НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 31.01.2018 № 33-1625/18

Судья Горюшкина Н.В. Дело № 33-1625/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2018 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Редозубовой Т.Л.,

Федина К.А.,

при секретаре Пермяковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теслина Анатолия Владимировича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, Министерству социальной политики по Свердловской области о присвоении звания «Ветеран труда»

по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 30 октября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика (Министерства социальной политики Свердловской области) Кучиной Е. А. (доверенность от 09 января 2018 года № 07-03-17/5), возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Теслин А.В. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району (далее Управление социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району), Министерству социальной политики по Свердловской области об обязании включения в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», присвоить звание «Ветеран труда».

В обоснование иска указал, что в 06 мая 2016 года обратился в Управление социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». В удовлетворении заявления истцу отказано решением Управления социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району от 20 июня 2016 года. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 6 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года № 458-УГ, при разрешении вопроса о присвоении указанного звания не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба. Его последующие обращения к ответчику (декабрь 2016 года) с заявлениями о включении в списки граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда» также оставлены без удовлетворения со ссылкой на несоответствие представленных документов требованиям закона. Отказ во включении в списки претендентов на присвоение звания «Ветеран труда» истец считает незаконным, поскольку нагрудный знак «За многолетний труд в ФГУ ИК-13», серебряная медаль «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», медаль «За отличие в службе III степени» являются достаточным основанием для присвоения знания «Ветеран труда» на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года были награждены ведомственными знакам отличия о труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда», которые по состоянию на 30 июня 2016 года были награждены ведомственными знаками отличи о труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Ответчики исковые требования не признали, в их удовлетворении просили отказать.

Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 30 октября 2017 года исковые требования Теслина А.В. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность вынесенного решения, на нарушение норм материального права.

Возражений на апелляционную жалобу не представлено.

Истец, ответчик-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району в заседание судебной коллегии не явились.

Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 31 января 2018 года определением от 25 декабря года, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам письмом 27 декабря 2017 года.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что стороны извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанного лица.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 08 февраля 2007 истец проходит службу в уголовно-исполнительной системе, по состоянию на 13 мая 2016 года общий трудовой стаж истца составлял 29 лет 07 месяцев 28 дней.

На основании приказа ФГУ ИК-13 от 04 декабря 2007 года № 194-лс истец награжден нагрудным знаком «За многолетний труд в ФГУ ИК-13»; согласно приказу ФСИН России от 14 октября 2008 года № 994-лс -серебряной медалью «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России»; в соответствии с приказом ФСИН от 01 июня 2015 года № 412-лс - медалью «За отличие в службе III степени».

06 мая 2016 года истец обратился в Управление социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району с заявлением о включении в списки претендентов на присвоение звания «Ветеран труда», представив в подтверждение права на получение звания «Ветеран труда» вышеуказанные знак и медали.

Решением Управления социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району от 20 июня 2016 года в удовлетворении заявления Теслина А.В. о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование принятого решения ответчик указал, что при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются знаки отличия министерств и ведомств Российской Федерации, в которых правовыми актами предусматривается военная и приравненная к ней служба.

13 декабря 2016 года Управлением социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району истцу вновь отказано в удовлетворении заявления о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с несоответствием представленных документов требованиям, предусмотренным Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворения иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку представленные истцом вышеуказанные знак и медали не являются ведомственными знаками отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда»

Судебная коллегия с указанным выводом суда соглашается, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства не противоречит.

Как указано в ч.ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения гражданам звания «Ветеран труда» регламентированы «Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года № 458-УГ (далее по тексту – Положение), подпункт 1 части 1 пункта 1 которого (в редакции Указа Губернатора от 20 мая 2016 года № 280-УГ, действующей с 01 июля 2016 года, т.е. на момент возникновения спорных правоотношений) содержит положения, аналогичные положениям, закрепленным в пункте 1 Закона № 5-ФЗ.

В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядокучреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания «Ветеран труда» указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак «Победитель социалистического соревнования... года» либо знак «Ударник... пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».

При этом не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.

В соответствии с приложением к «Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденному приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20 декабря 2004 года № 317, Федеральная служба исполнения наказаний включена в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба.

Следовательно, вывод суда о том, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, является правильным.

С учетом изложенного, поскольку медаль «За отличие в службе III степени», серебряная медаль «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», которыми был награжден истец, учреждены ФСИН России, данные ведомственные знаки отличия в соответствии с приведенными выше нормами Положения не могут учитываться при присвоении звания «Ветеран труда». Также не может учитываться награда «За многолетний труд в ФГУ ИК-13» в связи с тем, что истец награжден не от имени Федеральной службы исполнения наказания, а на основании приказа руководителя исправительного учреждения.

Соответственно, оспариваемый истцом отказ Управления социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району во включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», является правомерным, а решение суда об отказе в удовлетворении иска Теслина А.В.. – законным и обоснованным.

Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что медалями истец он был награжден до 01 января 2016 года, т.е. до внесения изменений в Положение, не могут повлечь отмены обжалуемого решения.

Судебная коллегия соглашается с доводами автора жалобы о том, что редакция Положения, действовавшая до 01 января 2016 года, позволяла учитывать ведомственные награды ФСИН России в целях решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», изменения в Положение, исключившие из перечня ведомственных наград награды министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, внесены Указом Губернатора Свердловской области от 14 сентября 2015 года № 431-УГ.

Между тем, как в редакции, действовавшей до 01 января 2016 года, так и после указанной даты, Положение предусматривает, что реализация права на присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер (пункт 3 Положения), а потому право на присвоение звания определяется на дату обращения с заявлением о присвоении звания. Истец вправе был реализовать свое право на присвоение звания «Ветеран труда» до 01 января 2016 года, т.е. в период с момента возникновения права и на всем протяжении его существования, однако такой возможностью не воспользовался, при этом доказательства того, что невозможность реализации права связана с виновными действиями (бездействием) ответчика, в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены.

С 01 января 2016 года, в связи с изменением правового регулирования порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» лицам, проживающим на территории Свердловской области, истец не имеет права на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом тех ведомственных знаков отличия, документы о награждении которыми он представил в Управление социальной политики по г. Нижнему Тагилу и Пригородному району, а потому в настоящее время отсутствует и возможность реализации несуществующего права.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Вместе с тем, по состоянию на 30 июня 2016 года медали ФСИН России «За отличие в службе III степени», «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», «За многолетний труд в ФГУ ИК-13» к ведомственным знакам отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», отнесены не были (знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, перестали учитываться в целях присвоения звания «Ветеран труда» с 01 января 2016 года, в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в Положение Указом Губернатора от 14 сентября 2015 года № 431-УГ), соответственно, право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом указанных знаков отличия по состоянию на 30 июня 2016 года у истца отсутствовало, утверждение истца в апелляционной жалобе об обратном ошибочно и основано на неверном толковании закона.

При этом судебная коллегия отмечает, что во исполнение п. 1.1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ФСИН России издан приказ от 21 августа 2017 года № 823 «О ведомственных знаках отличия Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» и внесении изменений в приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 23 декабря 2014 года № 770 «О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний», которым определен перечень ведомственных знаков отличия ФСИН России, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», в данный перечень включены медали ФСИН России «За отличие в службе» I или II степени. Таким образом, медаль ФСИН России «За отличие в службе» III степени как по состоянию на 30 июня 2016 года, так и после указанной даты не предоставляет истцу права на присвоение звания «Ветеран труда».

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Нижнего Тагила Свердловской области от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Теслина А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Редозубова Т. Л.

Федин К.А.