НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 15.11.2023 № 2-671/2023

УИД 68RS0003-01-2023-000541-27

Дело № 33-3418/2023

Судья: Саранина Н.В. (дело № 2-671/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2023 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

судей Альчиковой Е.В., Рязанцевой Л.В.,

при секретаре Кануткиной Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корчагиной Милены Валерьевны к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», Министерству обороны Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании недоплаченной суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск,

по апелляционной жалобе Корчагиной Милены Валерьевны на решение Советского районного суда г. Тамбова от 28 июня 2023 года,

заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

28.02.2023 Корчагина М.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» о признании действий незаконными и взыскании недоплаченной суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 546,50 руб. с уплатой процентов за каждый день просрочки.

В обоснование иска указала, что 14.01.2021 в соответствии с приказом командира войсковой части 77977 от 14.01.2021 № 5 она была принята на работу в войсковую часть 77977 на должность библиотекарь клуба. Приказом командира войсковой части 77977 от 01.07.2021 № 58 уволена с работы по собственному желанию.

Согласно условиям трудового договора от 23.12.2020 № 300 ей был установлен должностной оклад – 7 375 руб., стимулирующая выплата за выслугу лет - 15% к окладу, стимулирующая премиальная выплата за своевременное и добросовестное выполнение должностных обязанностей и результатов работы за месяц - 25% к окладу.

В феврале, марте и апреле 2021 года дополнительно к положенной заработной плате ей производили доплату до минимального размера оплаты труда, составлявшего 12 792 руб. Начисленная заработная плата, с учетом доплаты до МРОТ, составила: за февраль 2021 - 11 032,00 руб.; за март 2021 – 10 592,00 руб.; за апрель 2021 - 10 592,00 руб. Вместе с тем, ей начислялась и дополнительная премия порезультатам работы (согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации") за февраль 2021 - 1 760 руб.; за март 2021 - 2 200 руб.; за апрель 2021 - 2 200 руб. Фактический размер начисленной заработной платы за вышеуказанные месяцы с доплатойдоМРОТ и дополнительной премией по приказу МО РФ № 1010 был ей обеспечен не ниже МРОТ – 12 792 руб. в месяц.

Начисление и выплату всех денежных средств за осуществление трудовой деятельности осуществляет Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям".

Полагая, что действия ФКУ УФО, связанные с включением премии, выплачиваемой на основании приказа МО РФ № 1010, в состав МРОТ нарушают ее право на минимальный размер оплаты труда, гарантированное ч. 5 ст. 75 Конституции РФ, она обращалась с иском в суд.

Решением Советского районного суда города Тамбова от 05.08.2021 было удовлетворено ее исковое заявление к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» о признании действий незаконными, взыскании недоплаченной заработной платы и компенсации морального вреда.

Действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанные с включением премии, выплачиваемой Корчагиной М.В. на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, в состав минимального размера оплаты труда, признаны незаконными. С ответчика была взыскана заработная плата в сумме 6160 руб. и компенсация морального вреда в сумме 1000 руб.

Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 26.01.2022 решение Советского районного суда города Тамбова от 05.08.2021 было отменено и принято новое решение, которым отказано Корчагиной М.В. в удовлетворении исковых требований к УФО и Министерству обороны РФ в полном объеме.

Второй кассационный суд общей юрисдикции своим определением от 24.05.2022 отказал в удовлетворении ее кассационной жалобы.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции также было отказано (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2022)

Отказ в удовлетворении заявленных исковых требований суды обосновывали тем, что руководствуясь положениями статей 133, 135 Трудового кодекса Российской Федерации и правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2021 № 8-П по делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гр. Носаева, дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерацииот 26.07.2010 № 1010, является периодической выплатой, предоставляемой лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, является составным элементом системы оплаты труда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, в связи с чем, выплата истцу заработной платы в размере не ниже МРОТ (с учетом доплаты по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010) соответствует закону.

Не согласившись с выводами вышестоящих судов, 10.01.2023 она обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, полагая, что оспариваемые нормы не соответствуют статьям 7, 17, 19, 37 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют устанавливать лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации заработную плату, размер которой с учетом дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не превышает минимального размера оплаты труда.

УФО осуществляют в полном объеме ведение бухгалтерского учета воинской части, состоящей на финансовом обеспечении. Бухгалтерский учет воинских частей, не являющихся юридическими лицами, осуществляется без заключения договоров на обслуживание. Обеспечение личного состава Вооруженных Сил денежным довольствием, денежным содержанием, заработной платой и другими выплатами производится через УФО Министерства обороны. Зачисление воинских частей, организаций, а также отдельных должностных лиц на финансовое обеспечение осуществляется на основании решений Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил). УФО обеспечивает начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны.

Позиция, изложенная в определении Верховного суда Российской Федерации от 27.07.2022 №13-КФ22-128-К-2, а также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2021 №8-П дает основание полагать, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 является периодической выплатой, предоставленной лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда и непосредственно обусловленной надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, является составным элементом системы оплаты труда лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.

Полагает, что действия связанные с невключениемпремии, выплаченной ей на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 в состав средней заработной платы нарушают ее право на отпуск в полном объеме.

Приказом заместителя Министра обороны РФ от 18.08.2020 № 910 дсп войсковая часть 77977 зачислена на финансовое обеспечение в Федеральное казенное учреждение. В войсковой части 77977 финансового органа, отдельной бухгалтерии нет. Согласно Договору на обслуживание от 01.02.2014 № 68/048 на ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» возложена обязанность осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части 77977, в том числе начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными законодательством выплатами. На войсковую часть 77977 возложена обязанность оформления табелей рабочего времени на работников и представления их для начисления заработной платы в УФО. При этом командир войсковой части 77977 начисление и выплату заработной платы не производит.

Таким образом, начисление и выплату всех денежных средств за осуществление трудовой деятельности осуществляет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям».

Как видно из Записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, составленной ФКУ УФО в отношении Корчагиной М.В., сумма компенсации за отпуск составила 5 450,34 руб. = 389,31 руб. (средний дневной заработок) * 14 (количество неиспользованных дней отпуска).

Средний дневной заработок 389,31 руб. = 61 425,57 руб. (сумма фактически начисленной заработной платы) /157,78 (количество календарных дней).

Анализ раздела «Заработок по месяцам» Записки-расчета показывает, что суммы ежемесячной заработной платы не включали в себя периодические выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010: за февраль 2021 — 1 760 руб.; за март 2021 – 2 200 руб.; за апрель 2021 - 2 200 руб.

Считает, что расчет суммы компенсации за отпуск был произведен ФКУ УФО с нарушением положений статьи 139 ТК РФ, то есть не были учтены все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Полагает, что сумма фактически начисленной заработной платы должна составлять 67 585,57 руб. = 61 425,57 руб. + (1 760,00 руб. + 2 200,00 руб. + 2 200,00 руб.).

Средний дневной заработок будет составлять 428,35 руб. = 67 585,57 руб. (сумма фактически начисленной заработной платы/ 157,78 - количество календарных дней.

Сумма компенсации за отпуск должна составлять 5 996,94 руб. из расчета: 428,35 руб. (средний дневной заработок) * 14 (количество неиспользованных дней отпуска).

Разница между суммой выплаченной компенсации за отпуск и положенной составляет - 546,50 руб.

С учетом уточнений исковых требований от 24.04.2023 истец Корчагина М.В. просила признать действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанные с невключением премии, выплаченной Корчагиной Милене Валерьевне на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 в состав средней заработной платы незаконными, взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» в пользу Корчагиной М.В. недоплаченную сумму денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 546,50 руб.

Также просила о вынесении частного определения в отношении ФКУ ««Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям».

Определением суда от 21.03.2023 к участию в деле привлечены в качестве соответчика Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьего лица не заявляющих требований войсковая часть 77977.

В отзыве на иск ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» (л.д.28-30 т.1) заявило о пропуске истцом срока на обращение в суд.

В судебном заседании 17.05.2023 представитель истца Корчагиной М.В.- Корчагин М.С. ходатайствовал о восстановлении срока на подачу иска в суд (л.д.191 обор.стор. т.1), указывая, что апелляционная жалоба на решение Советского районного суда г.Тамбова от 08.08.2021 рассматривалась в Тамбовском областном суде с 31.08.2021 по 26.01.2021, кассационная жалоба находилась во Втором кассационном суде общей юрисдикции с 15.04.2022 по 24.04.2022. Жалоба в Верховный суд была направлена 15.06.2022, рассматривалась с 21.06.2022 по 27.07.2022. Копия определения Верховного Суда РФ была получена только 16.12.2022. Конституционный Суд РФ рассматривал возможность принятия жалобы к рассмотрению с 09.01.2023 по 31.01.2023, определение было получено 20.02.2023. Исковое заявление по данному делу было подано в суд 28.02.2023. Считал указанные обстоятельства уважительными, так как осуществлялась реализация права на судебную защиту в установленные сроки и в порядке, определенном УПК РФ. После установления судами правовой природы спорной выплаты, вынуждены были изменить основание спора и подать новое исковое заявление.

Решением Советского районного суда г. Тамбова от 28.06.2023 исковые требования Корчагиной М.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», Министерству обороны Российской Федерации о признании действий связанных с невключением премии, выплаченной Корчагиной М.В. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 №1010 в состав средней заработной платы незаконными, оставлены без удовлетворения.

Исковые требования Корчагиной М.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченной суммы денежной компенсации за неиспользованный отпуск оставлены без удовлетворения.

В удовлетворении ходатайства Корчагиной М.В. о вынесении частного определения в отношении ФКУ ««Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» отказано.

В апелляционной жалобе Корчагина М.В. выражает несогласие с принятым судебным актом, считает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.Суд проигнорировал обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу.

В доводах жалобы, аналогичных исковым требованиям, приводит, что в ходе рассмотрения другого дела Вторым кассационным судом и Верховным Судом РФ было установлено юридически значимое обстоятельство – установлена правовая природа выплаты, предусмотренной приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, - она является составным элементом оплаты труда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Также автор жалобы полагает, что суд необоснованно отказал в восстановлении срока для обращения в суд по трудовому спору, не определив и не установив обстоятельств, имеющих значение для разрешения вопроса о наличии или об отсутствии уважительных причин пропуска ею срока для обращения в суд.

Однако в своих письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, она привела доказательства уважительности пропуска срока: обращения в суд первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанции, Конституционный Суд РФ.

Следовательно, только после ее обращения в Конституционный Суд РФ были полностью исключены судебные ошибки при рассмотрении спора, а обстоятельство об установлении правовой природы выплаты, предусмотренной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010, позволяющей считать ее составным элементом оплаты труда лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, приобрело преюдициальное значение.

И именно с этого момента она узнала о нарушениях в отношении себя норм трудового права, выразившихся в начислении и выплате компенсации за неиспользованный отпуск в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Таким образом, реализация ею права на судебную защиту в установленные сроки и в порядке, определенном ГПК РФ, является уважительной причиной в восстановлении срока для обращения в суд по настоящему трудовому спору.

Более того, суд первой инстанции, приводя нормы Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922), которые предписывают производить исчисление среднего заработка работника исходя из фактически начисленной заработной платы, при очевидно неверной позиции представителя УФО, заявившего о включении всех выплат в состав заработной платы, но отказывающегося включать этот состав в расчет средней заработной платы, не усмотрел в этом ни признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст.145.1 УК РФ (выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ), ни признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (неполная выплата других выплат). Тем самым, отказал в удовлетворении ее ходатайства о вынесении частного определения в отношении ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям».

В связи с чем, автор жалобы просит отменить обжалуемое решение и принять новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» возражениях на апелляционную жалобу считает принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Указывает, что работодатель не обладает правом распоряжения источником выплаты средств материального стимулирования, он лишь вправе решать вопросы, касающиеся перераспределения средств в порядке, установленном Приказом № 1010. Следовательно, принятие решения о включении разовых выплат в систему оплаты труда находится вне его компетенции и противоречит нормам законодательства.

Кроме того, отмечает, что с 2021 года (спорный период по предыдущему спору между Управлением и Корчагиной М.В.) изменена методика определения МРОТ, который рассчитывается в зависимости от медианной заработной платы на основании методики, утверждаемой Росстатом.

Полагает, что исковые требования работника Корчагиной М.В. могут быть предъявлены исключительно к в/ч 77977, как к работодателю.

А факт пропуска истцом срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку в возражении содержались доводы о несогласии с решением суда относительно определения судом ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» надлежащим ответчиком, судебной коллегией было предложено сформулировать позицию данного ответчика. Представителем ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» было пояснено, что данное возражение он не просит рассматривать как апелляционную жалобу на решение суда.

Учитывая имеющиеся данные о надлежащем извещении лиц, привлеченных к участию в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях на нее.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ установлена приказом Министра обороны от 18 сентября 2019 N 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», из пункта 38 следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда за счет экономии фонда оплаты труда.

Согласно приказу от 26 июля 2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации", утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 указанного Порядка, определены ежеквартальные дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала. Расходы на дополнительное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

В соответствии с пунктами 2 и 3 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся в частности премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Согласно пункту 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 в случае, если время, приходящееся на расчетный период (12 календарных месяцев), отработано не полностью, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

В случае увольнения работника, не использовавшего по каким-либо причинам причитающиеся ему отпуска, работодатель обязан выплатить такому работнику денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. Расчёт этой компенсации производится исходя из заработной платы работника, размер которой, по общему правилу, устанавливается в трудовом договоре, заключённом между работником и работодателем в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, и должен соответствовать нормативным положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 14.01.2021 в соответствии с приказом командира войсковой части 77977 от 14.01.2021 № 5 Корчагина М.В. принята на работу в войсковую часть 77977 на должность библиотекарь клуба.

Согласно условиям трудового договора от 23 декабря 2020 № 300 Корчагиной М.В. был установлен должностной оклад – 7 375,00 руб., стимулирующая выплата за выслугу лет - 15% к окладу, стимулирующая премиальная выплата за своевременное и добросовестное выполнение должностных обязанностей и результатов работы за месяц - 25% к окладу.

Приказом командира в/ч 77977 от 23.04.2021 № 27 истцу присвоена вторая квалификационная категория и установлен оклад 7 952 руб. С 23.04.2021 процентная надбавка за выслугу лет Корчагиной М.В. составила 1 192,80 руб., а ежемесячная премия - 1 988 руб.

Приказом командира войсковой части 77977 от 01.07.2021 № 58 Корчагина М.В. уволена с работы по собственному желанию.

В феврале, марте и апреле 2021 года дополнительно к положенной заработной плате Корчагиной М.В. производили доплату до минимального размера оплаты труда.

Как следует из расчета начисленная заработная плата, с учетом доплаты доМРОТ, составила: за февраль 2021 - 11 032 руб., за март 2021 - 10 592 руб., за апрель 2021 - 10 592 руб.

Истцу начислялась дополнительная премия по результатам работы: за февраль 2021 - 1 760 руб., за март 2021 - 2 200 руб., за апрель 2021 - 2 200 руб. Указанная премия установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации». Фактический размер начисленной заработной платы за вышеуказанные месяцы с доплатой доМРОТ и дополнительной премией по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 был обеспечен не ниже МРОТ - 12 792 руб. в месяц.

Начисление и выплату всех денежных средств, в виде вознаграждения работника за осуществление трудовой деятельности осуществляет Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям».

Согласно представленному расчету ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» (л.д.127-128 т.1) Корчагиной М.В. выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 5 450,34 руб. В расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск указан ежемесячный размер заработной платы истца и количество отработанных дней, указано, что заработная плата за расчетный периодистца составила 61 425.57 руб., количество дней - 157,7.8.

В расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск не включены выплаты, произведенные истцу в соответствии с приказом от 26.07.2010 № 1010: за февраль 2021- 1760 руб., за март- 2021 г.- 2200 руб., за апрель 2021- 2200 руб., что является предметом спора по настоящему делу.

Решением Советского районного суда города Тамбова от 05.08.2021 действия ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям», связанные с включением премии, выплачиваемой Корчагиной М.В. на основании приказа Министерства обороны от 26.07.2010г. № 1010, в состав минимального размера оплаты труда, признаны незаконными. С ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям» в пользу Корчагиной М.В. взыскана недоплаченная заработная плата за период с февраля по апрель 2021 года в сумме 6 160 руб. и компенсация морального вреда в размере 1 000 рублей.В иске Корчагина М.В. считала, что премии, выплачиваемые ей в период февраль-апрель 2021 на основании приказа Министерства обороны от 26.07.2010г. № 1010 не должны были учитываться при определении размера заработной платы не ниже МРОТ, то есть работодатель должен был произвести ей доплату до МРОТ, а указанные премии согласно приказу Министерства обороны от 26.07.2010г. № 1010 – сверх МРОТ.

Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 26.01.2022 решение Советского районного суда г. Тамбова от 05.08.2021 отменено и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Корчагиной М.В. отказано в полном объеме.(л.д.54-57 т.1).

Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2022 решение Советского районного суда г.Тамбова от 05.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 26.01.2022 оставлены без изменения(л.д.80-82 т.1).

Определением Верховного Суда РФ от 27.07.2022 Корчагиной М.В. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ(л.д.11-13 т.1).

Определением Конституционного Суда РФ от 31.01.2023 Корчагиной М.В. отказано в принятии к рассмотрению ее жалобы(л.д.14-16 т.1).

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 122, 127, 135, 139, 392 Трудового кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, приказа Министра обороны от 18.09.2019 №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ», приказа Министраобороны РФ от 26.07.2020 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», пришел к выводу о том, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны РФ от 26.07.2020 № 1010 не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов. Кроме того, Корчангиной М.В. пропущен срок для обращения в суд с иском и оснований для признания причин пропуска срока для обращения в суд с иском уважительными, не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на Законе.

С 01.10.2019 система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 21 приложения N 2 ("Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации") к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 данного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.

Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).

В силу пункта 5 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного названным выше приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545, при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации учитываются выплаты стимулирующего характера, в том числе установленные названным приказом, кроме выплачиваемых за счет средств экономии фонда оплаты труда.

Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии, бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.

В связи с чем, судом верно был сделан вывод на основании Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 о том, что получаемые истцом в феврале-апреле 2021 г. выплаты в соответствии с приказом от 26.07.2010 № 1010 не подлежали учету при расчете компенсации за неиспользованный отпуск.

Также судебная коллегия также соглашается и с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом срока на обращение в суд.

Истец уволилась 01.07.2021.

Обращаясь ранее в суд с иском о доплате заработной платы (дело №2-1149/2021, № 33-94/2022), считала, что выплаты, произведенные ей по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 должны были быть выплачены сверх МРОТ, а не до суммы МРОТ.

Таким образом, истцу уже на дату увольнения было известно, что компенсация за неиспользованный отпуск ей произведена без учета выплат по указанному выше приказу от 26.07.2010 № 1010. В рамках дела № 2-1149/2021 Корчагина М.В. требований о доплате компенсации за неиспользованный отпуск не заявляла.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 26.01.2022, решение Советского районного суда г. Тамбова от 05.08.2021 отменено и принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Корчагиной М.В. о доплате заработной платы отказано в полном объеме. Апелляционное определение вступило в законную силу с даты его принятия- 26.01.2022. Таким образом, на дату вынесения апелляционного определения Корчагиной М.В. было доподлинно известно, что компенсация за неиспользованный отпуск произведена без учета выплат, произведенных ей по приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010.

В связи с изложенным, доводы представителя Корчагиной М.В. – Корчагина М.С. о том, что уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд с иском по настоящему делу, являлось дальнейшее кассационное обжалование апелляционного определения и обращение в Конституционный Суд РФ об оспаривании конституционности частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса РФ, являются не состоятельными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не поставил на обсуждение сторон вопрос о причинах пропуска истцом срока обращения в суд за защитой нарушенных прав, не нашли своего подтверждения. Так, согласно протоколу судебного заседания от 17.05.2023, представитель истца давал пояснения относительно уважительности по его мнению пропуска истцом срока на обращение в суд с иском по настоящему делу.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заявлялись в суде первой инстанции, и им была дана надлежащая оценка в обжалуемом решении суда.

Также судебная коллегия не усматривает оснований и для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении ходатайства стороны истца о вынесении частного определения в отношении ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тамбовской, Липецкой и Рязанской областям».

Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Советского районного суда г. Тамбова от 28 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Корчагиной Милены Валерьевны – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с даты его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено и подписано 24.11.2023.