Дело № 33-2594
Судья Карпухина Ю.А. (дело № 2-662/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 02 сентября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Чербаевой Л.В.,
судей: Пачиной Л.Н., Рязанцевой Л.В.,
при секретаре Ермаковой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логунова Павла Михайловича к Линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на станции Мичуринск, Управлению внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области о включении в выслугу лет в льготном исчислении периодов службы и перерасчете пенсии,
по апелляционной жалобе Управления внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Логунов П.М. проходил службу в органах внутренних дел. Последним местом его службы являлся Линейный отдел Министерства внутренних дел РФ на станции Мичуринск.
Приказом начальника последнего от 19 сентября 2019 года в звании старшего лейтенанта полиции Логунов П.М. уволен с должности оперативного *** по пункту 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе).
Согласно указанному приказу выслуга лет Логунова П.М. по состоянию на 19 сентября 2019 года составила в календарном исчислении 22 года 05 месяцев 07 дней, в льготном исчислении – 23 года 10 месяцев 07 дней. Исходя из данной продолжительности выслуги УМВД России по Тамбовской области с 20 сентября 2019 года Логунову П.М. назначена пенсия по выслуге лет.
10 февраля 2020 года Логунов П.М. обратился в суд с иском к Линейному отделу Министерства внутренних дел на станции Мичуринск и УМВД России по Тамбовской области о возложении обязанности включить в его выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за полтора) период службы с 01 января 2001 года по 18 июля 2003 года в должности милиционера охранно-конвойной службы милиции изолятора временного содержания Мичуринского ГУВД и о перерасчете назначенной пенсии. В обоснование иска указал на то, что в данный период, осуществляя службу на указанной должности, непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Расчет ответчиками выслуги лет за этот период в календарном исчислении противоречит статье 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также – изданному на ее основании постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 в редакции, действовавшей в спорный период.
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 15 июня 2020 года исковые требования Логунова П.М. удовлетворены.
На Линейный отдел Министерства внутренних дел РФ на станции Мичуринск, УМВД России по Тамбовской области возложена обязанность включить ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца период службы:
с 01 января 2001 года по 18 июля 2003 года - в должности милиционера охранно - конвойной службы милиции изолятора временного содержания Мичуринского ГУВД Тамбовской области.
На УМВД России по Тамбовской области возложена обязанность произвести ФИО1 перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом включения вышеуказанного периода, начиная с 20 сентября 2019 года.
В апелляционной жалобе УМВД России по Тамбовской области просит отменить решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 июля 2020 года в части возложения на Управление обязанности произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом льготного ее исчисления с 01 января 2001 года по 18 июля 2003 года, начиная с 20 сентября 2019 года, исковые требования ФИО1 в названной части оставить без удовлетворения. Доводы жалобы следующие.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регламентировано Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Согласно пункту «б» статьи 55 вышеназванного Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Порядок перерасчета пенсии урегулирован Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 09 января 2018 года № 7 «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» (далее - Инструкция).
Так, пунктом 52 названной Инструкции определено, что при изменении выслуги лет, влияющей на размер выплачиваемой пенсии, кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника готовится новый расчет выслуги лет, который приобщается к пенсионному делу.
Согласно пункту 57 Инструкции, если пенсионер МВД России приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд в соответствии с компетенцией осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Каких-либо обращений от истца в УМВД России по Тамбовской области по вопросу перерасчета пенсии не поступало, в связи с чем отказов в перерасчете пенсии УМВД также не давалось.
Таким образом, вопрос перерасчета размера пенсии урегулирован специальным законодательством, обращение истца в пенсионный орган за перерасчетом пенсии по выслуге лет отсутствует.
Кроме того, препятствий в реализации права истца на перерасчет размера пенсии на основании расчета выслуги лет ЛО МВД России на станции Мичуринск с учетом льготного исчисления оспоренного линейным отделом периода не имеется.
Учитывая изложенное и отсутствие спора между УМВД и ФИО1 оснований для возложения обязанности на УМВД по принудительному перерасчету пенсии у суда не имелось, более того обжалуемое решение не может быть исполнено до перерасчета выслуги лет линейным отделом и поступления этого расчета в УМВД.
В возражениях на апелляционную жалобу Линейный отдел Министерства внутренних дел РФ на станции Мичуринск просит оставить ее без удовлетворения.
В настоящем судебном заседании представитель УМВД России по Тамбовской области ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель ответчика – Линейного отдела Министерства внутренних дел на станции Мичуринск ФИО3, истец ФИО1 и его представитель – адвокат Мосягин А.В. возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для удовлетворения последней не усматривает.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (наименование Закона приведено в редакции на момент назначения пенсии истцу), в соответствии со статьей 18 которого:
время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении,
порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Последним во исполнение приведенного Закона 22 сентября 1993 года за № 941 было принято постановление, наименование которого (с учетом последующих изменений) в настоящее время звучит как «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2000 года № 690 в подпункт «г» пункта 3 указанного постановления, содержащего перечень служб для льготного (один месяц службы за полтора) исчисления выслуги лет, в том числе сотрудников органов внутренних дел, дополнен абзацем о том, что в указанном порядке исчисляется служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года.
Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2003 года № 684, вступившим в силу с 24 ноября 2003 года, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в изоляторах временного содержания засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с 1 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Подобный Перечень утвержден МВД России приказом только от 09 октября 2004 года № 640 и утратил силу в результате издания МВД РФ нового аналогичного приказа от 20 декабря 2016 года № 868 «Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий».
Как указано выше, период службы ФИО1 в изоляторе временного содержания имел место до утверждения Министерством внутренних дел РФ 09 октября 2004 года соответствующего Перечня, а именно по 18 июля 2003 года.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что действующая в указанный период редакция постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 (подпункт «г» пункта 3) предусматривала единственное условие для льготного исчисления выслуги лет в изоляторах временного содержания, а именно то, что служба должна протекать в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. При этом в результате исследования и оценки представленных доказательств, включая показания свидетелей, суд пришел к выводу о том, что истец на должности милиционера охранно-конвойной службы милиции изолятора временного содержания Мичуринского ГУВД в рассматриваемый период, выполнял обязанности, связанные с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приведенные выводы в апелляционной жалобе не оспариваются. Те же доводы, что в ней приведены, законности оспариваемого решения не умаляют. Так, утверждения ответчика в лице УМВД России по Тамбовской области о том, что ответственность за правильность расчета выслуги лет истца в рассматриваемом случае несет только Линейный отдел внутренних дел на станции Мичуринск, являющийся последним местом его службы, поэтому никакого спора по назначению пенсии с истцом не имеет, опровергаются материалами дела. Из последнего усматривается, что Линейным отделом Министерства внутренних дел РФ на станции Мичуринск выслуга лет истца в спорный период первоначально исчислена в льготном исчислении (один месяц службы за полтора месяца) (л.д. 36-37). Однако данный расчет УМВД России по Тамбовской области, обладающим в соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России (утв. Приказом МВД России от 09 января 2018 года № 7) правом на согласование подобного рода расчетов, не согласовало, он был возвращен Линейному отделу (л.д. 39).
Более того, в настоящем судебном заседании представителем УМВД России по Тамбовской области не признано как таковое право ФИО1 на льготное исчисление его выслуги в рассматриваемый период, так как охранно-конвойная служба, милиционером в которой он служил, отсутствует в утвержденном приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868 Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Судебная коллегия отмечает, что охранно-конвойная служба не содержалась и в соответствующем Перечне, утвержденном приказом МВД России от 09 октября 2004 года № 640. Но это не имеет правового значения для определения права истца на льготное исчисление его выслуги, имеющей место до принятия этих нормативных актов.
Но и, кроме этого, ответчиком в лице УМВД России по Тамбовской области не опровергнуто то, что в спорный период службы истца в изоляторе временного содержания Мичуринского ГУВД непосредственные функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляла иная, не охранно-конвойная служба, а, допустим указанное в приказе МВД России по Тамбовской области от 20 декабря 2016 года подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, если такое подразделение в указанный период было предусмотрено соответствующим ведомственным нормативным актом.
Таким образом, принятое с правильным применением норм материального права, а также и без нарушений процессуального законодательства, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тамбовской области – без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи