НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 04.04.2022 № 2-327/2022

Дело № 33-1078/2022

Судья: Шутилин В.Ю. (дело № 2-327/2022,

УИД: 68RS0001-01-2021-007591-97)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

4 апреля 2022 года город Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Рязанцевой Л.В.,

судей Сорокиной С.Л. и Туевой А.Н.,

при секретаре Горбачевой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мануиловой Людмилы Игоревны к ИФНС России по г.Тамбову о взыскании недоплаченных сумм компенсации в связи с расторжением служебного контракта, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты компенсации при увольнении, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ИФНС России по г.Тамбову на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 19 января 2022 г. (с учетом определения от 04.02.2022 об исправлении описки),

Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мануилова Л.И. с *** по *** проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г.Тамбову, в том числе с *** замещала должность ***.

Приказом ИФНС России по г.Тамбову от 08.09.2021 № *** расторгнут служебный контракт и Мануилова Л.И. освобождена от замещаемой должности 13.09.2021 в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

11.11.2021 Мануилова Л.И. обратилась в суд с иском к ИФНС России по г.Тамбову о взыскании невыплаченной суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 39451 руб. 24 коп., недоплаченной суммы компенсации за 114,16 дней неиспользованного отпуска в размере 38427 руб. 93 коп., невыплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ноябре-декабре 2020 года в размере 12798 руб. 82 коп., в июле 2021 года - 5090 руб. 84 коп., в сентябре 2021 года - 673 руб. 23 коп., процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 3938 руб. 35 коп., компенсации морального вреда в размере 100000 руб.

Кроме того, просила возложить на ответчика обязанность самостоятельно рассчитать и осуществить выплату процентов за задержку выплаты сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск на день фактического исполнения решения суда.

В обоснование иска указала, что с *** по *** она (Мануилова Л.И.) проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г.Тамбову, в том числе с *** замещала должность ***.

Приказом ИФНС России по г.Тамбову от 08.09.2021 № *** с ней (Мануиловой Л.И.) расторгнут служебный контракт в связи с сокращением занимаемой должности по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении с занимаемой должности ИФНС России по г.Тамбову 13.09.2021 была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в размере *** руб. *** коп. из расчета месячного денежного содержания *** руб. *** коп., и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве *** календарных дней в соответствии с п.13 ст.46 указанного Федерального закона в размере *** руб. *** коп. из расчета месячного денежного содержания *** руб. *** коп.

Считает расчет выплат незаконным, поскольку ответчиком при расчете сумм, подлежащих выплате, не учтены начисленные и выплаченные средства материального стимулирования за период 2019-2021 гг.

Считает, что материальное стимулирование, выплаченное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в обязательном порядке входит в состав денежного содержания гражданского служащего и должно учитываться работодателем при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении работника в связи с сокращением штатной численности и за дни неиспользованного отпуска.

Поскольку денежное содержание не было выплачено своевременно, то на недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, недоплаченное денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 и 2021 году подлежат начислению проценты, предусмотренные статьей 236 ТК РФ, которые ИФНС России по г.Тамбову обязана начислить и выплатить на день фактического расчета.

Считает, что незаконными действиями, нарушившими трудовые права, ей причинен моральный вред, размер компенсации которого оценивает в 100000 руб.

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г.Владимире, Министерство финансов Российской Федерации, УФНС России по Тамбовской области.

Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 19 января 2022 г. (с учетом определения от 4 февраля 2022 г. об исправлении описки) исковые требования Мануиловой Л.И. удовлетворены частично.

Взысканы с ИФНС России по городу Тамбову в пользу Мануиловой Л.И. невыплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 39451 руб. 24 коп., недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск за 114,16 календарных дней в размере 38427 руб. 93 коп., невыплаченное денежное содержание за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 18562 руб. 89 коп., проценты за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 3938 руб. 35 коп., компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.

На ИФНС России по г.Тамбову возложена обязанность самостоятельно рассчитать и осуществить выплату Мануиловой Л.И. процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск на день фактического исполнения решения суда.

В остальной части заявленных исковых требований Мануиловой Л.И. отказано.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г.Тамбову просит отменить решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 19 января 2022 г. и отказать в удовлетворении иска, считает его вынесенным с неправильным применением норм материального права, неверным установлением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на то, что расчет при увольнении произведен своевременно и в полном объеме.

Ссылаясь на действующее законодательство и анализ природы выплат, которые были произведены Мануиловой Л.И. в период ее работы в 2019-2021 гг., настаивает на том, что выплачиваемые работодателем денежные средства материального стимулирования не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, в том числе не относятся к дополнительным выплатам, и не являются гарантированной выплатой в структуре их денежного довольствия. Законных оснований для включения в состав денежного содержания гражданского служащего, из которого исчислялись выплаты при увольнении Мануиловой Л.И., полученных ею средств материального стимулирования не имеется.

Указывает, что работодателем при увольнении Мануиловой Л.И. произведена выплата в виде компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и денежная компенсация за 114,16 календарных дней неиспользованного отпуска в должном размере. Исчисление произведено в соответствии с пунктами 2, 6 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562.

Считает, что при производстве выплат федеральным государственным гражданским служащим ИФНС России по г.Тамбову следует учитывать разъяснения, данные в письме Министерства финансов РФ, в чьем ведении находится Федеральная налоговая служба, от 27.04.2021 № ***, согласно которым выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Выплата материального стимулирования не имеет регулярный характер, так как периодичность подобной выплаты не установлена и поставлена в зависимость от достижения показателей эффективности деятельности территориальных органов.

Постановлениями Правительства РФ в 2019-2021 гг. были предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования сверх установленного фонда оплаты труда на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России, соответственно, данные выплаты не могут быть учтены при расчете выплат, которые получила Мануилова Л.И. при предоставлении отпуска в 2020 и 2021 году и при увольнении.

Отмечает, что выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства РФ материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания, а правовые нормы, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством РФ не предусмотрены. Таким образом, выплата материального стимулирования не носит регулярный характер, так как периодичность подобной выплаты не установлена и поставлена в зависимость от достижения показателей эффективности деятельности территориальных органов. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, следовательно, не должно учитываться работодателем при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении работника в связи с сокращением штатной численности и за дни неиспользованного отпуска.

Полагает, что выводы суда о том, что материальное стимулирование, выплаченное за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в обязательном порядке входит в состав денежного содержания гражданского служащего, то есть должно учитываться работодателем при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении работника в связи с сокращением штатной численности и за дни неиспользованного отпуска, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Указывает, что в рассматриваемом случае процедура увольнения Мануиловой Л.И. осуществлена налоговым органом в соответствии с нормами действующего законодательства, что подтверждается отсутствием трудового спора по данному вопросу между Мануиловой Л.И. и ИФНС России по г.Тамбову, а, поскольку Инспекция трудовые права истца не нарушала, то основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют; каких-либо доказательств нравственных страданий и ухудшения здоровья Мануиловой Л.И., а также обоснований причинной связи наступления вреда в результате недополученных сумм материалы дела не содержат. Нормы трудового законодательства не содержат понятия морального вреда.

В отзывах на апелляционную жалобу представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов РФ, ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» в г.Владимире, считают доводы апелляционной жалобы ИФНС России по г.Тамбову обоснованными и заслуживающими внимания.

В возражениях на апелляционную жалобу Мануилова Л.И. просит решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 19 января 2022 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях и отзывах на нее, выслушав представителей ответчика ИФНС России по г.Тамбову, по доверенностям Черкасову В.С. и Якунину К.А. (представляющую также третье лицо УФНС России по Тамбовской области), поддержавших доводы апелляционной жалобы, истца Мануилову Л.И., возражавшую против удовлетворения жалобы и просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.

В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Мануилова Л.И. с *** по *** проходила государственную гражданскую службу в ИФНС России по г.Тамбову, в том числе с *** замещала должность *** на основании заключенного между ней и ИФНС России по г.Тамбову служебного контракт № *** о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в ИФНС по г.Тамбову, к которому *** г. и *** г. подписывались дополнительные соглашения в части определения составных частей денежного содержания и их размеров (т.1 л.д.8-16).

Согласно пунктам 9-10 служебного контракта, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом ИФНС России по г.Тамбову от 08.09.2021 № *** расторгнут служебный контракт и Мануилова Л.И. освобождена от замещаемой должности *** в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе по п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (т.1 л.д.17-18).

При увольнении Мануиловой Л.И. была произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с пунктом 3.1 части 2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ в размере *** руб. из расчета месячного денежного содержания *** руб. и денежной компенсации за неиспользованные оплачиваемые ежегодные, дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный служебный день и дополнительные оплачиваемые отпуска за выслугу лет в количестве *** календарных дней в соответствии с п.13 ст.46 указанного Федерального закона в размере *** руб. из расчета месячного денежного содержания *** руб. (т.1 л.д.17-18, 36).

В период прохождения Мануиловой Л.И. гражданской службы соответствующими приказами ИФНС России по г.Тамбову ей, как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России, выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и премии государственным гражданским служащим Инспекции из бюджетных ассигнований направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Тамбовской области сверх установленного фонда оплаты труда за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ИФНС России по г.Тамбову, которыми осуществлено материальное стимулирование государственных гражданских служащих за соответствующие периоды 2019-2021 годов.

Указанные средства материального стимулирования выплачивались на основании решений Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и приказов УФНС России по Тамбовской области «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих налоговых органов УФНС России по Тамбовской области», а также писем УФНС России по Тамбовской области о доведении лимитов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда на 2019, 2020, 2021 годы (с пометкой «Для служебного пользования») и изданных на основании данных приказов и писем и доведенных лимитов приказов ИФНС России по г.Тамбову (с пометкой «Для служебного пользования») о выплате материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда и на основании протоколов Комиссии по оценке эффективности деятельности и распределению средств федерального бюджета направленных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих ИФНС России по г.Тамбову (т.1 л.д.178-190).

Комиссией были приняты решения об установлении размеров и выплате государственным гражданским служащим Инспекции сумм материального стимулирования.

Так, из материалов дела усматривается, что на основании приказов ИФНС России по г.Тамбову от ******, от ******, от ******, от ******, от ******, от ****** «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих ИФНС России по г.Тамбову за 3, 4 кварталы 2019 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года» Мануиловой Л.И. выплачены средства материального стимулирования в размере *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб. соответственно. Кроме того, в июле 2021 года выплачена сумма материального стимулирования за 1 квартал 2021 года в размере *** руб. (т.1, л.д.159-177, 34).

Также согласно приказам ИФНС России по г.Тамбову от ******, от ******, от ******, от ******, от ******, от ******, от ******, от ******, от ******, ******, от ******, от ****** «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих сверх фонда оплаты труда» Мануиловой Л.И. выплачены средства материального стимулирования за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечение полномочий, возложенных на ИФНС России по г.Тамбову, в размере *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб., *** руб. соответственно (т.1 л.д.146-158).

Выплата указанных средств Мануиловой Л.И. подтверждается расчетными листками и справками о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) за 2019, 2020, 2021 годы (т.1 л.д.30-36, 42-44).

Указанные выше денежные средства в расчет месячного денежного содержания Мануиловой Л.И. при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением не были включены.

Полагая, что при установлении размера денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в расчет среднего месячного денежного содержания незаконно не включены выплаченные в виде материального стимулирования денежные средства за период с ноября 2019 года по октябрь 2020 года в общей сумме *** руб., а при установлении размера денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году и всех компенсаций при увольнении в расчет среднего месячного денежного содержания незаконно не включены выплаченные в виде материального стимулирования денежные средства за период с июля 2020 года по июнь 2021 года на общую сумму *** руб. и с сентября 2020 года по август 2021 года на общую сумму *** руб., в результате чего не доплачены денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в размере *** руб., в 2021 году (июль и сентябрь) - *** руб. и *** руб., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере *** руб., компенсация за *** дней неиспользованного отпуска в размере *** руб., Мануилова Л.И. обратилась в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя требования о взыскании недоплаченных денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020-2021 году в размере 18562,89 руб., компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 39451,24 руб., компенсации за 114,16 дней неиспользованного отпуска в размере 38427,93 руб., процентов за несвоевременную выплату указанных выше сумм в размере 3938,35 руб., рассчитанных по состоянию на 8 ноября 2021 г. включительно, суд первой инстанции, исходя из предписаний Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, правильно определённых и установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, доказательств, оценённых в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно констатировал, что во исполнение мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601, Минфин России ежегодно разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих. Такое материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, то перечисленные выше, полученные Мануиловой Л.И., выплаты в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, выплаченные истцу в соответствии с приказами ИФНС России по г.Тамбову, входят в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и подлежат учету при расчете ее среднего месячного денежного содержания для расчета денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, денежной компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Установив, что вышеуказанные выплаты, полученные Мануиловой Л.И. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленных Мануиловой Л.И. исковых требований в указанной части.

Арифметический расчет задолженности, представленный истцом, признан судом первой инстанции верным и ответчиком не оспаривается, в таком случае невыплаченные денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году и в 2021 году составляет 18562,89 руб., компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта - 39451,24 руб., компенсация за 114,16 дней неиспользованного отпуска - 38427,93 руб. (т.1 л.д.45-52).

Поскольку в день выплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году (18.11.2020) и в 2021 году (22.06.2021) оно не было выплачено в полном объеме, при увольнении 13 сентября 2021 г. не были выплачены в полном объеме компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта и компенсация за 114,16 дней неиспользованного отпуска, то за период, соответственно с 19.11.2020, с 23.06.2021 и с 14.09.2021, и по 8 ноября 2021 г. (как заявлено в иске) Мануиловой Л.И. ответчиком подлежит уплата процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день принятия судом решения (т.1 л.д.53).

Установив, что несвоевременной выплатой денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году и в 2021 году, несвоевременным расчетом при увольнении Инспекция, как работодатель, нарушила трудовые права Мануиловой Л.И., суд правомерно взыскал в пользу истца с Инспекции компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации на момент возникновения спорных отношений устанавливались Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции, действующей до 01.01.2022.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Абзацем первым пункта 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Согласно пункту 9 названного Указа, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из информации УФНС России по Тамбовской области усматривается, что в 2019-2021 годах постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 283-14, от 17.02.2020 № 168-8, от 10.06.2020 № 843-33, от 22.03.2021 № 440-16 были предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования сверх установленного фонда оплаты труда на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (том 1, л.д.184-190).

Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Мануиловой Л.И. в соответствии с приказами ИФНС России по г.Тамбову материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.

Доводы апелляционной жалобы перечисленных выводов суда не опровергают, аналогичны возражениям на иск, были предметом тщательного исследования судом, получили надлежащую правовую оценку в решении суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения в указанной части.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, указывающие на то, что суд первой инстанции не исследовал какие-либо доказательства, имеющиеся в деле, и не дал им оценки, что могло бы повлиять на судьбу решения суда. По существу жалоба сводится к переоценке доказательств, исследованных судом первой инстанции, однако оснований к такой переоценке не приведено, а приведённые нельзя отнести к тем основаниям, которые в соответствии с ГПК РФ могли бы быть таковыми.

Настаивая в жалобе на том, что выплаченное Мануиловой Л.И. в 2019-2021 гг. материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих, податель жалобы не учел, что спорное материальное стимулирование государственных гражданских служащих осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601, произведено за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть имеет правовую природу, отличную от выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и разработанным на его основании Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, притом, что последние производились за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007-2010 гг., и не входили в состав денежного содержания гражданского служащего.

Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Министра финансов РФ от 27.04.2021 года № 14-03-03/32289 не является основанием к отмене обжалуемого решения. Кроме того, в данном письме указано, что выплата гражданским служащим материального стимулирования связана с исполнением его должностных обязанностей и по своей сути имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий, и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Выводы суда соответствуют правовым позициям, которые неоднократно высказывались Верховным Судом Российской Федерации в судебных постановлениях по аналогичным делам: определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 г. № 2-КГ17-4, от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13, от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1, от 1 июля 2019 г. № 34-КГ19-2 и другие.

Согласно предоставленному истцом расчету, невыплаченная сумма компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания составляет 39451,24 руб., недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск за 114,16 дней - 38427,93 руб., размер невыплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в ноябре-декабре 2020 г. - 12798,82 руб., в июле 2021 года - 5090,84 руб., в сентябре 2021 г. - 673,23 руб.

Расчет задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания, отпускным выплатам и компенсации за неиспользованный отпуск, представленный истцом, ответчиком не оспорен, проверен судом и признан верным.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В силу статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

С учетом указанных норм закона, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за задержку вышеуказанных выплат, расчет которых произведен по 08.11.2021, в размере 3938,35 руб. Представленный истцом расчет компенсации за задержку выплат ответчиком не оспаривается.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения в части взыскания с ИФНС России по г.Тамбову в пользу Мануиловой Л.И. невыплаченной суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта, недоплаченной суммы компенсации за неиспользованный отпуск за 114,16 календарных дней, невыплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с ч.16 ст.70 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации, абз.2 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд вправе удовлетворить требование служащего о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием представителя нанимателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Из установленных судом обстоятельств следует, что ответчиком допущены нарушения служебных прав истца, выразившиеся в неполной выплате сумм при увольнении, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что имеются основания для компенсации Мануиловой Л.И. морального вреда, размер которого определен с учетом характера нарушения прав истца, принципа разумности и справедливости.

Приводя в жалобе доводы о том, что поскольку процедура увольнения Мануиловой Л.И. осуществлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, вины Инспекции в причинении нравственных страданий истцу не имеется, то основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, податель жалобы не учел, что судом установлены неправомерные действия Инспекции при выплате денежного содержания Мануиловой Л.И. на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году, в 2021 году и при осуществлении расчета при увольнении.

Нарушение права на полное и своевременное получение оплаты за свой труд влечет причинение Мануиловой Л.И. нравственных страданий, которые подлежат компенсации в денежном выражении (пункт 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что суд при определении компенсации морального вреда в размере 5000 руб., не учел конкретных обстоятельств данного дела, объема и характера причинённых Мануиловой Л.И. нравственных страданий, степени вины Инспекции, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, в апелляционной жалобе не приведено. Судебная коллегия таких обстоятельств также не усматривает.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, имеются основания для отмены решения в части возложения на ИФНС России по г.Тамбову обязанности самостоятельно рассчитать и осуществить выплату Мануиловой Л.И. процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск на день фактического исполнения решения суда, поскольку в мотивировочной части решения отсутствуют суждения по данным требованиям.

При принятии решения об удовлетворении исковых требований в данной части судом не учтено, что из приведенных выше положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Материальная ответственность работодателя за неисполнение решения суда данной нормой закона не предусмотрена.

В то же время, положения статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают возможность индексации взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда и являются процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения.

Кроме того, ответчик является бюджетной организацией, поэтому к данным правоотношениям применимы особенности исполнения судебных постановлений, касающиеся бюджетных организаций.

В указанной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ИФНС России по г.Тамбову обязанности после вынесения решения самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительную сумму процентов по день фактического расчета.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 19 января 2022 г., с учетом определения от 4 февраля 2022 г., в части возложения на ИФНС России по г.Тамбову обязанности самостоятельно рассчитать и осуществить выплату Мануиловой Людмиле Игоревне процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск на день фактического исполнения решения суда отменить и принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Мануиловой Людмиле Игоревне о возложении на ИФНС России по г.Тамбову обязанности самостоятельно рассчитать и осуществить выплату процентов за задержку выплат сумм компенсации при увольнении и за ежегодный оплачиваемый отпуск на день фактического исполнения решения суда отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по городу Тамбову - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 08.04.2022