Судья Галкина И.В. Дело № 33а-4895/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Прокофьева В.В.,
судей Кориновской О.Л., Захаровой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Анохиной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1-1044/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области к Антонову Льву Николаевичу о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и недоимки по налогу на имущество физических лиц
по апелляционной жалобе административного ответчика Антонова Льва Николаевича
на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., объяснения административного ответчика Антонова Льва Николаевича, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области (далее по тексту – МИФНС России № 2 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Антонова Л.Н. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), в размере 23153,14 рублей и пени 1824, 96 рублей;
задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 5093, 78 рублей и пени 358,12 рублей;
задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 3 886,68 рублей;
задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 776, 44 рублей;
недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 761,00 рублей и пени 2,86 рублей.
В обоснование требований указано, что административный ответчик Антонов Л.Н. с 03 июля 2008 года по 14 ноября 2018 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Обязанность по уплате страховых взносов административным ответчиком исполнялась ненадлежащим образом, в связи с чем у последнего возникла указанная задолженность. В адрес Антонова Л.Н. направлены требования, которые не были исполнены в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным иском.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 ноября 2019 года административное исковое заявление МИФНС России № 2 по Свердловской области удовлетворено, с Антонова Л.Н. взысканы
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 23153, 14 рублей и пени 1824, 96 рублей;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 5093,78 рублей и пени 358,12 рублей;
пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 3886, 68 рублей;
пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 776, 44 рублей;
недоимка по налогу на имущество физических лиц в размере 761, 00 рублей и пени 2, 86 рублей.
С Антонова Л.Н. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 1 276 рублей.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Антонов Л.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Также ссылается на наличие оснований для отвода судьи Галкиной И.В. и невозможность рассмотрения дела в данном составе. Кроме того, указывает на ненаправление в его адрес копий документов, приложенных к административному исковому заявлению, проведение судебного заседания без ведения аудиопротоколирования, а также применение судом нормативных актов, не подлежащих применению.
Представитель административного истца МИФНС России № 2 по Свердловской области о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещенный заблаговременно и надлежащим образом, факсимильной связью, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении настоящего дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Антонов Л.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание судебной коллегии не явился. О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции после объявления перерыва на 27 мая 2020 года административный ответчик Антонов Л.Н. извещен лично, о чем свидетельствует расписка с его подписью. Ранее в судебном заседании суда апелляционной инстанции 21 мая 2020 года административный ответчик подержал доводы апелляционной жалобы.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ) утратил силу с 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 01 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 436-ФЗ), вступившего в законную силу 30 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Из материалов дела следует и установлено судом, в период с 03 июля 2008 года по 14 ноября 2018 года административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Удовлетворяя требования налогового органа о взыскании с Антонова Л.Н. суммы задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 3 886,68 рублей; по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 776, 44 рублей, суд первой инстанции исходил из правомерности требований административного истца в данной части, учитывая неисполнение административным ответчиком возложенной на него законодательством обязанности в указанный период и предъявление налоговым органом этих административных требований в пределах шестимесячного срока, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что у административного истца отсутствовали основания для взыскания с Антонова Л.Н. задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекших до 01 января 2017 года, в размере 776, 44, поскольку из сведений ГУ-УПФ РФ в городе Красноуфимске Свердловской области следует, что ГУ-УПФ РФ в городе Красноуфимске Свердловской области ранее предприняты предусмотренные статьями 20, 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ меры по взысканию данной суммы, а именно административному ответчику направлены требования от 02 марта 2015 года, 26 марта 2016 года, 31 мая 2016 года, которые последним не были своевременно исполнены, в связи с чем ГУ-УПФ РФ в городе Красноуфимске Свердловской области вынесены постановления о взыскании с Антонова Л.Н. страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика от 03 августа 2015 года, 03 ноября 2016 года. Указанные исполнительные документы направлены 04 августа 2015 года, 07 ноября 2016 года в службу судебных приставов для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»; на их основании в отношении должника Антонова Л.Н. возбуждены исполнительные производства № 33561/15/66036-ИП от 07 августа 2015 года, № 41323/16/66036-ИП от 09 ноября 2016 года, № 41327/16/66036-ИП от 09 ноября 2016 года.
Данные исполнительны производства были окончены на основании пункта 3 статьи 47, пункта 4 статьи 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные документы возвращены взыскателю, однако доказательств их повторного предъявления к исполнению либо невозможности такого предъявления административным истцом не представлено.
Кроме того, статьей 11 Закона № 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017 года и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона № 436-ФЗ и статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для взыскания с Антонова Л.Н. указанной суммы у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем судебная коллегия полагает, что решение суда в данной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в этой части.
Также судебная коллегия отмечает, что налоговым органом 29 ноября 2019 года произведено списание задолженности по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 3 886,68 рублей на основании статьи 11 Закона № 436-ФЗ, в связи с чем налоговым органом заявлено ходатайство от отказа от иска в данной части.
Данный отказ от административных исковых требований в части заявлен в суд апелляционной инстанции в письменном виде, из которого усматривается выраженное однозначно волеизъявление административного истца на отказ от иска, предусмотренные законом последствия отказа от иска административному истцу известны. Поскольку отказ административного истца от административного иска в части не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от административного иска и прекратить производство по административному делу в данной части.
Разрешая спор и удовлетворяя требования административного истца о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 23153, 14 рублей и пени 1824, 96 рублей; задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 5093, 78 рублей и пени 358, 12 рублей суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
При этом судом установлено, что в спорный период (после 01 января 2017 года) вопросы уплаты и взыскания страховых взносов регулировались главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации адвокаты, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Положениями главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов от предпринимательской деятельности не предусмотрены.
Согласно расчета налогового органа административный ответчик имеет задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года) в размере 23153, 14 рублей и пени 1824, 96 рублей; по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 5093, 78 рублей и пени 358, 12 рублей;
Налогоплательщику направлены требования об уплате страховых взносов, пени № 128 от 18 января 2018 года со сроком исполнения до 07 февраля 2018 года, № 645 от 24 января 2018 года со сроком исполнения до 12 марта 2018 года, № 3716 от 17 апреля 2018 года со сроком исполнения до 08 июня 2018 года, № 6648 от 20 июля 2018 года со сроком исполнения до 14 августа 2018 года, № 9181 от 12 октября 2018 года со сроком исполнения до 01 ноября 2018 года, № 1062 от 14 ноября 2018 года со сроком исполнения до 04 декабря 2019 года, № 7975 от 05 декабря 2018 года со сроком исполнения до 25 декабря 2019 года.
Требования административным ответчиком в добровольном порядке не были исполнены, что послужило основанием для обращения 14 мая 2019 года МИФНС России № 2 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 9), а после его отмены (09 августа 2019 года), в суд с указанным административным иском (10 октября 2019 года).
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России № 2 по Свердловской области в указанной части, суд первой инстанции проверил представленные административным истцом расчеты задолженности по страховым взносам, пени, порядок и сроки направления требований, сроки обращения в суд, и пришел к выводу о наличии оснований для начисления административному ответчику страховых взносов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Расчет взыскиваемых сумм судебной коллегией проверен, он произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующего порядок исчисления страховых взносов, а также порядок начисления пени, расчет является арифметически верным.
Антонов Л.Н. не оспаривал размер страховых взносов и недоимки по налогу на имущество физических лиц, размер пени, при этом он ссылался на невозможность применения судом к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 24 июня 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Судебная коллегия отмечает, что с 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 250-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Пунктом 5 статьи 18 названного Федерального закона № 250-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом ссылка суда первой инстанции на положения Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не повлекла принятие неправильного решения, поскольку нормы, указанные в данном Федеральном законе аналогичны, положениям главы 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Также Антоновым Л.Н. приведены доводы относительно неисполнения налоговым органом обязанности по направлению в его адрес, в том числе и через личный кабинет, налоговых уведомлений, а также вышеназванных требований. Между тем, такая позиция административного ответчика судебной коллегией отклоняется, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 45, пункта 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Материалами дела подтверждается, что в связи с неуплатой ответчиком в добровольном порядке страховых взносов, налоговой инспекцией, с соблюдением установленного Кодексом срока, обоснованно направлены в его адрес требования с указанием суммы соответствующей недоимки.
Так требование об уплате страховых взносов, пени № 6648 от 20 июля 2018 года со сроком исполнения до 14 августа 2018 года направлено в адрес Антонова Л.Н. заказной корреспонденцией 26 июля 2018 года, требование № 645 от 24 января 2018 года со сроком исполнения до 12 марта 2018 года – 02 февраля 2018 года, требование № 3716 от 17 апреля 2018 года со сроком исполнения до 08 июня 2018 года – 28 апреля 2018 года, требование № 7975 от 05 декабря 2018 года со сроком исполнения до 25 декабря 2019 года - 14 декабря 2018 года.
Учитывая вышеизложенное, позиция административного ответчика о ненаправлении в его адрес вышеуказанных требований судебной коллегией отклоняется, поскольку опровергается материалам настоящего дела, которыми подтверждается их направление в адрес Антонова Л.Н. заказной корреспонденцией, о чем свидетельствуют штампы почтового отделения на соответствующих реестрах, оснований не доверять которым у суда не имеется.
При отсутствии доказательств уплаты административным ответчиком вышеназванных страховых взносов и пени в данной части административный иск судом первой инстанции удовлетворен правомерно.
Относительно требования административного истца о взыскании с Антонова Л.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 761, 00 рублей и пени 2, 86 рублей суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для его удовлетворения.
При этом судом установлено, что административный ответчик Антонов Л.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: ..., с 27 сентября 2005 года, и соответственно, плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно расчету налогового органа, административный ответчик имеет задолженность по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 761, 00 рублей и пени 2, 86 рублей. Размер налога на имущество физических лиц за 2017 год составил 761, 00 рублей из расчета: налоговая база 761410 х на долю в праве 1/2 х на налоговую ставку 0,20 х количество месяцев 12.
Налогоплательщику через личный кабинет направлены 07 июля 2018 года налоговое уведомление № 120512794 от 04 июля 2018 года с указанием объекта налогообложения и расчета предъявленного налога с предложением произвести его уплату, а также 19 декабря 2018 года - требование об уплате соответствующего вида налога и пени № 31653 от 19 декабря 2019 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного истца о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, проанализировав вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу о соблюдении налоговым органом порядка и сроков направления в адрес Антонова Л.Н. налогового уведомления, требования об уплате налога, пени, процедуры взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц, сроков обращения в суд.
Однако судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичный порядок и срок обращения в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Тем самым законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Антонов Л.Н. лично либо через представителя обращался в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, получил регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, в которой указаны логии и первично присвоенный налогоплательщику пароль, затем произвел смену первичного пароля в течение одного календарного месяца с даты регистрации и осуществлял вход в личный кабинет в соответствии с Приказом ФНС России от 30 июня 2015 года № ММВ-7-17/260@, которым утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, действовавший на момент введения личного кабинета налогоплательщика.
Ссылка административного истца на регистрацию заявления Антонова Л.Н. о подключении к личному кабинету налогоплательщика 13 августа 2013 года в программном комплексе ПК ЭОД ничем не подтверждена, равно как и ссылка об уничтожении данного заявления по причине истечения срока хранения. Представленный акт № 1 от 08 мая 2019 года о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, таковым доказательством не является, поскольку из его содержания не следует уничтожение именно данного заявления. По запросу судебной коллегии административным истцом вопреки положениям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не подтверждены допустимыми и достоверными доказательствами. При этом административный ответчик оспаривает как открытие, так и использование личного кабинета налогоплательщика. Из скриншотов, представленных налоговым органом, также не следует пользование Антоновым Л.Н. личным кабинетом налогоплательщика, поскольку сведения о прочтении поступивших сообщений (начиная с 2015 года) отсутствуют.
Учитывая отсутствие доказательств обращения Антонова Л.Н. в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, а доказательств направления налогового уведомления № 120512794 от 04 июля 2018 года и требования об уплате соответствующего вида налога и пени № 31653 от 19 декабря 2019 года иным способом (заказной корреспонденцией), то судебная коллегия полагает, что налоговым органом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
При таких обстоятельствах решение суда в данной части подлежит отмене, а административное исковое заявление налогового органа в части взыскания с Антонова Л.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 761, 00 рублей и пени 2, 86 рублей – оставлению без рассмотрения.
Также судебная коллегия отмечает, что оставление без рассмотрения административного иска в данной части прав налогового органа не нарушает, поскольку последний не лишен возможности повторного взыскания указанной задолженности при соблюдении досудебного порядка и сроков ее взыскания.
Оценивая иные доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об их несостоятельности в связи с их недоказанностью. Доводы административного ответчика о наличии оснований для отвода судьи Красноуфимского районного суда Свердловской области Галкиной И.В. в связи с отсутствием у нее полномочий, а также непроведением надлежащей подготовки по делу судебной коллегий отклоняются в связи с рассмотрением данного заявления в установленном законом порядке и вынесением соответствующего определения об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе судьи в соответствии со статьей 31 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Тем более, что указом президента Российской Федерации № 345 от 18 июля 2019 года Галкина И.В. назначена судьей Красноуфимского районного суда Свердловской области.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходя из размера удовлетворенных требований, с Антонова Л.Н. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1112, 85 рублей.
Руководствуясь статьей 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области от административного искового заявления в части взыскания с Антонова Льва Николаевича задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 3 886,68 рублей
Решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 ноября 2019 года в указанной части отменить, производство по административному делу прекратить.
Это же решение в части взыскания с Антонова Льва Николаевича задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 776, 44 рублей отменить.
Принять в указанной части новое решение. Административное исковое заявление в части требования административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области о взыскании с Антонова Льва Николаевича задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 776, 44 рублей оставить без удовлетворения.
Это же решение в части взыскания с Антонова Льва Николаевича задолженности по недоимке по налогу на имущество физических лиц в размере 761,00 рублей и пени 2,86 рублей отменить.
Требование административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области в указанной части оставить без рассмотрения.
Это же решение в части взыскания государственной пошлины изменить, взыскать с Антонова Льва Николаевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1112, 85 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Антонова Льва Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий Прокофьев В.В.
Судьи Кориновская О.Л.
Захарова О.А.