Дело № 33-3004
Судья: Попова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.,
судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.
с участием прокурора Лесняк Е.Н.
при секретаре: Косых Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2017 года гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Тамбова к ООО «Санторин» о возложении обязанности прекратить деятельность по организации и проведению азартных игр,
по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 04 мая 2017 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Тамбова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Санторин» о прекращении деятельности по организации и проведению азартных игр по адресам: ***, ***.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего организацию и *** проведение азартных игр. Установлено, что ООО «Санторин» зарегистрировано в качестве юридического лица и осуществляет букмекерскую деятельность. Ответчик имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и *** проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 1 октября 2010 г. N 16, выданную Федеральной налоговой службой. Согласно приложению к лицензии, ООО «Санторин» осуществляет по адресам: ******; ***.
В силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерская контора - игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр. В статье 2 указанного Закона предусмотрено, что правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 5 данного Закона деятельность по организации и проведению игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете, начиная с 1 июля 2007 г., на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
В силу части 8 той же статьи принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.
Статьей 1 Закона Тамбовской области от 02.03.2007 N 151-3 "О запрете деятельности по организации и проведению азартных игр" запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Тамбовской области, начиная с 1 июля 2007 г.
Таким образом, наличие у общества указанной лицензии само по себе не является достаточным основанием для занятия такого рода деятельностью на территории Тамбовской области, поскольку не преодолевает запрет, установленный областным законом, изданным в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации частью 7 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 04 мая 2017 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор Октябрьского района г. Тамбова просит указанное решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Полагает, что, разрешая спор, суд первой инстанции неправильно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, не применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал неправильную правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к неверному выводу.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. "О судебном решении").
Постановленное судом решение в полной мере отвечает вышеуказанным требованиям, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Федеральным законом от 29 декабря 2006г. N244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N244-ФЗ) определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей4 Федерального закона N244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
деятельность по организации и проведению азартных игр - это деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);
букмекерская контора - это игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;
тотализатор - это игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр, а также выплату выигрышей за счет суммы ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения;
пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
Согласно части 4 статьи5 Федерального закона N244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи14 Федерального закона N244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном настоящей главой.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 25.08.2003 г. ООО «Санторин» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области за ОГРН ***.
06.05.2015 г. ООО «Санторин» поставлено на учет по месту своего нахождения в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Санкт-Петербургу.
Федеральной налоговой службой России ООО «Санторин» выдана лицензия *** от ***, сроком действия - бессрочно. Согласно названной лицензии ответчик имеет право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в местах, указанных в приложении.
Адрес места осуществления деятельности: ******, был включен в приложение к лицензии *** на основании решения С России от *** № ***
Адрес места осуществления деятельности: ***, был включен в приложение к лицензии *** на основании решения ФНС России от *** № ***
Инспекцией ФНС России по г.Тамбову ООО «Санторин» поставлено на
учет по месту нахождения обособленных подразделений: ***, ******.
Из свидетельств о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес от ****** и от ******, выданного ООО «Санторин» ИФНС по г.Тамбову, следует, что на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес зарегистрированы объекты налогообложения налогом на игорный бизнес: два пункта приема ставок букмекерских контор, место нахождения объектов - ***, ***
Согласно акту проверки ИФНС России по г. Тамбову от 30 августа 2016 г. № 13 нарушений ООО «Санторин» лицензионных требований не установлено.
Таким образом, доказательств подтверждающих осуществление ООО «Санторин» деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в пунктах приема ставок по адресам: ******, с нарушением лицензионных требований, материалы дела не содержат.
Фактов привлечения общества к административной ответственности по статьям 14.1.1, включая её часть 3, предусматривающую административную ответственность за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не зафиксировано. Сведения о привлечении работников общества к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьёй 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, также не представлены.
Предъявляя к ООО "Санторин" требования о признании деятельности по организации и проведению азартных игр незаконной и запрете осуществления данной деятельности, прокурор Октябрьского района г. Тамбова указывает на наличие законодательного запрета на осуществление любой деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Тамбовской области, установленного Законом Тамбовской области от 02.03.2007 г. № 151-З.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
В силу ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 14 указанного Закона букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием вида оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора, количества и места нахождения филиалов, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов либо иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (п. 9 ст. 4 ФЗ от 29.12.2006 N 244-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что деятельность по проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон разрешена на всей территории Российской Федерации при наличии у лица, осуществляющего такую деятельность, лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Из материалов дела усматривается, что ООО «Санторин» зарегистрировано в качестве юридического лица и в соответствии с положениями Устава осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
ООО "Санторин»" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 01.10.2010 года, сроком действия - бессрочно, выданную ФНС, согласно приложению к которой адреса - ***, *** отнесены к адресам мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Относительно ссылки на части 7 и 9 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, касающихся введения запрета деятельности игорных заведений, то следует указать, что федеральный законодатель установил кратковременный переходный период, в течение которого субъекты Российской Федерации получили возможность осуществить собственное правовое регулирование условий деятельности по организации и проведению на своей территории азартных игр вне игорных зон только до введения ее общего запрета с 1 июля 2009 года, после которого букмекерские конторы и тотализаторы были исключены из общего запрета. При этом исходить только из действия на территории Тамбовской области законодательного запрета на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, при разрешении настоящего спора не представляется возможным, поскольку введенный с 1 июля 2007 года Законом Тамбовской области от 02.03.2007 г. № 151-З запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр не распространяется на букмекерские конторы и тотализаторы, поскольку их деятельность при наличии лицензии осуществляется на основании закона, имеющего более высокую юридическую силу - Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
То обстоятельство, что определением Верховного Суда РФ от 12. 01.2016 г. № 33- КГ15-22, оставлены без изменения судебные акты о запрете осуществления данной деятельности в пункте приема ставок букмекерской конторы, расположенной по адресу: ***, на которое приведена ссылка в исковом заявлении в обоснование заявленных требований, не свидетельствует об осуществлении ООО «Санторин» незаконной деятельности, поскольку в данном случае оспаривался запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр при иных обстоятельствах, а не с точки зрения ограничения деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах, на которую общий запрет не распространяется.
Таким образом, представленные прокурором Октябрьского района г. Тамбова документы, содержащиеся в копии материала проверки, не являются достаточными для подтверждения факта осуществления ответчиком незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр.
Иных доказательств, кроме копии материала проверки, прокурор не представил, ходатайств об истребовании дополнительных доказательств по делу не заявлял.
Оснований полагать, что прокурор был ограничен судом в возможности представлять доказательства либо ему не было известно о последствиях несовершения процессуальных действий, материалы дела не дают и соответствующих доводов в апелляционном представлении не приведено.
При таком положении суд вправе был рассмотреть дело по имеющимся доказательствам, совокупность которых не позволяла сделать вывод об осуществлении ответчиками незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр, в связи с чем оснований для удовлетворении иска у суда не имелось.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать правильным, и оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 04 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского района г. Тамбова без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи