НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 21.03.2019 № 33-4189/19

Судья Морозова Н.Р.

Дело № 33-4189/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

21.03.2019

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Москаленко Ю.П.,

судей

Бурматовой Г. Г.,

Ильиной О.В.,

при секретаре Кривовой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Салиховой Ю.Ю. к Управлению жилищного и коммунального хозяйства администрации г. Екатеринбурга о признании решения незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 23.10.2018,

заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., пояснения представителя истца Чуриной М.А. по доверенности от 15.06.2018, представителя ответчика Кукушкиной М.Н по доверенности от 25.12.2018, судебная коллегия

установила:

Салихова Ю.Ю. обратилась в суд с иском к Управлению жилищного и коммунального хозяйства администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным решения управления от 23.04.2018 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению этой субсидии, взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 30000 руб.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 23.10.2018исковые требования удовлетворены. Судом постановлено: признать незаконным решение Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга, изложенное в уведомлении от 23.04.2018 об отказе в предоставлении субсидии. Возложить на Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга обязанность по назначению Салиховой Ю.Ю. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании ее заявления от 10.04.2018. Взыскать с муниципального образования «Город Екатеринбург» в лице управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации города Екатеринбурга за счет казны муниципального образования "город Екатеринбург" в пользу Салиховой Ю.Ю. расходы на оплату услуг представителя в сумме 8000 руб.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку принимая решение о том, что договор и расписки, представленные истцом в подтверждение дохода, не подтверждают наличие трудовых отношений, суд первой инстанции не исключил занятие предпринимательской деятельностью, в связи с чем полагает, что Салихова Ю. Ю. не в полном объеме представила доказательства в подтверждение своего дохода для расчета субсидии, а представленные доказательства являются недостоверными.

В отзыве на апелляционную жалобу истец указала на законность и обоснованность постановленного решения суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержала, а представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте Свердловского областного суда.

Руководствуясь ч. 2.1. ст. 113, ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку информация о рассмотрении дела своевременно была размещена на сайте Свердловского областного суда, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу при установленной явке.

Заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения суда.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

Согласно подп. "д" п. 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (пункт 32 Правил).

Согласно подп. "ж" п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе алименты, получаемые членами семьи, в том числе оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации

Пунктом 10 Правил не допускается требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9.

Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении) по заявлению обратившегося гражданина.

Как установлено судом и следует из материалов дела, В подтверждение своего дохода за период с октября 2017 г. по март 2018 г. заявителем представлен договор оказания услуг, от 01.06.2017, заключенный между Салиховой Ю.Ю. и Ч., в соответствии с которым истец обязалась оказывать третьему лицу услуги по присмотру за несовершеннолетним ребенком третьего лица. Стоимость услуг определена сторонами в сумме 150 руб. в час и оплачивается заказчиком по факту оказания услуг о чем исполнителем в последний день месяца составляется расписка на общую сумму.

Истцом в управление представлены расписки о получении денежных средств за период с октября 2017 по март 2018 в общей сумме 5250 руб.

По результатам рассмотрения представленного истцом заявления ответчик направил истцу уведомление об отказе в предоставлении субсидии в связи с наличием неполных и (или) заведомо недостоверных сведений в документах Салиховой Ю.Ю., содержащих сведения о доходах или их отсутствии.

Из ответа управления на жалобу Салиховой Ю.Ю. от 24.05.2018, пояснений представителя ответчика следует, что основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило то, что представленный заявителем договор от 01.06.2017 не был зарегистрирован в администрации г. Екатеринбурга в соответствии со ст. 303 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 29.06.2012 N 2819 "Об утверждении Административного регламента предоставления Управлением делами Администрации города Екатеринбурга муниципальной услуги "Регистрация трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также факта прекращения этих трудовых договоров".

Разрешая спор о праве Салиховой Ю.Ю. на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и проверяя обоснованность действий об отказе в предоставлении компенсации, суд первой инстанции, с учетом положений вышеприведенных норм, пришел к обоснованному выводу, что правоотношения сторон договора не регулируются трудовым законодательством, необходимость уведомительной регистрации данного договора в органе местного самоуправления отсутствует.

Судебная коллегия находит такие выводы суда правильными, основанными на исследованных доказательствах и постановленных в соответствии с нормами материального права, регулирующих спорные правоотношения.

По смыслу положений ст. ст. 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации характерными признаками трудовых отношений вне зависимости от оформления письменного трудового договора являются: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.

Принимая во внимание, что представленный договор и расписки не подтверждают совокупность указанных обстоятельств, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что спорные правоотношения нельзя квалифицировать как трудовые.

Не находит судебная коллегия оснований для отмены постановленного решения суда и по доводам ответчика о непредставлении доказательств получения дохода от предпринимательской деятельности, учитывая, что гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем в соответствии с п. 70 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных в 2017 - 2018 годах физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в том числе по присмотру и уходу за детьми.

При таком положении доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставления дополнительных документов со ссылкой на положения ст. 346.24 налогового кодекса Российской Федерации судебной коллегией отклоняются.

Доводы апелляционной жалобы об обязанности ответчика оценивать полноту предоставленных заявителем сведений не свидетельствуют об обоснованности вынесенного отказа в предоставлении субсидии, притом что пункт 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусматривает право уполномоченных органов проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации. Данным правом ответчик не воспользовался, свое суждение о неполноте предоставленных сведений о доходах не проверил, в связи с чем данное суждение не подтверждено и не могло лечь в основу отказа истице в предоставлении субсидии.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции истца, выраженной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей свое отражение и оценку в принятом судом по делу решении. Нарушений норм процессуального права судом не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 23.10.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий:

Ю.П. Москаленко

Судьи:

Г.Г. Бурматова

О.В. Ильина