НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 08.09.2021 № 2-183/2021

Дело № 33-2925/2021 а.ж.

Судья Нищев В.В. (дело № 2-183/2021,

УИД 68RS0017-01-2021-000201-79)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 сентября 2021 года город Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

судей Сорокиной С.Л. и Коростелёвой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ермаковой Л.А., секретарем судебного заседания Самарцевой Э.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кокорева Андрея Валерьевича к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Никифоровская центральная районная больница» о признании незаконными действий по возложении обязанности оплаты медицинского осмотра, признании недействительным договора по оказанию платных медицинских услуг, взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе Кокорева Андрея Валерьевича на решение Никифоровского районного суда Тамбовской области от 27 мая 2021 г.

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

*** между Кокоревым А.В. и ТОГБУЗ «Никифоровская центральная районная больница» был заключен договор на оказание платных медицинский услуг по медицинскому обследованию с целью получения заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу, стоимость которых составила 474 рубля.

03.03.2021 Кокорев А.В. обратился в суд с иском к ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» о признании незаконными действий по возложению обязанности оплаты медицинского осмотра, признании недействительным договора по оказанию платных медицинских услуг от ***, взыскании денежных средств по оплате договора в размере 474 рубля.

В обосновании исковых требований указал, что ****** поссоветом *** района был назначен конкурс на замещение вакантной должности главы администрации *** поссовета, в котором он (Кокорев А.В.) решил принять участие. При поступлении на муниципальную службу он должен был представить медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу, которое выдается медицинским учреждением по результатам медицинского обследования.

В марте *** года он (Кокорев А.В.) обратился в ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» для прохождения обследования и получения заключения, однако ему пояснили, что прохождение такого обследования является платной услугой.

*** он обратился письменно к главному врачу ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» с просьбой разъяснить необходимость оплаты обследований.

*** от главного врача ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» поступил ответ, в котором было указано, что медицинский осмотр (обследование) для получения заключения в связи с поступлением на гражданскую службу или муниципальную службу не является страховым случаем, при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию, и подлежит оплате.

*** между ним (Кокоревым А.В.) и ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» был заключен договор по оказанию платных медицинских услуг, предметом которого являлось оказание услуги по проведению медицинского осмотра госслужащего; им (Кокоревым А.В.) в соответствии с условиями договора в кассу учреждения было уплачено 474 руб., после чего проведено медицинское обследование и выдано заключение.

*** он направил претензию в ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» с требованием возврата ему денежных средств, однако в их возврате ему было отказано. В результате изложенного было нарушено его право на бесплатную медицинскую помощь. Заключение договора было вынужденным, действия ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» по обязанию заключения договора на оказание платных медицинских услуг являются незаконными, поскольку, в соответствии с п.18 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н, прохождение обследования является бесплатным для гражданина и производится за счет средств обязательного медицинского страхования. Обследование не является дорогостоящим, фактически представляет собой получение информации о том, что он не состоит на учете у врачей психиатра и нарколога.

Кроме того, в заключенном договоре указано, что оказываемые платные медицинские услуги утверждены Постановлением администрации Никифоровского района № *** от *** с внесенными постановлением № *** от *** изменениями, однако данные нормативные акты являются недействующими, поскольку на момент совершения оспариваемых действий администрация Никифоровского района не являлась учредителем ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ», учредителем является администрация Тамбовской области; кроме того, в договоре также имеется ссылка на постановления администрации Никифоровского района № *** от *** и № *** от ***, определяющие размер и порядок оплаты медицинских услуг, однако порядок определения цен и тарифов должен устанавливаться в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1006 от 04.10.2012. На сайтах Управления здравоохранения и сайте ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» отсутствует информация о документе, определяющем порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги.

Определениями Никифоровского районного суда Тамбовской области суда от 29.04.2021 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц администрация Тамбовской области и управление здравоохранения Тамбовской области.

Решением Никифоровского районного суда Тамбовской области от 27 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований Кокорева Андрея Валерьевича о признании незаконными действий ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» по обязанию оплаты медицинского осмотра для получения заключения о наличии (отсутствии) заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу РФ и муниципальную службу или ее прохождению, признании недействительным договора по оказанию платных медицинских услуг от *** г., заключенного между Кокоревым Андреем Валерьевичем и ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ», взыскании денежных средств по договору об оказании платных медицинских услуг от *** г. в размере 474 (четырехсот семидесяти четырех) рублей - отказано.

В апелляционной жалобе Кокорев А.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обосновании доводов жалобы указывает на то, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н не отменен. Сведения о том, что положения приказа № 984н противоречат законодательству, отсутствуют. Кроме того, считает, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н обладает высшей юридической силой, чем «Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2020 год». Суд неправильно применил нормы материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ», по доверенности Панин Р.А., просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кокорева А.В. без удовлетворения, указав, что в соответствии с действующим законодательством медицинская услуга по выдаче заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу, не входит в перечень бесплатной медицинской помощи и предоставляется на платной основе. Стоимость платных медицинских услуг рассчитывается медицинским учреждением по установленной методике и утверждается приказом главного врача. Доводы, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки в суде первой инстанции, суд с ними обоснованно не согласился.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Тамбовской области и управления здравоохранения Тамбовской области, по доверенностям Бурлина С.Ю., просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кокорева А.В. без удовлетворения, указав, что приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 984н принят до вступления в силу Федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и применяется в настоящее время в части, не противоречащей указанным законам. В соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением администрации области от ******, за счет средств ОМС не оплачиваются обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Медицинская услуга по выдаче заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу, не входит в перечень бесплатной медицинской помощи и предоставляется на платной основе.

Проверив материалы дела, выслушав истца Кокорева А.В., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ», по доверенности Панина Р.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя третьих лиц, администрации Тамбовской области и управления здравоохранения Тамбовской области, по доверенностям Бурлину С.Ю., возражавшую против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.

Согласно ст.46 Конституции РФ, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Кокорев А.В. является лицом, застрахованным в рамках обязательного медицинского страхования.

*** между ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» в лице главного врача ФИО10 и Кокоревым А.В., намеревавшимся принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации *** поссовета *** района Тамбовской области, был заключен договор по оказанию платных медицинских услуг, предметом которого являлось оказание услуги по проведению медицинского осмотра госслужащего с целью получения заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу; Кокоревым А.В. в соответствии с условиями договора было уплачено из личных средств в кассу ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» 474 рубля, после чего было произведено необходимое медицинское обследование и выдано Заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу или ее прохождению, формы 001-ГС/у.

*** Кокорев А.В. обратился в ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» с заявлением о возврате денежных средств, уплаченных по договору от *** за обследование для получения заключения медицинского учреждения, указывая, что данное обследование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, рассмотрев которое, ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» в письме от ****** сообщило Кокореву А.В. об отсутствии законных оснований для возврата денежных средств в размере 474 руб., уплаченных по договору на оказание платных медицинских услуг от ***.

Кокорев А.В., считая, что действиями ТОГБУЗ «Никифоровская ЦРБ» нарушено его право на бесплатную медицинскую помощь, обратился в суд с данным иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного Кокоревым А.В. иска, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, руководствуясь пунктом 18 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 года № 984н, постановлением администрации Тамбовской области от 30.12.2019 № 1503 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», положениями ст.421 Гражданского кодекса РФ, исходил из того, что приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н принят до вступления в силу Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и применяется в настоящее время в части, не противоречащей указанным Федеральным законам; принятая в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610,

Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, разработанная с участием управления здравоохранения Тамбовской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования и утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 30.12.2019 № 1503, устанавливающая оказание различных медицинских услуг за счет средств ОМС, не содержит положений, предусматривающих, что медицинское обследование с целью установления наличия или отсутствия заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую и муниципальную службу или ее прохождению, может осуществляться и производиться за счет средств обязательного медицинского страхования; договор был заключен добровольно, до заключения договора от Кокорева А.В. было получено информированное добровольное согласие на предоставление платной медицинской услуги, условия договора сторонами исполнены в полном объеме, нарушений требований законодательства при заключении сторонами договора и его исполнении не усматривается. В связи с чем, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств.

Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с решением суда судебной коллегией признаются несостоятельными в силу следующего.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. № 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, учетная форма № 001-ГС/у «Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению».

Пунктом 18 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что при поступлении на гражданскую службу или муниципальную службу гражданин представляет в государственный орган (орган муниципального образования) Заключение, выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям "психиатрия" и "психиатрия-наркология", которое выдается гражданину после осмотров врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом; Заключение, выданное гражданину, поступающему на гражданскую службу или муниципальную службу, действительно в течение одного года.

Абзацем 3 пункта 18 указанного Порядка установлено, что обследования с целью установления диагноза заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, в медицинских учреждениях осуществляются за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с положениями п.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях (ч.1).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством Российской Федерации, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти доклад о ее реализации (ч.4).

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно; перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно; категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно; требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи (ч.5).

Статьей 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров являются:

1) профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

2) предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также при приеме на обучение в случае, предусмотренном частью 7 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

3) периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ;

4) предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

5) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

6) иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4 ст.46 вышеуказанного Закона).

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610, постановлением администрации Тамбовской области от 30.12.2019 № 1503 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Программа государственных гарантий).

Из пункта 3.1 Программы государственных гарантий следует, что за счет средств ОМС не оплачиваются, в том числе обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), в том числе спортсменов, работающих по трудовым договорам; ежегодная диспансеризация государственных гражданских служащих и муниципальных служащих с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы и муниципальной службы.

В силу ч.1 ст.84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (ч.4 ст.84 Закона).

Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги (ч.5 ст.84 Закона).

Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст.84 Закона).

К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (ч.8 ст.84 Закона).

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 441н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, согласно которому справки и медицинские заключения выдаются гражданам при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность (пункт 2).

Справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо (пункт 7).

Пунктом 12 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений предусмотрено, что медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризаций, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных 4 случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения.

Медицинские заключения выдаются на основании медицинского обследования гражданина, в том числе комиссионного, и содержат комплексную оценку состояния здоровья гражданина, включая: описание проведенного обследования и (или) лечения, их результатов; оценку обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов; обоснованные выводы: о наличии (отсутствии) у гражданина заболевания (состояния), факторов риска развития заболеваний; о наличии медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, осуществления отдельных видов деятельности, учебы; о соответствии состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению (пункт 13).

В силу ч.1, 2 ст.65 Федерального от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Видами медицинского освидетельствования являются: освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического); психиатрическое освидетельствование; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством; освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием; иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.9 ч.3 ст.16 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу.

Как указано выше, Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также форма заключения медицинского учреждения установлены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н. 984н.

При поступлении на гражданскую службу или муниципальную службу гражданин представляет в государственный орган (орган муниципального образования) заключение, выданное медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям "психиатрия" и "психиатрия-наркология", выданное после осмотров врачом-психиатром и врачом психиатром-наркологом (п.18 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими).

Из буквального толкования положений абзаца 3 пункта 18 Порядка не следует, что указанная норма предусматривает проведение обследования лица, поступающего на муниципальную службу, за счет средств обязательного медицинского страхования.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1610, Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 30.12.2019 № 1503, не предусмотрено бесплатное оказание медицинских услуг по обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) на предмет наличия/отсутствия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.

Ответчик в ответе от *** на заявление Кокорева А.В. о причине взимания платы за проведение медицинского осмотра (обследования) при обращении в медицинское учреждение для получения Заключения медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, разъяснил порядок получения Заключения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим соответствующие сферы деятельности.

Выдача медицинского документа произведена ответчиком в соответствии с действующим законодательством.

Доводы истца в суде апелляционной инстанции о том, что в Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Тамбовской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 30.12.2019 № 1503, должны быть учтены положения приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н, равно как и ссылки на положения ст.15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", согласно части 4 которой Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются, в пункте 238 которого (перечня) указан приказ Минздравсоцразвития от 14 декабря 2009 г. N 984н, не опровергают выводы суда первой инстанции и не влекут отмену решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Никифоровского районного суда Тамбовской области от 27 мая 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кокорева Андрея Валерьевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его внесения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.09.2021