НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 04.08.2022 № 2-1673/2022

Номер дела в апелляционной инстанции 33-2183/2022

УИД: 68RS0001-01-2021-008219-56

Судья: Попова Е.В. (дело №2-1673/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 августа 2022 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Кочергиной Н.А.,

судей Бучневой О.А., Емельяновой Н.В.,

при секретаре Сапрыкине А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску избирательной комиссии г. Тамбова к ФИО1 о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Бучневой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Избирательная комиссия г. Тамбова обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании расходов, связанных с проведением 19 сентября 2021 года повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 в размере *** руб. *** коп.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 8 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва №*** от *** «О результатах выборов депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 8» определено, что выборы депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области представительного органа муниципального образования признаны состоявшимися и действительными, по результатам выборов, голосование на которых состоялось 13 сентября 2020 года, ФИО1 избран депутатом Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 8.

Согласно документам, представленным 15 июля 2020 года в окружную избирательную комиссию заявителем, при его выдвижении кандидатом в депутаты Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №8 от избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Тамбовской области», ответчик ФИО1 является адвокатом.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №8 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва № *** от *** года отменено постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 8 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва от *** года №*** «О результатах выборов депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 8» в части признания ФИО1 избранным депутатом Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 8.

Основанием для принятия вышеуказанного постановления явился тот факт, что ответчик, являясь адвокатом, не может одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования и в связи с данным обстоятельством был обязан в пятидневный срок после его извещения 25 сентября 2020 года об избрании депутатом представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, а именно, о приостановлении статуса адвоката. Однако ответчик не предпринял никаких мер по приостановлению своего статуса адвоката, а также в установленный срок не уведомил об этом окружную избирательную комиссию.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 23 ноября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об отмене постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №8 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва № *** от ****** года отказано. Апелляционным определением Тамбовского областного суда от 22 декабря 2020 года решение Октябрьского районного суда г.Тамбова оставлено без изменения.

19 сентября 2021 года были проведены повторные выборы депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам № 6 и № 8. Причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов муниципального образования явилось непредставление ответчиком в окружную избирательную комиссию документа об освобождении его от обязанностей адвоката, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва.

Поскольку ответчик, без вынуждающих к тому обстоятельств, отказался от выполнения принятых на себя добровольных обязательств, связанных со статусом кандидата, он обязан частично возместить избирательной комиссии города Тамбова расходы средств бюджета, связанные с проведением повторных выборов, назначение которых обусловлено его действиями. На проведение повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 было затрачено *** рублей.

Поскольку при проведении данных выборов распределению подлежали 2 депутатских мандата ответчику было предложено добровольно возместить *** от расходов избирательной комиссии города Тамбова и расходы на оплату труда участковых избирательных комиссий одномандатного избирательного округа №8 на проведение выборов, что составило *** руб. Соответствующее требование оставлено ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.

Заочным решением Октябрьского районного суда от 7 февраля 2022 года удовлетворены исковые требования избирательной комиссии г. Тамбова к ФИО1 о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 19 сентября 2021 года в размере *** руб.

Определением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 3 марта 2022 года заочное решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 07 февраля 2022 года отменено и рассмотрение дела возобновлено.

Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 апреля 2022 года исковые требования избирательной комиссии г. Тамбова удовлетворены.

С ФИО1 в пользу избирательной комиссии г. Тамбова взысканы расходы, связанные с проведением повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 19 сентября 2021 года, в размере *** руб., а также в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере *** руб.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить.

Указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которое выразилось в следующем.

Так, суд в нарушение требований гражданского процессуального законодательства назначил судебное заседание по настоящему делу, владея достоверной информацией о том, что истец не направил ему копии искового заявления и каких - либо документов по заявленным требованиям.

Кроме того, суд незаконно отказал в удовлетворении заявленных им ходатайств о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица избирательной комиссии Тамбовской области и Партии «Родина».

Судом при вынесении решения оставлен без рассмотрения его довод о том, что избирательная комиссия г. Тамбова не может являться надлежащим истцом, которой действиями ответчика не причинено никакого ущерба.

Также судом необоснованно не истребованы из избирательной комиссии Тамбовской области сведения относительно установления полномочий избирательной комиссии и её председателя по вопросу возможности обращения в суд.

Имея сведения о направлении им, ФИО1, запросов, суд не отложил рассмотрение дела до получения ответов на них, тогда как информация по запросам является существенной и могла повлиять на состоявшееся судебное решение.

Отмечает, что удовлетворяя в полном объёме исковые требования, суд в то же время указывает, что взыскивает *** доли расходов избирательной комиссии города Тамбова.

В дополнении к апелляционной жалобе ФИО1 указал на то, что 19.09.2021г. кроме дополнительных выборов в городскую Думу проводились выборы депутатов Государственной Думы и депутатов Тамбовской областной Думы, в связи с чем членам избирательной комиссии осуществлялось вознаграждение не только по проведению дополнительных выборов в городскую Думу, однако, судом это учтено не было.

Ссылается на то, что материалы дела не содержат документов, подтверждающих расходы избирательной комиссии, не представлена смета расходов на проведение и подготовку дополнительных выборов.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителей избирательной комиссии г.Тамбова ФИО2 и ФИО3, возражавших против удовлетворения жалобы, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г.Тамбова ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 6, 6.1, 7 статьи 70 данного Федерального закона соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо выборным должностным лицом, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным.

Законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

Согласно статье 73 Закона Тамбовской области от 25.12.2012 №229-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области» (в редакции Закона Тамбовской области от 03.08.2021 № 656-3) (далее - Закон Тамбовской области №229-3) избирательная комиссия после принятия решения о результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

В случае если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу, не выполнит требование, предусмотренное пунктом 6 статьи 70 Федерального закона № 67-ФЗ и части 1 статьи 73 Закона Тамбовской области № 229-3, избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным (часть 3 статьи 73 Закона Тамбовской области № 229-3).

Если требование, предусмотренное частью 1 статьи 73 Закона Тамбовской области № 229-3, не выполнено кандидатом без вынуждающих к тому обстоятельств, предусмотренных частью 16 статьи 35 Закона Тамбовской области № 229-3, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить связанные с проведением повторных выборов расходы средств бюджета, произведенные соответствующими избирательными комиссиями.

Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №8 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва №*** от *** года «О результатах выборов депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №8» определено, что выборы депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 признаны состоявшимися и действительными, по результатам выборов, голосование на которых состоялось 13 сентября 2020 года, ФИО1 избран депутатом Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 8.

Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №8 по выборам депутата Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва №*** от *** года, отменено постановление окружной избирательной комиссии №*** от *** года.

Основанием для принятия вышеуказанного постановления явился тот факт, что ответчик, являясь адвокатом, не может одновременно осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования и в связи с данным обстоятельством была обязана в пятидневный срок после ее извещения об избрании депутатом представить в окружную избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Тамбовской городской Думы, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, а именно о приостановлении статуса адвоката.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 23 ноября 2020 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об отмене вышеуказанного постановления окружной избирательной комиссии от ****** отказано.

19 сентября 2021 года были проведены повторные выборы депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и № 8.

Обращаясь в суд с настоящим иском, избирательная комиссия г.Тамбова указала, что на проведение повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 было затрачено ****** руб., которые в соответствии с положениями ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 73, ч. 16 ст. 35 Закона Тамбовской области от 25.12.2012 № 229-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области» подлежат возмещению, поскольку ответчик без вынуждающих к тому обстоятельств отказался от выполнения принятых на себя добровольных обязательств, связанных со статусом кандидата.

Сумма расходов, предъявленных к возмещению ФИО1, определена в размере *** части от произведённых затрат.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования избирательной комиссии г. Тамбова, суд первой инстанции, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, ссылаясь на положения статей 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон Тамбовской области от 25.12.2012 г. №229-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Тамбовской области», Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Решение Тамбовской городской Думы от *** г. № *** «О Положении «Об избирательной комиссии города Тамбова», исходил из того, что ответчик ФИО1 не предпринял мер по приостановлению своего статуса адвоката будучи избранным депутатом Тамбовской городской Думы Тамбовской области, в связи с чем было отменено постановление окружной избирательной комиссии об избрании ФИО1 депутатом, что привело к проведению повторных выборов. Поскольку на проведение повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам № 6 и №8 было затрачено *** рублей, суд пришёл к выводу об обоснованности требований о взыскании с ответчика ФИО1 *** доли расходов избирательной комиссии города Тамбова и расходов на оплату труда участковых избирательных комиссий одномандатного избирательного округа №8 на проведение повторных выборов в размере *** руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика расходов на проведение повторных выборов в Тамбовскую городскую Думу Тамбовской области.

Доводами апелляционной жалобы выводы суда не опровергнуты.

Ссылка ответчика на то, что ему не направлялась копия искового заявления несостоятельна, поскольку материалами дела подтверждено направление истцом ответчику копии искового заявления с приложенными к нему документами (т.*** л.д.***). Кроме того, в суде первой инстанции ответчик об указанных обстоятельствах не заявлял.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что у избирательной комиссии отсутствуют полномочия по обращению в суд с иском о возмещении расходов, такое решение должно быть принято коллегиально, а также полагает, что в заявленном размере расходы являются необоснованными.

Оценивая данные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона № 67-ФЗ расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

На основании статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 39 Устава города Тамбова (в редакции решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от 30.06.2021 № 203) (далее - Устав города Тамбова) осуществление подготовки и проведения муниципальных выборов, подготовки и проведения местного референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросам изменения границ, преобразования городского округа - город Тамбов возлагается на избирательную комиссию города Тамбова.

Решением Тамбовской городской Думы Тамбовской области от ****** назначены члены избирательной комиссии города Тамбова с правом решающего голоса в количестве ***.

В соответствии с решениями Тамбовской городской Думы Тамбовской области от ****** «Об изменении состава избирательной комиссии города Тамбова и о внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от ****** «О назначении членов избирательной комиссии города Тамбова», от ****** «О внесении изменения в решение Тамбовской городской Думы Тамбовской области от ****** «О назначении членов избирательной комиссии города Тамбова» состав избирательной комиссии города Тамбова с правом решающего составил *** членов.

Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ Уставом города Тамбова, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.

Решением Тамбовской городской Думы от ****** «О придании избирательной комиссии города Тамбова статуса юридического лица» (в редакции решения Тамбовской городской Думы Тамбовской области от ******) избирательной комиссии города Тамбова придан статус юридического лица, а также установлена предельная штатная численность муниципальных служащих избирательной комиссии города Тамбова в количестве *** единиц, установлено, что на постоянной штатной основе в избирательной комиссии города Тамбова действует ее председатель. Решением Тамбовской городской Думы от ****** утверждено Положение «Об избирательной комиссии города Тамбова».

Постановлением избирательной комиссии от ****** председателем избирательной комиссии избран М..

В соответствии п. 6 ст. 4 Положения об избирательной комиссии города Тамбова, утвержденного Решением Тамбовского городской Думы от ******, избирательная комиссия города Тамбова вправе иметь в оперативном управлении имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статьей 10 данного Положения предусмотрено, что председатель избирательной комиссии г. Тамбова является должностным лицом избирательной комиссии г. Тамбова и осуществляет свои полномочия на постоянной штатной основе, участвует в судах и выдает доверенности на представление интересов избирательной комиссии г. Тамбова.

В соответствии с п.13 ст.28 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, указанные нормативно-правовые акты не содержат указаний на то, что решение об обращении в суд с заявлением о возмещении расходов, связанных с повторными выборами, должно приниматься избирательной комиссией коллегиально.

Обращаясь в суд с настоящим иском избирательная комиссия выступает в качестве юридического лица, финансирование которого осуществляется за счет казны муниципального образования, представлять интересы которого в суде уполномочен председатель, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что требования заявлены ненадлежащим истцом, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Ссылка в жалобе на письмо председателя избирательной комиссии Тамбовской области о том, что решение об обращении в суд с иском о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов, должно приниматься коллегиально всеми членами избирательной комиссии, не может быть принята судебной коллегией, поскольку изложенная в письме правовая позиция является частным мнением председателя, о чём и указано в данном письме.

Несостоятельны и доводы жалобы о том, что размер понесенных расходов на подготовку и проведение повторных выборов документально не подтвержден.

Как следует из расчета расходов средств бюджета на подготовку и проведение повторных выборов избирательной комиссией понесены затраты в виде: расходов на компенсацию, дополнительную оплату труда (вознаграждение), выплаты гражданам, привлекавшимся к работе в комиссиям по гражданско-правовым договорам - *** руб., начисление на дополнительную оплату труда - *** руб., на изготовление печатной продукции - *** руб., другие расходы - *** руб., на оплату работы нижестоящих избирательных комиссий- *** руб. (т.*** л.д.***).

Оплата данных сумм подтверждается представленными платёжными поручениями (т.*** л.д. ***).

Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности расходов, понесенных избирательной комиссией г. Тамбова на дополнительную оплату труда (вознаграждение), выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам, судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно пункту 17 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов.

В соответствии с ч.7, 8 ст. 54 Закона Тамбовской области № 229-3 за счет средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов представительного органа муниципального образования, финансируются следующие расходы избирательных комиссий:

1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников их аппаратов, на выплату компенсаций членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, работающим в избирательных комиссиях по гражданско-правовым договорам, и специалистам, направляемым для работы в составе контрольно-ревизионной службы;

2) на изготовление печатной продукции;

3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для подготовки и проведения выборов, обеспечения деятельности избирательных комиссий;

4) на транспортные расходы, услуги связи;

5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на уничтожение;

6) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов;

7) на другие цели, связанные с проведением выборов и обеспечением деятельности избирательных комиссий.

Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на указанный период на основании представления соответствующей избирательной комиссии, сохраняется основное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются соответствующей избирательной комиссией за счет и в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета на подготовку и проведение выборов.

Постановлением избирательной комиссии города Тамбова от ****** утвержден Порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппарата избирательной комиссии города Тамбова, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области» (далее - Порядок № ***).

Пунктом *** Порядка №*** предусмотрена дополнительная оплата труда (вознаграждение) члену избирательной комиссии города Тамбова, члену окружной избирательной комиссии, члену участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе.

В соответствии с данным пунктом дополнительная оплата труда (вознаграждение) члену избирательной комиссии, члену участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной основе состоит из дополнительной оплаты труда (вознаграждение) за фактически отработанное в комиссии время за весь период избирательной компании (количество отработанных часов умножается на размер вознаграждения за один част работы) и дополнительной оплаты труда за активную работу по подготовке и проведению выборов, состоящая в том числе из дополнительной оплаты труда (вознаграждение) за активную работу по подготовке и проведению выборов, рассчитываемой с применением ведомственного коэффициента, размер которого не должен превышать 1,5.

В пределах средств, предусмотренных в смете расходов избирательной комиссии на дополнительную оплату труда (вознаграждение), по решению соответствующей избирательной комиссии размер ведомственного коэффициента может быть повышен до 2,5.

Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов председателям окружных избирательных комиссий, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, председателям участковых избирательных комиссий принимается соответственно избирательной комиссией города Тамбова, окружной избирательной комиссией после сдачи ими в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию отчетов о поступлении и расходовании средств бюджета городского округа - город Тамбов, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Решение о размере ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения) за активную работу по подготовке и проведению выборов иным членам избирательной комиссии города Тамбова, окружной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии, работающим в комиссии не на постоянной (штатной) основе, принимается после дня голосования соответствующей избирательной комиссией.

При возложении полномочий окружных избирательных комиссий на избирательную комиссию города Тамбова, иные избирательные комиссии размер дополнительной оплаты труда членам избирательной комиссии, на которую возложены полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии, с учетом повышенной нагрузки и сложности повышается на коэффициент 1,5.

Постановлениями избирательной комиссии г. Тамбова от *** были утверждены графики работы членов избирательной комиссии г. Тамбова с правом решающего голоса, работающих в комиссии не на постоянной (штатной) основе на повторных выборах депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8.

Выполнение работы членами избирательной комиссии в соответствии с указанными графиками подтверждено сведениями о фактически отработанном времени, ответчиком не оспорено.

Размер оплаты труда членам избирательной комиссии производился с учетом фактически отработанного времени и размера почасовой оплаты.

Постановлением избирательной комиссии города Тамбова от ****** полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №6 и №8 по повторным выборам депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области возложены на избирательную комиссию г. Тамбова, в связи с чем членам городской избирательной комиссии был установлен коэффициент 1,5 к размеру дополнительной оплаты труда.

Постановлением избирательной комиссии г. Тамбова от ****** «О дополнительной оплате труда за активную работу по подготовке и проведению повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным округам №6 и №8» установлен размер ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда за активную работу по подготовке и проведению повторных выборов председателю избирательной комиссии, заместителю председателя избирательной комиссии, секретарю избирательной комиссии и членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающим в комиссии на постоянной основе в размере 2,3 от суммы дополнительной оплаты труда.

Постановлением окружной избирательной комиссии от ****** размер ведомственного коэффициента для выплаты дополнительной оплаты труда председателям участковых избирательных комиссий по одномандатному избирательному округу №8 установлен в размере 0,5 от суммы дополнительной оплаты труда.

Постановлениями участковых избирательных комиссий №*** по 8 избирательному округу также был утвержден ведомственный коэффициент за активную работу членам избирательных комиссий в размере 0,5 от суммы дополнительной оплаты труда.

Таким образом, в материалы дела представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие обоснованность расходов истца на выплату оплаты труда членам избирательных комиссий, принимавших участие в выборах.

При этом, в соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как указывалось ранее положения ст. 70 Федерального закона №67-ФЗ предусматривают возможность возложения на ответчика обязанности по частичному возмещению убытков, причиненных в результате повторных выборов.

В связи с этим судебная коллегия полагает, что при определении размера подлежащих возмещению расходов, заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы о возможности возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков в меньшем размере, поскольку установление избирательной комиссией дополнительного вознаграждения для членов как городской, так и участковых избирательных комиссий за активное участие в выборах, хотя и предусмотрено действующими правовыми актами, но не находится в прямой причинно-следственной связи с проведением повторных выборов, являлось правом истца и не зависело от недобросовестности действий ответчика.

Из пояснений представителя избирательной комиссии г.Тамбова в суде апелляционной инстанции следует, что установление данного коэффициента было обусловлено объемом выделенных бюджетных инвестиций, его установление не является обязательным.

В связи с изложенным, учитывая позицию администрации г. Тамбова, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу о возможности частичного возмещения ответчиком затраченных на повторные выборы средств, законодательное закрепление возможности частичного возмещения убытков, связанных с проведением повторных выборов, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда первой инстанции в части взыскания в пользу избирательной комиссии расходов на дополнительную оплату труда членам избирательных комиссий, установив ее размер без применения повышающего коэффициента за активное участие в выборах.

Как следует из расшифровки отчета расходов средств бюджета городского округа - г. Тамбов на подготовку и проведение повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 19 сентября 2021 года, размер оплаты труда членов избирательных комиссий по 8 избирательному округу, рассчитанный без учета повышающего коэффициента составил *** руб., в том числе: расходы избирательной комиссии г. Тамбова на оплату труда за фактически отработанное время членам избирательной комиссии и ее председателю - *** руб., вознаграждение председателю - ****** руб., расходы, оплаченные избирательной комиссией г. Тамбова за нижестоящие избирательные комиссии - *** руб. (т.*** л.д ***).

Указанные денежные средства подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.

Оснований для дополнительного снижения указанных расходов по доводам ответчика в апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции с учетом того, что члены участковой избирательной комиссии в указанный день участвовали не только в выборах депутатов Тамбовской городской Думы, но и в выборах депутатов в Тамбовскую областную Думу и в Государственную Думу Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Как следует из пояснений представителей истца в судебном заседании апелляционной инстанции выборы каждого уровня финансировались отдельно за счет бюджетной системы того уровня, в законодательный орган которого избирались депутаты. Расходы бюджета города Тамбова по оплату вознаграждения за фактически отработанное время членам участковых избирательных комиссий напрямую были связаны исключительно с проведением повторных выборов по избирательным округам №6 и №8, в связи с чем оснований для их частичного возмещения не имеется.

Количество рабочих дней и часов, отработанных каждым членом избирательной комиссии, подтверждено графиками работы, которые ответчиком не оспорены.

Помимо расходов на оплату труда членам избирательных комиссий, городской избирательной комиссией были понесены расходы на изготовление печатной продукции и заправку картриджей, а также на выплату гражданам, привлеченным к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам.

Все указанные расходы подтверждены представленными в материалы документами, а именно: договорами на оказание услуг, актами приемки выполненных работ, платежными поручениями, ответчиком не оспорены и не опровергнуты.

Согласно представленному расчету и подтверждающих оплату документов стоимость расходов на выплату гражданам, привлекавшимся к работе в комиссии по гражданско-правовым договорам, на изготовление печатной продукции и расходы на заправку картриджей составляет *** руб., из которой *** руб. - расходы на изготовление избирательных бюллетеней.

Вместе с тем, как следует из муниципального контракта №*** на выполнение работ по изготовлению избирательных бюллетений для голосования на повторных выборах депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатным избирательным округам №6 и №8 от *** г., заключенного между избирательной комиссией г.Тамбова и АО «Издательский дом «Мичуринск», количество изготавливаемых избирательных бюллетеней для одномандатного избирательного округа №6 составило *** экземпляров, для одномандатного избирательного округа №8 – *** экземпляров. Стоимость одного экземпляра составляет *** руб. Стоимость изготовления бюллетеней для одномандатного избирательного округа №8 составляет *** руб. Указанная сумма оплачена АО «Издательский дом «Мичуринск» (т.*** л.д.***).

Представитель избирательной комиссии г.Тамбова в судебном заседании апелляционной инстанции подтвердил, что расходы на изготовление бюллетеней по избирательному округу №8 исходя из количества бюллетеней составили *** руб., поскольку избирателей, проживающих на территории данного округа меньше, чем на территории округа №6.

При таких обстоятельствах сумма расходов на изготовление печатной продукции, подлежащей взысканию с ответчика, подлежит уменьшению до *** руб.

С учетом указанных расходов, затраты избирательной комиссии г. Тамбова по проведению повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы по избирательному округу №8 составили *** (*** + ***) руб., оснований для снижения которых суд апелляционной инстанции не усматривает.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взысканной с ответчика суммы, а также суммы подлежащей взысканию государственной пошлины с учетом размера удовлетворенных требований.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** руб.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого судом первой инстанции решения, в связи с чем основанием для его отмены не являются.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 15 апреля 2022 года изменить в части подлежащей взысканию суммы расходов на проведение повторных выборов и судебных расходов.

Взыскать с ФИО1 в пользу избирательной комиссии г. Тамбова расходы, связанные с проведением повторных выборов депутатов Тамбовской городской Думы Тамбовской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №8 в размере *** (***) руб. *** коп.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования - город Тамбов государственную пошлину в размере *** руб.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 05.08.2022