НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 02.09.2020 № 33А-2238/20

Дело № 33а-2238/2020

Судья Толмачева М.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Тамбов 02 сентября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Епифановой С.А.,

судей Курохтина Ю.А., Симоновой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железниковой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Тамбову к Поченикину Константину Евгеньевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2017 год в сумме 44 271 руб. и пени, задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 222 руб. и пени,

по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тамбову на решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 18 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ИФНС России по г. Тамбову обратилась в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным иском к Поченикину К.Е. о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2017 год в сумме 44 271 руб. и пени за период с 4 декабря 2018 г. по 28 января 2019 в сумме 635 руб. 66 коп., задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 222 руб. и пени за период с 4 декабря 2018 г. по 28 января 2019 г. в сумме 24 руб. 47 коп.

Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова 18 мая 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объёме.

В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тамбову просит решение Октябрьского районного суда города Тамбова от 18 мая 2020 отменить и удовлетворить заявленные требования.

В доводах жалобы указывают на то, что решение было принято с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Принимая обжалуемый судебный акт, суд пришёл к выводу, что объект недвижимости с кадастровым номером *** расположенный по адресу: *** на дату выставления налогового уведомления 23.06.2018 г. фактически отсутствовал, поскольку в 2020 г. был достроен и введён в эксплуатацию как жилой дом с кадастровым номером ***, отличающийся характеристиками об объекта незавершённого строительства, в том числе, кадастровой стоимостью. Однако, до настоящего времени в информационных ресурсах Инспекции и Управления Росреестра по Тамбовской области отражена информация о наличии двух объектов недвижимости с кадастровыми номерами ***

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, руководствуясь ст.150 КАС РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда.

В силу положений ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права

Такие нарушения в рассматриваемом деле допущены.

Положения ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ст.401 НК РФ).

Согласно ст.75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п.п. 1,2 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статье 48 Налогового кодекса РФ (п.п. 1,2,3) заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что Поченикин К.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: *** на основании чего ему был начислен земельный налог за 2017 год по сроку уплаты не позднее *** по ОКТМО 68602405 в сумме 222 руб., а также собственником объектов недвижимости: иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером *** по адресу: *** АГ, иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером *** по адресу: ***, объекта незавершенного строительства по адресу: *** кадастровым номером ***, на основании чего ему был начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год по сроку уплаты не позднее 3 декабря 2018 года в общей сумме 44 271 руб. (25 684 руб., 103 руб. и 18 484 руб.).

Поскольку обязанность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год в отношении указанных объектов своевременно в полном не исполнена, административному ответчику в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени:

- по земельному налогу за период с 4 декабря 2018 года по 28 января 2019 года на недоимку 222 руб. (земельный налог за 2017 год) в сумме 24 руб. 47 коп.;

- по налогу на имущество физических лиц за период с 4 декабря 2018 года по 28 января 2019 года на недоимку 44 271 руб. (налог за 2017 год) в сумме 635 руб. 66 коп.

В связи с невыполнением обязанности по уплате налогов в установленный срок в адрес административного ответчика направлено требование № 3467 с предложением погасить задолженность добровольно, однако данное требование оставлено без удовлетворения.

7 мая 2019 г. мировым судьёй судебного участка № 3 Октябрьского района г.Тамбова был вынесен судебный приказ о взыскании с Поченикина К.Е. указанной выше задолженности, однако в связи с его возражениями определением мирового судьи от 21 мая 2019 г. этого же судебного участка судебный приказ был отменён.

В течение шести месяцев Инспекция 15 ноября 2019 г. обратилась в Октябрьский районный суд г.Тамбова с административным иском о взыскании недоимки, то есть иск предъявлен в соответствии с требованиями ст.48 НК РФ.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении административных требований о взыскании земельного налога за 2017 г. в размере 222 руб., а также имущественного налога за 2017 г. на объекты недвижимости: иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером *** по адресу: *** АГ, иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером *** по адресу: *** на сумму 25 684 руб. и 103 руб., а также пени, суд первой инстанции исходил из наличия доказательств своевременной оплаты административным ответчиком данных обязательных платежей: земельного налога – 22.11.2018 г., имущественного налога – 21.11.2018 г.

Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции не имеется, доказательств обратного налоговым органом не представлено, апелляционная жалоба в этой части доводы не содержит.

Вместе с тем, разрешая требования о взыскании налога на имущество за 2017 г. на объект незавершенного строительства по адресу: *** кадастровым номером *** в размере 18 484 руб. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришёл к выводу, что указанный объект недвижимости на дату выставления налогового уведомления 23.06.2018 г. фактически отсутствовал, поскольку в 2020 г. был достроен и введён в эксплуатацию как жилой дом с кадастровым номером ***, а налоговым органом не опровергнут факт отсутствия в собственности Поченикина К.Е. данного объекта недвижимости.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т.1 л.д.99-100) объект незавершенного строительства по адресу: ***, с кадастровым номером *** со степенью готовности 40% находится в собственности Поченикина К.Е. с ***, рег.запись ***

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Исходя из смысла ст.401 НК РФ объект незавершённого строительства является объектом налогообложения.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Гражданин, признается плательщиком налога в отношении недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, с момента государственной регистрации права собственности на данный объект имущества. Обязанность по уплате такого налога прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр прав записи о праве иного лица на соответствующий объект недвижимости.

Сведений о том, что такие сведения в ЕГРН имеются, материалы дела не содержат.

При таком положении судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции, что объект незавершённого строительства по адресу: ***, с кадастровым номером *** на дату выставления налогового уведомления 23.06.2018 г. фактически отсутствовал, поскольку в 2020 г. был достроен и введён в эксплуатацию как жилой дом с кадастровым номером 68:29:0208005:217, не является основанием для признания административного ответчика неплательщиком налога на имущество за 2017 г.

Из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств следует, что ответчику в 2017 г. принадлежал на праве собственности объект незавершённого строительства с кадастровым номером ***, в связи с чем он с момента регистрации права собственности на указанный объект недвижимости до момента прекращения права на него являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.

Материалами дела подтверждено, и не оспаривается административным ответчиком наличие вышеуказанной задолженности. Доказательств обратному, а также наличие оснований для его освобождения от уплаты налога, в материалы дела не представлено.

С учётом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания с Поченикина К.Е. налога на имущество за 2017 г. на объект незавершенного строительства по адресу: *** кадастровым номером *** в размере 18 484 руб.

Согласно пункту 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом установленных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 18 мая 2020 г. в части отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 18 484 руб. - объект незавершённого строительства по адресу: ***, с кадастровым номером ***, подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об удовлетворении административных исковых требований в этой части.

Учитывая положения статьи 114 КАС РФ судебная коллегия приходит к выводу, что с Поченикина К.Е. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина исходя из общего размера удовлетворенных требований, а именно в сумме 739 руб. 36 коп.

Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 18 мая 2020 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Поченикина Константина Евгеньевича налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 18 484 руб. - объект незавершённого строительства по адресу: ***, с кадастровым номером ***, отменить, принять в указанной части новое решение.

Взыскать с Поченикина Константина Евгеньевича недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 18 484 руб.

Взыскать с Поченикина Константина Евгеньевича госпошлину в доход местного бюджета в размере 739 руб. 36 коп.

В остальной части данное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г.Тамбову – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во второй кассационный суд общей юрисдикции через Октябрьский районный суд г.Тамбова.

Председательствующий –

Судьи -