НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 04.09.2019 № 33-3017/19

Дело №33-3017/2019

Судья: Изгарёва И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 сентября 2019 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Босси Н.А.

судей Бучневой О.А., Юдиной И.С.

при секретаре Топильской А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутузовой Анны Мечиславовны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и о назначении пенсии,

по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 21 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кутузова А.М. обратилась с иском к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении периода работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости и о назначении пенсии, указав, что решением от 14.03.2019г. УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области ей было отказано в назначении льготной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. В педагогический стаж не был включен период работы с 24.08.1990 г. по 15.08.1996 г. в должности учителя начальных классов средней школы № 2 Ферганского отдела народного образования Республики Узбекистан, так как её стаж на соответствующих видах работ не был подтвержден соответствующим ответом органа пенсионного обеспечения республики Узбекистан. С данным решением не согласна, поскольку ею были представлены надлежащим образом оформленные документы со сведениями о её работе в спорный период.

Просила включить в специальный стаж период работы с 24.08.1990 г. по 15.08.1996 г. в должности учителя начальных классов средней школы № 2 Ферганского отдела народного образования Республики Узбекистан, признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости и назначить ей досрочную страховую пенсию с 21.09.2018 г.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 21 мая 2019 года исковые требования Кутузовой А.М. удовлетворены. Постановлено включить Кутузовой А.М. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 24.08.1990 г. по 15.08.1996 г. в должности учителя начальных классов средней школы № 2 Ферганского отдела народного образования Республики Узбекистан, а также обязать УПФР в г.Тамбове Тамбовской области назначить Кутузовой А.М. досрочную страховую пенсию по старости с 21.09.2018г.

В апелляционной жалобе УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области просит отменить решение суда.

Ссылается на Соглашение от 13.03.1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденные Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. №99р, из которых следует, что периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. В целях обеспечения реализации пенсионных прав Кутузовой А.М. Управлением 12.10.2018 г. был направлен запрос об истребовании справок о стаже за спорный период работы истца, а также информацию о наличии института досрочных пенсий по старости в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Ответ на указанный запрос не поступил, то есть специальный стаж работы Кутузовой А.М. не подтвердился.

Кроме того, суд обязал Управление включить в стаж истца период работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с 24.08.1990 г. по 15.08.1996 г., не обязав включить в страховой стаж период работы с 01.12.1991 г. по 15.08.1996 г.

В возражении на апелляционную жалобу Кутузова А.М. просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Топоркова И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Кутузову А.М. и её представителя Перелыгина С.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Кутузова А.М., *** года рождения, 21.09.2018 г. обратилась с заявлением в УПФР г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о назначении ей досрочно страховой пенсии по старости в связи с наличием стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет, однако, решением УПФР г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в назначении пенсии ей было отказано, в связи с тем, что в указанный стаж не включен период работы с 24.08.1990 г. по 15.08.1996 г. в должности учителя начальных классов средней школы № 2 Ферганского отдела народного образования Республики Узбекистан. Отказывая во включении указанного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области указало на то, что не подтверждён стаж на соответствующих видах работ, приобретённый на территории государства-участника соглашения. Ответ на запрос Управления от 12.10.2018 г. №1104/5500-0 о предоставлении сведений о стаже работы Кутузовой А.М., направленный в Управление по архивному делу Ферганской области через ОПФР по Тамбовской области не поступил.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кутузовой А.М. о включении в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода её работы с 24.08.1990 г. по 15.08.1996 г. в должности учителя начальных классов средней школы № 2 Ферганского отдела народного образования Республики Узбекистан, суд первой инстанции сослался на нормы, регулирующие пенсионные правоотношения, Соглашение государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», и исходил из того, что истицей представлены относимые и допустимые доказательства осуществления ею педагогической деятельности в спорный период: трудовая книжка, заверенные приказы работодателя о приеме на работу и увольнении, справка из школы о льготном характере работы, справка о заработке из школы-работодателя, справка о переименовании школы-работодателя. Подтверждение уплаты страховых взносов в данном случае не требуется, поскольку спорный период работы имел место до 1 января 2002 года. Ответчик не представил доводов, объективно опровергающих представленные истцом доказательства, подтверждающие стаж работы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 1 статьи 4 Закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Как установлено п. 2 ст. 3 Закона «О страховых пенсиях», страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 указанного Федерального закона).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 г. и действовал до 01.01.2015 г. - даты вступления в силу Закона «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.

13.03.1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. №884н утверждён Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого Перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила).

Согласно пункту 22 Правил территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приёме заявления об установлении пенсии, в частности, даёт оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в её установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путём направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в РеспубликеУзбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Из материалов дела следует, что Кутузовой А.М. представлены документы, подтверждающие период работы в средней школе № 2 Ферганского отдела народного образования Республики Узбекистан: трудовая книжка, приказы работодателя о приёме на работу и увольнении, справка о льготном характере работы, справка о заработке, справка о переименовании школы. Представленные документы с учётом вышеприведенных положений законодательства позволяют сделать вывод о льготном характере её работы в спорный период. Указанные документы предоставлялись в Управление пенсионного фонда и в суд первой инстанции в подлинниках. Оснований сомневаться в их достоверности, не имеется. Ответчиком не приведены доводы, позволяющие усомниться в достоверности изложенных в документах сведений и обоснованности их выдачи.

Доводы ответчика о том, что для включения спорного периода в специальный стаж истца необходимо подтверждение стажа и уплаты страховых взносов от компетентного органа Республики Узбекистан, несостоятельны, поскольку спорный период работы имел место до 1 января 2002 года, следовательно, предоставления сведений об уплате страховых взносов не требуется.

Ссылка ответчика на отсутствие сведений о наличии института досрочных страховых пенсий в Республике Узбекистан также отмены решения суда не влечёт, поскольку из общедоступных информационных источников усматривается, что право на пенсию в Республике Узбекистан регулируется Законом Республики Узбекистан от 03.09.1993г. № 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан», из которого следует, что на момент осуществления Кутузовой А.М. трудовой деятельности в Республике Узбекистан было предусмотрено назначение пенсии учителям на 5 лет раньше установленного пенсионного возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.

Таким образом, условия, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Кутузовой А.М., как педагогическому работнику, предусмотренные законодательством Российской Федерации, соблюдены.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о включении периода работы Кутузовой А.М. с 24.08.1990 г. по 15.08.1996 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является законным и обоснованным.

С учётом включения спорных периодов, специальный стаж Кутузовой А.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 23.12.2013 г. № 400-ФЗ, по состоянию на 21.09.2018г. составляет более 25 лет, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Кутузовой А.М. о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости с 21.09.2018 г.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции рассмотрел дело в пределах предъявленных исковых требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 21 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.


Председательствующий:

Судьи: