Дело № 33а-374
Судья Хрущев Г.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Уварова В.В.
судей Баранова В.В., Епифановой С.А.
при секретаре Ивановой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 февраля 2016 г. административное дело по административному исковому заявлению Терёшкина А.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Жердевском районе Тамбовской области о признании действий (бездействия) должностного лица Тарасовой Н.А. незаконными и необоснованными
по апелляционной жалобе Терёшкина А.К. на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Терёшкин А.К. обратился в суд с указанным административным иском, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконными действия (бездействие) должностного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Жердевском районе Тамбовской области (далее - ГУ УПФ РФ в Жердевском районе Тамбовской области, пенсионный орган) Тарасовой Н.А., выраженные в отказе в принятии заявления и документов, представленных им для рассмотрения вопроса об установлении трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что 10 сентября 2015 г. ему исполнилось 60 лет. За несколько месяцев до указанной даты сотрудником ГУ УПФ РФ в Жердевском районе ему было предложено заблаговременно представить документы для назначения трудовой пенсии. Он трижды обращался в ГУ УПФ РФ в Жердевском районе Тамбовской области, но документы у него не принимались. За получением необходимой информации он обратился в отдел персонифицированного учета ГУ УПФ РФ в Жердевском районе, где выдали соответствующую справку без учета страховых периодов 2000-2001 гг. и других лет на основании ложных данных налогового органа с искажением его отчества. 3 сентября 2015 г., собрав необходимые документы в соответствии с действующим пенсионным законодательством, он обратился с заявлением и приложенными к нему документами в ГУ УПФ РФ в Жердевском районе Тамбовской области по вопросу назначения трудовой пенсии, однако в приёме документов было отказано, причем отказ был предопределен заблаговременно, как он понял, вследствие мести за защиту прав пенсионеров в судах. Чиновница пенсионного органа, производящая приём документов, не имея при себе информационного бейджа, содержащего информацию о её ФИО, должности, отказалась принимать документы, мотивируя, что она лучше любого закона знает, какие документы необходимы. В выдаче какого-либо документа с указанием причины отказа принятия заявления о назначении пенсии с документами, ему работником пенсионного органа было отказано. Впоследствии руководством ГУ УПФ РФ в Жердевском районе Тамбовской области отделу персонифицированного учета даны указания о внесении в информационную базу сведений о страховых периодах 2000-2001 гг.
Считает, что сотрудник пенсионного органа Тарасовой Н.А. обязана была принять у него документы и выдать соответствующее уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии с указанием даты, переченя документов, представленных заявителем и недостающих документов для установления пенсии.
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 октября 2015 г. заявленные Терёшкиным А.К. требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Терёшкин А.К. просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные основаниям административного иска. Дополнительно указал, что пунктами а, б, в, г статьи 20 раздела III Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. № 844н регламентирован порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии, в соответствии с которым при приёме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нём сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; изготавливает копии документов, представленных заявителем для установления пенсии, и заверяет их в установленном порядке; оформляет выписку из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования; регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдаёт уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приёма заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе. На основании вышеперечисленного, принимающий документы специалист территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации была не только обязана принять его заявление и выдать уведомление о приёме заявления и всех представленных документов, но и в уведомлении также указать перечень недостающих для установления пенсии документов. Оценка же содержащихся в документах сведений производится уже при рассмотрений документов, представленных для установления пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии со ст. 22 указанного Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Автор жалобы полагает, что судом не принято во внимание, что начальником ГУ УПФ РФ в Жердевском районе Тамбовской области Комбаровой С.М. был подтверждён факт необоснованного отказа в принятии заявления и приложенных к нему документов, в связи с чем начальнику отдела персонифицированного учёта указано на то, чтобы принять у него свидетельства об уплате ЕНВД за 2000-2001 гг., которые не были приняты специалистом Тарасовой Н.А. и предложено подать заявление повторно через 15 минут, но при этом не представлено никаких гарантий по приёму документов в силу дальнейшего одобрения действий своёй подчинённой Тарасовой Н.А.
Считает, что судом неправомерно были отвергнуты показания свидетеля Б.В.А.., подтвердившего факт предвзятого отношения к нему со стороны пенсионного органа, а также факт сокрытия информационных данных об уплате ЕНВД за 2000-2001 гг. в системе персонифицированного учёта.
Указал, что при принятии решения суд руководствовался должностной инструкцией специалиста Тарасовой Н.А. № 02/20 от 01.07.2011 г., тогда как её положения устарели и не соответствуют действующему законодательству. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.11.2014 г. № 884н, которым регламентирован процесс приёма документов у граждан при обращении за страховой пенсией, суд при вынесении обжалуемого решения не руководствовался.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ УПР РФ в Жердевском районе Тамбовской области Комбарова С.М. просит решение суда оставить без изменения.
Выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Терёшкиным А.К. не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о нарушении сотрудниками пенсионного органа его прав, поскольку необходимые документы для установления трудовой пенсии по старости специалисту Тарасовой Н.А. он не представил, а в последующем с заявлением о назначении трудовой пенсии не обращался. С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 20 раздела III Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. № 844н, при приёме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: а) проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; б) изготавливает копии документов, представленных заявителем для установления пенсии, и заверяет их в установленном порядке; в) оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; г) регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приёма заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Из должностной инструкции ведущего специалиста-эксперта отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц от 01.07.2011 г. № 02/20, утвержденной начальником Управления Пенсионного фонда РФ в Жердевском районе Тамбовской области следует, что ведущий специалист-эксперт обязан: проверять документы, удостоверяющие личность заявителя, его гражданство, возраст и место жительства (п. 3.2); проверять наличие макета бумажного и электронного выплатного дела гражданина, в том числе подготовленного в рамках заблаговременной работы с лицами, выходящими на пенсию (п. 3.3); при представлении заявления осуществлять оценку правильности его оформления и соответствия изложенным в нём сведений документу, удостоверяющему личность и иным представленным документам (п. 3.4); давать оценку правильности оформления представленных документов, полноте содержащихся в них сведений и их соответствия сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и сведениям, имеющимся в АРМ «Конвертация», ПТК «Страхователи», АРМ «Взаимодействие со страхователями» (п. 3.5).
Судом первой инстанции материалами дела установлено, что 3 сентября 2015 г. Терёшкин А.К. обратился к ведущему специалисту-эксперту отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ УПФ РФ в Жердевском районе Тамбовской области Тарасовой Н.А. по вопросу назначения страховой части трудовой пенсии по старости. На просьбу Тарасовой Н.А. представить для проверки документы, необходимые для оформления заявления о назначении трудовой пенсии, а именно паспорт, СНИЛС, трудовую книжку или документ, подтверждающий трудовой стаж, документ о заработке, Терёшкин А.К. представил подшивку документов, не относящихся к вопросу назначения трудовой пенсии. Неоднократные просьбы должностного лица пенсионного органа представить названные документы Терёшкин А.К. игнорировал, полагая, что им поданы все необходимые документы. Поскольку Терёшкин А.К. разговаривал в повышенном тоне, находившаяся рядом с ним на приёме у другого сотрудника пенсионного органа А.Т.А. сделала ему замечание, на которое он ответил в грубой форме. В результате между Алтуниной Т.А. и Терёшкиным А.К. произошел скандал, для разрешения которого Тарасова Н.А. была вынуждена пригласить руководителя пенсионного органа Комбарову С.М., с которой Терёшкин А.К. проследовал в её служебный кабинет.
В рассматриваемой ситуации ведущий специалист-эксперт пенсионного органа Тарасова Н.А., действуя в соответствии положениями должностной инструкции от 01.07.2011 г. № 02/20, ввиду непредставления Терёшкиным А.К. паспорта, СНИЛС, трудовой книжки, документа о заработке была лишена возможности оформить заявление о назначении трудовой пенсии с указанием персональных данных Терёшкина А.К., которое последним должно быть проверено и подписано.
Данные обстоятельства также лишили должностное лицо Тарасову Н.А. возможности выдать Терёшкину А.К. уведомление о приёме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что должностными лицами пенсионного органа, а в частности ведущим специалистом-экспертом отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ УПФ РФ в Жердевском районе Тамбовской области Тарасовой Н.А. каких-либо препятствий в реализации Терёшкиным А.К. пенсионных прав не создавалось.
Правильность выводов суда в решении повреждена материалами дела и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 29 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Терёшкина А.К. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: