АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2017 года г. Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Байгулова Г.С.
при секретаре Муриной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Талбиевой Ф.К. на решение мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области от 26.10.2016 года, которым постановлено:
Взыскать с Талбиевой Ф.К. в пользу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области излишне выплаченную сумму Федеральной социальной доплаты за периоды с 15.05.2013 года по 31.05.2013 года, с 01.09.2014 года по 30.11.2015 года в сумме 30978,03 рублей.
Взыскать с Талбиевой Ф.К. в пользу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области возврат госпошлины в сумме 1126,00 рублей.
у с т а н о в и л:
Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области обратилось к мировому судье судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области с исковым заявлением к Талбиевой Ф.К. о взыскании переплаты пенсии, указав в иске, что при проведении мероприятий, направленных на предотвращение переплат, были рассмотрены материалы пенсионного дела получателя пенсии, согласно которым Талбиева Ф.К. является получателем трудовой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 г. с 07.05.2001 г. Дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования Талбиевой Ф.К. -31.05.2009 г.
В соответствии с частью 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с 01.05.2012 г. Талбиевой Ф.К. установлена Федеральная социальная доплата к пенсии, поскольку размер получаемой ею пенсии, не достиг величины прожиточного минимума пенсионера в Самарской области, установленного на соответствующий календарный год. При подаче заявления о назначении пенсии 16.04.2012 г. Талбиева Ф.К. была уведомлена под роспись об обязанности своевременно, известить орган, осуществляющий выплату пенсии об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.
Согласно п. 10 ст. 12.1 ФЗ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Федеральная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Управлению стало известно, что Талбиева Ф.К. работает в <данные изъяты> с 15.05.2013 г. по настоящее время, согласно сведений выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 15.05.2013 г., а также справки №462 от 21.12.2015 г., выданной <данные изъяты>.
В результате несвоевременного сообщения ответчиком о трудоустройстве, образовалась переплата ФСД за период с 15.05.2013 г. по 31.05.2013 г., с 01.09.2014 г. по 30.11.2015 г. в сумме 30978 руб. 03 коп. Комиссией УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан было принято коллегиальное решение о взыскании переполученных денежных средств с ответчика, в судебном порядке, что подтверждается протоколом № от 14.04.2016 г.
Ответчику неоднократно направлялось предупреждение Управления о необходимости возврата необоснованно полученных денежных средств, а именно № от 29.04.2016 г., однако до настоящего времени требование ответчиком не исполнено. Ссылаясь на ч.ч. 10,12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст.ст. 28,29 ФЗ «О страховых пенсиях», просил взыскать с Талбиевой Ф.К. в пользу УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области излишне выплаченную сумму Федеральной социальной доплаты за периоды с 15.05.2013 г. по 31.05.2013 г., с 01.09.2014 г. по 30.11.2015 г. в сумме 30978 руб. 03 коп., а также расходы, связанные с оплатой госпошлины в размере 1129 руб. 34 коп.
Мировым судьей судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Талбиева Ф.К. просит решение мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области от 26.10.2016 года отменить полностью, принять по делу новое решение. Ссылаясь на ст. 22 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года указала, что считает решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку мировым судьей в ходе судебного заседания не были исследованы все обстоятельства дела, в том числе в решении мирового судьи не нашли отражения ее доводы о том, что она не была уведомлена о назначении ей Федеральной социальной доплаты. Мировым судьей было установлено, что Федеральная социальная доплата была установлена ей с 01.05.2012 года, в решении имеется ссылка на заявление о назначении пенсии по инвалидности от 16.04.2016 года, при подаче которого она была уведомлена под роспись об обязанности своевременно известить орган, осуществляющий выплаты пенсии об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращения ее выплаты. С заявлением о назначении ей Федеральной социальной доплаты она не обращалась и соответственно о необходимости сообщения о трудоустройстве под роспись не уведомлялась. Судом не был рассмотрен, а истцом не был обоснован расчет подлежащих взысканию денежных средств. Кроме того, ссылаясь на ст. 109 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации указала, что расчет излишне выплаченной суммы Федеральной социальной доплаты за период с 15.05.2013 года по 31.05.2013 года не подлежит взысканию, в связи с истечением срока исковой давности и с ее стороны отсуствет недобросовестность.
В возражениях на апелляционную жалобу Талбиевой Ф.К. представитель истца указал, что в апелляционной жалобе ответчик не привел фактов необоснованности взыскания денежных средств за период с 15.05.2013 года по 31.05.2013 года в связи с истечением срока исковой давности. Ссылаясь на п.1 ст. 196, ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что УПФ РФ в г. Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области стало известно о нарушении своего права в ноябре 2015 года, в связи с чем ссылка что заявленные требования находятся за пределами исковой давности несостоятельна. В подтверждение своих доводов по взысканию излишне выплаченной суммы Федеральной социальной доплаты к пенсии, истцом предоставлен обоснованный расчет переплаты по выплатному делу. Считает, что недобросовестность и злоупотребление со стороны пенсионера установлены в судебном порядке. Просил оставить решение мирового судьи судебного участка №158 Сызранского района Самарской области от 26.10.2016 года без изменения, а жалобу Талбиевой Ф.К. без удовлетворения.
В судебном заседании ответчик Талбиева Ф.К. доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержала в полном объеме, дополнила, что она обратилась в пенсионный фонд 27 мая 2013 года с заявлением о прекращении ей выплат Федеральной социальной доплаты к пенсии, т.к. она трудоустроилась, после чего в конце мая предоставила документ с места работы. С заявлением о восстановлении ей данной выплаты в пенсионный фонд не обращалась, с работы с момента трудоустройства не увольнялась. Пенсия ей перечислялась на счет в Сбербанке, размер пенсии постоянно изменялся, она считала производился перерасчет пенсии в связи с увеличением, т.к. говорилось, что пенсия увеличивается на 1000 рублей и два раза в год производится ее индексация. В УПФ РФ обращалась только в связи с уменьшением пенсии, при этом никаких заявлений о возобновлении начисления доплат к пенсии не писала, с нее не требовали предоставить трудовую книжку в подтверждении того что она не работает, никаких уведомлений о назначении ей доплат из пенсионного фонда не получала, о том, что ей производятся дополнительные доплаты не знала.
Представитель истца Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области Шульга Е.А., действующая на основании доверенности от 09.01.2017 года, в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу поддержала и дополнила, что Талбиева Ф.К. написав заявление о прекращении федеральной социальной доплаты в связи с трудоустройством, никаких документов в нарушение требований закона подтверждающих данное обстоятельство не представила. До конца 2013 года начисления доплат ей не производилось. Документов подтверждающих, что Талбиева Ф.К. трудоустроилась так представлено и не было, с января 2014 года, в связи с тем, что пенсия Таблиевой Ф.К. была ниже прожиточного минимума по Самарской области, ей вновь стала производится федеральная социальная доплата к пенсии. 22.10.2014 года Талбиевой было подано заявление об изменении данных пенсионера, в котором было указано что она не работает. Федеральная социальная доплата к пенсии продолжала ей начисляться до поступления в УПФ РФ сведений о том, что Талбиева Ф.К. с 15.03.2015 года трудоустроена, продолжает работать на момент поступления сведений.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 стать 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1).
Неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона (ч.2).
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения (ч.3).
В силу положений ч.ч. 1, 4, 6, 10, 11, 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту Федеральный закон №178-ФЗ), общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федераций" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации (ч.1).
Социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (ч.4).
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется (ч.6).
Федеральная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч.10).
Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (ч. 11).
Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч.12).
Поскольку на период спорных правоотношений действовали «Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты» утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2009 года №805 н «Об утверждении правил обращения за Федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты» в редакции от 30.09.2009 года, именно они подлежат применению при рассмотрении данного спора.
В соответствии с п.4 «Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты» утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.09.2009 года №805 н «Об утверждении правил обращения за Федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты» (далее по тексту Правила…) в целях осуществления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по предоставлению федеральных социальных доплат к пенсии; принимает заявление об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии одновременно с документами, указанными в пункте 13 настоящих Правил; принимает решение об установлении (об отказе в установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, выносит распоряжение о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии; производит начисление и выплату федеральных социальных доплат к пенсии в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящих Правил.
Пунктом 12 Правил…. установлено, что пенсионеры обращаются за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через законного представителя, а также по почте путем подачи заявления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с приложением документов, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил.
В заявлении должна содержаться следующая информация: 1) фамилия, имя, отчество заявителя; 2) номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; 3) принадлежность к гражданству; 4) адрес места жительства или пребывания; 5) реквизиты документа, удостоверяющего личность; 6) сведения о законном представителе лица либо о его представителе по доверенности (фамилия, имя, отчество законного представителя, почтовый адрес места жительства, места пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность законного представителя, реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя) в случае обращения через представителя; 7) сведения о том, что заявитель не осуществляет трудовую и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ; 8) наименование и местонахождение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; 9) обязательство заявителя безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты; 10) дата заполнения заявления; 11) организация, через которую будет осуществляться доставка федеральной социальной доплаты к пенсии. Если для доставки федеральной социальной доплаты к пенсии заявителем выбрана кредитная организация, указывается полное ее название и номер счета, открытый пенсионером в этой организации.
Заявление должно быть подписано заявителем.
Согласно п. 13 Правил … к заявлению пенсионера, являющегося получателем пенсии в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, должна быть приложена справка органа, осуществляющего его пенсионное обеспечение.
Указанная справка должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты обращения и содержать сведения о суммах денежных выплат, перечисленных в пункте 5 настоящих Правил, установленных пенсионеру в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на дату выдачи справки.
Из п. 15 Правил.. следует, что решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведений об установленных пенсионеру денежных эквивалентах мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг, иных мер социальной поддержки (помощи), указанных в подпункте 4 пункта 5 настоящих Правил.
В случае отсутствия права на федеральную социальную доплату к пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации выносится решение об отказе в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в срок, предусмотренный для вынесения решения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии.
Согласно п. 17 Правил… федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с заявлением и со всеми необходимыми документами.
Возобновление, восстановление и продление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии производится в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, с учетом Правил выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 15п/18 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 г. N 5621) – п. 24 Правил...
Частью 3 статьи 21 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшей на момент возобновления выплаты Талбиевой Ф.К. федеральной социальной доплаты к пенсии) было установлено, что возобновление выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
Аналогичное требование содержится и в Постановлении утвержденном правлением Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 15п/18 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым возобновление выплаты пенсии производится на основании заявления пенсионера, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 21 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Заявление пенсионера о возобновлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня приема указанного заявления этим органом со всеми необходимыми документами.
Выплата пенсии возобновляется по распоряжению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п.22 указанного Постановления).
Возможность возобновления выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии только по заявлению пенсионера с предоставлением необходимых документов предусмотрена и действующими нормами права на момент рассмотрения данного дела.
В соответствии с ч.1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Положениями ст.ст. 28, 29 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в случае, если предоставление недостоверных сведений или несвоевременное предоставление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст. 28).
Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производятся на основании решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке (п.3 ч.1 ст. 29).
Мировым судьей в ходе рассмотрения дела в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Талбиева Ф.К. является получателем трудовой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.
16.04.2012 года Талбиева Ф.К. обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области с заявлением о назначении пенсии по инвалидности и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с приложением документов, в том числе трудовой книжки, взяв на себя обязательство сообщить о трудоустройстве в 5 дневный срок (л.д. 7-9).
С 01.05.2012 г. Талбиевой Ф.К. установлена федеральная социальная доплата к пенсии, поскольку размер получаемой ею пенсии, не достиг величины прожиточного минимума пенсионера в Самарской области, установленного на соответствующий календарный год.
27 мая 2013 года Талбиева Ф.К. обратилась с заявлением в УПФ РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области о прекращении выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с трудоустройством на работу (л.д.10).
После подачи указанного заявления Талбиевой Ф.К. выплата федеральной социальной доплаты производилась Талбиевой Ф.К. в периоды с 15.05.2013 года по 31.05.2013 года.
С 01.01.2014 года Талбиевой Ф.К. вновь была назначена федеральная социальная доплата к пенсии. Извещение о возобновлении выплаты федеральной социальной выплаты в адрес Таблиевой Ф.К. не направлялось.
Из имеющегося в материалах дела заявления об изменении данных пенсионера от 22.10.2014 года следует, что Талбиева Ф.К. в соответствии с представленными документами просила внести изменения в адрес ее места жительства. В заявлении имеется отметка («галочка» в соответствующей графе) о том, что в настоящее время не работает.
23.12.2015 года в адрес начальника УПФ РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области поступило сообщение <данные изъяты> о том, что Таблиева Ф.К. принята <данные изъяты> 15.05.2013 года, периоды работы: 15.05.2013-31.12.2013 года., 01.01.2014 - 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по настоящее время.
Таблиевой Ф.К. была начислена и произведена федеральная социальная доплата к пенсии за периоды: с 01.05.2012 года по 31.05.2015 года на основании ее заявления с предоставлением документов, в том числе трудовой книжки; с 01.01.2014 года по 30.11.2015 года без заявления Таблиевой Ф.К. о восстановлении производства выплат федеральной социальной доплаты к пенсии.
Суд считает, что мировой судья обоснованно на основании ч. 10, 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» взыскал с Талбиевой Ф.К. в пользу истца излишне выплаченную сумму федеральной социальной доплаты в размере 1098 рублей 73 копейки за период с 15.05.2013 года по 30.05.2015 года, поскольку в указанный период Талбиева Ф.К. работала, о трудоустройстве, в нарушении требований ст. 10 указанного закона и данного обязательства при написании заявления о федеральной социальной доплате, сообщила только по истечении 12 дней (с 13 по 27 мая 2013 года), в результате недобросовестности со стороны Талбиевой Ф.К. ей незаконно была выплачена федеральная социальная доплата за указанный период. Данный размер был выплачен в соответствии с установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в Самарской области – 2003 рубля 56 копеек, с учетом дней в которые Талбиева Ф.К. была трудоустроена с 15.05.2013 по 30.05.2013 года (16 дней).
Вместе с тем, суд считает, что мировой судья необоснованно взыскал с Талбиевой Ф.К. выплаченную социальную доплату к пенсии за период с 01.09.2014 г. по 30.11.2015 г. в сумме 29879 рублей 30 копеек, поскольку Талбиева Ф.К., после извещения УПФ РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области 27.05.2013 года о том, что она трудоустроена, заявление о восстановлении ей федеральной социальной выплаты не предоставляла, следовательно, начисления ей производились в нарушение требований ч.3 ст. 21 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и п. 22 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Более того, УПФ РФ (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области при возобновлении начисления Талбиевой Ф.К. федеральной социальной доплаты после предоставления ею заявления о прекращении выплаты в связи с трудоустройством, не уведомило ее о том, что выплата федеральной социальной доплаты к ее пенсии возобновлена, в то время как имеется специально разработанная Пенсионным фондом РФ форма уведомления (письмо ПФ РФ от 17.11.2009 года №АД-28-25/11252) в тексте которого обращается внимание на то, что федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающим пенсионерам и содержится требование о безотлагательном извещении о факте трудоустройства. Представителем истца в судебном заседании не отрицалось то обстоятельство, что доплата была возобновлена Талбиевой Ф.К. без ее заявления и предоставления ею документов в соответствии с требованиями закона, Талбиева Ф.К. о возобновлении выплат уведомлена не была. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что судом не установлено, а стороной истца не предоставлено суду доказательств, соответствующих требованиями ст.ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации из которых можно сделать бесспорный и однозначный вывод о недобросовестности и злоупотреблении со стороны Талбиевой Ф.К. при получении федеральной социальной доплаты за период с 01.09.2014 г. по 30.11.2015 г.
Доводы Талбиевой Ф.К., указанные в апелляционной жалобе, о применении срока исковой давности к требованиям о взыскании произведенной федеральной социальной доплаты за период с 15.05.2013 года по 30.05.2013 года, суд не принимает, поскольку в ходе рассмотрения дела мировым судьей Талбиева Ф.К. не заявляла о применении исковой давности к данному требованию.
Доводы стороны истца о том, что Талбиева Ф.К. при подаче заявления 22.10.2014 года об изменении данных пенсионера указала, что на момент подачи заявления она не работает, что являлось основанием для возобновления ей выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии, суд не принимает, поскольку из заявления следует, что она просила в документах изменить только сведения об адресе места жительства. Из представленного заявления невозможно сделать вывод о том, что она просит возобновить выплату ей федеральной социальной доплаты, следовательно, данное заявление не может расцениваться как основание для возобновления выплаты федеральной социальной доплаты. Имеющаяся в заявлении отметка о том, что в настоящее время заявитель не работает, не может быть принята как заявление о возобновлении выплат без самого заявления об этом и предоставления документов в подтверждение данного обстоятельства.
Указание в решении мирового судьи суждений о том, что доводы ответчика Талбиевой Ф.К. о том, что она никакого заявления не писала, в судебном заседании подтверждения не нашли и опровергаются материалами дела и показаниями представителя истца, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку ни мировому судье, ни в суде апелляционной инстанции стороной истца заявление Талбиевой Ф.К. о возобновлении выплат, отвечающее требованиям закона, не представлено.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение мирового судьи подлежит изменению, соответственно подлежит изменению и решение в части взыскания с ответчика государственной пошлины, снизив ее размер и взыскав с Талбиевой Ф.К. в пользу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области возврат госпошлины в сумме 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Апелляционную жалобу Талбиевой Ф.К. удовлетворить частично.
Решение мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области от 26.10.2016 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения мирового судьи судебного участка №158 Сызранского судебного района Самарской области от 26.10.2016 года в следующей редакции:
Исковые требования Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области удовлетворить частично.
Взыскать с с Талбиевой Ф.К. в пользу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области излишне выплаченную сумму Федеральной социальной доплаты за период с 15.05.2013 г. по 31.05.2013 г. в сумме 1098 рублей 73 копейки.
Взыскать с Талбиевой Ф.К. в пользу Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области возврат госпошлины в сумме 400 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления определения в законную силу.
Апелляционное определение в окончательной форме принято 16.01.2017 года
Судья: