НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 29.06.2022 № 33-9512/2022

Дело № 33-9512/2022

УИД 66RS0004-01-2021-012142-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 29.06.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.,

судей Кокшарова Е.В.,

Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Брагиной Ирины Викторовны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе Брагиной И.В. на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 29.03.2022.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения представителя Брагиной И.В. - Лежнина И.В., действующего на основании доверенности 66 АА 6995965 от 10.11.2021, судебная коллегия

установила:

Брагина И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - пенсионный орган), в котором, с учетом уточнения заявленных требований (л.д. 4-5, 65), просила:

признать решение от 28.07.2021 №726537/21 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, на основании п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным;

возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости на основании п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14.08.2021.

В обоснование иска указала, что занимается воспитанием ребенка инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет, имеет необходимую продолжительность страхового стажа более 15 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в связи с чем, при достижении возраста 50 лет, соответствует условиям назначения досрочной страховой пенсии на основании п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полагая, что у неё возникло право на досрочное пенсионное обеспечение, Брагина И.В. 15.07.2021 обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением. Решением пенсионного органа от 28.07.2021 №726537/21 Брагиной И.В., как лицу замещающей должность государственной гражданской службы, отказано в назначении досрочной пенсии по старости, в силу не достижения требуемого возраста (53 года). Необоснованный отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости нарушает право истца на пенсионное обеспечение.

Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 29.03.2022 иск БрагинойИ.В. оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Брагиной И.В. в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что избирательное применение увеличения пенсионного возраста при назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» только к государственным (муниципальным) служащим и не применении данной нормы при назначении пенсии гражданам, не являющимся государственным (муниципальным) служащим, ставит последних в не равное положение, и по сути является дискриминацией по профессиональному признаку.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истца, поддержавший доводы апелляционной жалобы.

Брагина И.В., представитель пенсионного органа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в том числе посредством заблаговременного (03.06.2022) размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», направления истцу 08.06.2022 телефонограммы, ответчику 06.06.2022 извещения на адрес электронной почты, в судебное заседание не явились.

Истец воспользовался правом на участие в деле через своего представителя.

Судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя Брагиной И.В., проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:

женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

В силу положений ч. 1.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при приобретении таким гражданином права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.8 и ст.ст. 30 - 33 настоящего Федерального закона (по состоянию на 31.12.2018) в 2021 году, возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, увеличивается на 36 месяцев.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 1995 года Брагина И.В. проходит государственную гражданскую службу, последняя замещаемая должность начальник отдела ЗАГС Чкаловского района г.Екатеринбурга, является матерью ( / / )4, <дата> г.рождения, который относится к категории инвалидов с детства.

Полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с воспитанием ребенка инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет, наличием необходимой продолжительности страхового стажа более 15 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, достижением (<№>) возраста 50 лет, Брагина И.В. 15.07.2021 обратилась в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением.

Решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Екатеринбурга Свердловской области (правопреемником которого является Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области) от 28.07.2021 №726537/21 Брагиной И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в силу не достижения требуемого приложением 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» возраста (53 года).

Общая продолжительность трудовой деятельности Брагиной И.В., зачтенная пенсионным органом в страховой стаж, учитываемый при назначении страховой пенсии на основании п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составила 28 лет 02 месяца 03 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 114,203.

Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из приведенных выше нормативных положений, оценки фактических обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что пенсионный орган должным образом выполнил возложенные на него законом обязанности по реализации права истца на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, отказав Брагиной И.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом подтвержденных обстоятельств несоответствия лица, претендующего на досрочное пенсионное обеспечение, условиям назначения такого обеспечения.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Проверяя обоснованность доводов апелляционной жалобы о наличии в отношении Брагиной И.В., замещающей должность государственной гражданской службы дискриминации в сфере досрочного пенсионного обеспечения, судебная коллегия признаёт их несостоятельными.

Федеральным законом от 23.05.2016 №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее - Федеральный закон от 23.05.2016 №143-ФЗ) в отдельные законодательные акты внесены изменения, касающиеся условий пенсионного обеспечения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы.

В частности, положения ст.5 Федерального закона от 23.05.2016 №143-ФЗ предусматривают для перечисленных категорий лиц повышенную по сравнению с общеустановленной величину возраста, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской или муниципальной службы.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.12.2019 №3370-О такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права.

Устанавливая такое регулирование, законодатель предусмотрел поэтапное введение его в действие посредством повышения возраста назначения страховой пенсии по старости (по сравнению с возрастом, по достижении которого гражданин приобрел право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.8 и ст.ст. 30 - 33 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», по состоянию на 31.12.2016) в период с 2017 по 202 годы на 6 месяцев, а начиная с 2021 года - на 12 месяцев ежегодно, с достижением величины такого повышения 60 месяцев для мужчин к 2023 году и 96 месяцев для женщин к 2026 году.

Тем самым соответствующим категориям граждан гарантирована возможность адаптироваться к вносимым изменениям и осуществить выбор приемлемого для них варианта реализации пенсионных прав - на общеустановленных условиях, что предполагало бы прекращение соответствующих видов деятельности, либо на условиях, предусмотренных оспариваемыми законоположениями.

В данном случае, увеличение пенсионного возраста отдельным категориям граждан, не может расцениваться как нарушение прав Брагиной И.В., за которой, на момент принятия пенсионным органом оспариваемого решения, признано право на назначение досрочной страховой пенсии на основании п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении возраста 53 года.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

На момент оценки ответчиком пенсионных прав, с учетом положений ч. 1.1 ст.8, п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», и установленных по делу обстоятельств, при соблюдении иных условий для досрочного пенсионного обеспечения, Брагина И.В. не достигла требуемого возраста (53 года), вследствие чего, оснований для возложения на пенсионный орган обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 14.08.2021 (с момента достижение возраста 50 лет), не имеется.

В целом доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Её содержание по существу содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием к отмене решения явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 29.03.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Брагиной И.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: Т.Л. Редозубова