Судья Деева Д.Л. Дело № 33а-17087/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Шабалдиной Н.В.,
Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области к Комарову А.М. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, штрафов
по апелляционной жалобе административного ответчика Комарову А.М.
на решение Камышловского городского суда Свердловской области от 27.06.2016.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца Красноперовой Э.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Новиковой Е.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области (далее по тексту - ГУ - УПФР в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области) обратилось в суд с административным иском к Комарову А.М. о взыскании недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2012, 2014 год всего в сумме 83788 руб. 62 коп.
В обоснование требований административный истец указал, что в результате проведения совместной выездной проверки с органами Федеральной налоговой службы Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 ГУ – выявлено, что административный ответчик Комаров А.М., прекратив 27.08.2015 деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, производящего выплаты физическим лицам, не уплатил своевременно задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам в сумме 83788 рублей 62 коп. Задолженность образовалась в связи с неполной уплатой сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2012, 2014 год и непредставлением в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.
Решением Камышловского городского суда Свердловской области от 27.06.2016 административное исковое заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области к Комарову А.М. удовлетворено; с Комарова А.М. взысканы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование недоимка по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 10599 руб. 44 коп., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в размере 2396 руб. 97 коп., штраф на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 119 руб. 89 коп., недоимка по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1994 руб. 79 коп., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 677 руб. 33 коп., штраф на накопительную часть трудовой пенсии в размере 398 руб. 96 коп., штраф за непредставление документов в размере 59400 руб.; в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 4243 руб. 51 коп., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов в размере 1109 руб. 59 коп., штраф в размере 848 руб. 70 коп, а также взыскана в соответствующий бюджет государственная пошлина в размере 2731 руб. 66 коп.
Административный ответчик Комаров А.М., не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым в удовлетворении требований отказать. Ссылается на нарушение процедуры проведения выездной проверки, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в частности на неизвещение о назначении проведения проверки, ненаправление ему акта выездной проверки, неизвещение о месте и времени рассмотрения материалов выездной проверки. Кроме того, полагает, что суду первой инстанции следовало принять в качестве смягчающих обстоятельств, что правонарушение совершено впервые, умысел на уклонение от уплаты взносов отсутствует, в связи с чем уменьшить сумму штрафа, подлежащую взысканию.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Новикова Е.Н. просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель административного ответчика Красноперова Э.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей административного ответчика, административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам установлены ст. 15 Закона № 212-ФЗ.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки, плательщиком выплачиваются пени в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона № 212-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы
В соответствии со ст. 33 Закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов. Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Порядок проведения выездной проверки регламентируется ст. 29, ст.ст. 36-39 Закона № 212-ФЗ.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 28.08.2015 Комаров А.М. 24.12.1998 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 27.08.2015 Комаров А.М. утратил статус индивидуального предпринимателя, прекратил свою деятельность в связи с принятием соответствующего решения (237-243 т.1 ).
18.08.2015 начальником ГУ-УПФР в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области было принято решение о проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов Комаровым А.М., которое вместе с требованием о представлении документов от 18.08.2015 направлено административному ответчику заказным письмом с уведомление по месту его регистрации, указанном в ЕГРИП (л.д.59-70).
21.08.2015, 03.09.2015 Комарову А.М. дополнительно были направлены требования о предоставлении документов.
29.09.2015 ГУ-УПФР в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области административному ответчику направлено уведомление о вызове плательщика страховых взносов для получения справки о проведенной выездной проверке (л.д. 97-101).
02.10.2015 ГУ-УПФР в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области Комарову А.М. направлено уведомление о вызове плательщика страховых взносов для вручения акта выездной проверки (л.д.102-107).
В связи с неявкой Комарова А.М. для получения справки о проведенной выездной проверке, данная справка была направлена административному ответчику заказным письмом с уведомлением 09.10.2015 (л.д.108-113).
15.10.2015 Комарову А.М. направлены уведомление о вызове плательщика страховых взносов на рассмотрение материалов проверки, а также акт выездной проверки с приложениями (л.д.114-158).
17.11.2015 в отношении Комарова А.М. вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое в этот же день было направлено ему заказным письмом с уведомлением (л.д. 159-186).
По результатам выездной проверки установлено, что административным ответчиком в нарушение п. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ занижена база для начисления страховых взносов за 2012, 2014 год, в связи с чем сумма неоплаченных в 2012 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии составила 5 319 руб. 44 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии составила 1994 руб. 79 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование составила 1695 руб. 57 коп. В соответствии со ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов Комаров А.В. привлечен к штрафу в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов за 2012 год в размере 1801 руб. 96 коп. По состоянию на 17.11.2015 за несвоевременное перечисление страховых взносов в соответствии со ст. 25 Закона № 212-ФЗ Комарову А.М. начислены пени в сумме 2999 руб. 75 коп. Сумма неоплаченных страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС составила 1323,93 руб., в соответствии со ст. 47 Закона № 212-ФЗ штраф составил – 20% неуплаченной суммы страховых взносов за 2012 год, в размере 264,79 руб., пени в соответствии со ст. 25 Закона № 212-ФЗ составили 388, 67 руб.
Сумма неоплаченных в 2014 году страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5280 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование составила 1224 руб., размер штрафа в соответствии со ст. 47 Закона № 212-ФЗ составил 1300 руб. 80 коп., пени – 684 руб. 14 коп.
Кроме того, в соответствии со ст. 48 Закона № 212-ФЗ за отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов Комаров А.М. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 59400 руб.
Поскольку Комаровым А.М. по результатам выездной проверки не исполнена в полном объеме обязанность по уплате страховых взносов, пеней, штрафов за 2012, 2014 год, по представлению в установленные срок в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, ГУ-УПФР в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области в адрес административного ответчика направлено требование от 11.12.2015 № 21 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 83789 руб. 83 коп.
Данные требования в добровольном порядке административным ответчиком не исполнены, доказательств уплаты задолженности по страховым взносам, пени, штрафам суду первой инстанции не представлено. Расчет и размер задолженности по страховым взносам, штрафам и пени в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Комаровым А.М. не оспаривался.
Суд первой инстанции проверив, представленные административным истцом расчеты задолженности по страховым взносам, штрафам, пени, порядок и сроки проведения проверки, порядок и сроки направления требований, сроки обращения в суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2012, 2014 год в связи с занижением базы для начисления страховых взносов, взыскания пени, а также штрафов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что о проводимой выездной проверке административный ответчик не знал, требования, акт проверки не получал, о времени и месте рассмотрения материалов проверки он не был извещен надлежащим образом, поскольку все извещения и документы по проводимой выездной проверке направлялись по адресу, по которому он не проживает с 05.11.2008, основанием для отмены решения суда не являются исходя из следующего.
В силу пп. «д» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся, в том числе сведения о месте жительства в Российской Федерации индивидуального предпринимателя (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке).
Согласно п. 4 ст. 5 указанного Федерального закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В силу абз. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
Между тем, обязанность индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента изменения места жительства, сообщить соответствующие сведения в регистрирующий орган была установлена п. 5 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в редакции, действовавшей до 01.07.2011.
Из апелляционной жалобы Комарова А.М. следует, что с 05.11.2008 он зарегистрирован по адресу: .... В ЕГРИП на 28.08.2015 в сведениях о месте жительства административного ответчика указан адрес: ..., которые были внесены на основании паспорта гражданина 11.11.2004, сведений об изменении места жительства в ЕГРИП не содержится.
С учетом того, что Комаров А.М. не исполнил установленную ранее действующим законодательством обязанность - не сообщил в налоговый орган об изменении места жительства, ГУ-УПФР в г. Камышлове и Камышловском районе Свердловской области обоснованно направлялись уведомления и требования в адрес плательщика страховых взносов по адресу, указанному в ЕГРИП.
Подлежат отклонению как необоснованные и доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П о неприменении судом первой инстанции смягчающих ответственность обстоятельств.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 № 2-П, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Суд первой инстанции таких исключительных обстоятельств, подлежащих учету при применении санкции за непредставление запрашиваемых документов, не усмотрел, судебная коллегия также не находит оснований для уменьшения указанного штрафа.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на существо принятого решения, в связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камышловского городского суда Свердловской области от 27.06.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Комарова А.М. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Шурыгина
Судьи Н.В. Шабалдина
С.Н. Полевщикова