моторист» значится в Списке профессий№2связанных с тяжелыми условиям труда, согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Пункт 9 части 1 статьи 30 устанавливает возраст выхода на досрочную пенсию работникам, выполняющим работу на речном, морском флоте вне зависимости от специальности. Профессия же «моторист» значится в Спискепрофессий, связанных с тяжелыми условиями труда, что соответствует пункту 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», который также предусматривает уменьшение возраста выхода на пенсию, в связи с чем, имеет данное право. Пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиям труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет, то есть устанавливает условия назначения пенсии по старости: тяжелые условия труда. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам. Согласно ч. 2 статьи 30 данного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В постановлении Правительства от16 июля 2014 года№665 сказано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список№2 производств цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года№1173«Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных основаниях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до01 января 1992 года. Истец выполнял работы по льготному Списку№2до 01 января 2012 года и считает, что для определения периодов работы, дающих право на досрочную пенсию, применяется пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Списокпрофессий, дающих право на получение льготной пенсии. Так специальность «моторист – рулевой» предполагает исполнение обязанностей по специальности «моторист» и специальности «рулевой» то есть речь идет о совмещении. Нормы постановленияСовета Министров РСФСР от 03 августа 1972 года №590 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» предусматривало назначение пенсии на льготных условиях по профессиям с тяжелыми условиями труда. Профессия «моторист» является льготной согласно Списку№2и являлась льготной в то время, когда он работал по данной специальности. Пункт 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает уменьшение возраста выхода на пенсию по старости в связи с выполнением работ в тяжелых условиях. Такими условиями является работа по специальности моторист-рулевой и помощник машиниста. Учитывая, что он работал в должности моториста в течение полной рабочей недели и полного рабочего дня, а также работал в течение полного навигационного периода, что подтверждается справкой с ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» учитывая специфику работы по данной профессии, которая значится в Списке№2считает, что данные периоды работы на теплоходах подлежат включению в специальный стаж работы. Пенсионный фонд не учел данные нормы.

Периодами работы, дающими право на досрочный выход на пенсию с уменьшением возраста выхода на пенсию, являются:

-в 1974 году – с01.09.1974 годапо08.11.1974 года- неполный навигационный период учитывается в календарном порядке – 2 месяца 8 дней;

-в 1975 году– с 11.04.1975 года по 30.11.1975 года- полный навигационный период, что соответствует полному году;

-в 1976 году – с 24.04.1976 года по 16.11.1976 годаполный навигационный период, что соответствует полному году.

Кроме того считает правомерным учитывать периоды работы в должности «моторист-рулевой» в календарном порядке, а также период отгулов после навигационного периода, ученического отпуска с выплатой заработной платы:

- с 1 декабря 1975 года по23 апреля 1976 года– 4 месяца 23 дня;

-21 ноября 1976 года по 24 ноября 1976 года – 4 дня;

-период работы по специальности «помощник машиниста»- с10.01.1977 года по06.05.1977 года - 3 месяца 27 дней;

- период службы по призыву в рядах Советской армии - Северный флот – с11.05.1977 годапо19.05.1980– 3 года 8 дней;

- период работы по специальности «помощник машиниста» тепловоза локомотивного депо Куйбышевской железной дороги - 4 месяца 29 дней. Работа до и после срочной службы – помощником машиниста в локомотивном депо Куйбышевской железной дороги, относится к специальности с тяжелыми условиями труда и значится в Списке №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением СМСССРот 22.08.1956 года№1173. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ№ 516 допускается суммирование к периодам работы, указанной в подпункте 9, периодов работы, указанных в подпунктах 1,2, 5-7 (путем прибавления периодов работы по специальностям на железнодорожном транспорте к периодам работы на речном флоте). Исходя из норм законодательства и вышеизложенного, период указанных работ, дающих право на уменьшение возраста выхода на пенсию составляет 6 лет 4 месяца 9 дней, что соответствует условиям п.2 части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» для уменьшения возраста выхода на пенсию, согласно которому работа на льготных специальностях должна составлять не менее половины установленного срока 12 лет 6 месяцев.

С учетом уточнений ФИО1 просит признать право на досрочный выход на пенсию по старости в связи с уменьшением возраста выхода на пенсию в 58 лет согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске и Моршанском районе по Тамбовской области включить в специальный стаж работы, дающий право уменьшение возраста выхода на пенсию в 58 лет период работы на теплоходе «Кострома» с01.09.1974 годапо08.11.1974 года – 2 месяца 8 дней; полный навигационный период на теплоходе «Волго-Дон17» с11.04.1975 года по30.11.1975 года, что соответствует полному году - 1 год; полный навигационный период на теплоходе «Аджария» с 24.04.1976 года по20.11.1976 года, что соответствует полному году – 1 год; периоды работы в должности «моторист-рулевой», а также период отгулов, предоставленных после навигационного периода, ученического отпуска, в период которого начислялась заработная плата: с01.12.1975 года по23 апреля 1976 года– 4 месяца 23 дня, с21.11.1976 года по 24.11.1976 года - 4 дня; период службы по призыву в рядах Советской армии - Северный флот с11.05.1977 годапо19.05.1980 года - 3 года 8 дней, следующий за работой по специальности, дающий право на установление досрочной пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ вг.Моршанске и Моршанском районе по Тамбовской области назначитьему досрочную пенсию по старости в связи с уменьшением возраста выхода на пенсию в 58 лет согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права с 17.12.2015 года.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 23 марта 2016 года требования ФИО1 удовлетворены частично. Суд обязал Управление пенсионного фонда РФ в г.Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области включить в специальный стаж работы ФИО1:

период нахождения на теплоходе «Кострома» с01 сентября по08 ноября 1974 года(2 месяца 8 дней),

полный навигационный период на теплоходе «Аджария»с24 апреля 1976 годапо20 ноября 1976 года, что соответствует полному году -1 год,

период работы с21 ноября 1976 годапо24 ноября 1976 года(4 дня);

период службы по призыву в рядах Советской армии – Северный флот с11 мая 1977 годапо19 мая 1980 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 была подана апелляционная жалоба, в которой она считает решение суда подлежащим отмене. Указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права. Считает отказ в иске нарушающим нормы материального права в связи с неправильным истолкованием ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях»; в связи с применением закона, который не подлежит применению - пункт «б» части 16, часть 92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590; в связи с неприменением закона, который подлежит применению - Положение о реализации 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 в соответствии с ч.З ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», а также ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». В связи с неправильным применением закона суд сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Суд отказал в удовлетворении требований об обязанности Пенсионного фонда назначить досрочную трудовую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию обосновывая отказ тем, что специальный стаж составляет менее 12 лет 6 месяцев и не соответствует требованиям п. 92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 №590. С данным выводом суда истец не согласен

Также автор жалобы считает незаконным отказ во включении в специальный стаж работы по специальности, дающий право на досрочное назначение пенсии с уменьшением возраста период работы на теплоходе «Волга-Дон-17» мотористом - рулевым в связи с тем, что работа не выполнялась в течение полного рабочего дня в период с 11.04.1975г. по 30.11.1975г. по 30.11.1975г., а также периоды после навигационного периода, ученического отпуска с 01.12.1975г. по 23.04.1976г., поскольку, согласно уточняющей справки, запрошенной судом в процессе судебного разбирательства в целях уточнения обстоятельств, истец выработал полный навигационный период, что соответствует одному году, что соответствует также п.112 постановления Правительства РФ № 590 от 3 августа 1972 г., согласно которому при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы. Учитывая, что в стаж работы включаются периоды работы, отгулы и ученический отпуск, за которые согласно справке с Судоходной компании начислялась заработная плата и производились необходимые отчисления в том числе и в СПТУ г.Балаково, то есть отгулы и ученические отпуска. Согласно пункту 5 Постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Предоставляемые выходные дни являлись оплачиваемыми, что указано в справке с Судоходной компании. Также указывает, что ученический отпуск, предоставленный работодателем после навигационного периода не выходил за рамки трудовых отношений. Просит изменить решение Моршанского районного суда в части отказа во включении в специальный стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в 58 лет периодов работы на теплоходе «Волго-Дон-17» с 11.04.1975 г. по 30.11.1975 г. в течение полного навигационного периода, что соответствует одному году, а также периодов оплачиваемых отгулов, ученического отпуска с 01.12.1975 по 23.04.1976 г. - 4 месяца 23 дня и в части отказа назначения досрочной пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в58 лет по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.12.2015 и принять решение об удовлетворении требований в полном объеме.

ГУ УПФ РФ в г.Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области также не согласилось с решением суда. В апелляционной жалобе указано, что суд необоснованно включил в стаж периоды нахождения ФИО1 на теплоходах «Кострома» и «Аджария» в должности, не предусмотренной Списком, так как согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. и Списка производств, цехов, профессий и должностей, работа в которой дает право на государственную пенсию в льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года № 1173 в разделе XXX «Транспорт» предусмотрены мотористы и их помощники, старшие мотористы. Список расширенному толкованию не подлежит. Согласно записи в трудовой книжке и представленной справке, ФИО1 работал в качестве моториста-рулевого, что не предусмотрено Списком должностей. Соответственно и зачет данного стажа в расчете выработанного полного периода тоже не может быть засчитан. Также суд не принял во внимание то, что в трудовой книжке истца и в льготной справке имеются значительные расхождения (номер приказа, даты...). Суд сослался на приказ Министерства речного флота РСФСР от 09 мая 1964 год №63-пр, в котором на предприятиях и в организациях речного флота в целях сокращения численности и работающих при утверждении штатов судов допускалось совмещение должностей палубного и машинного состава. Суд не принял во внимание, что не всякую работу можно отнести к вредной, а лишь только ту, которая предусмотрена Списком профессий, ту которая выполняется в течении полного рабочего дня, не менее 80% занятости во вредных условиях труда. Характер работы «рулевого» не относится к вредным профессиям, соответственно и не может быть тождественна профессии -моториста. Также автор жалобы указывает, что суд не принял во внимание и тот факт, что фактическое нахождение на судне ФИО1 не соответствует полному выработанному навигационному периоду в целом по пароходству (согласно льготной справке). Автор жалобы считает, что период службы в Советской Армии ФИО1 суд засчитал в стаж ошибочно. Ст.9 Закона СССР от 14.07.1956г. года не предусматривает назначение пенсии на льготных основаниях при невыработанном полном стаже с уменьшением возраста выхода на пенсию, так как льготный стаж должен быть не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии. Истец не выработал данную норму стажа. Если бы его деятельность по льготной специальности была после 1992 года (после введения в действие Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»), то тогда можно было сократить данный стаж. Согласно законодательству, действовавшему в спорный период, право на пенсию на льготных условиях возникало при наличии стажа работ по Списку №2 от 1956 года не менее 12 лет и 6 месяцев. У ФИО1 стаж менее 12 лет и 6 месяцев. Следовательно, суд необоснованно включил в специальный стаж спорные периоды работы.

Анализ всех значимых обстоятельств дела приводит к выводу, что исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов нахождения на теплоходах и период Службы в Советской Армии были удовлетворены незаконно и необоснованно. Просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представителем ФИО1 по доверенности ФИО2 поданы возражения на апелляционную жалобу ответчика, считая доводы жалобы необоснованными.

Учитывая имеющие данные о надлежащем извещении лиц, привлеченных к участию в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске и Моршанском районе- Ф-ных- О.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно подпункту 9 части 1 той же статьи Закона пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно­-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно ч.4 ст. 30 данного Федерального закона периоды, имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должно­стей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых дос­рочно назначается страховая пенсия по старости, и правилами исчисления пе­риодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, рабо­тавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 2 производств работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми усло­виями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по ста­рости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Ми­нистров СССР от 26 января 1991г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профес­сий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов профессий и должно­стей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со ст.ст. 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.

Из пункта 5 Правил следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии со старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитывается в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 13 Правил периоды работы в течение навигационного периода на водном транспорте в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством РФ, учитывается с таким расчетом, чтобы исчисление стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

На основании ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение работникам плавсостава, полный навигационный период работы на водном транспорте учитывался за год работы. Если работа продолжалась не весь навигационный период, она исчисляется по фактической продолжительности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением комиссии ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске и Моршанском районе от 23.11.2015г. ФИО1 в назначении досроч­ной страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия у него требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд не засчитал ФИО1 периоды работы: с01.09.1974по08.11.1974- 2 мес. 8 дней в качестве моториста-рулевого т/х «Кострома» на основании справки о стаже на соответствующих видах работ от03.08.2015 г. №18-30-220, выданной ОАО «Судоходная компанияВолжское пароходство, ввиду отсутствия приказов о приеме и увольнении, а также расхождениях с трудовой книжкой;

- с11.04.1975 по21.11.1975– 7 месяцев 11 дней в качестве моториста-рулевого т/х«Волго-Дон-17»; -24.04.1976по16.11.1976– 6 месяцев 23 дня в качестве моториста рулевого теплохода «Аджария»;

Отказ мотивировал тем, что согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. №1173, должность моторист- рулевой не предусмотрена.

Не включен также в специальный стаж и период службы истца в рядах Советской армии – Северный флот – с11.05.1977по19.05.1980г.г.– 3 года 8 дней.

Суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, оценив в совокупности собранные по делу доказательств, пришел к выводу о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов работы в должности моториста – рулевого на теплоходе «Кострома» с01 сентября 1974г. по08 ноября 1974 года(2 месяца 8 дней), полный навигационный период на теплоходе «Аджария»с24 апреля 1976 годапо20 ноября 1976 года, что соответствует полному году -1 год, период работы с21 ноября 1976 годапо24 ноября 1976 года(4 дня);

При этом суд обоснованно исходил из того, что истец работал в должности моторист – рулевой, которая относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, выполнял работу в течение полного рабочего дня, получал в полном объеме заработную плату.

Включая период службы ФИО1 по призыву в рядах Советской армии – Северный флот с11 мая 1977 годапо19 мая 1980 года в специальный стаж, суд исходил из того, что данный период относится к периодам деятельности до 1.01.1992г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий. В силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплат государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1972г. №590 период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Списку №2, утв. в 1956г., которая предшествовала данному периоду, либо следовала за окончанием этого периода. Работа ФИО1 до и после службы в должности помощника машиниста в локомотивном депо Куйбышевской железной дороги, относится к специальности с тяжелыми условиями труда и предусмотрена Списком №2, утв. Постановлением от 22.08.1956г. № 1173. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно включил период службы в специальный стаж.

Отказывая в удовлетворении иска о включении в специальный стаж работы, дающий право на уменьшение возраста выхода на пенсию в 58 лет, периода работы полный навигационный период на теплоходе «Волго-Дон-17» с 11.04.1975г. по 30.11.1975г., суд первой инстанции, проанализировав представленные: приказ №39/пл «по личному составу» п.8 от 10.04.1975г., судовой журнал заработной платы, табеля учета рабочего времени, исходил из того, что отсутствуют достоверные доказательства работы в течение полного рабочего дня по льготной специальности ФИО1 в спорный период. Кроме того, указанный период не отражен в трудовой книжке. В связи с чем, не подлежит включению в льготный стаж и период отгулов, ученического отпуска, следующий за данным периодом с 01.12.1975г. по 23.04.1976г.

При таких обстоятельствах, установив, что у ФИО1 отсутствует необходимый стаж и условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 08.12.2013г. № 400- ФЗ «О страховых пенсиях».

Решение суда принято законное и обоснованное, на основании полного и объективного исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Приведенные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, доводы жалоб не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе - предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции допущено не было. В связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция

Определила:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 24 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФИО1- ФИО2, Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске и Моршанском районе Тамбовской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Председательствующий:

Судьи: