НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 26.05.2021 № 33-7977/2021

Дело №33-7977/2021

УИД 66RS0024-01-2020-004244-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26.05.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Кокшарова Е.В.,

Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора г.Верхняя Пышма Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03.03.2021.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Истоминой И.В., представителя государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» - Зиляевой А.З., действующей на основании доверенности № 48 от 15.01.2021, третьего лица Угринова С.А., судебная коллегия

установила:

прокурор г.Верхняя Пышма Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился суд с иском к государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» (далее - ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина») о возложении обязанностей в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать службу по охране труда со штатом не менее 3,0 штатных единиц; провести внеплановую специальную оценку условий труда, с учетом замечаний, приведенных в справке главного внештатного технического инспектора труда Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Угринова С.А. от 26.11.2020.

В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Верхняя Пышма Свердловской области совместно с главным внештатным техническим инспектором труда Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Угриновым С.А. проведена проверка ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» на предмет соблюдения законодательства о труде. В ходе проверки установлено, что в штатном расписании ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» установлена 1,0 ставка специалиста по охране труда, что исходя из штатной численности работников учреждения (1582,25 штатных единиц), не соответствует Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденным постановлением Минтруда России от 22.01.2001 №10. Помимо этого, в 24.04.2017 в ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» проведена специальная оценка условий труда в отношении 250 рабочих мест медицинских работников и иных работников, осуществляющих медицинскую деятельность, при которой не оценивался биологический фактор, входящий в перечень подлежащих обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов. Аналогичные нарушения п.29 Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 №33н, допущены учреждением здравоохранения и при проведении специальных оценок условий труда от 05.06.2017, 16.09.2019, 09.10.2018, 20.11.2018 в отношении рабочих мест медицинских работников и иных работников, осуществляющих медицинскую деятельность. Допущенные нарушения свидетельствуют о не исполнении работодателем обязанности обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.

Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03.03.2021 иск прокурора г.Верхняя Пышма Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворен.

Судом постановлено:

возложить на ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать службу по охране труда со штатом не менее 3,0 штатных единиц; провести внеплановую специальную оценку условий труда, с учетом замечаний, приведенных в справке главного внештатного технического инспектора труда Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Угринова С.А. от 26.11.2020.

Не согласившись с решением суда, ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина», подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление в части возложения на учреждение здравоохранения обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать службу по охране труда со штатом не менее 3,0 штатных единиц, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано на то, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров). Судом неверно истолкованы нормативные положения, изложенные в ч.1 ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Приведенные положения трудового законодательства не возлагают на работодателя в императивном порядке обязанность создать службу охраны труда при численности работников свыше 50 человек, а предоставляет право выбора на создание такой службы либо на введение должности специалиста по охране труда, что ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» и сделано. При этом, судом не принято во внимание, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 №10, Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда России от 08.02.2000 №14, носят рекомендательный характер для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В суд апелляционной инстанции явились представитель ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина», настаивавший на доводах апелляционной жалобы, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области, указавший на законность и обоснованность решения суда, третье лицо Угринов С.А., согласившийся с правильностью принятого судебного акта.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, который должен обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (ст.ст.22, 212 Трудового кодекса Российской Федерации).

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ч.1 ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации).

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ч.4 ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации).

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 №14, утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, которыми предусмотрено, что управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда (п.1); служба охраны труда организации подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей (п.2); службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы (п.3); структуру службы и численность работников службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (п.14).

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.01.2001 №10, утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, рекомендуемые для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (п.2).

Согласно п.3.1.1 Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3 - 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.

Разрешая спор и удовлетворяя иск в части возложения на ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать службу по охране труда со штатом не менее 3,0 штатных единиц, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, исходил из того, что последние носят для работодателя императивный характер, а значит, подлежат неукоснительному соблюдению, вне зависимости от обстоятельств введения в штатное расписание юридического лица должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Оснований согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на не правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, как верно указано апеллянтом, относится к исключительной компетенции работодателя, которая корреспондирует к возникновению у него обязанности по обеспечению безопасных условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.

Поскольку работодатель самостоятельно устанавливает структуру управления, суд не вправе обсуждать вопрос о целесообразности введения в штатное расписание самостоятельного структурного подразделения, в данном случае службы охраны труда, создание которой относится к исключительной компетенции руководителя организации, а может сделать суждения относительно того соответствуют ли действия работодателя требованиям охраны труда, предъявляемым действующим законодательством.

Положения ч.1 ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают дополнительные гарантии прав работников на безопасные условия труда при условии создания у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, службы охраны труда или введения должности специалиста по охране труда.

Приведенные выше нормативные положения предоставляют работодателю право выбора на создание службы охраны труда либо на введение должности специалиста по охране труда, и не носят императивного (обязательного) характера.

Как следует из материалов дела в штатном расписании ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» установлена 1,0 ставка специалиста по охране труда. Общая штатная численность работников учреждения значительно превышает 50 штатных единиц.

Обстоятельства наличия у специалиста по охране труда соответствующей подготовки и опыта работы в области охраны труда, сторонами по существу не оспаривались.

Введение работодателем должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области, в полной мере соответствует требованиям, изложенным в ч.1 ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации и установленным по делу фактическим обстоятельствам, из которых следует, что решение об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, вследствие создания самостоятельного структурного подразделения (службы охраны труда), ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» не принималось, вследствие чего к спорным правоотношения Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 №14, 22.01.2001 №10, которыми утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, не могут быть применимы.

Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях носят рекомендательный характер для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Возможность их применения напрямую связана с принятием работодателем решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, вследствие создания самостоятельного структурного подразделения (службы охраны труда) либо неисполнения им обязанности, поименованной в ч.1 ст.217 Трудового кодекса Российской Федерации по введению должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в области охраны труда, которые в данном случае отсутствуют.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, признавая обоснованность апелляционной жалобы, отменяет оспариваемое судебное постановление в части возложения на ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать службу по охране труда со штатом не менее 3,0 штатных единиц, в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении названного требования.

Судебное постановление в части возложения на ГАУЗ СО «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда провести внеплановую специальную оценку условий труда, с учетом замечаний, приведенных в справке главного внештатного технического инспектора труда Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Угринова С.А. от 26.11.2020, никем из сторон не обжалуется, доводов о несогласии с решением в данной части апелляционная жалоба не содержит.

Учитывая отсутствие оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия полагает, что решение в указанной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является (ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03.03.2021 в части возложения на государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать службу по охране труда со штатом не менее 3,0 штатных единиц, отменить.

Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении названного требования отказать.

В остальной части решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 03.03.2021 оставить без изменения.

Председательствующий: О.Г. Колесникова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: С.В. Сорокина