Дело № 33-795/2021
Судья: Сорокина С.Л. (2-820/2020)
УИД 68RS0002-01-2019-000583-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Арзамасцевой Г.В.,
судей: Дрокиной С.Г., Малининой О.Н.,
при секретаре Симоновой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 апреля 2021 г. гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Деловые Линии», Акционерному обществу «Группа Ренессанс Страхование» о взыскании суммы, процентов за пользование денежными средствами, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 19 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Дрокиной С.Г., апелляционная инстанция
у с т а н о в и л а :
ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Деловые Линии», АО «Группа Ренессанс Страхование» о взыскании солидарно стоимости поврежденного груза, штрафа, компенсации морального вреда, неустойки, судебных расходов,
В обоснование исковых требований указал, что 26.10.2018г. он купил в ООО «Автомагазин» в г.Москве передний бампер на автомобиль Ауди Q7, произвел его оплату в размере 38 845 руб. Для транспортировки в г.Тамбов решил воспользоваться услугами транспортной компании ООО «Деловые Линии».
27.10.2018 года между ним и ООО "Деловые линии" заключен договор транспортной экспедиции автомобильным транспортом.
Груз был застрахован АО "Группа Ренессанс Страхование" по генеральному договору страхования ****** от 01.02.2018г.
По условиям договора транспортной экспедиции ООО "Деловые линии" приняло на себя обязательство оказать услуги по организации доставки (экспедированию) груза из г.Москвы в г.Тамбов (мест 1; массой 10 кг; объемом 0,36 м3, размером ДШВ 2 х 0,3 х 0,6) - 1133 руб.; организовать доставку (экспедирование) груза по г.Москва - 880 руб.; оказать услуги по жесткой упаковке груза - 350 руб.; информировать о статусе и местонахождении груза - 10 руб.; осуществить страхование груза и срока - 320 руб.; всего услуг на сумму 2693 руб.
Общая стоимость услуг в размере 2693 руб. была оплачена ФИО1 07.11.2018г.
Как указал истец, при получении груза им было обнаружено нарушение целостности упаковки (повреждение целлофана), в ходе осмотра установлено повреждение бампера - разрыв крепления и отсутствие крышки омывателя фары.
09.11.2018г. ФИО1 обратился в ООО "Деловые линии" с претензией, которая, как следует из ответа ООО "Деловые линии" от 22.11.2018г., в связи с тем, что груз был застрахован, передана на рассмотрение АО "Группа Ренессанс Страхование" с представленными к ней документами.
АО "Группа Ренессанс Страхование", рассмотрев заявление ООО «Деловые Линии» о выплате страхового возмещения в размере 38845 руб. и копии документов, представленных ФИО1 в ООО «Деловые Линии», в письме от 26.12.2018г. сообщило ФИО1, что не представляется возможным установить размер причиненного ущерба, поскольку не представлены документы, содержащие необходимую информацию для определения размера ущерба и действительной стоимости груза на момент отправки, кассовый чек к товарному чеку, согласно полученной информации, не выдавался.
Просил взыскать солидарно с ООО «Деловые Линии» и АО «Группа Ренессанс Страхование» стоимость поврежденного груза в размере 38 845 руб., штраф в размере 50 % в сумме - 19422,5 руб. в соответствии с п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. в соответствии с Законом о защите прав потребителей, проценты за пользование денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ за период с 13.12.2018г. по 22.10.2019г. в размере 2 520,14 руб. согласно представленному расчету, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 12 000 руб.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 19 декабря 2019 года исковые требования ФИО1 к Акционерному обществу «Группа Ренессанс Страхование» удовлетворены частично.
С Акционерного общества «Группа Ренессанс Страхование» в пользу ФИО1 взыскано страховое возмещение в сумме 500 рублей, компенсация морального вреда в сумме 500 рублей, штраф в сумме 500 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 3000 рублей.
С Акционерного общества «Группа Ренессанс Страхование» взыскана госпошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов в сумме 700 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к АО «Группа Ренессанс Страхование» и в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Деловые Линии» отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ФИО1 обратился с апелляционной жалобой на него, просил решение суда отменить, удовлетворить его требования в полном объеме.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает, что перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный при перевозке груза в сумме, указанной в счете продавца, или предусмотренной договором.
Считает, что судом необоснованно взыскана стоимость поврежденного груза из расчета 50 руб. за один килограмм, всего - 500 руб., поскольку данное правило применяется в том случае, когда из-за повреждения груза и представленных документов невозможно достоверно установить, какое имущество было передано страхователю для транспортировки.
Указывает, что наименование груза было известно, а также приложен товарный чек об оплате бампера.
Полагает, что суд неверно указал в решении на необходимость отправителя указывать наименование и стоимость груза в момент его отправки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «Деловые Линии» ФИО6 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 08.06.2020 года решение Ленинского районного суда г. Тамбов от 19 декабря 2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 октября 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 08 июня 2020 года отменено.
Изучив материалы дела, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст.195 ГПК РФ.
На основании ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст.785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза, лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа предусмотрена ст.796 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
В соответствии со ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; 4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
Согласно ст.2 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", порядок оказания экспедиционных услуг, требования к качеству экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции) определяются утвержденными Правительством РФ Правилами транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно п.5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08 сентября 2006 года N 554, экспедиторскими документами являются: - поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); - экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); - складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
В соответствии с п.7 названных Правил, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со ст.929 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы: риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст.930).
В силу ст.941 Гражданского кодекса Российской Федерации, систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком осуществляться на основании одного договора страхования - генерального полиса.
Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования или которую он обязуется выплатить по договору личного страхования (страховая сумма), определяется соглашением страхователя со страховщиком в соответствии с правилами, предусмотренными ст.947 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ФИО1 и ООО "Деловые линии" 27.10.2018 заключен договор транспортной экспедиции автомобильным транспортом, в соответствии с которым ООО "Деловые линии" приняло от отправителя ФИО7 по накладной *** (приемная накладная ***) груз в количестве одного грузоместа, весом 10 кг, объемом 0,36 м3, размером ДШВ 2 х 0,3 х 0,6, без объявленной стоимости (0 руб. 00 коп.), наименование груза "Сборный груз", без указания состояния упаковки в приемной накладной ***, для направления в адрес получателя ФИО1, г.Тамбов.
ООО "Деловые линии" также были оказаны услуги по жесткой упаковке груза.
Груз был застрахован АО "Группа Ренессанс Страхование" по генеральному договору страхования N *** от 01.02.2018.
По условиям договора транспортной экспедиции ООО "Деловые линии" приняло на себя обязательство оказать услуги по организации доставки (экспедированию) груза из г.Москвы в г.Тамбов (мест 1; массой 10 кг; объемом 0,36 м3, размером ДШВ 2 х 0,3 х 0,6) - 1133 руб.; организовать доставку (экспедирование) груза по г.Москва - 880 руб.; оказать услуги по жесткой упаковке груза - 350 руб.; информировать о статусе и местонахождении груза - 10 руб.; осуществить страхование груза и срока - 320 руб.; всего услуг на сумму 2693 руб.
Общая стоимость услуг в размере 2693 руб. была оплачена ФИО1 07.11.2018г..
Как указал истец, при получении груза им было обнаружено нарушение целостности упаковки (повреждение целлофана), в ходе осмотра установлено повреждение бампера - разрыв крепления и отсутствие крышки омывателя фары.
09.11.2018 ФИО1 обратился в ООО "Деловые линии" с претензией, которая передана на рассмотрение АО "Группа Ренессанс Страхование" с представленными к ней документами.
АО "Группа Ренессанс Страхование", рассмотрев заявление ООО "Деловые Линии" о выплате страхового возмещения в размере 38845 руб. и копии документов, представленных ФИО1 в ООО "Деловые Линии", в письме от 26.12.2018 сообщило ФИО1, что не представляется возможным установить размер причиненного ущерба, поскольку не представлены документы, содержащие необходимую информацию для определения размера ущерба и действительной стоимости груза на момент отправки, кассовый чек к товарному чеку, согласно полученной информации, не выдавался.
Также судом установлено, что груз от грузоотправителя по накладной *** от *** был принят ООО "Деловые Линии" в соответствии с условиями, содержащимися в накладной по количеству грузомест, объему и весу, а не по наименованию и качественным характеристикам, без досмотра и проверки содержимого вложения перевозимого груза, то есть о том, что на перевозку передается бампер передний к автомобилю Ауди Q7, в накладной не указано.
В накладной *** от 27.10.2018 указано на то, что, отправляя груз без объявления стоимости, грузоотправитель подтверждает, что действительная стоимость груза не превышает 50 руб. за один килограмм груза. Экспедитор по своей инициативе не проверяет достоверность представленных сведений о стоимости груза. Если действительная стоимость груза превышает 50 рублей за один кг груза, грузоотправитель обязуется письменно заявить об этом экспедитору, объявив стоимость груза в целях организации его страхования.
Какого-либо дополнительного соглашения относительно осмотра груза между сторонами заключено не было, из чего судом сделан вывод, что при приеме груза ООО "Деловые линии" обязано было определить лишь количество мест груза, их вес и объем, что и было им сделано.
При отправке груза отправителем какие-либо сопроводительные документы на груз не представлялись, что подтверждается отсутствием в накладной соответствующей отметки экспедитора.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал вывод о том, что истец не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при сдаче к отправке спорного груза, которая от него требовалась по условиям гражданского оборота в целом и договора оказания услуг доставки отправлений в частности, в связи с чем, принял на себя риски, связанные с невозможностью установить в дальнейшем обстоятельства повреждения груза.
Также суд указал, что из представленных в материалы дела документов невозможно установить размер причиненных ФИО1 убытков, не подтвержден факт передачи товара той стоимости, что заявлено истцом в иске, с учетом того, что ответчик, ООО "Деловые Линии", вправе принимать груз от отправителей лишь по количеству грузовых мест, без внутреннего досмотра и сверки с товарными накладными продавца, что соответствует пункту 8 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 ***.
Ссылаясь на разъяснения, данные в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которым по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков, суд делает вывод, что законодатель исключает обязанность перевозчика по доказыванию отсутствия своей вины в повреждении груза, доставленного в надлежащем состоянии упаковки, и в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возмещении убытков в сумме 38845 руб., предъявленных к ООО "Деловые Линии", следует отказать.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит ошибочными, сделанными при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и применении норм материального права.
При этом, в противоречие с предыдущими выводами, суд посчитал необходимым удовлетворить требования к страховой компании, исходя из того, что груз истца был застрахован на 1000000 рублей в АО "Группа Ренессанс Страхование" на основании генерального договора страхования грузов N *** от 01.02.2018, а также сослался на наличие в накладной *** отметки о состоянии упаковки "деформация".
Удовлетворяя требования к страховой компании, суд исходил из факта повреждения отправленного груза, наличия страхового случая (не указывая, при этом, в чем он состоит и в результате чего наступил), что при рассмотрении требований к ООО "Деловые линии" считает неустановленным.
В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, связанного с договором перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и с договором транспортной экспедиции Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 №26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" даны следующие разъяснения:
22. В соответствии с частью 2 статьи 10 Устава грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. По общему правилу, перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки груза грузоотправителем.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если:
1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз;
2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной (п.3 ст.307 ГК РФ).
Бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на перевозчика (ст.796 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.65 АПК РФ).
В силу прямого указания п.4 ст.4 Закона о транспортной экспедиции при приеме груза экспедитор обязан проверить информацию об условиях перевозки груза и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором своих обязанностей. Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.
23. В силу ст.796 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 34 и статьи 36 Устава перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли:
1) вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
3) вследствие вины грузоотправителя, в том числе ненадлежащей упаковки груза (ст.404 Гражданского кодекса Российской Федерации);
4) вследствие естественной убыли массы груза, не превышающей ее норму.
Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.
27. Право на предъявление к перевозчикам требований, связанных с осуществлением перевозок груза, имеют лица, заключившие договоры перевозки, грузополучатели, а также страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам грузов (часть 3 статьи 39 Устава).
Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. Право клиента на предъявление иска к перевозчику не исключает возможности предъявления иска о возмещении реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, к экспедитору, если по условиям договора он также обязался обеспечить сохранную транспортировку груза перед клиентом. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах (ст.323 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленной в материалы дела накладной *** от 27.10.2018г., ООО «Деловые линии», являясь экспедитором, взяло на себя обязательства по перевозке груза из г.Москвы в г.Тамбов, ФИО1 обязался оплатить указанную услугу.
ФИО1 указанная услуга была оплачена в полном объеме.
Согласно указанной накладной отправитель груза обязан сдать груз в исправной упаковке или при ее несоответствии характеру и свойствам груза оплатить необходимую дополнительную упаковку груза (п.2.1). При принятии груза представителем ООО «Деловые линии» было предложено заказать и оплатить дополнительную услугу по жесткой упаковке груза, ФИО1 была заказана и оплачена дополнительная жесткая упаковка груза.
Истцом в накладной *** от 27.10.2018г. были указаны качественные характеристики и наименование груза, а именно автозапчасти хрупкие, к которым также возможно отнести и бампер автомобиля. Судебная коллегия полагает, что представитель ООО «Деловые линии» был надлежащим образом осведомлен о характеристиках груза, в связи с чем ФИО1 было предложено оплатить и заказать дополнительную жесткую упаковку.
На момент приемки груза и его упаковки представители ООО «Деловые линии» не установили факт его повреждения, договор (накладная) соответствующих отметок не содержит. Более того, при страховании груза данные сведения также не были указаны.
На основании ч.4 ст.3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Таким образом, судебной коллегией достоверно установлено и не оспорено сторонами, что при упаковке груза сотрудниками ООО "Деловые Линии" произведен внешний осмотр груза, при этом сомнений в его целостности у них не возникло, актов о состоянии груза, наличии в нем каких-либо повреждений (недостатков) на момент приема для отправки, не составлено.
Согласно коммерческому акту выдачи клиенту №Т6190 от 07 ноября 2018г. при получении ФИО1 груза обнаружено нарушение его целостности.
В результате повреждения упаковки было отломано одно из креплений бампера, что привело к невозможности использования бампера в целом, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой (т.2 л.д.284).
Принимая во внимание, что ООО «Деловые Линии» не представлено доказательств, освобождающих его от ответственности за сохранность груза, получившего в процессе перевозки повреждения, а также доказательств причинения ущерба истцу иными лицами, при иных обстоятельствах, передачи для перевозки уже поврежденного груза, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ООО «Деловые Линии» услуга по перевозке груза оказана истцу некачественно.
Размер ответственности лица, организующего перевозку груза, в силу п.1 ст.7 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" отличается в зависимости от того, перевозится ли груз с объявленной ценностью.
Из пп.4 указанной нормы следует, за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, он несет ответственность в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Указывая на непредставление ФИО1 при отправке сопроводительных документов, подтверждающих действительную стоимость груза, суд не учел положения п.6 ст.7 Закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", согласно которому действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
По смыслу пунктов 4 и 6 статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, отправление груза без внутритарного досмотра и без объявленной стоимости не лишает истца требовать возмещение ущерба за поврежденный груз при доказанности его повреждения в процессе перевозки и подтверждения его действительной стоимости.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу п.5 ст.393 Гражданского кодекса Российской Федерации суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
Само по себе отсутствие указания в транспортных документах стоимости груза не может служить основанием для освобождения перевозчика от ответственности при установлении факта неисполнения им обязательства.
Согласно представленной справке Центра судебных экспертиз и оценки от 31.03.2021г. среднерыночная стоимость облицовки переднего бампера КТС AUDI Q7 составляет 56 955 руб. 75 коп., что полностью подтверждает стоимость приобретения истцом бампера в 2018г. в размере 38 845 руб..
Как указано выше, груз истца был застрахован на 1 000 000 руб. в АО «Группа Ренессанс Страхование» на основании генерального договора страхования грузов ****** от 1 февраля 2018 г. и индивидуального полиса страхования грузов ***PIC-******.
Поскольку ответственность по договору перевозки груза застрахована в АО «Группа Ренессанс Страхование» на основании индивидуального полиса страхования, выданного по генеральному полису страхования ****** от 1 февраля 2018 г., то страховая компания несёт ответственность по компенсации ущерба, причиненного в результате некачественной перевозки товара, в сумме 38 845 руб.
Пунктом 1 ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как следует из материалов дела, 13 ноября 2018г. от ООО «Деловые линии» в АО «Группа Ренессанс Страхование» поступило заявление о выплате страхового возмещения в размере 38 845 руб., по истечении 30 дней, т.е. 13.12.2018г., страховая компания обязана была выплатить истцу страховое возмещение, однако выплата произведена не была.
Учитывая, что суд не может выйти за рамки заявленных требований, судебная коллегия считает возможным удовлетворить требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13 декабря 2018г. до 26 августа 2019г. в размере 2 092, 05 руб..
Доводы представителя ООО «Деловые линии» являются необоснованными, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В силу статьи 15, части 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 5000 руб., штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 19 422,50 руб..
В соответствии с положениями ст.98, 100 ГПК РФ с АО «Группа Ренессанс Страхование» в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 12 000 руб..
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда города Тамбова от 19 декабря 2019 года отменить и принять по делу новое решение.
Взыскать с Акционерного общества «Группа Ренессанс Страхование» в пользу ФИО1 страховое возмещение в размере 38 845 руб., штраф в размере 19 422,50 руб., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2 092,05 руб. за период с 13 декабря 2018г. до 26 августа 2019г., судебные расходы в размере 12 000 руб..
Взыскать с Акционерного общества «Группа Ренессанс Страхование» в доход бюджета муниципального образования – город Тамбов государственную пошлину в размере 2 160,78 руб..
В иске к ООО «Деловые Линии» отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
судьи: