НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 04.08.2022 № 33-2419/2022

УИД: 68RS0001-01-2021-008220-53

№ 33-2419/2022

Судья Мальцева О.Н. (2-1685/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2022г. г.Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Кочергиной Н.А.,

судей: Емельяновой Н.В., Бучневой О.А.,

при секретаре Игониной Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску избирательной комиссии г. Тамбова к ФИО1 о взыскании денежных средств,

по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 апреля 2022 года,

Заслушав доклад судьи Емельяновой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Избирательная комиссия г. Тамбова обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 19 сентября 2021 г. в размере 944138 руб. 36 коп.. В обоснование иска указано, что постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва №15/1 от 20 сентября 2020 года «О результатах выборов депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6» определено, что выборы депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 признаны состоявшимися и действительными, по результатам выборов, голосование на которых состоялось 13 сентября 2020 года, ФИО1 В. избрана депутатом Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу ***.

Поскольку ответчик не предприняла никаких мер по приостановлению своего статуса адвоката, окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №6 по выборам депутата Тамбовского городской Думы Тамбовской области седьмого созыва приняла постановление №17/1 от 04 октября 2020 года, которым отменила решение о признании кандидата избранным.

Основанием для принятия вышеуказанного постановления явился тот факт, ответчик, являясь адвокатом, не может одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования и в связи с данным обстоятельством была обязана в пятидневный срок после ее извещения об избрании депутатом представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, а именно о приостановлении статуса адвоката.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 18 ноября 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об отмене вышеуказанного постановления окружной избирательной комиссии от ****** отказано. Апелляционным определением Тамбовского областного суда от *** решение Октябрьского районного суда г. Тамбова оставлено без изменения.

*** были проведены повторные выборы депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам *** и ***, расходы на проведение которых составили 1 876936, 72 руб.

Причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов муниципального образования явилось непредставление ответчиком в окружную избирательную комиссию документа об освобождении ее от обязанностей адвоката, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва.

Поскольку ответчик, без вынуждающих к тому обстоятельств, отказался от выполнения принятых на себя добровольных обязательств, связанных со статусом кандидата, ответчик обязан частично возместить избирательной комиссии *** расходы средств бюджета, связанные с проведением повторных выборов, назначение которых обусловлено его действиями.

Поскольку при проведении данных выборов распределению подлежали 2 депутатских мандата, ответчику было предложено добровольно возместить 1/2 от расходов избирательной комиссии города Тамбова, что соответствовало расходам на оплату труда участковых избирательных комиссий одномандатного избирательного округа *** на проведение выборов, и составило 944 138,36 рублей. Соответствующее требование оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.

Заочным решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 07.02.2022 исковые требования избирательной комиссии г.Тамбова к ФИО1 были удовлетворены.

Определением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 03.03.2022 заочное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 07.02.2022 было отменено.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 апреля 2022 года с ФИО1 в пользу избирательной комиссии г.Тамбова расходы взысканы расходы, связанные с проведением повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу *** в размере 944 138 руб. 36 коп., государственная пошлина в размере 12 641 руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 считает обжалуемое решение незаконным, необоснованным, вследствие чего подлежащим отмене.

Автор жалобы, ссылаясь на нормы закона, полагает, что у Избирательной комиссии отсутствовало право на предъявление иска по указанной категории дел. Избирательная комиссия г. Тамбова является избирательной комиссией муниципального образования, и на нее распространяется действие Федерального закона № 67-ФЗ. Избирательная комиссия, обязана осуществлять свою деятельность коллегиально и принимать решения, влекущие правовые последствия для третьих лиц (включая избранных депутатов), исключительно коллегиально, как минимум большинством голосов, присутствующих на заседании.

В нарушение перечисленных норм в материалы дела не предоставлено доказательств, свидетельствующих о коллегиальном принятии решения об обращении в суд с соответствующим иском.

Указывает, что судом не установлено и не дана оценка тому, может ли избирательная комиссия представлять интересы бюджета в суде. Тот факт, что председатель комиссии наделен всеми полномочиями руководителя юридического лица, не является безусловным основанием для обращения в суд в защиту интересов казны.

В материалы гражданского дела представлен отчет избирательной комиссии города Тамбова о расходовании средств города Тамбова, выделенных на подготовку и проведение повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и № 8. Однако в обоснование этих расходов истцом не было представлено оправдательных документов.

Обращает внимание на то, что судом было отказано в ее ходатайстве об истребовании документов, а именно: сведений о количестве граждан, привлекавшихся к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, при этом судом не установлено чем регламентировано количество привлекаемых людей, их предельное число, сами гражданско-правовые договора, ведомости выплат вознаграждений, муниципальные контакты на изготовление печатной продукции с техническим заданием, акты выполненных работ в рамках указанных муниципальных контрактов, неизвестно какой был тираж, кому он передавался, ведомости о выплате дополнительной оплаты труда и т.п. В материалах делах отсутствуют иные финансовые документы, подтверждающие расходы избирательной комиссии.

Судом первой инстанции не учтено, что в этот день, 13 сентября 2021 года, кроме дополнительных выборов проводились выборы депутатов Государственной Думы и депутатов Тамбовской областной Думы. Каким образом, гражданам, задействованным в работе комиссий, выплачивалось вознаграждение неясно (гражданско-правовые соглашение, либо дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам). Учитывая, что предъявленный иск является иском имущественного характера, суд в нарушение норм процессуального законодательства не отразил в решении обоснованность предъявленных убытков.

Считает, что ее избрание, как зарегистрированного кандидата на выборах 2020 года депутатом в Тамбовскую городскую Думу, и не приостановленный статус адвоката, не являются обстоятельствами, влекущими ответственность в виде обязанности по возмещению расходов на проведение повторных выборов и не влечет ответственность, установленную в соответствии с п.7ст.70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а реализация ею своих прав не может расцениваться как злоупотребление правом, соответственно, ее вины в причинении убытков не имеется.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исходит из следующего.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяютсяФедеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с пунктами 6, 6.1,7 статьи 70 данного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.

Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

Согласно статье 73 Закона Тамбовской области от 25.12.2012 №229-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области» (в редакции Закона Тамбовской области от 03.08.2021 № 656-3) (далее - Закон Тамбовской области №229-3) избирательная комиссия после принятия решения о результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

В случае если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ и части 1 статьи 73 Закона Тамбовской области № 229-3, избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным (часть 3 статьи 73 Закона Тамбовской области № 229-3).

Если требование, предусмотренное частью 1 статьи 73 Закона Тамбовской области № 229-3, не выполнено кандидатом без вынуждающих к тому обстоятельств, предусмотренных частью 16 статьи 35 Закона Тамбовской области № 229-3, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить связанные с проведением повторных выборов расходы средств бюджета, произведенные соответствующими избирательными комиссиями.

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва №15/1 от 20 сентября 2020 года «О результатах выборов депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6» определено, что выборы депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 признаны состоявшимися и действительными, по результатам выборов, голосование на которых состоялось 13 сентября 2020 года, ФИО1 избрана депутатом Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 6.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №6 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва №17/1 от 04 октября 2020 года, отменено постановление окружной избирательной комиссии №15/1 от 20 сентября 2020 года.

Основанием для принятия вышеуказанного постановления явился тот факт, ответчик, являясь адвокатом, не может одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования и в связи с данным обстоятельством была обязана в пятидневный срок после ее извещения об избрании депутатом представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, а именно о приостановлении статуса адвоката.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 18 ноября 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об отмене вышеуказанного постановления окружной избирательной комиссии от 04.10.2020 №17/1 отказано. Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 16.12.2020 решение Октябрьского районного суда г. Тамбова оставлено без изменения.

19 сентября 2021 года были проведены повторные выборы депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и № 8.

Обращаясь в суд с настоящим иском избирательная комиссия города Тамбова указала, что на проведение повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №6 и №8 было затрачено 1 876 936 руб, 72 коп, которые в соответствии с положениями ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 73, ч. 16 ст. 35 Закона Тамбовской области от 25.12.2012 № 229-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области» подлежат возмещению, поскольку ответчик без вынужденных к тому обстоятельств отказался от выполнения принятых на себя добровольных обязательств, связанных со статусом кандидата.

Сумма расходов определена в размере ? части от произведенных затрат.

С данными доводами истца согласился суд первой инстанции, которым исковые требования были удовлетворены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что избрание ФИО1, как зарегистрированного кандидата на выборах 2020 года, депутатом в Тамбовскую городскую Думу, и не приостановленный статус адвоката, не являются обстоятельствами, влекущими ответственность в виде возмещения расходов на проведение повторных выборов, противоречат изложенным выше положениям ст.70 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ввиду чего не могут быть приняты судебной коллегией как основание для отмены решения суда первой инстанции.

Участвуя в качестве кандидата на должность депутата Тамбовского городской Думы седьмого созыва, ответчик не могла не знать о необходимости в случае ее избрания, приостановить имеющийся у нее статуса адвоката, что было прямо предусмотрено положениями Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Доказательств того, что сохранение статуса адвоката для ФИО1 носило вынужденный характер в судебную коллегию не представлено.

Кроме того, в апелляционной жалобе ФИО1 указывает, что у избирательной комиссии отсутствуют полномочия по обращению в суд и иском о возмещении расходов, а также полагает, что в заявленном размере расходы являются необоснованными.

Оценивая данные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона № 67-ФЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

На основании статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 39 Устава города Тамбова (в редакции решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 30.06.2021 № 203) (далее - Устав города Тамбова) осуществление подготовки и проведения муниципальных выборов, подготовки и проведения местного референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросам изменения границ, преобразования городского округа - город Тамбов возлагается на избирательную комиссию города Тамбова.

Решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 24.01.2018 № 749 назначены члены избирательной комиссии города Тамбова с правом решающего голоса в количестве 10.

В соответствии с решениями Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 26.05.2021 № 200 «Об изменении состава избирательной комиссии города Тамбова и о внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 24.01.2018 № 749 «О назначении членов избирательной комиссии города Тамбова», от 28.07.2021 № 233 «О внесении изменения в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 24.01.2018 № 749 «О назначении членов избирательной комиссии города Тамбова» состав избирательной комиссии города Тамбова с правом решающего составил 8 членов.

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

Решением Тамбовской городской Думы от 06.08.2015 № 1670 «О придании избирательной комиссии города Тамбова статуса юридического лица» (в редакции решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 25.02.2016 № 177) избирательной комиссии города Тамбова придан статус юридического лица, а также установлена предельная штатная численность муниципальных служащих избирательной комиссии города Тамбова в количестве 2 единиц, установлено, что на постоянной штатной основе в избирательной комиссии города Тамбова действует ее председатель. Решением Тамбовской городской Думы от 25.02.2016 № 178 утверждено Положение «Об избирательной комиссии города Тамбова».

Постановление избирательной комиссии от 01.02.2018 №1/3-6 председателем избирательной комиссии избран ФИО2

В соответствии п. 6 ст. 4 Положения об избирательной комиссии города Тамбова, утвержденного Решением Тамбовского городской Думы от 25.02.2016 №178, избирательная комиссия города Тамбова вправе иметь в оперативном управлении имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что председатель избирательной комиссии г. Тамбова является должностным лицом избирательной комиссии г. Тамбова и осуществляет свои полномочия на постоянной штатной основе, участвует в судах и выдает доверенности на представление интересов избирательной комиссии г. Тамбова.

Вопреки доводам апелляционной жалобы указанные норматив-правовые акты не содержат указаний на то, что решение об обращении в суд должно приниматься избирательной комиссией коллегиально.

Обращаясь в суд с настоящим иском избирательная комиссия выступает в качестве юридического лица, финансирование которого осуществляется за счет казны муниципального образования, представлять интересы которого в суде уполномочен председатель, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что требования заявлены ненадлежащим истцом, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Как следует из расчета расходов средств бюджета на подготовку и проведение повторных выборов избирательной комиссией понесены затраты в виде: расходов на компенсацию, дополнительную оплату тура (вознаграждение), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиям по гражданско-правовым договорам- 1 193 817,87 руб., начисление на дополнительную оплату труда- 58 708,85 руб., на изготовление печатной продукции 52460 руб., другие расходы- 1 325 руб., на оплату работы нижестоящих избирательных комиссий- 570600 руб.

Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности расходов, понесенных избирательной комиссией г. Тамбова на дополнительную оплату труда (вознаграждение), выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно пункту 17 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.

В соответствии с ч.7, 8 ст. 54 Закона Тамбовской области № 229-3 за счет средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов представительного органа муниципального образования, финансируются следующие расходы избирательных комиссий:

1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников их аппаратов, на выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионной службы;

2) на изготовление печатной продукции;

3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий;

4) на транспортные расходы, услуги связи;

5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на уничтожение;

6) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов;

7) на другие цели, связанные с проведением выборов и обеспечением деятельности избирательных комиссий.

Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на указанный период на основании представления соответствующей избирательной комиссии, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются соответствующей избирательной комиссией за счет и в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов.

Постановлением избирательной комиссии города Тамбова от 19.06.2018 № 2/22-6 утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппарата избирательной комиссии города Тамбова, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области» (далее - Порядок № 2/22-6).

Пунктом 3 Порядка № 2/22-6 предусмотрена дополнительная оплата труда (вознаграждение) члену избирательной комиссии города Тамбова, члену окружной избирательной комиссии, члену участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе.

В соответствии с данным пунктом дополнительная оплата труда (вознаграждение) члену избирательной комиссии, члену участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной основе состоит из дополнительной оплаты труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время за весь период избирательной компании (количество отработанных часов умножается на размер вознаграждения за один част работы) и дополнительной оплаты труда за активную работу по подготовке и проведению выборов, состоящая в том числе из дополнительной оплаты труда (вознаграждение) за активную работу по подготовке и проведению выборов, рассчитываемой с применением ведомственного коэффициента, размер которого не должен превышать 1,5.

В пределах средств, предусмотренных в смете расходов избирательной комиссии на дополнительную оплату труда (вознаграждение), по решению соответствующей избирательной комиссии размер ведомственного коэффициента может быть повышен до 2,5.

Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов председателям окружных избирательных комиссий, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, председателям участковых избирательных комиссий принимается соответственно избирательной комиссией города Тамбова, окружной избирательной комиссией после сдачи ими в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию отчетов о поступлении и расходовании средств бюджета городского округа - город Тамбов, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов иным членам избирательной комиссии города Тамбова, окружной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, принимается после дня голосования соответствующей избирательной комиссией.

При возложении полномочий окружных избирательных комиссий на избирательную комиссию города Тамбова, иные избирательные комиссии размер дополнительной оплаты труда членам избирательной комиссии, на которую возложены полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии, с учетом повышенной нагрузки и сложности повышается на коэффициент 1,5.

Постановлениями избирательной комиссии г. Тамбова от 23.06.2021 были утвержден график работы членов избирательной комиссии г. Тамбова с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе на повторных выборах депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8.

Выполнение работы членами избирательной комиссии в соответствии с указанными графиками подтверждено сведениями о фактически отработанном времени, ответчиком не оспорено.

Размер оплаты труда членам избирательной комиссии производился с учетом фактически отработанного времени и размера почасовой оплаты.

Постановлением избирательной комиссии города Тамбова от 23.06.2021 №45/353-6 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №6 и №8 по повторным выборам депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области возложены на избирательную комиссию г. Тамбова, в связи с чем членам городской избирательной комиссии были установлен коэффициент 1,5 к размеру дополнительной оплаты труда.

Постановлением избирательной комиссии г. Тамбова от 20.09.2021 №52/391-6 «О дополнительной оплате труда за активную работу по подготовке и проведению повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным округам №6 и №8» установлен размер ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда за активную работу по подготовке и проведению повторных выборов председателю избирательной комиссии, заместителю председателя избирательной комиссии, секретаря избирательной комиссии и членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающим в комиссии на постоянной основе в размере 2,3 от суммы дополнительной оплат труда.

Постановлением окружной избирательной комиссии от 21.09.2021 №8/20 размер ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда председателям участковых избирательных комиссий по одномандатному избирательному округу №6 установлен в размере 0,5 от суммы дополнительной оплаты труда, и в соответствии с расчетной ведомостью на данные цели было затрачено 34 200 руб.

Постановлениями участковых избирательных комиссий №721,722,723,724,725,730 по 6 избирательному округу также был утверждены ведомственный коэффициент за активную работу членам избирательных комиссий в размере 0,5 от суммы дополнительной оплаты труда.

Таким образом, в материалы дела представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие обоснованность расходов истца на выплату оплаты труда членам избирательных комиссий, принимавших участие в выборах.

При этом, в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как указывалось ранее нормы ст. 70 Федерального закона №67-ФЗ предусматривают возможность возложения на ответчика обязанности по частичному возмещению убытков, причиненных в результате повторных выборов.

В связи с этим судебная коллегия полагает, что при определении размера подлежащих возмещению расходов, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о возможности возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков в меньшем размере, поскольку установление избирательной комиссией дополнительного вознаграждения для членов как городской, так и участковых избирательных комиссий за активное участие в выборах, хотя и предусмотрено действующими правовыми актами, но не находится в прямой причинно-следственной связи с проведением повторных выборов, являлось правом истца и не зависело от недобросовестности действий ответчика.

Из пояснений представителя избирательной комиссии в суде апелляционной инстанции следует, что установление данного коэффициента было обусловлено объемом выделенных бюджетных инвестиций, каких-либо доказательств того, что размер применяемого коэффициента был определен с учетом объективных данных, установленных в ходе проведения выборов и поведения ответчика в процессе повторных выборов, материалы дела не содержат.

В связи с изложенным, учитывая позицию администрации г. Тамбова, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда первой инстанции в части взыскания в пользу избирательной комиссии расходов на дополнительную оплату труда членам избирательных комиссий, установив ее размер без применения повышающего коэффициента за активное участие в выборах.

Как следует из расшифровки отчета расходов средств бюджета городского округа –г. Тамбов на подготовку и проведение повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 19 сентября 2021 года (т.2 л/д 9), размер оплаты труда членов избирательных комиссий по 6 избирательному округу, рассчитанный без чета повышающего коэффициента составил 355 518,65, в том числе: расходы избирательной комиссии г. Тамбова на оплату труда за фактически отработанное время членам избирательной комиссии и ее председателю-145705,92 руб., вознаграждение председателю-4 432,73 руб., расходы, оплаченные избирательной комиссией г. Тамбова за нижестоящие избирательные комисси-205 380 руб.

Указанные денежные средства подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.

Оснований для дополнительного снижения указанных расходов по доводам ответчика в апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции с учетом того, что члены участковой избирательной комиссии в указанный день участвовали не только в выборах депутатов Тамбовской городской Думы, но и в выборах депутатов в Тамбовскую областную Думу и в Государственную Думу РФ, судебная коллегия не усматривает.

Как следует из пояснений ответчика в судебном заседании выборы каждого уровня финансировались отдельно за счет бюджетной системы того уровня, в законодательный орган которого избирались депутаты. Расходы бюджета города Тамбова по оплату вознаграждения за фактически отработанное время членам участковых избирательных комиссий напрямую были связаны с проведением повторных выборов по 6 и 8 избирательным округам, в связи с чем оснований для их частичного возмещения не имеется.

Количество рабочих дней и часов отработанных каждым членом избирательной комиссии подтверждено графиками работы, которые ответчиком не оспорены.

Помимо расходов на оплату труда членам избирательных комиссий, городской избирательной комиссией были понесены расходы на изготовление печатной продукции и заправку картриджей, а также на выплату гражданам, привлеченным к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам.

Все указанные расходы подтверждены представленными в материалы документам, а именно: договорами на оказание услуг, актами приемки выполненных работ, платежными поручениями, ответчиком не оспариваются.

С учетом указанных расходов, затраты избирательной комиссии г. Тамбова по проведению повторных выборов депутатов Тамбовского городской Думы по избирательному округу №6 составили 432 640,11 руб., оснований для снижения которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

В связи с этим решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взысканной с ответчика суммы, а также суммы подлежащей взысканию государственной пошлины с учетом объема удовлетворенных требований.

Иные доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности принятого судом первой инстанции решения не свидетельствуют и основанием для его отмены либо изменения не являются.

Руководствуясь ст. 328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 21 апреля 2022 года изменить в части подлежащей взысканию суммы расходов, связанных с проведением повторных выборов и размера госпошлины.

Взыскать с ФИО1 в пользу Избирательной комиссии г. Тамбова расходы, связанные с проведением повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №6 в размере 432640,11 руб.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Тамбов в размере 7526,40 руб.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия судом апелляционной инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.08.2022