НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 16.09.2020 № 2-1167/20

Дело № 33-2781

Судья Макарова Е.В. (дело № 2-1167/2020)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Тамбов 16 сентября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Чербаевой Л.В.

судей: Пачиной Л.Н., Рязанцевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Рамзина Сергея Валентиновича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 25 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

С 19 января 2020 года ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе назначило Рамзину С.В. страховую пенсию по старости, суммарный размер которой с учетом фиксированной выплаты, составил 8697 руб. 96 коп.

21 мая 2020 года Рамзин С.В. обратился в суд с иском о возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии. В обоснование иска он указал на следующее.

Необходимые документы, подтверждающие его стаж и заработную плату, для проверки и реализации пенсионных прав, представил ответчику еще в декабре 2017 года, что подтверждается расписками - уведомлениями №*** от 08 декабря 2017 года и №*** от 11 декабря 2017 года, 03 марта 2020 года.

Однако при получении 03 марта 2020 года справки о том, что является получателем пенсии, выяснилось, что пенсия ему рассчитана без учета справок о его заработной плате. На его обращение к ответчику получен ответ о том, что представленная им справка о заработке за период с 07 сентября 1987 года по 25 июня 1990 года от 03 сентября 2014 года № 47, выданная ОАО «Проектный институт экологически чистых технологий», не может быть принята к соответствующему расчету, так как данные по НИОПиК (институт «Экохимпроект») за 1987-1990 годы в архив не поступали.

Его жалоба к управляющему ГУ - Отделение пенсионного фонда России по Тамбовской области оставлена без удовлетворения.

Однако он может представить оригиналы ведомостей начисления заработной платы, которые подтверждают его заработок в Тамбовском филиале НИОПиК (институт «Экохимпроект»). При изучении этих оригиналов выяснилось, что сведения о заработной плате, указанные в этих ведомостях, частично не совпадают со сведениями, указанными в справке. По мнению истца, ответчик бездействовал более двух лет с момента предоставления ему всех необходимых документов, не проконтролировал ситуацию со сдачей необходимых документов в архивы при прекращении деятельности института, а также и не проинформировал его о том, что представленная им справка проектного института не будет учтена при оформлении пенсионных прав.

Уточняя исковые требования, Рамзин С.В. просил установить, что его заработок за июль 1988 года составлял 932 руб. 38 коп.; заработок за ноябрь 1989 года составляет 241 руб. 89 коп., как это указано в первичных бухгалтерских документах. Также просил возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет его пенсии с 19 января 2020 года с учетом сведений о заработной плате за указанный период согласно представленной справке и ведомостям начисления заработной платы.

Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 25 июня 2020 года исковые требования Рамзина С.В. удовлетворены. Установлен факт получения Рамзиным С.В. заработка за июль 1988 года в размере 932 руб. 38 коп.; за ноябрь 1989 года в размере 241 руб. 89 коп. На ГУ-УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Рамзину С.В. с 19 января 2020 года с учетом сведений о его заработной плате за период с 07 сентября 1987 года по 25 июня 1990 года согласно справке о заработной плате №47 от 03 сентября 2014 года, выданной ОАО «Проектный институт экологически чистых технологий», в том числе с учетом установления его заработка за июль 1988 года в размере 932 руб. 38 коп., за ноябрь 1989 года – 241 руб. 89 коп.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области просит отменить решение Ленинского районного суда города Тамбова от 25 июня 2020 года и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Рамзина С.В. В обоснование жалобы приводятся следующие доводы.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ» О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Справки о заработке, представленные заявителем, проверяются на обоснованность их выдачи и достоверность сведений, содержащихся в них, в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ и п. 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсий по государственному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсий на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года №884н.

В связи с тем, что ОАО «Проектный институт экологически чистых технологий» прекратил деятельность 03 сентября 2014 года, Управлением были направлены запросы на выдачу справок о стаже и заработной плате в архивы города Тамбова - ТОГБУ «ГАТО», ТОГБУ «Гаспито» архивного отдела администрации города Тамбова. Согласно ответам, поступившим из архивных органов, данные за 1987 - 1990 годы от ОАО «Проектный институт экологически чистых технологий» на хранение не поступали.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, уточняющие справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Рамзин С.В. в судебное заседание представил журналы с расчетными ведомостями, которые, по его словам, хранились в здании, где ранее находилось ОАО «Проектный институт экологически чистых технологий», в котором он работал. Принимая во внимание журналы с расчетными ведомостями, представленные истцом, и которые не были сданы в архивные органы в установленном законом порядке, суд не принял во внимание порядок подтверждения заработка, установленный Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-Ф3.

Кроме того, сведения о заработной плате, содержащиеся в расчетных ведомостях и в справке №47 от 03 сентября 2014 года, имеют расхождения. Так, из ведомостей следует, что заработная плата истца за июль 1988 года составляет 932 руб. 38 коп., за ноябрь 1989 года - 241 руб. 89 коп., а согласно справке - 152 руб. 38 коп. и 241 руб. 81 коп. соответственно. Чем обусловлены расхождения в размерах заработной платы, установлено не было.

Подтверждение индивидуального характера заработка застрахованного лица является обязательным, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения заработка.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области Рамзин С.В. просит оставить ее без удовлетворения.

В настоящем судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе Волосевич Ю.С. доводы апелляционной жалобы поддержала. Рамзин С.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не усматривает.

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии осуществляется введенным в действие с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –Федеральный закон № 400-ФЗ), в силу части 3 статьи 36 которого со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии как при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразование) в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002, так и при новом назначении определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 Перечня, утвержденного приказом Минтруда России 28 ноября 2014 года N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" (далее – Перечень) необходимы документы:

а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5545);

б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

В силу пункта 70 Перечня обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 декабря 2014 г., подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 26 принятого на основании Федерального закона № 173-ФЗ Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (утв. Постановлением Минтруда РФ № 16, Пенсионного Фонда РФ № 19па от 27 февраля 2002) среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Не принимая к соответствующему расчету среднемесячный заработок Рамзина С.В., имевший место до 1 января 2002 года, а именно с 07 сентября 1987 года по 25 июня 1990 года в ОАО «Проектный институт экологически чистых технологий», и, напротив, исходя из среднемесячного заработка истца за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионный орган исходил из того, что указанная организация прекратила свою деятельность, документы о личном составе в архивы сданы не были, а поэтому обоснованность выдачи справки № 47 от 03 сентября 2014 года о среднемесячном заработке за указанный период и достоверность сведений, содержащихся в ней, не подтвердились.

Удовлетворяя исковые требования Рамзина С.В., суд первой инстанции, руководствуясь, в том числе, приведенными выше правовыми нормами, исходил из исследования и оценки представленных им доказательств, включая подлинные расчетные ведомости о его заработке за рассматриваемый период, которые были им обозрены в судебном заседании.

Судебная коллегия находит такие выводы правильными.

Так, из материалов дела усматривается, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Рамзин С.В. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе 23 декабря 2019 года. При этом необходимые для назначения пенсии документы им были предоставлены уже в 2017 году в рамках проведения заблаговременной работы с лицами, уходящими на пенсию в ближайшее время. Среди предоставленных документов были справка о заработной плате истца за время работы его на ОАО «Комсомолец» с 1991 по 1992 г.г. (сомнений в достоверности у пенсионного органа она не вызывает), а также справка о заработной плате в ОАО «Проектный институт экологически чистых технологий» за № 47 от 03 сентября 2014 года. В последней указано на основание ее выдачи: лицевые счета, платежные ведомости, на то, что штамп и гербовая печать в организации отсутствуют, право подписи за главного бухгалтера приказом № 2 от 20 января 2014 года возложено на генерального директора Усова В.И. Им справка и подписана. Справка заверена печатью организации. (Прекращение деятельности проектного института зарегистрировано 01 сентября 2014 года).

В своем заявлении о назначении пенсии Рамзиным С.В. указано на то, что с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке, не согласен.

При изложенных обстоятельствах, а также по смыслу пункта 31 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсий по государственному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсий на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (утв. Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 884н) (далее Правила № 884н), предусматривающего право гражданина на основании разъяснения территориального органа ПФР предоставить недостающие документы, ответчик был обязан проинформировать Рамзина С.В. о непринятии к расчету справки о его заработной плате в проектном институте. Этого сделано не было. Пенсия истцу назначена, исходя из его среднемесячного заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Однако, предусматривая упоминаемое в апелляционной жалобе право пенсионного органа на проверку в необходимых случаях обоснованности выдачи документов и достоверности содержащихся в них сведений (пункт 22) Правила № 884н пункте 23 содержат также положение о том, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Отмечается, что проведение проверок документов, необходимых для установления пенсии регулируется разделом VI Правил № 884н и включает в себя камеральные проверки, выездные проверки, направление запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующую организацию, государственный (муниципальный орган), компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65).

Между тем, возможность подтверждения своего заработка в проектном институте за указанный выше период вследствие наличия соответствующих первичных бухгалтерских документов, для истца Рамзина С.В. оказалась не утраченной. Его пояснения о месте хранения этих документов и способе полученного доступа к ним, по мнению судебной коллегии, не вызывают сомнений в своей правдивости. В прошитом виде документы были предоставлены суду первой инстанции (как пояснил истец, ксерокопирование их ввиду большого объема исключено). Принимающий участие в судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Волосевич Ю.С. с документами была ознакомлена, что подтвердила в настоящем судебном заседании, не высказав сомнений в их достоверности. Данных о том, что при надлежащем извещении со стороны пенсионного органа Рамзин С.В. не имел бы возможности предоставить ему указанные документы уже при разрешении вопроса о назначении ему пенсии, для рассмотрения их в соответствии с требованиями пункта 23 Правил № 884н, нет.

При наличии первичной бухгалтерской документации, подтверждающей фактический заработок истца, само по себе уклонение работодателя от сдачи этой документации в архивные органы, как правильно отметил суд первой инстанции, не может отрицательным образом повлиять на его (истца) законное право на получение страховой пенсии по старости по наиболее выгодному для него варианту.

Судом первой инстанции дана надлежащая оценка имеющемуся расхождению в первичных ведомостях и справке о заработной плате в указании заработной платы истца за июнь 1988 года и ноября 1989года.

Доводы апелляционной жалобы законности оспариваемого решения не умаляют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 25 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Тамбове и Тамбовском районе – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи