НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 26.01.2024 № 2-1853/2023

УИД: 66RS0004-01-2023-000186-22

Дело № 2-1853/2023 (№ 33-280/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

26.01.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зоновой А.Е.,

судей Ершовой Т.Е., Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серебряковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Макарова Николая Юрьевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области, Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области, Департаменту строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности и выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

по апелляционной жалобе истца

на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.08.2023.

Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е.; объяснения представителей истца Брагиной С.А., Брагина И.А., представителей ответчиков Нагуманова Т.И., Загуменного И.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

13.01.2023 Макаров Н.Ю. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности и выплате единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указал, что являлся сотрудником Управления Росгвардии по Свердловской области в должности старшего инспектора группы оперативного реагирования специального отряда быстрого реагирования «Вогул» в звании майор полиции. 20.07.2022 был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее № 342-ФЗ) по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, на основании приказа № 58дсп-л/с от 19.07.2022г. На момент увольнения стаж Макарова Н.Ю. в календарном исчислении составлял 20 лет 08 месяцев 16 дней. 26.12.2012 решением комиссии по предоставлению ЕСВ сотрудникам ГУ МВД России по УрФО для приобретения или строительства жилого помещения Макаров Н.Ю. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - ЕСВ), в составе семьи из 4х человек (Макаров Н. Ю., супруга Макарова Л. Г., сын Макаров И. Н. - 2003 г.р., и сын Макаров Д. Н. - 2007 г.р.) с даты подачи заявления, с 24.12.2012. На момент подачи заявления 24.12.2012 стаж службы Макарова Н.Ю. составлял 11 лет 02 месяца 03 дня. В соответствии с протоколом заседания ЦЖБК № 42-есв от 24.09.2014, утвержденным распоряжением ГУ МВД России по Свердловской области от 30.10.2014 № 204-р, Макаров Н.Ю. принят на учет для получения ЕСВ с семьей в составе 4-х человек (он, супруга и два сына) с даты подачи заявления с 24.12.2012. Таким образом, 20.01.2017 на основании решения заседания Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области, Макаров Н.Ю. был поставлен на учет для предоставления ЕСВ с семьей в составе четырех человек (он, супруга и два сына). В период с 04.10.2005 Макаров Н.Ю. и его супруга Макарова Л.Г., сын Макаров И.Н. и сын Макаров Д.Н. - с 04.04.2007 по 15.01.2010 были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в/ч 61207. С 20.01.2010 Макаров Н.Ю. с супругой и детьми были зарегистрированы по месту жительства в собственной квартире общей площадью 58,6 кв. м, по адресу: <адрес> (по 1/4 доли в праве общей собственности у каждого члена семьи или по 14,65 кв. м, общей площади на каждого члена семьи). Указанная квартира была приобретена на основании договора купли-продажи от 09.12.2019 с использованием кредитных средств ПАО «Сбербанк России», предоставленных Макарову Н.Ю. и Макаровой Л.Г. на основании кредитного договора № 10462 от 07.12.2009 в сумме 1 499 320 руб. 00 коп. под 14,5% годовых на срок 26 лет по 07.12.2035. 01.04.2010 на погашение основного долга по кредиту были направлены средства материнского капитала в размере 327 992 руб. 29 коп. 21.03.2015 брак между Макаровым Н.Ю. и супругой Макаровой Л.Г. был расторгнут. В связи с расторжением брака 01.11.2017 указанная квартира была продана за 3 540 000 руб. 00 коп., из которых 1 049 555 руб. 70 коп. были направлены на погашение кредитного договора № 10462 от 07.12.2009. Кредит полностью закрыт 15.11.2017, а оставшиеся денежные средства направлены на покупку квартиры для супруги и детей. При этом, на основании приказа Управления социальной политики по Кировскому району г. Екатеринбурга от 30.10.2017 № 1285-ОП было дано согласие на заключение договора купли-продажи с условием последующей покупки в срок не позднее 21.11.2017 <адрес> по адресу: <адрес>, с передачей несовершеннолетним Макарову И.Н., <дата> года рождения, и Макарову Д.Н., <дата> года рождения, по 5/12 долей в праве общей собственности на приобретаемое жилое помещение. 10.11.2017 Макаровой Л.Г., действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей Макарова И.Н. и Макарова Д.Н., была приобретена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 43,6 кв. м, в общую долевую собственность (Макарова Л.Г. - 2/12 доли и Макаров И.Н., Макаров Д.Н. по 5/12 доли у каждого) за 2 230 000 руб. 00 коп. Данная квартира была продана в связи с расторжением брака, необходимостью погашения совместно взятого кредита и обеспечением жильем несовершеннолетних сыновей. На основании протокола от 20.01.2017 № 1, утвержденного распоряжением Управления Росгвардии по Свердловской области от 20.01.2017 № 1-р, Макаров Н.Ю. был поставлен на учет для получения ЕСВ. 23.03.2018 Макаров Н.Ю. заключил брак с ( / / )7, однако 29.08.2022г. брак был расторгнут. 14.09.2022 Макаров Н.Ю. обратился в жилищную комиссию Управления с рапортом о внесении изменений в учетное дело в связи с расторжением брака с ( / / )7 24.10.2022 на основании рапорта Макарова Н.Ю. были внесены изменения в учетное дело Макарова Н.Ю. и из рассчитываемой площади для получения социальной выплаты 33 кв. м. была вычтена его доля в квартире по адресу <адрес> (14.65 кв.м.) и расчет социальной выплаты была произведен следующим образом: 33 кв.м. - 14,65 кв.м. = 18,35 кв.м. С указанным решением, в части рассчитанного размера социальной выплаты с учетом проданной доли в квартире, истец Макаров Н.Ю. не согласен. Макаров Н.Ю. и члены его семьи являлись нуждающимися как до момента отчуждения квартиры, так и после расторжения брака и раздела квартиры с учетом ипотеки и последующим ее отчуждением, с учетом предписания опеки, Макаров Н.Ю. как в составе семьи 1 человека, так и в составе семьи 2-х человек являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, так и на настоящий момент обеспеченность общей площадью Макарова Н.Ю. без семьи составляет менее установленной в пункте 2 части 3 статьи 4 Закона N 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м. По мнению истца, при рассмотрении данного вопроса комиссией подлежал к установлению не только сам факт отчуждения жилой площади, но и намерение Макарова Н.Ю. на получение выплаты в большем размере, на что прямо указано в подпункте "б" пункта 19 Правил. Поскольку продажа квартиры была обусловлена жизненной необходимостью, а именно расторжением брака, последующим разъездом супругов, необходимостью раздела квартиры с учетом погашения кредитных обязательств и требованием приказа управления социальной политики об оформлении вновь приобретаемого жилого помещения в размере по 5/12 долей на каждого ребенка, то действия Макарова Н.Ю. в данном случае были вынужденными, добросовестными и не преследовали искусственного ухудшения жилищных условий. Однако, комиссия данные обстоятельства не учла. Соответственно расчет ЕСВ с учетом общей площади по нормативу 33 кв м, будет следующим: 33 кв.м, (норматив) X 83 420 (сред стоим 1 кв.м, на 4 кв 2022г.) X 1,25 (коэфф. по сроку службы) = 3 441 075 руб. 00 коп. 25.10.2022 на заседании жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области рассматривался вопрос о ходатайстве по предоставлению ЕСВ Макарову Н.Ю., по результатам которого принято решение ходатайствовать в предоставлении единовременной социальной выплаты Макарову Н.Ю. Однако 13.12.2022 Макаров Н.Ю. получил выписку из протокола № 27 от 02.12.2022 заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области, согласно которой в результате повторного рассмотрения материалов учетного дела истца № 261212-00030 было принято решение о снятии Макарова Н. Ю. с учета для предоставления ЕСВ и отмены решения о внесении изменений от 24.10.2022 и отмены решения о внесении изменений от 25.10.2022. на основании пп. б п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223, который гласит, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты. С указанным решением истец не согласен, поскольку никаких намеренных действий повлекших ухудшение его жилищных условий не совершал. Кроме того, на момент принятия решения о снятии с учета прошло 5 лет и 1 месяц с момента продажи квартиры по адресу: <адрес>. Учитывая изложенное, просит признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по <адрес> от 24.10.2022, протокол № 21 от 24.10.2022 в части расчета требуемой для обеспечения Макарова Н.Ю. площади за вычетом 14,65 кв. м; признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 02.12.2022, протокол № 27 от 02.12.2022 о снятии Макарова Н.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, а также об отмене решений жилищной комиссии от 24.10.2022 № 21 и от 25.10.2022 №22; признать за Макаровым Н.Ю. право на получение единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Свердловской области для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 33 кв. м; возложить на Управление Росгвардии по Свердловской области обязанность восстановить в очерёдности учета Макарова Н.Ю. с даты подачи заявления, то есть с 24.12.2012; возложить на Управление Росгвардии по Свердловской области обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда выплатить Макарову Н.Ю. единовременную социальную выплату в размере 3 441 075 руб. 00 коп.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 01.03.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Жилищная комиссия Управления Росгвардии по Свердловской области.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 04.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.08.2023 исковые требования оставлены без удовлетворения.

С решением суда не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

В апелляционной жалобе истец указал, что являлся нуждающимся как до момента отчуждения квартиры, так и после отчуждения. При принятии решения жилищная комиссия своевременно учитывала все обстоятельства и выносила соответствующие решения. Полагал, что при принятии комиссией решения, подлежал установлению не только сам факт отчуждения доли в квартире, а также намерение истца быть поставленным в очередь, поскольку продажа квартиры была обусловлена жизненной необходимостью, а именно расторжением брака, погашением кредитных обязательств и обязательством перед опекой по оформлению в собственность несовершеннолетних иного недвижимого имущества. Кроме того, полагает, что с момента отчуждения квартиры (10.11.2017) до момента вынесения оспариваемого решения (02.12.2022) прошло более 5 лет, соответственно продажа доли не могла учитываться при принятии решения.

Определением от 13.12.2023 судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 24.10.2022, протокол № 21 от 24.10.2022 в части расчета требуемой для обеспечения Макарова Н.Ю. площади за вычетом 14,65 кв. м; признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 02.12.2022, протокол № 27 от 02.12.2022 о снятии Макарова Н.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения, признать за Макаровым Н.Ю. право на получение единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Свердловской области для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 33 кв.м; взыскать с Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в пользу Макарова Н.Ю. единовременную социальную выплату в размере 4 110 191 руб. 25 коп.

В заседание суда апелляционной инстанции истец Макаров Н.Ю. не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания путем направления извещения заказным письмом с уведомлением.

Представители истца Брагина С.А., Брагин И.А. поддержали предмет и основания уточненных заявленных требований.

Представитель ответчика Управления Росгвардии по Свердловской области Нагуманов Т.И. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Загуменный И.А. просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представители Жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области, Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания путем направления извещения заказным письмом с уведомлением.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Из материалов дела следует, что истец Макаров Н.Ю. проходил службу в МВД России с 29.03.2006 по 30.09.2016. с 01.10.2016 являлся сотрудником Управления Росгвардии по Свердловской области в должности старшего инспектора группы оперативного реагирования специального отряда быстрого реагирования «Вогул» в звании майор полиции.

20.07.2022 Макаров Н.Ю. был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет, дающей право на получении пенсии, на основании приказа № 58дсп-л/с от 19.07.2022, ему установлена выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении — 20 лет 8 месяцев 16 дней, в льготном исчислении — 30 лет 1 месяц 6 дней.

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МВД России по УрФО от 26.12.2012 № 9 Макаров Н.Ю. был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи из четырех человек (он, супруга – Макарова Л.Г., сын — Макаров И.Н. 2003 года рождения, сын — Макаров Д.Н., 2007 года рождения) с даты подачи заявления с 24.12.2012.

При постановке на учет потребность истца и его семьи в жилом помещении была определена из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи за вычетом жилой площади в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. На каждого члена семьи Макарова Н.Ю. приходилось по 1/4 доли в праве собственности на указанное жилое помещение.

В вышеуказанном расчете была учтена квартира, приобретенная на основании договора купли-продажи от 09.12.2009 с использованием кредитных средств ПАО «Сбербанк России» в размере 1 499320 руб. 00 коп. и бюджетных средств в виде социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в Порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» в размере 967680 руб. 00 коп.

С 26.12.2012 норма на улучшение жилищных условий Макарова Н.Ю. составляла 13,4 кв.м, на что прямо указано в выписке из протокола № 9 от 26.12.2012 заседания комиссии по предоставлению ЕСВ сотрудникам ГУ МВД России по УрФО для приобретения или строительства жилого помещения.

21.03.2015 брак между Макаровым Н.Ю. и супругой Макаровой Л.Г. расторгнут.

В соответствии с протоколом Жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области от 16.11.2016 № 42-ЕСВ, утвержденным распоряжением ГУ МВД России по Свердловской области от 19.12.2016 № 216-р, Макаров Н.Ю. был исключен из списка очередников ГУ МВД России по Свердловской области на получение ЕСВ с семьей в составе четырех человек.

Согласно уведомлению Управления Росгвардии по Свердловской области от 28.03.2017 № 622/25-834, Макаров Н.Ю. в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии от 20.01.2017 № 1, утвержденным распоряжением Управления Росгвардии по Свердловской области от 20.01.2017 № 1, был принят на учет для получения ЕСВ.

01.11.2017 квартира по адресу: <адрес>, была продана супругами Макаровыми, действующими в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей на основании договора купли-продажи от 01.11.2017.

10.11.2017 Макаровой Л.Г., действующей за себя и за своих несовершеннолетних детей Макарова И.Н. и Макарова Д.Н., была приобретена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 43,6 кв. м, в общую долевую собственность Макаровой Л.Г. в виде 2/12 доли и Макарова И.Н., Макарова Д.Н. в виде 5/12 доли у каждого.

23.03.2018 Макаров Н.Ю. заключил брак с ( / / )7

Об изменении своего семейного положения и внесения изменений в учетное дело Макаров Н.Ю. сообщил в жилищную комиссию Управления 29.05.2018.

Повторно рассматривая жилищное дело Макарова Н.Ю., решением жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области, отраженным в выписке из протокола № 2 от 05.04.2019, был рассмотрен вопрос об изменении семейного положения истца и, с учетом вновь заключенного брака с Тихолаз (Макаровой) О.А. от 23.03.2018, в соответствии с пн. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определена потребность истца и его семьи, состоявшей на тот момент из двух человек, в жилом помещении в размере 18,35 кв. м, из расчета 42 кв.м. на двух членов семьи за вычетом жилой площади 14,65 кв. м, соответствовавшей 1/4 доли в праве собственности истца на квартиру по адресу: <адрес>.

29.08.2022 брак, заключенный между Макаровым Н.Ю. и ( / / )15 (Макаровой) О.А., был расторгнут.

При рассмотрении вопроса о внесении изменений в учетное дело сотрудника 24.10.2022 в связи с расторжением брака с ( / / )16 (Макаровой) О.А., Макарову Н.Ю. был произведен расчет социальной выплаты в размере 18,35 кв. м из расчета 33 кв. м за вычетом жилой площади 14,65 кв. м, соответствовавшей 1/4 доли в праве собственности истца на квартиру по адресу: <адрес>.

На основании выписки из протокола № 22 от 24.10.2022 заседания жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области был рассмотрен вопрос о предоставлении ЕСВ Макарову Н.Ю. в размере 2285515 руб. 43 коп., из расчета 18,35х99641х1,25х1.

По результатам рассмотрения протоколов заседаний жилищных комиссий территориальных органов Росгвардии УрО войск национальной гвардии с ходатайствами о предоставлении сотрудникам и членам их семей ЕСВ Департаментом строительства Росгвардии Российской Федерации было указано на наличие сомнений в законности и обоснованности нахождения Макарова Н.Ю. на учете для получения ЕСВ, что следует из представленного в материалы дела письма Департамента строительства Росгвардии Российской Федерации от 03.11.2022 № 22/10569. ДС Росгвардии указано на то, что в 2017 году Макаров Н.Ю. совершил действия по отчуждению доли в праве собственности с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Учитывая указанные обстоятельства, в результате повторного рассмотрения материалов учетного дела истца № 261212-00030 было принято решение о снятии Макарова Н.Ю. с учета для предоставления ЕСВ и отмены решения от 24.10.2022 на основании пп. б п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223.

По мнению комиссии, основанием для снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты явилось совершение действий, ухудшающих жилищные условия с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Не согласившись с указанным решением жилищной комиссии, Макаров Н.Ю. обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. б п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований для снятия Макарова Н.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты не имелось.

К указанным выводами судебная коллегия приходит исходя из следующего.

Согласно подпункту "б" пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции, а также определяющие порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности и порядок осуществления вневедомственной охраны.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений, законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10. пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статьи 76 указанного Федерального закона).

В силу подпункта "б" пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения Федеральных законов от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что правовое регулирование службы в органах внутренних дел осуществляется, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 3).

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещении один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Право на эту выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является не совершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

В целях реализации положений указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», которым утверждены Правила предоставления этой выплаты.

В соответствии с п. 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не производилась, с приложением к заявлению перечисленных в указанном пункте документов.

В силу подпункта "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1223 (далее - Правила N 1223), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты.

Пунктом 23 Правил N 1223 предусмотрено, что в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.

В соответствии с положениями п. 29 Правил N 1223 в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.

Согласно п. 9 Правил N 1223 в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные вчасти 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Из совокупного анализа положений ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ, п. 9 Правил от 30 декабря 2011 г. N 1223 следует, что ограничения в предоставлении мер социальной поддержки в жилищной сфере для сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи, которые проживают непосредственно с ним, считаются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующих участия со стороны органов государственной власти в обеспечении их другим жильем.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные заявителем (членами его семьи), умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств дела.

Принимая решение о снятии Макарова Н.Ю. с учета для получения единовременной социальной выплаты, жилищная комиссия Управления Росгвардии исходила из того, что в силу пп. «б» п. 19 Правил № 1223, в редакции от 28.03.2017, отчуждение истцом принадлежащей ему на праве собственности 1/4 доли в квартире по адресу: <адрес> направлены на ухудшение жилищных условий, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Давая оценку законности решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области о наличии оснований для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебной коллегией установлено, что на момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты истец с семьей из 3 человек проживал в квартире площадью 58,6 кв.м., которая находилась в долевой собственности всех членов семьи, брак между супругами был расторгнут 21.03.2015, после расторжения брака указанная квартира была продана по договору купли-продажи от 01.11.2017 г. с последующей покупкой в долевую собственность бывшей супруги и несовершеннолетних детей квартиры по адресу: <адрес>, истец права собственности не приобрел.

На момент постановки на учет истца и членов его семьи норма жилой площади на каждого члена семьи составляла менее учетной норма (14,65 кв.м.).

Таким образом, отчуждение доли истцом не повлекло возникновение права на принятие его на учет для получения ЕСВ, поскольку как на момент постановки на учет, так и после продажи доли истец имел право на получение такой выплаты.

Судебная коллегия отмечает, что отчуждение истцом принадлежащей ему на праве собственности доли в жилом помещении не повлекло возникновение нуждаемости и возникновение права претендовать на принятие на учет, поэтому нет оснований для вывода о совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует о наличии у него права на предоставление ЕСВ.

Действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К.А. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Вывод жилищной комиссии о том, что отчуждение истцом доли в спорной квартире привело к увеличению размера единовременной социальной выплаты, судебная коллегия находит неубедительным, поскольку размер единовременной социальной выплаты при принятии решения об определении размера единовременной социальной выплаты ответчиком была учтена площадь отчужденного жилого помещения (14.65 кв.м), которая была исключена из расчета необходимой площади.

При этом судебная коллегия отмечает, что отчуждение 1/4 доли в вышеуказанной квартире не повлияло на право истца состоять на учете в целях предоставления единовременной социальной выплаты, поскольку обеспеченность истца и членов его семьи составляла 14,65 кв. м (58,6/46), что менее 15 кв. м.

Право нуждающегося в обеспечении жильем сотрудника состоять на соответствующем учете действующим правовым регулированием не поставлено в зависимость от размера полагающейся ему выплаты.

При этом судебная коллегия отмечает, что в настоящее время и на момент принятия решения о снятии истца с учета подп. "б" п. 19 Правил действует в редакции постановления Правительства РФ от 21.06.2021 N 954, которым из названной нормы исключено такое основание для снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты как совершение действий, указанных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ, с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Вместе с этим названным постановлением Правительства РФ в п. 29 Правил также внесены изменения, согласно которым при определении общей площади жилого помещения, учитываемой в приведенной в п. 27 Правил формуле для расчета размера ЕСВ, учитываются совершенные после принятия на учет для получения единовременной выплаты действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера общей площади или отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи.

Иными словами, при расчете единовременной выплаты наряду с общей площадью жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи, также учитывается общая площадь жилых помещений, на которую в результате совершения после принятия на учет для получения единовременной выплаты действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями уменьшился размер общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи, или которая отчуждена сотрудником и (или) членами его семьи.

Соответственно, п. 29 Правил в действующей редакции исключает возможность получения сотрудником, который произвел отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, ЕСВ в большем, чем ему полагалось до отчуждения жилого помещения.

Судебная коллегия отмечает, что материалы дела каких-либо доказательств совершения истцом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий не содержат, правовых оснований для снятия истца с учета у ответчика не имелось.

Делая вывод об отсутствии у Управления Росгвардии по Свердловской области оснований для снятия Макарова Н.Ю. с учета по подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия, исходит из того, что действия Макарова Н.Ю. по отчуждению 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение не могут расцениваться как недобросовестные, приведшие к умышленному и намеренному ухудшению жилищных условий с целью получения единовременной социальной выплаты в большем размере, чем было признано за Макаровым Н.Ю. на дату внесения изменений в учетное дело, поскольку произведя действия по отчуждению доли в жилом помещении, Макаров Н.Ю. действовал по соглашению с другими собственниками жилого помещения, в интересах несовершеннолетних детей. Кроме того, фактически нуждаемость в улучшении жилищных условий имела место быть как до постановки на учет, так и после продажи доли в квартире.

Установив, что на дату постановки на учет Макаров Н.Ю. соответствовал предъявляемым требованиям - имел стаж необходимой продолжительности, не совершал действий, которые могли бы повлиять на определение его нуждаемости в улучшении жилищных условий, его действия по отчуждению принадлежащей ему доли в праве собственности не привели к утрате права на постановку на учет для получения единовременной выплаты, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у ответчика оснований для снятия Макарова Н.Ю. с учета на получение единовременной социальной выплаты.

При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что при разрешении данного спора подлежал установлению не только сам факт отчуждения доли жилой площади в квартире Макарова Н.Ю., но и намерение стороны истца на получение выплаты в большем размере, на что прямо указано в подпункте "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Судебная коллегия отмечает, что в рассматриваемом случае отчуждение истцом доли в праве собственности на жилое помещение не образовывало у него самостоятельного права на получение выплаты, в отсутствие такого права до отчуждения, а лишь это обстоятельство влияет на размер такой выплаты.

Расчет социальной выплаты для приобретения или строительства жилья за вычетом жилой площади, ранее отчужденной, исключает возможность получения истцом выплаты в большем размере, сохраняя право на получение выплаты в ситуации, когда фактические обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, не свидетельствуют о недобросовестном поведении стороны истца.

В личном деле Макарова Н.Ю. имелись сведения о государственной регистрации прекращения права собственности на 1/4 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, при этом после поступления данных сведений жилищной комиссией вопрос о снятии Макарова Н.Ю. с учета не рассматривался, жилищная комиссия не усматривала в факте отчуждения доли в праве собственности истцом действий, влекущих получение социальной выплаты в большем размере. Получив сведения об отчуждении доли в праве собственности Макаровым Н.Ю., жилищная комиссия изменила существующие сведения о потребности семьи в жилплощади в размере 33 кв. м, из которой рассчитывается размер единовременной выплаты.

То обстоятельство, что истец зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> не сохраняет за ним право пользования указанным жилым помещением, поскольку он был вселен в указанное жилое помещение без родства.

Судебная коллегия отмечает, что отчуждение истцом доли в праве собственности на жилое помещение не привело к возникновению у него права на получение единовременной социальной выплаты, так как такое право у него имелось и при наличии у него права собственности на 1/4 доли в праве общей собственности на квартиру по адресу: <адрес>.

Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что истец предоставил сведения о расторжении брака, что исключало предоставление единовременной выплаты исходя из большей площади.

Доводы ответчика о том, что истец подлежал снятию с учета, поскольку реализовал свое право на получение иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджета, а именно в рамках программы «обеспечение жильем молодых семей», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 гг.», отклоняются судебной коллегией как несостоятельные в связи с тем, что решение о снятии истца с учета было принято на основании подп. «б» п. 19 Правил, а не на основании подп. «в» п. 19 Правил, предусматривающего снятие с учета в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты либо получения им за весь период прохождения государственной службы субсидии или иной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводами жилищной комиссии о снятия истца с учета на получение единовременной выплаты по подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223.

Принимая во внимание, что оснований для снятия истца с учета по подпункту "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, не имелось, так как Макаровым Н.Ю. отчуждение доли в праве собственности на жилое помещение произведено вынужденно, без намерений на получение единовременной выплаты в большем размере, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования о признании незаконным решения жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 02.12.2022, оформленное протоколом № 27 от 02.12.2022 о снятии Макарова Николая Юрьевича с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения на основании подп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что истец совершил действия, подпадающие под часть 7 статьи 4 Федерального от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, что является основанием для снятия истца с учета на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не могут быть приняты во внимание, поскольку на момент принятия истца на учет он имел право на получение единой социальной выплаты.

Доводы истца в части незаконности внесения изменений в учетное дело и расчета площади при определении размера социальной выплаты в части исключения из расчета площади доли отчужденной квартиры по адресу: <адрес>, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.

Принимая решение при определении площади для расчета единовременной социальной выплаты, ответчиком учтены необходимый норматив общей площади жилого помещения, в котором нуждается Макаров Н.Ю., отсутствие у него в собственности жилых помещений, площадь отчужденного жилого помещения, которое находилось в его собственности после постановки на учет.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что данное решение принято ответчиком в соответствии с вышеназванными требованиями Федерального закона и Правил, устанавливающих порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ.

Доводы истца о том, что с момента отчуждения доли в жилом помещении, площадью 14,65 кв. м, прошло более пяти лет, и оно не должно учитываться при определении общей площади жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

Так, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно части 7 статьи 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В пункте 9 Правил указано, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Данные положения направлены на реализацию сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, основным критерием которого является несовершение им за последние пять лет до постановки на учет намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, связанных в том числе: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

Само по себе совершение в течение последних пяти лет намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Тот факт, что Макаров Н.Ю. и члены его семьи состояли на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, свидетельствует о нуждаемости истца в жилом помещении исходя из нормативов, установленных Федеральным законом, а наличие жилых помещений в собственности и их отчуждение определяют уровень обеспеченности сотрудника и членов его семьи жилой площадью.

Таким образом, истечение пятилетнего срока с момента отчуждения правового значения при расчете общей площади жилых помещений не имеет. В данном случае площадь отчужденного истцом жилого помещения подлежит учету при определении общей площади жилого помещения.

С учетом изложенного, за истцом надлежит признать право на получение единовременной социальной выплаты для получения единовременной социальной выплаты из расчета 18,35 кв.м.

Разрешая заявленные истцом требования о взыскании единовременной социальной выплаты, судебная коллегия исходит из следующего.

Расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 27).

Согласно пункту 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты расчет размера единовременной выплаты осуществляется органом исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной статьей 7 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по следующей формуле: Р = О x С x Кп x Кс, где: О - общая площадь жилого помещения; С - размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья; Кп - поправочный коэффициент размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья; Кс - поправочный коэффициент размера предоставляемой единовременной выплаты с учетом общей продолжительности службы, определяемый в соответствии с пунктом 30 настоящих Правил.

Пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ установлено, что норма предоставления площади жилого помещения в собственность или по договору социального найма составляет 33 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В настоящее время приказом Минстроя России от 11.12.2023 N 888/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2024 года" норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Уральскому федеральному округу для Свердловской области на 4 квартал 2023 года утвержден в размере 107 612 руб.

При этом размер единовременной выплаты составит 2468350 руб. 25 коп., из расчета 33-14,65х107612х1х1,25.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 финансовое обеспечение расходных обязательств по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции.

В соответствии с распоряжением Департамента строительства Росгвардии от 17.10.2022 № 22/9845 в целях реализации ст. 4 Федерального закона от 19.06.2011 № 247-ФЗ Управлением Уральского округа войск национальной гвардии в адрес Управления Росгвардии по Свердловской области направлено письмо № 600/22-14958 от 19.10.2022 о предоставлении единовременной социальной выплаты, согласно которому предложено в срок до 25.10.2022 направить в квартирно-эксплуатационный отдел копии правовых актов, утверждающих решения жилищных комиссий с ходатайством о предоставлении единовременной выплаты.

Согласно выписке из предложений в план распределения бюджетных ассигнований на предоставление единовременной социальной выплаты Департамента строительства Росгвардии от 17.10.2022 следует, что Макаров Н.Ю. занимает первое место в очереди.

Принимая во внимание приведенные нормативные положения, с учетом главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания единовременной социальной выплаты за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в федеральном бюджете на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников Росгвардии.

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы ответчика Управления Росгвардии по Свердловской области в части того, что истец реализовал свое право на получение выплаты для приобретения жилого помещения, в связи с чем не имеет права на получение ЕСВ, поскольку подпункт "в" пункта 19 Правил, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2021 года N 954, действующий с 02.07.2021 года к Макарову Н.Ю. не применим, поскольку устанавливает юридическую ответственность за получение иной выплаты (субсидии) для приобретения или строительства жилого помещения, выражающуюся в лишении права на получение единовременной социальной выплаты, предусмотренную Законом N 247-ФЗ, поэтому в силу части 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации обратной силы не имеет.

Спорное требование истца возникло 26.12.2012 г. при постановке Макарова Н.Ю. на учет на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, то есть до введения в действие Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223.

Указанная позиция нашла свое отражение в определении Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2022 N 88-5434/2022.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда об отказе в удовлетворении иска подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований (подп. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30.08.2023 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Макарова Николая Юрьевича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Росгвардии по Свердловской области от 02.12.2022, оформленное протоколом № 27 от 02.12.2022, о снятии Макарова Николая Юрьевича с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение и строительство жилого помещения.

Признать за Макаровым Николаем Юрьевичем право на получение единовременной социальной выплаты сотрудникам Управления Росгвардии по Свердловской области для приобретения или строительства жилого помещения из расчета 18,35 кв. м.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пользу Макарова Николая Юрьевича единовременную социальную выплату на приобретение и строительство жилого помещения в размере 2468350 руб. 25 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований Макарова Н.Ю. отказать.

Председательствующий: Зонова А.Е.

Судьи Ершова Т.Е.

Мурашова Ж.А.