НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Светлогорского городского суда (Калининградская область) от 05.12.2017 № 11-29/17

№ 11-29/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2017 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Бубновой М.Е.,

при секретаре Ратниковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи второго судебного участка Светлогорского района и Пионерского городского округа Калининградской области от 07 августа 2017 года,

У С Т А Н О В И Л:

Истец - Специализированная некоммерческая организация Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» обратился к мировому судье с иском о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, указав, что ФИО2, ФИО1, ФИО3 являются собственниками помещения <№> общей площадью 127,3 кв.м., расположенного в многоквартирном доме <№> по <Адрес>, однако не исполняют возложенную на них законом обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение. На момент подачи искового заявления задолженность ответчиков за период с 01 сентября 2015 года по 01 марта 2017 года составляет 13519 руб. 26 коп. С учетом изложенного и на основании ст.ст. 153, 154, 155, 181 ЖК РФ, истец просил взыскать с ответчиков указанную сумму задолженности, по 3004 руб. 28 коп. с каждого. Впоследствии истец СНК КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» уточнил требования, и просил взыскать с ответчиков сумму задолженности за период с 01 сентября 2015 года по апрель 2017 года в размере 15021 руб. 40 коп.

Решением мирового судьи от 07 августа 2017 года исковые требования Специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» удовлетворены. Суд взыскал с ФИО2, ФИО1 и ФИО3 в пользу Специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01 сентября 2015 года по апрель 2017 года в размере 15021 руб. 40 коп., по 5007 руб. с каждого. Кроме того, суд взыскал с ФИО2, ФИО1 и ФИО3 госпошлину в доход местного бюджета муниципального образования «Светлогорский район» Калининградской области государственную пошлину в размере 400 рублей с каждого.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение мирового судьи отменить и вынести новое решение по делу, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Указывает, что решение мирового судьи вынесено с нарушением процессуальных и материальных норм. Ссылается на то, что обязательные взносы на капитальный ремонт не предусмотрены нормами Налогового Кодекса РФ и противоречат положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях». Имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других, не запрещенных законом источников (ч.1 ст. 169, ч.1 ст. 179 ЖК РФ). Исходя из изложенного, ФИО1 считает, что нормы Жилищного кодекса РФ противоречат нормам Налогового кодекса РФ и Федерального закона «О некоммерческих организациях». Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Указанный Федеральный закон не предусматривает формирование имущества за счет платежей собственников помещений в многоквартирных домах, а формируется за счет добровольных имущественных взносов. Данную позицию поддерживает и Верховный Суд РФ в Определении № 57-АПГ 14-2 от 04.06.2014, в котором указано, что закон не устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по уплате взносов на капитальный ремонт. Исходя из положений ст.ст. 180-182 ЖК РФ, собственники многоквартирного дома являются заказчиком, а Фонд - исполнителем по осуществлению определенной деятельности, так как взносы, согласно ЖК РФ, являются не добровольными, а обязательными платежами. Данные отношения регулируются ГК РФ и предусматривают обязательное заключение договора возмездного оказания услуг, что регламентировано ст. 445 ГК РФ. Указанные обстоятельства, по мнению ФИО1, противоречат ст. 57 Конституции Российской Федерации в той части, в которой обязывает каждого платить законно установленные платежи, не являющиеся с учетом законодательства о налогах и сборах официально признанными данным законодательством налогами и сборами, к числу которых ЖК РФ не относится. Также она ссылается на постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 года № 10-П, в котором разъяснено, что вводя для собственников помещений в многоквартирном доме обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещений и коммунальные услуги, федеральный законодатель исходил из того, что сам по себе такого рода взнос не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками.

В уставе СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» одним из видом деятельности является обязательное получение взносов. Данный вид деятельности противоречит Федеральному закону «О некоммерческих организациях», в котором идет речь о том, что источником финансирования фонда являются добровольные имущественные взносы.

Согласно Федеральному закону № 185, имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Имущество фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, по мнению ФИО1, в случае проведения региональным оператором капитального ремонта в доме можно сказать о выполнении общественно полезной цели за счет средств, принадлежащих фонду. Следовательно, наступают юридические последствия для собственников многоквартирного дома, выражающиеся в возникающем праве Фонда на владение, пользование и распоряжение общим имуществом дома. При этом учредители Фонда не отвечают по обязательствам созданного ими Фонда, а Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Собственники, перечисляющие средства на капремонт региональному оператору и жители, чьи деньги аккумулируются на банковских спецсчетах, находятся в неравном положении. В первом случае нет конкретики по объемам собранных финансовых средств, по срокам распоряжения ими, не определен порядок возврата денег. Собранные в одном доме взносы могут быть направлены на ремонт другого дома. То есть, распоряжение финансовыми средствами собственников происходит без их ведома.

Указывает, что федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ, согласно которой система налогов и общие принципы налогообложения устанавливаются федеральным законом. При этих условиях каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Полагает, что взнос на капитальный ремонт не является налогом или сбором, то есть, согласно Конституции РФ не является законным. Фонды капительного ремонта не имеют права аккумулировать денежные средства населения. Нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрены взносы в фонд капитального ремонта. Следовательно, введением дополнительного платежа нарушаются требования НК РФ. Фонд капитального ремонта не является специализированной финансово-кредитной организацией, денежные средства его принадлежат не государству, а физическим лицам. Кроме того, фонд капитального ремонта не имеет права привлекать средства физических лиц даже на добровольной основе. Само создание такого фонда, по мнению ФИО1, уже нарушает требования федерального законодательства о кредитной системе.

Считает, что отказ собственникам жилья в заключении договора об оказании услуг по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома по адресу: <Адрес>, как потребителям услуг, считает неправомерным и нарушающим права потребителей, с учетом того, что собственники должны оплачивать еще не оказанную услугу, не имея возможности заключить договор и иметь гарантии об исполнении данной услуги. Согласно региональной программе капитального ремонта, капитальный ремонт указанного выше многоквартирного жилого дома запланирован в 2035-2044 годах.

Полагает, что начисление пени за еще неоказанные услуги противоречит основам гражданского права, а также Закону РФ «О защите прав потребителей».

По мнению ФИО1, взаимодействие физических лиц с фондом капитального ремонта МКД может происходить только на основании договоров, заключенных в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

На основании вышеизложенного, ФИО1 просит отменить решение мирового судьи и вынести новое решение.

В судебное заседание стороны по делу не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ФИО1 - адвокат Дударев Н.Н. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.

Согласно поступившему в суд отзыву на жалобу, представитель СНО Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» полагает жалобу необоснованной, указывая, что на ФИО4, ФИО2 и ФИО3, как на собственников жилого помещения, законом возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. При этом, в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст.180 ЖК РФ одной из функций Фонда является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах. В соответствии с ч.3 ст. 179 ЖК РФ, средства полученные фондом от собственников, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели не допускается. Таким образом, уплата взносов собственниками помещений в многоквартирных домах регулируется положениями Жилищного кодекса РФ и является их ежемесячной обязанностью. Контроль за целевым использованием указанных средств осуществляется Министерством регионального контроля (надзора) при проведении государственного жилищного надзора. В соответствии со ст. 181 ЖК РФ, региональный оператор освобожден от заключения договоров с собственниками помещений. Кроме того, согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности физических и юридических лиц помимо договоров возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отношения по осуществлению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт, согласно ст. 4 ЖК РФ, регулируются жилищным законодательством. С учетом вышеизложенного, просит оставить решение мирового судьи без изменения.

Выслушав пояснения представителя ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд полагает решение мирового судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ч. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч.2).

В соответствии со ст. 4 Закона Калининградской области от 26.12.2013 года «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Постановлением Правительства Калининградской области от 09.12.2014 № 826 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы". Указанное постановление официально опубликовано в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") № 233, 17.12.2014.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.

Распоряжением Правительства Калининградской области от 26.02.2014 № 7-рп создана специализированная некоммерческая организация Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".

Из Устава Фонда следует, что Фонд является региональным оператором, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Калининградской области.

В соответствии с п. 2.2 ч.2 Устава, Фонд осуществляет следующие основные функции, в том числе: аккумулирование и учет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда.

Источниками формирования имущества Фонда являются, в том числе, платежи собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда; пеня за ненадлежащее исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт (п.4.2).

Средства, полученные Фондом от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) Фонда, могут использоваться исключительно для финансирования расходов, связанных с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Использование указанных средства на иные цели, в том числе на административно-хозяйственные расходы Фонда, не допускается.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

При разрешении заявленных требований мировым судьей установлено, что ответчики ФИО2, ФИО1 и ФИО3 являются сособственниками квартиры <№>, расположенной в доме <№> по <Адрес>, по 1/3 доли каждый, однако взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах не вносят.

С учетом вышеприведенных норм закона, мировой судья пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что у ответчиков имеется обязанность по внесению платы за капитальный ремонт многоквартирного жилого дома.

Поскольку сведений о том, что средства для капитального ремонта многоквартирного жилого дома <№> по <Адрес>, формируются на специальном счете в материалы дела не представлено, задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома обоснованно взыскана судом в пользу регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Калининградской области.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательные взносы на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов не предусмотрены нормами Налогового кодекса РФ и противоречат Федерального закону «О некоммерческих организациях» основаны не неверном толковании норм закона.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы было признано, что положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющее общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в многоквартирных домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в таких домах, что не исключает необходимость оказания (по крайней мере, в первые годы реализации региональных программ капитального ремонта, т.е. в условиях первоначального накопления средств фондов капитального ремонта) дополнительной финансовой поддержки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, причем независимо от избранного собственниками расположенных в них помещений способа формирования фонда капитального ремонта, во всяком случае - при возникновении неотложной потребности в нем, на безвозвратной или возвратной основе за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, а также за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Согласно правовой позиции, изложенной в вышеназванном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, вводя для собственников помещений в многоквартирном доме обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги, федеральный законодатель исходил из того, что сам по себе такого рода взнос не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками.

Что касается взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то они имеют иную правовую природу: будучи обязательной платой за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, они не обладают характерным для платежей публичного характера признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества (включая отдельные элементы строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома), в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.

Кроме того, взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от налогов и сборов, не перечисляются в бюджет, а зачисляются - в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта - либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут использоваться в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Следовательно, как указывает Конституционный Суд РФ, в системе действующего правового регулирования взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах представляют собой в формально юридическом смысле обязательные платежи собственников помещений в таких домах, предусмотренные - в силу публичной значимости соответствующих отношений - Жилищным кодексом Российской Федерации в целях финансового обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для поддержания их в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям. Тем самым обеспечивается фактически индивидуально возмездный характер данных взносов, в связи с чем их установление Жилищным кодексом Российской Федерации само по себе не может рассматриваться как не согласующееся с предписанием статьи 57 Конституции Российской Федерации.

Следовательно, положение части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах - независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности - в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции Российской Федерации.

Доводы жалобы о незаконном начислении пени суд также считает не обоснованными, поскольку требования регионального оператора о взыскании с ответчика пени (процентов) за неуплату в установленный законом срок взносов на капитальный ремонт основаны на положениях ч.4 ст. 181 ЖК РФ, в соответствии с которой региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 настоящего Кодекса, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

Ссылки в жалобе на то, что данная норма не соответствует положениям Закона «О защите прав потребителей», суд также считает безосновательными, поскольку правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом РФ.

Доводы жалобы о том, что взаимодействие физических лиц с фондом капитального ремонта МКД может происходить только на основании договоров, заключенных в соответствии с Гражданским кодексом РФ, суд также во внимание принять не может, поскольку Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ, внесены изменения в ст. 181 ЖК РФ, и с момента вступления изменений в силу исключена обязанность областного оператора по направлению проекта и заключению договора в порядке, установленном ст. 445 ГК РФ (заключение договора в обязательном порядке), о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, изменения, внесенные в данную норму права, исключили данную обязанность и установили возникновение прав и обязанностей сторон из норм закона.

Таким образом, мировым судьей всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение.

Оснований для изменения либо отмены решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи второго судебного участка Светлогорского района и Пионерского городского округа Калининградской области от 07 августа 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья: М.Е. Бубнова