НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 17.09.2014 № 33-2878/2014

Дело: № 33- 2878 /2014

Судья: Савенкова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Уварова В.В.,

судей: Бурашниковой Н.А., Курохтина Ю.А.,

при секретаре: Кочетыговой Г.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 сентября 2014 года гражданское дело по иску Косухиной В.А., Лебедевой Е.Н. к ОАО «*** о взыскании заработной платы

по апелляционной жалобе ОАО «***» на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 09 июня 2014 года

Заслушав доклад судьи Бурашниковой Н.А., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Лебедева Е.Н. и Косухина В.А. обратились в суд с исковыми требованиями к ОАО «*** о взыскании заработной платы.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что Лебедева Е.Н. работает в ОАО «*** в должности старшего контролера КПП с 14 апреля 2009 года по настоящее время, Косухина В.А. работала в той же организации в должности контролера ОТК со 02 октября 2007 года по 25 февраля 2014 года.

При приеме на работу Лебедевой Е.Н. и Косухиной В.А. была установлена заработная плата в размере ***. С апреля 2013 года истцы ежемесячно получали заработную плату в сумме ***.

Однако, указанный размер заработной платы был ниже минимального размера оплаты труда, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области для работников внебюджетной сферы, в сумме *** Таким образом, работодатель допустил нарушение ст. 133 ТК РФ и недоплатил им заработную плату: Лебедевой Е.Н. - в период с апреля 2013 года по март 2014 года в сумме *** Косухиной В.А. – в период с апреля 2013 года по февраль 2014 года в сумме ***

С учетом изложенного, истцы просили суд взыскать с ОАО «*** в их пользу задолженность по заработной плате в указанных размерах. Кроме того, Косухина В.А. просила обязать ответчика произвести расчет при увольнении и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.

В период рассмотрения дела размер исковых требований был истцами уменьшен: Косухина В.А. просила взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в сумме 8281 руб. 81 коп., Лебедева Е.Н. – в сумме 17891 руб. 63 коп.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 09 июня 2014 года исковые требования Косухиной В.А., Лебедевой Е.Н. были удовлетворены в полном объеме: с ОАО «*** пользу Косухиной В.А. взыскана задолженность по заработной плате за период с апреля 2013 года по февраль 2014 года (включительно) в размере *** в пользу Лебедевой Е.Н. - задолженность по заработной плате за период с апреля 2013 года по март 2014 года (включительно) в размере *** С ОАО «*** в доход государства взыскана государственная пошлина в размере 983 рубля 04 копейки.

Не согласившись с постановленным решением, ОАО «*** обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что при рассмотрении гражданского дела и вынесении решения судом было допущено нарушение норм материального права.

В обоснование жалобы представитель ответчика указал, что заработная плата истцам выплачивалась в соответствии с ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», который с 01.01.2013г. составлял 5205 руб., с 01.01.2014г. – ***.

Статья 133.1 ТК РФ наделяет субъекты Российской Федерации правом устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте региональным соглашением.

В рамках реализации указанного выше закона, решением № 1 от 21.03.2014г. Тамбовской областной трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений было утверждено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области (далее по тексту Соглашение), согласно которому размер заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики составил ***

При этом, пунктом 11 Регионального Соглашения было предусмотрено, что, если работодатели, осуществляющие трудовую деятельность на территории области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Региональному соглашению не представили в Управление труда и занятости населения Тамбовской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то данное Региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

Указанное выше Региональное Соглашение и Предложение о присоединении к нему были опубликованы в газете «Тамбовская жизнь» 29 марта 2013 года и вступили в силу с 01 апреля 2013 года.

Руководством ОАО «Завод ЖБИ-3» вопрос о присоединении к указанному выше Соглашению был рассмотрен 19 апреля 2013 года. По результатам рассмотрения которого было принято решение о неприсоединении к решению Тамбовской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.03.2013г.

Мотивированный отказ и копия протокола от 19.04.2013г. были направлены в Управление труда и занятости населения Тамбовской области 22.04.2013г. за № 92, согласно данным учета входящей и исходящей корреспонденции.

Однако, в связи с направлением Косухиной В.А. и Лебедевой Е.Н. жалоб в различные инстанции руководству завода стало известно о том, что Управлением труда и занятости населения Тамбовской области мотивированный отказ от присоединения к Региональному соглашению получен не был, в связи с этим, организацией повторно заказным письмом с уведомлением (11.06.2013г.) в адрес Управления была направлена сопроводительная с копией мотивированного отказа.

Из полученного ответа начальника Управления труда и занятости населения Тамбовской области (25.06.2013г.) усматривается, что мотивированный отказ от присоединения к Региональному соглашению от 4.2013г. № 92 ими получен не был, следовательно, действие соглашение распространяется на ОАО «***

Несмотря на позицию Управления труда и занятости населения представитель ответчика считает, что порядок отказа от присоединения к указанному выше Соглашению ОАО «*** был исполнен надлежащим образом, следовательно, требования об увеличении минимальной заработной платы работникам до *** рублей на указанного работодателя не распространяются.

Ответчиком в судебное заседание были представлены все доказательства, подтверждающие соблюдение ОАО «*** порядка заявления о неприсоединении к соглашению. Полагает, что таким доказательством в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. N 28-ст «Об утверждении Национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования", является запись о регистрации исходящего документа в книге исходящей и входящей корреспонденции, которой судом не было дано оценки.

При таких обстоятельствах полагая, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права, представитель ответчика просит решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 09 июня 2014 года отменить.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем ОАО «*** Остолоповым М.В., выслушав Лебедеву Е.Н., Косухину В.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного решения.

В соответствии со ст. 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Из материалов дела следует, что Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тамбовской области, утвержденным решением Тамбовской областной трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от 21 марта 2013 г. N 1 в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ был установлен минимальный размер заработной платы в размере ***. для работников внебюджетного сектора экономики с 01 апреля 2013 года.

Согласно п.п. 9-11 указанного Соглашения оно является обязательным для организаций, являющихся членами соответствующего объединения, либо присоединившихся к нему в установленном порядке.

После заключения Регионального соглашения руководитель уполномоченного органа исполнительной власти Тамбовской области - начальник управления труда и занятости населения Тамбовской области предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории области и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом Регионального соглашения.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Региональному соглашению не представили в управление труда и занятости населения Тамбовской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Региональное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного пунктом 1 Регионального соглашения.

Вышеуказанное соглашение и предложение о присоединении к нему были опубликованы в издании "Тамбовская жизнь" (специальный выпуск), N 24(1364), 29.03.2013 года. После чего, в течение 30 календарных дней со дня опубликования, от ОАО ***3» письменного отказа от присоединения к данному Соглашению в Управления труда не поступило, в связи с чем в соответствии с п. 11 Регионального соглашения его действие считается распространенным на данного работодателя, и в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работников ОАО «***», полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не могла быть ниже размера минимальной заработной платы (7000 руб.), установленного данным соглашением.

Поскольку заработная плата истцов в период с 01 апреля 2013 года по февраль и март 2014 года, соответственно, была ниже *** руб., а доказательств неполной отработки истцами рабочего времени, либо невыполнения ими норм труда (трудовых обязанностей) работодателем представлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании разницы между выплаченной истцам заработной платой и минимальным размером оплаты труда, установленным вышеуказанным Региональным соглашением.

Доводы представителя ответчика о том, что ОАО ***» в установленный Региональным соглашением срок, приняло решение об отказе от присоединения к Соглашению и зарегистрировало сообщение об отказе, адресованное Управлению труда и занятости населения Тамбовской области, не свидетельствуют о том, что в указанный срок письменный отказ от присоединения к Соглашению был представлен ответчиком в Управление труда и занятости населения Тамбовской области, как того требовал п. 11 Соглашения и ст. 133.1 ТК РФ.

Из содержания данных правовых норм усматривается, что 30-дневный срок установлен работодателям именно для представления письменного мотивированного отказа от присоединения к соглашению в Управление труда и занятости населения Тамбовской области. Однако, доказательств того, что ОАО «*** представило в Управление письменный отказ в установленный срок, в материалах дела не имеется. Факт регистрации сообщения об отказе в книге исходящей корреспонденции не подтверждает получение данного сообщения Управлением труда и занятости населения Тамбовской области. Доказательств того, что у ответчика имелись препятствия для предоставления письменного отказа в надлежащий орган путем направления почтовой корреспонденции, способом позволяющим установить дату получения такой корреспонденции, либо для непосредственного вручения такого отказа представителям Управления в установленный соглашением срок, в материалах дела также не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения Моршанского районного суда от 09 июня 2014 года по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Судом первой инстанции полно и правильно установлены юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 09 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «***» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: