НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 29.07.2022 № 2-107/2022

УИД 66RS0025-01-2021-002140-96

Дело № 33-10807/2022

(№ 2-107/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 29.07.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С., судей Мурашовой Ж.А., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Кривоноговой Н.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Верхнесалдинского городского прокурора в интересах Верхнесалдинского городского округа к Председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву ( / / )16 о признании распоряжений незаконными, взыскании денежных средств,

по апелляционному представлению прокурора на решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 23.03.2022.

Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., пояснения прокурора Беловой К.С., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия

установила:

Верхнесалдинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Верхнесалдинского городского округа к Председателю Думы городского округа седьмого созыва Гурееву И.Г., в котором, с учетом уточненных требований, просит признать незаконными распоряжения председателя Думы Верхнесалдинского городского округа № 79-к от 23.11.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года», № 86-к от 18.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год», № 89-к от 19.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года», № 61-к от 19.12.2019 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года», № 31-к от 25.06.2020 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года», № 65-к от 24.12.2020 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года»; взыскать с председателя Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва Гуреева И.Г. в пользу бюджета Верхнесалдинского городского округа незаконно полученные премии в сумме 183829 руб. 24 коп., и дополнительные денежные вознаграждения в сумме 45197 руб. 28 коп., всего взыскать 229026 руб. 52 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что Верхнесалдинской городской прокуратурой были проведены надзорные мероприятия в части начисления выплат Председателю Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва Гурееву И.Г., осуществляющему полномочия на основании решения Думы Верхнесалдинского городского округа № 2 от 03.10.2017. В ходе проверки установлено, что порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе, единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, до 01.01.2019 регламентировался решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 461 от 28.04.2011, с 01.01.2019 – решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 118 от 25.09.2018. Согласно п. 1 решения № 118 от 25.09.2018 заработная плата состоит из месячного должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам в п. 6 решения № 118 относятся ежемесячное денежное поощрение, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. В период с ноября 2018 года по декабрь 2020 года ответчиком самому себе в результате издания оспариваемых распоряжений незаконно установлены и финансовым органом администрации Верхнесалдинского городского округа произведены выплаты на общую сумму 229026 руб. 52 коп. При этом ответчиком нарушены положения ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.п.10 п.2 ст.12-2 Закона Свердловской области от 20.02.2009 № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области», которое выразилось в не урегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе премий и дополнительных вознаграждений. В результате незаконного начисления и выплаты денежных средств ответчиком причинен ущерб бюджету Верхнесалдинского городского округа.

В судебном заседании прокурор требования и доводы иска с учетом уточнений поддержал в полном объеме, указав, что сумма незаконно полученных денежных средств подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащения, поскольку в действиях ответчика усматривается недобросовестность, оспариваемые распоряжения изданы в отсутствии нормативно-правовых актов.

Ответчик Гуреев И.Г. заявленные требования не признал, поскольку оспариваемые распоряжения о выплате денежных средств были изданы им в соответствии с решениями Думы Верхнесалдинского городского округа № 461 и № 118. Финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы ответчику, осуществляется за счет средств бюджета Верхнесалдинского городского округа, расходы на заработную плату Председателя Думы городского округа входят в фонд оплаты труда и утверждаются решением Думы городского округа на соответствующий год. На 2018-2020 годы были утверждены годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, в том числе, и фонд оплаты труда Председателя Думы городского округа. Оспариваемые распоряжения были изданы в соответствии с решением № 461 от 28.04.2011, согласно которому ежемесячные и дополнительные выплаты устанавливались и выплачивались Председателю Думы городского округа Председателем Думы. С 01.01.2019 вопрос оплаты труда Председателя Думы городского округа регулируется решением Думы городского округа № 118 от 25.09.2018, согласно которому в состав заработной платы входят должностной оклад и ежемесячные и иные дополнительные выплаты. При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, также предусматриваются средства в размере 21 должностного оклада на дополнительные выплаты и на ежемесячное денежное поощрение в размере 1,58 должностного оклада, на выплату ежегодной материальной помощи в размере двух должностных окладов. Дополнительное денежное вознаграждение по итогам года ответчику выплачено за счет экономии фонда оплаты труда в соответствии с п. 10 решения Думы № 118, действовавшем до сентября 2021 года, о чем имеется ссылка в оспариваемых распоряжениях. Оспариваемые распоряжения были изданы Председателем Думы городского округа законно и обоснованно, в переделах организационно-распорядительных полномочий. Решения Думы городского округа № 461 и № 118 не были оспорены, не признаны недействительными, с 2011 года по июнь 2021 года в адрес Думы городского округа из прокуратуры не поступало требований, протестов, представлений либо предложений об изменении или незаконности данных нормативно-правовых актов. Также Председатель Думы городского округа не нарушал положений законодательства о противодействии коррупции, поскольку получал гарантированную ему законом и установленную решениями Думы заработную плату, постановлением следователя от 16.11.2021 в отношении ответчика отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Третье лицо Дума Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению.

Третьим лицом Администрацией Верхнесалдинского городского округа указано, что Дума городского округа является самостоятельным органом местного самоуправления, оспариваемые распоряжения вынесены уполномоченным органом, не противоречат требованиям действующего законодательства, не нарушают прав и законных интересов администрации округа, поскольку бюджету Верхнесалдинского городского округа ущерб не был причинен.

Решением Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 23.03.2022 иск Верхнесалдинского городского прокурора удовлетворен частично. Признано незаконным распоряжение Председателя Думы городского округа Гуреева И.Г. от 25.06.2020 № 31-к «О выплате председателю Думы городского округа И.Г.Гурееву дополнительного денежного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года». С Председателя Думы городского округа Гуреева И.Г. в бюджет Верхнесалдинского городского округа взысканы денежные средства в сумме 18617 руб. 39 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Верхнесалдинский городской прокурор в апелляционном представлении не согласился с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований, просит решение суда в этой части отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка действиям Председателя Думы Верхнесалдинского городского округа Гуреева И.Г. при вынесении оспариваемых распоряжений в нарушение требований части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и назначении конкретных сумм денежных вознаграждений. На момент издания оспариваемых распоряжений Председателя Думы Верхнесалдинского городского округа до 01.01.2019 действовало решение Думы Верхнесалдинского городского округа от 28.04.2011 № 461 «Об утверждении Порядка установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Верхнесалдинского городского округа». Полагает, что в нарушение Федерального закона от 25.12.2008 № 73-Ф3 «О противодействии коррупции», в противоречии с Уставом Верхнесалдинского городского округа, на основании решения № 461, которое по юридической природе может быть применено только к муниципальным служащим, Гуреевым И.Г. незаконно изданы распоряжения от 23.11.2018 № 79-к, 18.12.2018 № 86-к и от 19.12.2018 № 89-к о выплате себе премии по результатам работы за 2018 год, за ноябрь и декабрь 2018 года. С 01.01.2019 действовало решение Думы Верхнесалдинского городского округа от 25.09.2012 № 118 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе». При издании распоряжений от 19.12.2019 № 61-к, от 25.06.2020 № 31-к, от 24.12.2020 № 65-к Председатель Думы Гуреев И.Г., проявляя личную заинтересованность, самостоятельно определил размер премий. При рассмотрении судом дела представителем ответчика было озвучено, что размер премий определялся исходя из сведений, предоставляемых бухгалтерией. Однако подтвердить указанный довод невозможно, в виду отсутствия разработанного порядка, утвержденного локальным нормативным актом. Кроме того, возможность выписывать должностному лицу самому себе премии противоречит положениям Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

В представленных возражениях на апелляционное представление ответчик Председатель Думы Верхнесалдинского городского округа Гуреев И.Г. просит в его удовлетворении отказать.

Третье лицо Дума Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва в представленных возражениях просит апелляционное представление прокурора оставить без удовлетворения.

Прокурор Белова К.С. в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы и требования апелляционного представления, полагая решение суда незаконным и подлежащим отмене.

В заседание суда апелляционной инстанции ответчик, третьи лица не явились, извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Свердловского областного суда. Ответчик и третье лицо Дума Верхнесалдинского городского округа представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Причина неявки представителя третьего лица Администрации Верхнесалдинского городского округа неизвестна. Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционного представления, возражений не него, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует.

Решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований прокурора о признании незаконным распоряжения Председателя Думы Верхнесалдинского городского округа № 31-к от 25.06.2020 «О выплате председателю Думы городского округа Гурееву И.Г. дополнительного денежного вознаграждения по итогам первого полугодия 2020 года, никем в установленном законом порядке не обжалуется, доводов о несогласии с решением в указанной части апелляционное представление не содержит.

Учитывая отсутствие оснований для выхода за пределы доводов апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что решение в указанной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы ответчика Председателя Думы Верхнесалдинского городского округа Гуреева И.Г. и третьего лица Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва в представленных возражениях о несогласии с решением суда в части удовлетворения иска прокурора, судебная коллегия принять к рассмотрению не может, учитывая, что апелляционные жалобы в установленном законом порядке ответчиком и третьим лицом не поданы. Ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы не заявлено.

Указанное не препятствует реализации процессуальных прав ответчика и третьего лица на обжалование судебного акта с соблюдением установленного процессуальным законом порядка.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Полномочия Председателя Думы городского округа установлены ст. 23.1 Устава Верхнесалдинского городского округа. В том числе, к полномочиям Председателя Думы относятся: организация работы Думы городского округа, координация деятельности постоянных и временных комитетов и комиссий Думы городского округа, дача поручений по вопросам их ведения, а также издание постановлений и распоряжений по вопросам организации деятельности Думы городского округа.

Согласно статье 28 Регламента Думы городского округа председатель Думы является должностным лицом, осуществляет свои полномочия на постоянной основе, организует работу Думы городского округа, в том числе, координирует деятельность постоянных и временных комитетов и комиссий Думы городского округа, дает поручения по вопросам их ведения, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы городского округа, исполняет полномочия в соответствии со статьей 23.1 Устава Верхнесалдинского городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 21 Устава Верхнесалдинского городского округа, утвержденного решением Верхнесалдинской районной Думы Свердловской области от 15.06.2005 № 28, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Дума городского округа; глава городского округа; администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского округа; Счетная палата Верхнесалдинского городского округа.

Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Председатель Думы городского округа осуществляет свои полномочия на постоянной основе по решению Думы городского округа (ст. 22 Устава).

В исключительной компетенции Думы городского округа находится рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа (пп. 2 ч. 2 ст. 23 Устава).

В силу ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1), гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1).

На основании ст. 1 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области» (далее по тексту- Закон СО № 146-ОЗ) установлено, что настоящим Законом регулируются отношения, связанные с установлением гарантий осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области.

В ст. 2 Закона СО № 146-ОЗ предусмотрены гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, которые устанавливаются уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 26.12.2008 № 146-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», уставами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, устанавливаются за счет средств местного бюджета гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе, своевременная и в полном объеме выплата заработной платы депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

На основании п. 1 ст. 27 Устава Верхнесалдинского городского округа, принятого решением Думы от 15.06.2005 № 28 (в редакции № 37 от 27.11.2018) предусмотрена гарантия осуществления полномочий депутата Думы городского округа в виде своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы депутату, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, в размерах и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Вместе с тем выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности, вследствие чего отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 15-П).

Пунктом 9 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Думы Верхнесалдинского городского округа седьмого созыва от 03.10.2017 № 2 Председателем Думы городского округа на постоянной основе избран Гуреев И.Г.

Из материалов дела следует, что решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 461 от 28.04.2011 утвержден Порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Верхнесалдинского городского округа.

В соответствии с данным решением согласно распоряжению № 107к от 04.10.2017, не оспоренному прокурором, Председателю Думы городского округа Гурееву И.Г. установлена с 04.10.2017, в том числе, ежемесячная премия по результатам работы в размере до 50% от должностного оклада.

В соответствии с п. 3 данного Порядка (в ред. от 31.08.2017) ежемесячные и дополнительные выплаты, в том числе выплаты единовременного характера, к должностным окладам выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, устанавливаются и выплачиваются Председателю Думы городского округа - Председателем Думы городского округа.

Премия по результатам работы работникам выплачивается ежемесячно в размере до 50 процентов от должностного оклада. Положение о премировании утверждается локальным актом органов местного самоуправления (пункт 18).

Премия выплачивается по результатам работы работникам, добросовестно исполняющим трудовые обязанности, не имеющим нарушений правил внутреннего трудового распорядка и упущений в работе, с учетом выполнения мероприятий, предусмотренных планами работы, качества и подготовленности вопросов (пункт 20).

Выплата премии по результатам работы производится с учетом фактически отработанного времени, в пределах установленного фонда оплаты труда по соответствующей категории работников (пункт 21).

При наличии экономии по фонду оплаты труда работникам может выплачиваться квартальная премия и премия по итогам работы за год в соответствии с положением о премировании, утвержденным локальным актом органов местного самоуправления (пункты 24, 25).

Материальная помощь оказывается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска на основании личного заявления работника в размере до двух должностных окладов в год. Выплата производится без учета районного коэффициента, в пределах установленного фонда оплаты труда (пункт 26).

Премия, материальная помощь выплачивается с таким расчетом, чтобы общая сумма выплат в течение года не превышала годовой фонд оплаты труда по данной категории работников (пункт 36).

С 01.01.2019 оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118 «О заработной плате лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе».

Согласно данному решению, заработная плата состоит из месячного должностного оклада и ежемесячных и иных дополнительных выплат, утверждены размеры должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.

Указанным решением установлено, что годовой фонд оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, формируется за счет средств, направляемых на выплаты: должностных окладов; дополнительных выплат; районного коэффициента (пункт 4).

При формировании фонда оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов, надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и районного коэффициента, предусматриваются средства в размере 21,0 должностного оклада на дополнительные выплаты, предусмотренные подпунктами 1, 3 пункта 6 настоящего Решения (пункт 5).

В состав дополнительных выплат заработной платы лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, входят: ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 6).

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере 1,58 должностного оклада (пункт 7).

Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачивается лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, в размере двух должностных окладов в год. Единовременная выплата, осуществляемая при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, производится с учетом уральского коэффициента, в пределах установленного фонда оплаты труда (пункт 9).

Лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе, может выплачиваться материальная помощь и дополнительное денежное вознаграждение по итогам года за счет экономии фонда оплаты труда в пределах средств, утвержденных на содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе (пункт 10).

Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в период с 2011 года до 01.01.2019 Порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе выплат единовременного характера, для выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, регулировался решением Думы Верхнесалдинского городского округа № 461 от 28.04.2011, с 01.01.2019 оплата труда для лиц, замещающих муниципальные должности Верхнесалдинского городского округа на постоянной основе, регулируется решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118.

Из данных нормативно-правовых актов следует, что с 01.09.2017 ежемесячные и дополнительные выплаты, в том числе выплаты единовременного характера, к должностным окладам устанавливаются и выплачиваются Председателю Думы городского округа - Председателем Думы городского округа.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Председатель Думы городского округа в силу занимаемой должности в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок установления и выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат к должностным окладам, утвержденными решением Думы Верхнесалдинского городского округа, уполномочен был принимать распоряжения о выплате себе дополнительных денежных вознаграждений по итогам 2018, 2019, 2020 годов, а также о выплате ежемесячных премий по результатам работы за ноябрь, декабрь 2018 года в размере 50% от должностного оклада с учетом фактически отработанного времени. Данных о том, что выплата данных денежных вознаграждений была произведена в размерах, превышающих пределы установленного фонда оплаты труда, материалы дела не содержат.

Судебная коллегия правовых оснований не согласиться с такими выводами суда не усматривает.

Поскольку состав заработной платы, условия и порядок ее выплаты законом не определены, а в Бюджетном кодексе Российской Федерации по этому поводу сказано, что органы местного самоуправления самостоятельно их определяют для лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, соответственно размеры и условия оплаты труда для данных лиц обоснованно были установлены решениями Думы городского округа № 461 и № 118, то есть решениями представительного органа Верхнесалдинского городского округа.

Таким образом, проанализировав оспариваемые распоряжения Председателя Думы городского округа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что они были изданы в соответствии с Порядком установления и выплаты ежемесячных и дополнительных выплат, утвержденным решением Думы городского округа от 28.04.2011 № 461 и в соответствии с решением Думы городского округа от 25.09.2018 № 118.

Указанные решения, которыми руководствовался Председатель Думы городского округа, принимая оспариваемые распоряжения, в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.

Кроме этого, оспариваемыми распоряжениями Председателя Думы городского округа за 2019-2020 годы, Гуреев И.Г. никаких выплат самостоятельно себе не устанавливал и размер этих выплат не определял. Все без исключения выплаты, как в составе заработной платы, так и иные выплаты являются гарантированными выплатами Председателю Думы, размер которых установлен решением Думы городского округа № 118. Спорные выплаты поощрениями (премиями) не являются, и не зависят от оценки деятельности председателя представительного органа.

Довод апелляционного представления относительно необоснованного самостоятельного определения ответчиком размера выплат, судебная коллегия отклоняет, поскольку законодательно обязанность согласования размера выплат, установленных решением уполномоченного органа, не предусмотрена.

Также постановлением старшего следователя следственного отдела по г.Верхняя Салда от 16.11.2021 установлено, что выплаты Председателю Думы ВСГО производились из фонда оплаты труда, определяемого Думой ВСГО при принятии годового бюджета городского округа, при этом фонд оплаты труда для Председателя Думы ВСГО определяется по отдельной классификации с 2019 года ( по декабрь 2018 года – по отдельному коду), что не могло повлечь занижение (невыплату) денежных вознаграждений иных лиц, соответственно причинение материального ущерба физическим лицам, а также бюджету городского округа (фактов превышения фонда оплаты труда по данной классификации (коду) не установлено).

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

04.10.2021 на заседании рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области были рассмотрены материалы о несоблюдении ответчиком запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Согласно выписке из протокола, в действиях ответчика допущено несоблюдение требований о предотвращении или урегулировании конфликтов интересов, поскольку от него не поступало уведомлений о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

12.11.2021 выписка из протокола заседания рабочей группы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области была рассмотрена на внеочередном заседании Думы городского округа, по результатам рассмотрения вынесено решение Думы городского округа № 387 от 12.11.2021 – не прекращать досрочно в связи с утратой доверия полномочия Председателя Думы городского округа Гуреева И.Г. Копия данного решения направлена в Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области.

Судебная коллегия принимает во внимание, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Вместе с тем, в данном случае оспариваемые распоряжения были вынесены ответчиком в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми уполномоченным органом.

В связи с чем, доводы представления прокурора о нарушении ответчиком Федерального закона от 28.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которое выразилось в не урегулировании в установленном порядке конфликта интересов при решении вопроса о выплате самому себе дополнительных денежных вознаграждений (премий), не свидетельствуют о неправомерности действий ответчика по изданию распоряжений № 79-к от 23.11.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за ноябрь 2018 года», № 86-к от 18.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за 2018 год», № 89-к от 19.12.2018 «О выплате премии председателю Думы городского округа по результатам работы за декабрь 2018 года», № 61-к от 19.12.2019 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2019 года», № 65-к от 24.12.2020 «О выплате председателю Думы городского округа дополнительного денежного вознаграждения по итогам 2020 года».

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Разрешая вопрос о возврате в бюджет полученных ответчиком денежных средств как неосновательного обогащения в порядке статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия с учетом установленных обстоятельств принятия оспариваемых распоряжений, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционного представления, поскольку недобросовестность ответчика не подтверждена.

Как отмечалось выше, Администрацией Верхнесалдинского городского округа факт причинения ущерба бюджету Верхнесалдинского городского округа оспаривается.

Таким образом, доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований для отмены или изменения решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 23.03.2022 оставить без изменения, апелляционное представление прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий Т.С. Иванова

Судьи Ж.А. Мурашова

Т.Л. Редозубова