Дело №33-502/2013
Судья Фокина Т.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Ваганюк Н.Н.
судей Андриановой И.В., Клепиковой Е.А.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 04 марта 2013 года гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии и выплате задолженности,
по апелляционной жалобе Военного комиссариата Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Военному комиссариату Тамбовской области, Управлению начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил Российской Федерации о перерасчете пенсии и выплате задолженности.
Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области и Управлению начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил РФ о перерасчете пенсии и выплате задолженности по пенсии.
В обоснование иска указал, что с 19 августа 1994 года он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. Последняя занимаемая им должность перед увольнением - *** Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты (ТВВКУХЗ), в которой он проходил службу в период с 10.12.1989г. по 19.10.1994г.
В его должностные обязанности входило проведение практических, лабораторных и
полевых занятий; полигонные учения, сопряженные с использованием компонентов химического оружия; техническое обслуживание и обследование химического оружия, связанное с отбором проб токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию; работы по уничтожению отдельных химических емкостей и устройств, находящихся в аварийном состоянии, и другие работы.
Постановлением Правительства РФ №1009 от 29.08.1998 г. Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты было реорганизовано в Тамбовский филиал военного университета РХБ защиты. Приказом МО РФ от 16.09.1998г. *** ТВВКУХЗ переименовано в Тамбовский филиал военного университета РХБ защиты. Профиль деятельности филиала военного университета РХБЗ при этом не изменялся.
Постановлением Правительства РФ № 386-25 от 06.06.2002г., дополненным примечанием, Тамбовский филиал военного университета РХБ защиты был включен в Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, установленные вышеуказанным постановлением Правительства.
Постановление Правительства № 910-49 от 31.12.2004г. дополнено Примечанием, что военнослужащие реорганизованных частей (ВВУЗов) имеют право на гарантии, согласно Закону РФ № 136-ФЗ от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», если образовавшиеся в результате реорганизации ВВУЗы включены в Список производств с вредными условиями труда.
ФИО1 считает, что его служба была связана с химическим оружием и относится ко второй группе работ с химическим оружием в соответствии с частями 2 и 3 ст. 1 ФЗ № 136-ФЗ от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
В соответствии со ст.4 названного Закона ему гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Увеличение должностного оклада должно производиться согласно коэффициентам, определенным постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием». По мнению истца, размер повышающего коэффициента равен 1,25 с 01.01.2012, а до 31.12.2011г. равен -1,5.
Просил суд обязать военный комиссариат Тамбовской области произвести перерасчет пенсии по последней занимаемой должности с учетом увеличения должностного оклада по второй группе работ с химическим оружием с применением коэффициента 1,5, и выплатить образовавшуюся задолженность за период с 01.04.2002 г. по день взыскания.
29.10.2012 г. ФИО1 уточнил исковые требования и просил суд обязать военный комиссариат Тамбовской области произвести перерасчет его пенсии с учетом повышения должностного оклада по последней занимаемой должности, относящейся ко второй группе работ с химическим оружием, за период с 01.04.2002г. по 31.12.2011 г. - с применением коэффициента 1,5, а с 01.01.2012 года по дату перерасчета – с применением коэффициента 1,25; обязать ответчика выплатить образовавшуюся задолженность за вышеуказанные периоды с применением названных коэффициентов.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 декабря 2012 года исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 декабря 2012 года, военный комиссариат Тамбовской области подал апелляционную жалобу, в которой указал, что ФЗ от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» не устанавливает порядок назначения и перерасчета размера пенсий. Он устанавливает правовые основы социальной защиты граждан, работающих с химическим оружием по трудовому договору (контракту), военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и т.д.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» устанавливает повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности) и надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет
гражданам, занятым на работах с химическим оружием, в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда.
Однако военный комиссариат не располагает сведениями о нахождении Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты, в котором проходил службу истец, в списке производств с вредными условиями, работа на которых даёт гражданам, занятым на работах с химическим оружием, право на меры социальной поддержки.
Также автор жалобы ссылается на то, что нормативно-правовые акты Российской Федерации о мерах социальной поддержки отдельной категории военнослужащих не содержат прямых указаний о праве на перерасчёт пенсий из увеличенных (повышенных) окладов по должностям лиц, уволенных с военной службы ранее вступления в силу этих нормативных правовых актов.
Кроме того, пересмотр ранее назначенных пенсий, исходя из окладов по воинским должностям, повышенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 года № 187, производится на основании представленных в адрес военных комиссариатов утверждённых списков военных пенсионеров, которые на день увольнения с военной службы привлекались к работам с химическим оружием.
Военные комиссариаты не располагают сведениями о привлечении военнослужащих в период прохождения ими военной службы к работам с химическим оружием, дающими право на соответствующие меры социальной поддержки.
Работа по утверждению списков военнослужащих, непосредственно занятых на работах с химическим оружием, предусмотренных ч.ч. 2,3 ст.1 ФЗ от 7 ноября 2000 г. №136-Ф3, в данном случае, возложена на Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооружённых Сил РФ и Управление финансово-экономической деятельности Центрального аппарата, поскольку рассмотрение таких вопросов отнесено к компетенции того органа военного управления, из которого военнослужащий увольнялся.
В адрес военного комиссариата Тамбовской области копия списка на пенсионера Министерства обороны ФИО1 для пересмотра ему ранее назначенной пенсии, исходя из оклада по воинской должности, не поступала.
С учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, военный комиссариат просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 декабря 2012 года отменить и принять по делу новое решение.
Представитель истца по доверенности ФИО2 подал возражения на апелляционную жалобу, в которых указал, что согласно п.п. 40 пункта 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132, организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий и других выплат осуществляются военными комиссариатами.
Ответчик не оспаривает в апелляционной жалобе тот факт, что служба истца была связана с химическим оружием и, следовательно, подпадает под требования закона № 136-ФЗ от 07.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», предоставляющего гражданам, занятым на работах с химическим оружием, право на меры социальной поддержки. В соответствии с ч.ч.2,3 ст.1 данного закона служба ФИО1 относится ко второй группе работ с химическим оружием.
Постановление Правительства № 910-49 от 31.12.2004 г. было дополнено Примечанием о том, что военнослужащие реорганизованных частей (ВВУЗ) имеют право на гарантии, согласно Закону РФ №136-Ф от 07.11.2000 г., если образовавшиеся в результате реорганизации ВВУЗ включены в Список производств с вредными условиями труда.
Постановлением Правительства РФ № 386-25 от 06.06.2002 г., дополненным Примечанием, Тамбовский филиал военного университета РХБ защиты, в котором ФИО1 проходил службу, был включен в Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право с 01.04.2002 г. на социальные гарантии, установленные вышеуказанным постановлением Правительства.
Для военных пенсионеров, уволенных до 2002 года, право на перерасчёт пенсии наступило с принятием постановления Правительства № 769-44 от 17.12.2005 г., внесшего изменения в Постановление Правительства № 386-25 от 06.06.2002 г. «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии».
В данном постановлении изложено право на получение льгот по закону № 136-ФЗ от 07.11.2000 г. для лиц, уволенных из расформированных или переименованных воинских частей, учреждений и учебных заведений.
Вышеназванные обстоятельства не оспариваются и не опровергаются ответчиком в апелляционной жалобе.
Кроме того, ФИО2 указывает на то, что решением начальника войск РХБЗ с 2006 года и по настоящее время более тридцати военнослужащим ТВВКУХЗ, уволенным до 2002 года, был произведён перерасчёт пенсии в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства. В то время как право истца на перерасчет пенсии ответчиком оспаривается, избирательный подход к назначению льгот в соответствии с законом не допустим.
Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить бз изменения.
Представители ответчиков Военного комиссариата Тамбовской области и Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных сил Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ФИО1 в период с 10.12.1989 г. по 19.10.1994 г. проходил военную службу в должности *** Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты (ТВВКУХЗ). С военной службы ФИО1 был уволен в запас 19 августа 1994 года, и с этого времени ему была назначена пенсия.
Служба в указанной должности была связана с химическим оружием и относится ко второй группе работ с химическим оружием согласно ч.ч.2,3 ст.1 ФЗ №136-ФЗ от 07 ноября 2000 года «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».
Постановлением Правительства РФ № 1009 от 29.08.1998 г. Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты было реорганизовано в Тамбовский филиал военного университета РХБ защиты.
Приказом МО РФ от 16.09.1998 г. *** ТВВКУХЗ было переименовано в Тамбовский филиал военного университета РХБ защиты. Профиль деятельности филиала военного университета РХБЗ не менялся.
Постановлением Правительства РФ № 386-25 от 06.06.2002 г., дополненным примечанием, Тамбовский филиал военного университета РХБ защиты был включен в Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право военнослужащих и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии.
Впоследствии Постановление Правительства № 910-49 от 31.12.2004 г. было дополнено Примечанием, что военнослужащие реорганизованных частей (ВВУЗов) имеют право на гарантии согласно ФЗ №136-ФЗ от 07 ноября 2000 года, если образовавшиеся в результате реорганизации ВВУЗы включены в Список производств с вредными условиями труда.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает несостоятельными доводы ответчика об отсутствии у него сведений о нахождении Тамбовского высшего военного командного училища химической защиты, в котором проходил службу истец, в Списке производств с вредными условиями, работа на которых даёт право на меры социальной поддержки, и о привлечении ФИО1 в период прохождения им военной службы к работам с химическим оружием, дающим право на соответствующие меры социальной поддержки.
Согласно ст. 55 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 г., при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
В соответствии с ч.2 ст. 58 названного Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд обоснованно пришел к выводу о праве истца на перерасчет пенсии с соответствующим коэффициентом; применил нормы материального и процессуального права, подлежавшие применению в рассматриваемом деле, и правомерно возложил обязанность по перерасчету пенсии на Военный комиссариат Тамбовской области согласно ст.51 Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 и п.п.40 п. 11 Положения о военных комиссариатах, утвержденного указом Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 декабря 2012 года и удовлетворения
апелляционной жалобы Военного комиссариата Тамбовской области.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу военного комиссариата Тамбовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий:
Судьи: