НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 24.05.2019 № 33-8295/19

Судья Логунова А.А.

Дело № 33-8295/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

24 мая 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Зоновой А.Е., Ивановой Т.С.,

при секретаре Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Соловьевой М.В. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании права на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности по включению в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе ответчика на заочное решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2018.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Голина М.В. (доверенность № 01 от 09.01.2019 на срок по 31.12.2019), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца и ее представителя по устному ходатайству Соловьева А.Г., просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соловьева М.В. обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту Управление, ответчик) об оспаривании законности отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

В обоснование исковых требований указала, что 05.10.2017 обратилась в Управление с заявлением о включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», представив в обоснование документы о наличии необходимого трудового стажа, а также награждении ее приказом Министра обороны РФ от 26.12.2013 № 995 медалью Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть». Однако в удовлетворении заявления ответчиком отказано, с чем истец не согласна и просила признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» с 13.10.2017 и обязать Управление включить ее с указанной даты в список лиц, претендующих на присвоение указанного звания.

Ответчик возражал против удовлетворения иска.

Заочным решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2018 исковые требования Соловьевой М.В. удовлетворены: за истцом признано право на присвоение звания «Ветеран труда»; на Управление возложена обязанность включить истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

С таким решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе представитель Управления Голин М.В. просил заочное решение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом при разрешении спора норм материального права. Указывая на изменение с 01.07.2016 правового регулирования вопросов присвоения звания «Ветеран труда», апеллянт полагает, что поскольку истец награждена медалью Министерства обороны РФ в 2013 г., применению подлежали нормы законодательства, регулирующие вопросы присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде до 30.06.2016. В силу п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 № 280-УГ), при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено до 30.06.2016, не подлежат учету, если они учреждены министерствами и ведомствами, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Медаль «За трудовую доблесть», которой награждена истец, учреждена Министерством обороны РФ, а потому не дает истцу права на присвоение звания «Ветеран труда».

В возражениях на апелляционную жалобу истец просила оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24.04.2018 решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2018 было отменено, постановлено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Соловьевой М.В.

По кассационной жалобе истца апелляционное определение от 24.04.2018 отменено определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.03.2019, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Свердловский областной суд.

При новом рассмотрении дела судебная коллегия, заслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, согласованных пояснений сторон, Соловьева М.В. 05.10.2017 обратилась в Управление с заявлением о включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», представив в обоснование документы о награждении ее приказом Министра обороны РФ от 26.12.2013 № 995 медалью «За трудовую доблесть» и о продолжительности трудового стажа.

Согласно выписке из приказа № 995 от 26.12.2013, заверенной начальником отделения (присвоения воинских званий и награждения) управления кадров Центрального военного округа, истец награждена медалью «За трудовую доблесть» за отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную и безупречную работу (л.д. 17).

Письмом от 13.10.2017 № 01-12903 истец уведомлена об отказе в удовлетворении ее заявления о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», со ссылкой на то, что в соответствии с п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 № 280-УГ), при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются, в том числе, знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР, Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба (л.д. 13).

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нормами Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ, Положения о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 № 30, приказом Министра обороны РФ от 05.04.2014 № 220 об учреждении медали Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» и утверждении Положения об указанной награде, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленного иска, поскольку медаль «За трудовую доблесть» является ведомственным знаком отличия в труде, основанием награждения которым является добросовестное исполнение трудовых обязанностей, продолжительная безупречная работа, а необходимым условием награждения – наличие стажа не менее 15 лет в Министерства обороны РФ, что соответствует требованиям, установленным к ведомственным знакам отличия в труде в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» и в подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, и с учетом наличия у истца трудового (страхового) стажа, необходимого для назначения пенсии, свидетельствует о наличии у нее права на присвоение звания «Ветеран труда» и незаконности отказа Управления во включении истца в список лиц, претендующих на присвоение указанного звания.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, полагая решение суда по существу правильным, а заявленный Соловьевой М.В. иск - подлежащим удовлетворению, но по иным основаниям, нежели указано судом первой инстанции.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту Закон № 5-ФЗ) порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее по тексту Положение № 458-УГ).

Поскольку реализация права на присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный порядок (п. 3 Положения № 458-УГ), право истца подлежит оценке по нормам законодательства, действующего на момент подачи заявления о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (05.10.2017).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Такая редакция закона действует с 01.07.2016.

Аналогичным образом с 01.07.2016 урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения № 458-УГ (в редакции Указа Губернатора от 20.05.2016 № 280-УГ).

Таким образом, с 01.07.2016 Законом № 5-ФЗ установлены критерии, которым должна отвечать ведомственная награда для того, чтобы быть учтенной при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда», а именно - ведомственная награда должна быть учреждена за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее Закон № 388-ФЗ) за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Пунктом 3 Положения о ведомственных знаках отличия Министерства обороны РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 22.01.2008 № 30, ведомственными знаками отличия являются медали Министерства обороны и другие знаки отличия Вооруженных Сил, в положениях о которых указана их принадлежность к ведомственным знакам отличия.

Медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть», которой награждена истец, является ведомственным знаком отличия в труде, исходя из оснований награждения, установленных приказом Министра обороны РФ от 05.06.2000 № 310 (в редакции приказа Министра обороны РФ от 20.06.2008 № 342), действовавшим на момент награждения истца в 2013 г.

Так, приказом Министра обороны РФ от 05.06.2000 № 310 была учреждена медаль Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть» и утверждено Положение о ней, согласно которому данная награда является ведомственным знаком отличия (пункт 1), ею награждаются лица гражданского персонала Вооруженных Сил РФ: за отличия в выполнении трудовых обязанностей, продолжительную, безупречную работу; за высокие достижения в производственной и научно-исследовательской деятельности; за заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров (пункт 2).

Таким образом, поскольку ни Закон № 5-ФЗ (в редакции до 01.07.2016), ни Положение № 458-УГ (в редакции до 01.07.2016) не содержали такого требования к ведомственным знакам отличия в труде как награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, судебная коллегия приходит к выводу, что по состоянию на 30.06.2016 истец была награждена ведомственным знаком отличия в труде – медалью Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть».

По изложенным мотивам подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом при разрешении спора не были учтены положения п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, в соответствии с которыми с 01.07.2016 обязательным критерием отнесения ведомственного знака отличия в труде к наградам, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», является учреждение такой награды за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Истец, будучи награждена не той ведомственной наградой, которая названа в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ, подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения № 458-УГ, имеет право на присвоение ей звания «Ветеран труда» в силу нормы ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ, учитывая наличие у истца по состоянию на 30.06.2016 страхового стажа не менее 20 лет (что следует из трудовой книжки истца в материалах дела и не оспаривается ответчиком).

Не могут повлечь отмены обжалуемого решения суда и доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что согласно п. 6 Положения № 458-УГ (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 № 280-УГ) не подлежат учету при присвоении звания «Ветеран труда» ведомственные знаки отличия в труде, награждение которыми произведено до 30.06.2016, если они учреждены министерствами и ведомствами, где предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11.01.2019 № 2-П, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1) и утверждая свое верховенство и верховенство федеральных законов на всей ее территории (ст. 4, ч. 2), устанавливает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15, ч. ч. 1, 2). В развитие названных положений, относящихся к основам конституционного строя России, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод посредством, в частности, гражданского и административного судопроизводства (ст. 46, ч. 1, ст. 118, ч. 2), закрепляет, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, ч. 2); будучи независимым и подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, суд общей юрисдикции, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120).

Действительно, согласно п. 6 Положения № 458-УГ к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

При этом не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.

Между тем, норма п. 6 Положения № 458-УГ (п. 6 Положения № 458-УГ) являлась предметом оспаривания, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 № 45-АПГ18-6 пункт 6 названного Положения в части слов «знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба» признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Этим судебным актом установлено, что Губернатор Свердловской области, исключая знаки отличия министерств и ведомств, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, из перечня ведомственных знаков отличия в труде (службе), учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», превысил свои полномочия, сократив круг граждан, имеющих право на присвоение данного звания в силу положений федерального закона. Оспариваемые положения ограничивают права граждан, работающих (работавших) в министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба по трудовому договору, государственных гражданских служащих, проходящих (проходивших) такую службу по контракту, и награжденных в данных организациях знаками отличия, а также граждан, которые по состоянию на 30.06.2016 имели право на присвоение звания «Ветеран труда».

К моменту рассмотрения апелляционной жалобы ответчика судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда (24.05.2019) указанная норма исключена из системы правового регулирования и не может быть учтена судебной коллегией при проверке законности решения ответчика (ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ). Тот факт, что норма признана недействующей с 25.07.2018, а решение ответчиком принято до этой даты, не свидетельствует о законности оспариваемого решения ответчика об отказе во включении Соловьевой М.В. в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку вступившим в силу судебным решением Верховного Суда Российской Федерации подтверждено несоответствие нормы п. 6 Положения № 458-УГ, на которой основывалось решение ответчика об отказе во включении истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», федеральному закону, принятие указанной нормы Губернатором Свердловской области с превышением полномочий и в противоречие с федеральным законодательством.

Таким образом, поскольку по состоянию на 30.06.2016 истец имела ведомственную награду отличия в труде и трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, не менее 20 лет, что в силу ч. 1 ст. 7 Закона № 5-ФЗ (в редакции по состоянию на 30.06.2016) и ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ давало ей право на присвоение звания «Ветеран труда», отказ Управления в удовлетворении заявления истца от 05.10.2017 о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», являлся неправомерным, а иск Соловьевой М.В. – обоснованным и подлежащим удовлетворению. В этой связи заочное решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2018 является по существу правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Зонова А.Е.

Иванова Т.С.