УИД 66RS0004-01-2021-000892-06
Дело № 33-9147/2021
(№ 2-1789/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 23.06.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ивановой Т.С., судей Мурашовой Ж.А., Кокшарова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи помощником судьи Кривоноговой Н.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабушкина ( / / )10 к Военному комиссариату Свердловской области о признании бездействия незаконным, увеличении военного стажа, возложении обязанности произвести перерасчет и доплату пенсии с учетом индексации,
по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2021.
Заслушав доклад судьи Мурашовой Ж.А., объяснения представителя ответчика Сайфуллиной И.П., представителя третьих лиц Уральского таможенного управления и Федеральной таможенной службы России Сорокина С.А., судебная коллегия
установила:
Бабушкин А.Е. обратился с иском к Военному комиссариату Свердловской области, в обоснование которого указал, что в период 1974-1994 годы проходил военную службу, уволен в запас, являлся ветераном военной службы, получателем военной пенсии по выслуге лет с 23.12.1994 по 18.03.2004 и надбавки к ней в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации». После увольнения в запас в период 1995-1998 годы проходил федеральную государственную службу сотрудником таможенных органов Екатеринбургской таможни, в период 1998 – 2004 годы проходил таможенную службу по контракту в качестве офицера (имеющего специальное звание) Екатеринбургской таможни, следовательно, приобрел вновь статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с принятием Конституционным судом Российской Федерации 18.03.2004 Постановления № 6-П, учитывая, что истец к этому времени занимал военную должность в таможенных органах, выплата ему военной пенсии была приостановлена. Имея вновь статус военнослужащего, истец на момент приостановления выплаты военной пенсии обратился в пенсионный отдел Военного комиссариата Свердловской области с заявлением о перерасчете пенсии в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, а именно: наличии выслуги 10 лет в таможенных органах в должности военнослужащего. В удовлетворении заявления было отказано по мотиву того, что выслуга лет в таможенных органах не засчитывается в военную пенсию, поскольку это разные министерства. При повторном обращении с аналогичным заявлением истец вновь получил отказ в перерасчете пенсии, также ему стало известно, что ядерная надбавка не выплачивается при переходе с одной государственной службы на другую, несмотря на то, что она пожизненная и ежемесячная. В настоящее время истец не является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, поскольку после выхода на пенсию выбрал получение таможенной пенсии, однако в силу закона имеет право перевода обратно на военную пенсию, при расчете которой необходимо учитывать выслугу 10 лет в таможенных органах в качестве военнослужащего. По мнению истца, отказ ответчика зачесть данную выслугу в общий пенсионный стаж влечет ограничение его права на социальное обеспечение, гарантированное ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, неполучение дополнительной суммы пенсии, в том числе с учетом ядерной надбавки. На основании п. «б» ст. 49, ст. 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ответчик должен произвести перерасчет процентной надбавки за выслугу лет (входящей в денежное довольствие) и увеличение размера пенсии при переходе к военной пенсии Министерства обороны Российской Федерации по последней штатной должности инженера отдела войсковой части 40274 с учетом прибавки 10 лет службы в таможенных органах в качестве военнослужащего. На основании изложенного, истец просил признать бездействие ответчика незаконным и зачесть в общий военный стаж истца 10 лет службы в таможенных органах; возложить на ответчика обязанность пересмотреть и выплатить часть пенсии (надбавку) в полном объеме за период с даты приостановления выплаты 18.03.2004 по день перерасчета, так как пенсия выплачивалась в меньшем размере (без учета ядерной надбавки); произвести индексацию суммы недоплаченной пенсии в соответствии с ростом индекса потребительских цен по Свердловской области с даты приостановления выплаты 18.03.2004 по день перерасчета.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 09.03.2021 исковые требования Бабушкина А.Е. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, полагая, что суд применил неправильное толкование закона, подлежащего применению. В настоящее время ему выплачивается пенсия в меньшем размере, что ограничивает право истца на социальное обеспечение, гарантированное ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Сайфуллина И.П. и представитель третьих лиц Уральского таможенного управления и Федеральной таможенной службы России Сорокин С.А. возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы.
Истец, представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации о слушании дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Бабушкин А.Е. с 19.08.1974 по 26.12.1994 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации.
23.12.1994 истец уволен в запас, являлся ветераном военной службы, получателем военной пенсии по выслуге лет в период с 23.12.1994 по 18.03.2004.
С 25.05.1995 по 17.08.2004 Бабушкин А.Е. служил в Екатеринбургской таможне, в том числе с 05.05.1998 по контракту, который перезаключался каждый раз при назначении на новую должность.
Приказом Екатеринбургской таможни от 16.08.2004 № 154-К Бабушкин А.Е. уволен, при этом выслуга лет в таможенных органах для назначения и выплаты пенсии по состоянию на 17.08.2004 составляла 29 лет 07 месяцев 00 дней.
С 18.08.2004 Бабушкин А.Е. является пенсионером таможенных органов Российской Федерации, пенсия за выслугу лет от таможенных органов Российской Федерации назначена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон № 166) установление пенсии производится по заявлению гражданина, обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее по тексту – Закон № 4468-1).
В ст. 1 Закона № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. «б» настоящей статьи, и их семей).
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. «а» ст. 13 Закона № 4468-1 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Из содержания п. «а» ст. 13 Закона № 4468-1 следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом № 4468-1.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации (статья 1). Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статья 2).
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 114-ФЗ пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Согласно подп. «а» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются: исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы): в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; в том числе указанное в ст. 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Разрешая спор, суд обоснованно учел правовую позицию, выраженную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона № 4468-1, о том, что предписания Федерального закона № 114-ФЗ, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям Закона № 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.11.2004 № 320-О, принятом по ходатайству Федеральной таможенной службы об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П, повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не могут и не должны иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы в таможенных органах такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам таможенных органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, выплата которой была приостановлена в связи с поступлением на службу (пункт 2.1).
Суд первой инстанции, разрешая спор, пришел к выводу о том, что время службы в таможенных органах в специальный стаж при назначении пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации лицам, уволенным с военной службы, не засчитывается и не влечет увеличения выслуги лет по военной службе, а также увеличения размера ранее назначенной пенсии. Период службы в таможенных органах засчитывается в специальный стаж при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам таможенных органов, которую с 18.08.2004 и получает истец как сотрудник таможенных органов, а не как бывший военнослужащий по линии Министерства обороны Российской Федерации. В связи с чем, суд не усмотрел оснований для перерасчета пенсии с 18.08.2004 с учетом дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации № 1563 от 23.08.2000 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», отметив, что истец не лишен возможности осуществить переход на получение военной пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, но без учета выслуги лет в таможенных органах.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Учитывая отказ в удовлетворении основных требований Бабушкина А.Е. о признании бездействия ответчика незаконным, перерасчете пенсии с учетом «ядерной» надбавки, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении производных исковых требований о возложении на ответчика обязанности произвести индексацию невыплаченных сумм.
В целом доводы апелляционной жалобы истца были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении суда им дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств. Жалоба не содержит ссылку на обстоятельства, ставящие под сомнение выводы суда, свидетельствующие о незаконности обжалуемого решения. Доводы истца сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств по делу, оснований для переоценки которых, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 09.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Председательствующий Т.С. Иванова
Судьи Ж.А. Мурашова
Е.В. Кокшаров