Мировой судья Мелихова Н.А. УИД 11MS0004-01-2019-015264-16
Дело № 11-245/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Антоновской Е.А.,
с участием представителя третьего лица Жолудь С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 09 июля 2020 года, гражданское дело по апелляционной жалобе УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) на решение мирового судьи Кутузовского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми от 30.01.2020 по иску Александровой Зинаиды Михайловны к УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно,
установил:
Александрова З.М. обратилась к мировому судье Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара с иском к УПФ РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно в размере 10000 руб.
Решением мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара от 30.01.2020 исковые требования Александровой З.М. удовлетворены частично; с УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) в пользу Александровой З.М. взыскана компенсация расходов по проезду к месту отдыха и обратно за 2019-2020 годов в размере 7720,40 руб.
Не согласившись с указанным решением, УПФ в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение мирового судьи отменить, мотивируя тем, что судом не правильно применены нормы процессуального и материального права, указывая, что Александрова З.М. приняла на себя обязательства по оказанию услуг нетрудоспособному гражданину за вознаграждение на основании заключенного договора между истцом, нетрудоспособным и ГБУ РК «ЦСЗН», в связи с чем, она, как работающее лицо, не имеет право на компенсацию расходов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец, ответчик, представитель третьего лица Министерства труда, занятости, социальной защиты Республики Коми, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия не приняли; ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица ГУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» в судебном заседании требования истца поддержал, указав на законность принятого мировым судьей решения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»).
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 1 и 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов по оплате проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 в случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 были утверждены Правила компенсации расходов по оплате проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил, настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно отмечал в своих решениях, право на оплату проезда гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и по своей правовой природе данный вид государственной поддержки применительно к правам пенсионеров по старости и по инвалидности является льготой, носящей компенсаторный характер (определения от 25.12.2003 № 509-О, от 02.02.2006 № 38-О, от 04.10.2012 № 1768-О и др.), а применительно к работающим гражданам - дополнительной гарантией реализации ими своего права на ежегодный оплачиваемый отпуск (Определение от 06.07.2010 № 1083-О-О), следовательно, определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, относится к компетенции законодателя.
Устанавливая указанные компенсации, законодатель в статье 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 определил круг лиц, которым они предоставляются, включив в него неработающих пенсионеров, поскольку для этих граждан страховая пенсия по старости (инвалидности) является, как правило, единственным источником существования.
Данный вывод отражен также и в определении Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 № 1766-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Петровой Т.А. на нарушение ее конституционных прав частями первой и второй статьи 1 и статьей 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Как установлено судом, истец является получателем страховой пенсии по старости ..., отнесенном к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. ...
Решением Управления от 07.11.2019 истцу в выплате компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно отказано, поскольку истец осуществляла отдых за пределами Российской Федерации, а также в период поездки к месту отдыха и обратно осуществляла трудовую деятельность в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», а компенсация выплачивается неработающим пенсионерам.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о взыскании с ответчика расходов по оплате проезда, мировой судья, учитывая, что вознаграждение опекунам следует отнести к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, компенсационная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, выплачивается за счет средств федерального бюджета, а вознаграждение опекунам и попечителям в случае установления опеки над гражданами, признанными судом недееспособными, выплачивается за счет средств субъекта Российской Федерации, пришел к выводу о том, что осуществление опеки на возмездной основе на основании заключенного договора о возмездной опеке в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем, истец является неработающим пенсионером, учитывая, что она получает вознаграждение за исполнение обязанностей в качестве опекуна, а не в связи с исполнением трудовых обязанностей.
С данными выводами мирового судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Судом установлено, что 02.02.2016 между ГБУ РК «Центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара», Александровой З.М. и Колеговым С.С. был заключен договор № 84, согласно которому Александрова З.М. приняла на себя обязательства по физической, социально-бытовой, социально-психологической поддержке, а также предоставлению надомных услуг по обеспечению нетрудоспособного гражданина Колегова С.С. в целях максимально возможного продления пребывания нетрудоспособного гражданина в привычной социальной среде, в целях поддержания его социального статуса, защиты его прав и законных интересов. В свою очередь, ГУ РК «ЦСЗН города Сыктывкара» обязалось выплачивать Александровой ежемесячное вознаграждение в размере 6351,68 руб. Срок действия договора до 31.12.2017.
Организация деятельности по уходу и помощи в рамках настоящего договора осуществляется в соответствии с Законом Республики Коми от 06.07.2009 № 68-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми» (п.1.2. Договора).
Аналогичный договор заключен между ГУ РК «ЦСЗН города Сыктывкара», Александровой З.М. и нетрудоспособным лицом Яковлевой М.Н. ** ** **
Согласно сведениям ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» за ** ** ** годы Александровой З.М. ежемесячно выплачивалось вознаграждение.
Кроме того, справки о доходах 2-НДФЛ, за указанные годы, также содержат сведения о суммах получаемого истцом вознаграждения.
В соответствии с Законом Республики Коми от 06.07.2009 № 68-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми» в целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепления традиций взаимопомощи, профилактики социального одиночества устанавливается порядок организации ухода и помощи указанным гражданам и дополнительная социальная гарантия в виде ежемесячного вознаграждения лицам, осуществляющим уход и помощь нетрудоспособным гражданам.
Согласно ст. 3 Закона лицо, желающее осуществлять уход и помощь нетрудоспособному гражданину, обращается в государственное учреждение Республики Коми, определенное Правительством Республики Коми, по месту своего проживания или по месту проживания нетрудоспособного гражданина, нуждающегося в уходе и помощи, с соответствующим письменным заявлением и приложением к нему документов согласно перечню, определяемому уполномоченным органом.
Нетрудоспособный гражданин, желающий получать уход и помощь, обращается в государственное учреждение Республики Коми, определенное Правительством Республики Коми, по месту своего проживания или по месту проживания лица, желающего осуществлять уход и помощь, с соответствующим письменным заявлением и приложением к нему документов согласно перечню, определяемому уполномоченным органом.
Место проживания, условия совместного или раздельного проживания нетрудоспособного гражданина и лица, осуществляющего уход и помощь нетрудоспособному гражданину, а также перечень надомных услуг по обеспечению жизнедеятельности нетрудоспособного гражданина определяются сторонами при заключении договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Примерная форма договора утверждается уполномоченным органом.
Лицо, желающее осуществлять уход и помощь нетрудоспособному гражданину, проходит обучение практическим навыкам общего ухода за нетрудоспособными гражданами в порядке, установленном уполномоченным органом.
В соответствии со ст. 4 Закона отношения между нетрудоспособным гражданином и лицом, осуществляющим уход и помощь нетрудоспособному гражданину, а также перечень оказываемых услуг оформляются договором.
В соответствии со ст. 5 Закона лицу, осуществляющему уход и помощь нетрудоспособному гражданину, выплачивается ежемесячное вознаграждение.
На ежемесячное вознаграждение начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, установленные для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как указано в ст. 6 Закона, контроль за деятельностью по уходу и помощи нетрудоспособному гражданину осуществляется уполномоченным органом.
В силу ст. 7 Закона за неисполнение настоящего Закона должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно ст. 8 Закона финансирование расходов на ежемесячное вознаграждение, установленное настоящим Законом, а также на доставку, пересылку и оплату банковских услуг по осуществлению операций со средствами, предусмотренными для выплаты указанного вознаграждения, производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год. Размер ежемесячного вознаграждения индексируется законом Республики Коми.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 422 Налогового кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем п.п. 1 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Вознаграждение лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, не относится к предусмотренным ст. 217 и 422 Налогового кодекса Российской Федерации видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Следовательно, принимая на себя обязательства по оказанию услуги по осуществлению ухода и помощи нетрудоспособному гражданину за вознаграждение по договору, лицо, осуществляющее такой уход, выполняет оплачиваемую работу.
Поскольку Александрова З.М., являясь стороной договора, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по осуществлении ухода и помощи нетрудоспособному Колегову С.С. за вознаграждение, то её следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим Александрова З.М., как работающее лицо, не имеет права на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в рамках Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Учитывая вышеизложенное, решение мирового судьи о взыскания с ответчика в пользу истца компенсации расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно не может быть признано законным и обоснованным, так как выводы мирового судьи не соответствуют обстоятельствам дела, мировым судьей неправильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления Александровой З.М. к УПФР в г.Сыктывкаре о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 30 января 2020 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Александровой Зинаиды Михайловны к УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) о взыскании компенсации расходов по проезду к месту отдыха и обратно оставить без удовлетворения.
Председательствующий- Н.Н. Чаркова
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2020 года