УИД 66RS0021-01-2023-000652-51
дело № 33-565/2024 (2-622/2023) |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург | 21.02.2024 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Зоновой А.Е.,
судей Сорокиной С.В., Ершовой Т.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серебряковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе ответчика на решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 11.09.2023.
Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е., объяснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В обоснование исковых требований истец указала, что 14.04.2022 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ Отделения Социального фонда РФ по Свердловской области от 20.07.2022 года ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого стажа. Согласно данному решению, истец имеет страховой стаж 25 лет 7 месяцев 6 дней, специального стажа 16 лет 2 месяца 19 дней. Указанным решением не включены в страховой стаж периоды работы с 14.02.1991 по 31.08.1994 (03 года 06 месяцев 18 дней)- Средняя школа №7- учитель (основание отказа: в поступивших ответах на запросы, отправленные в компетентный орган Республики Казахстан о предоставлении необходимой информации, требуемые сведения отсутствуют); с 15.04.1996 по 14.09.1998 (02 года 05 месяцев 00 дней)- Средняя школа №3- учитель начальных классов (основание отказа: в поступивших ответах на запросы, отправленные в компетентный орган Республики Казахстан о предоставлении необходимой информации, требуемые сведения отсутствуют. Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет- не предусмотрено пунктом 5 Правил Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, который содержит исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение); с 15.09.1998 по 24.08.2001 (02 года 11 месяцев 10 дней)- Средняя школа №3- учитель начальных классов (основание отказа: в поступивших ответах на запросы, отправленные в компетентный орган Республики Казахстан о предоставлении необходимой информации, требуемые сведения отсутствуют); с 25.08.2001 по 29.08.2005 (04 года 00 месяцев 05 дней)- Средняя школа №3- заместитель директора по воспитательной работе (основание отказа: в поступивших ответах на запросы, отправленные в компетентный орган Республики Казахстан о предоставлении необходимой информации, требуемые сведения отсутствуют); с 17.04.2013 по 17.04.2013 (00 лет 00 месяцев 01 день)- Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4- учитель (основание отказа: периоды нахождения на семинаре не предусмотрены пунктом 5 Правил Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, который содержит исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение); с 03.03.2016 по 03.03.2016 (00 лет 00 месяцев 01 день)- Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4- учитель (основание отказа: периоды нахождения на семинаре не предусмотрены пунктом 5 Правил Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, который содержит исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение); иные периоды не включены по причине того, что отпуск без сохранения заработной платы не предусмотрены пунктом 5 Правил Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, который содержит исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Всего ответчиком не было принято к зачету 12 лет 11 месяцев 15 дней. Считает, что общий стаж её педагогической деятельности составляет 26 лет 08 месяцев 24 дня, то есть больше 25 лет, величина ИПК страховой пенсии по старости составляет 69,065, просит признать незаконным решение ГУ Отделения Социального фонда РФ по Свердловской области от 20.07.2022 года, обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы: с 14.02.1991 по 31.08.1994 (03 года 06 месяцев 18 дней) в должности учителя Средней школы №7; с 15.09.1998 по 24.08.2001 (02 года 11 месяцев 10 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы №3; с 25.08.2001 по 29.08.2005 (04 года 00 месяцев 05 дней) в должности заместителя директора по воспитательной работе Средней школы №3; с 17.04.2013 по 17.04.2013 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения на семинаре; с 03.03.2016 по 03.03.2016 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения на семинаре и обязать ответчика назначить выплату досрочной страховой пенсии по старости с 14.04.2022 года.
Решением Богдановичского городского суда Свердловской области от 11.09.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Судом постановлено: признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области №347937/22 от 20.07.2022 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным;
обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды трудовой деятельности»:
-с 14.02.1991 по 31.08.1994 (03 года 06 месяцев 18 дней) в должности учителя Средней школы №7;
-с 15.09.1998 по 24.08.2001 (02 года 11 месяцев 10 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы №3;
-с 25.08.2001 по 29.08.2005 (04 года 00 месяцев 05 дней) в должности заместителя директора по воспитательной работе Средней школы №3;
-с 17.04.2013 по 17.04.2013 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения на семинаре;
-с 03.03.2016 по 03.03.2016 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения на семинаре;
обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 14.04.2022 года.
С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб. 00 коп.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на неправильное применение и неправильное толкование судом положений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании. Полагает, что судом сделан безосновательный вывод о том, что периоды работы истца с 14.02.1991 по 31.08.1994, с 15.09.1998 по 24.08.2001, с 25.08.2001 по 29.08.2005 подлежат включению в стаж, поскольку компетентными органами Республики Казахстан спорные периоды работы не подтверждены. Кроме того, с учетом отмены института досрочных пенсий в республике Казахстан, при документальном подтверждении, спорные периоды могут быть учтены в страховой стаж на общих основаниях. Согласно архивной справке от 23.09.2019 № 3т/б-138/219 истица принята на работу с 01.09.1994 учителем начальных классов, что также подтверждается справками о начислении заработной платы с указанного периода, вместе с тем судом безосновательно включен период работы истца с 14.02.1991 по 31.08.1994, при отсутствии документального подтверждения начисления заработной платы. Также из представленных документов следует, что истец работала заместителем директора и учителем географии в период с 25.08.2001 по 29.08.2005, информация о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы по каждой из должностей отсутствует, при этом суммирование должностей не предусмотрено ввиду различных норм рабочего времени. Также у истца имели место отвлечения от работы: проблемные курсы (срок не установлен), сдача сессии с 01 по 03.12.2003. Кроме того не представлены сведения о начислении и уплате страховых взносов в Республике Казахстан за указанные периоды. Указывает, что бремя представления доказательств, подтверждающих занятость на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, возлагается на истца и на работодателя, при том, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные работодателем на основании первичных документов, не содержат кодов льготы, действующий работодатель корректировку указанных ведений не производит. Судом неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
На стадии подготовки дела к рассмотрению судебной коллегией разъяснено стороне истца право представить дополнительные доказательства относительно работы истца на полную ставку учителя в школах, а также об уплате страховых взносов за период работы после 01.01.2002 г.
Истцом в качестве дополнительных доказательств представлены уточняющая справка от КГУ «Общеобразовательная школа № 7» (Республика Казахстан) о педагогической нагрузке истца за период с 14.02.1991 по 31.08.1994, уточняющая справка от КГУ «Общеобразовательная школа № 3» (Республика Казахстан) о педагогической нагрузке истца за периоды работы с 15.04.1996 по 14.09.1999, с 15.09.1998 по 24.08.2001 и с 25.08.2001 по 29.08.2005. Иных документов истцом не представлено.
Представитель истца ФИО2 в заседании судебной коллегии возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
Истец ФИО1, представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явились. В материалах дела имеются сведения об извещении не явившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции (истец посредством направления телефонограммы, ответчик путем направления извещения по электронной почте, а также посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».
С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 14.04.2022 года ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ в по Свердловской области от 20.07.2022 года № 347937/22 ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости пенсии по пункту 19 части 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого законом стажа (не менее 25 лет).
Согласно решению ответчика ФИО1 имеет страховой стаж – 25 лет 07 месяцев 06 дней, специальный стаж – 16 лет 02 месяца 19 дней. Величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 69,065.
В стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы:
-с 14.02.1991 по 31.08.1994 (03 года 06 месяцев 18 дней) в должности учителя Средней школы №7;
-с 15.04.1996 по 14.09.1998 (02 года 05 месяцев 00 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы №3;
-с 15.09.1998 по 24.08.2001 (02 года 11 месяцев 10 дней) в должности учителя начальных классов Средней школы №3;
-с 25.08.2001 по 29.08.2005 (04 года 00 месяцев 05 дней) в должности заместителя директора по воспитательной работе Средней школы №3;
-с 02.11.2009 по 03.11.2009 (00 лет 00 месяцев 02 дня) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
-с 05.11.2009 по 06.11.2009 (00 лет 00 месяцев 02 дня) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
-с 17.04.2013 по 17.04.2013 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения на семинаре;
-с 25.11.2013 по 25.11.2013 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
-с 26.11.2013 по 26.11.2013 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
-с 03.03.2016 по 03.03.2016 (00 лет 00 месяцев 01 день) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения на семинаре;
-с 10.05.2016 по 13.05.2016 (00 лет 00 месяцев 04 дня) в должности учителя Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4- период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Согласно трудовой книжке ЕТ-I № 687609 ФИО3 14.02.1991 назначена учителем русского языка и литературы Средней школы №7 (Приказ № 16 от 14.02.1991),31.08.1994 уволена в порядке перевода в Среднюю школу № 3 (Приказ № 43 от 31.08.1994). 01.09.1994 принята учителем начальных классов в Среднюю школу № 3 (Приказ № 190 от 01.09.1994), 25.08.2001 переведена и назначена заместителем директора по воспитательной работе и учителем географии (Приказ № 179 от 25.08.2001), 25.08.2006 уволена по собственному желанию (Приказ № 122 от 25.08.2006).
Согласно справке №79 от 22.08.2023 года, выданной ГУ «Аппарат ФИО4 сельского округа Осакаровского района Карагандинской области Республики Казахстан, ФИО5 проживала в сельской местности в селах, находящихся на территории Пионерского сельского округа, Осакаровского района, Карагандинской области с 1994 по 2006 гг.
Исходя из справки №02-27/190 от 28.08.2023, выданной Коммунальным государственным учреждением «Общеобразовательная школа №3» отдела образования Осакаровского района Управления образования Карагандинской области, ФИО5 в период с 15.04.1996 года по 14.09.1998 год работала учителем начальных классов с полной педагогической нагрузкой; с 15.09.1998 года по 24.08.2001 года работала учителем начальных классов с полной педагогической нагрузкой; с 25.08.2001 года по 29.08.2005 год работала заместителем директора по воспитательной работе с полной педагогической нагрузкой. Отчисления в пенсионный фонд шли по полной педагогической нагрузке.
Кроме того, справкой №02-23/275 от 28.08.2023 подтверждается, что Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа №7» находится в сельской местности.
Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В силу статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон (часть 2). В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3). В случаях, предусмотренных данным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Статьей 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (часть 2).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 г. Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 г.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 г. предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 г., а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С 1 января 2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (ратифицировано Российской Федерацией 9 ноября 2020 г. Федеральным законом N 354-ФЗ) (далее - Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).
Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
В силу статьи 10 Соглашения ЕАЭС уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы ЕАЭС) по вопросам, связанным с реализацией данного Соглашения, на безвозмездной основе. Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения данного Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов. Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных. Реализация данного Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм
Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.
В целях реализации статьи 10 Соглашения ЕАЭС решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. N 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. (далее - Порядок взаимодействия).
Порядок взаимодействия определяет правила взаимодействия уполномоченных и компетентных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, а также с Евразийской экономической комиссией в целях реализации норм Соглашения. Взаимодействие осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза в рамках реализации общих процессов путем обмена сведениями, необходимыми для назначения и выплаты пенсий, а также иными сведениями, имеющими значение для применения Соглашения. До перехода на использование интегрированной системы взаимодействие между компетентными органами и Комиссией осуществляется в бумажном виде путем обмена формулярами, предусмотренными пунктом 3 данного Порядка взаимодействия, а также документами, необходимыми для назначения и выплаты пенсии.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 г. Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просила обязать пенсионный орган включить в ее страховой и специальный стаж периоды работы с 14.02.1991 по 31.08.1994, с 15.09.1998 по 24.08.2001, с 25.08.2001 по 29.08.2005, т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о том, что подтверждение стажа работы в спорные периоды на территории Республики Казахстан возможно только на основании формуляра, предусмотренного Соглашением ЕАЭС, и полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о применении положений Соглашения от 13 марта 1992 г., в соответствии с которым к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется в том числе Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности.
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, подлежащими применению к спорным отношениям, предусмотрены должности - учитель, директор (начальник, заведующий), а пунктом 1.1 раздела "Наименование учреждений" этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, лицеи.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 данных Правил работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 01 сентября 2000 года засчитывается в специальный стаж независимо от ведения преподавательской работы. Данная работа за период, начиная с 01 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год.
В силу части 1 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года N 94, постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 603), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляла 18 часов в неделю - для учителей 5 - 11 (12) классов общеобразовательных учреждений. Норма преподавательской работы для заместителей директоров учреждений указанными нормативными актами не установлена.
Из изложенных норм права следует, что право на досрочное назначение пенсии имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях, к которым, в том числе, отнесены лицеи. Периоды их работы после 01 сентября 2000 года по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (при работе в 5-11 (12) классах не менее 18 часов в неделю).
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы, суд первой инстанции исходил из доказанности работы истца учителем в спорные периоды, уплаты страховых пенсионных взносов за истца в Республике Казахстан.
Вопрос о выполнении истцом нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), в период с 01.09.2000 суд первой инстанции не выяснял, документы о выполнении истцом такой педагогической нагрузки при работе в названных должностях и школах в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из представленной истцом в заседание коллегии справки Коммунального государственного учреждения «Общеобразовательная школа № 3» (Республика Казахстан) № 02-27/150 от 26.12.2023 г. следует, что в период с 15.09.1998 по 24.08.2001 истец работала учителем начальных классов, ее педагогическая нагрузка в неделю составляла 18 часов, в период с 25.08.2001 по 29.08.2005 истец работала заместителем директора по воспитательной работе и учителем географии и валеологии, педагогическая нагрузка составляла 18 часов в неделю.
Само по себе выполнение истцом работы в должности заместителя директора школы по воспитательной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, не исключает возможность включения спорных периодов в специальный страховой стаж в связи с работой учителем географии при выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (при работе в 5-11 (12) классах не менее 18 часов в неделю).
С учетом справки Коммунального государственного учреждения «Общеобразовательная школа № 3» (Республика Казахстан) № 02-27/150 от 26.12.2023 г. подтверждена работа истца с 01.09.2000 по 29.08.2005 на ставку заработной платы с недельной педагогической нагрузкой 18 часов, равной нормативно установленной за ставку заработной платы.
Доводы апелляционной жалобы в части необоснованности включения периода с 14.02.1991 по 31.08.1994 ввиду отсутствия сведений о начислении заработной платы, судебной коллегией отклоняются, поскольку факт приема истца учителем в Среднюю школу №7 подтверждается записями в трудовой книжек, кроме того согласно архивной справки № 3ж/Б-318 от 21.10.2016, имеются лицевые счета начисления заработной платы работников Средней школы № 7, где ФИО3 значится с февраля 1991 по июль 1994 г.
Кроме того, в материалах пенсионного дела имеется архивная справка Коммунального государственного учреждения «Государственный архив Осакаровского района» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области Республики Казахстан № 2-1-Б-117 от 12.08.2022 г., из которой следует, что с февраля 1991 по август 1994 г. ФИО5 начислена заработная плата.
Отклоняются судебной коллегией и доводы ответчика, что истец работала заместителем директора и учителем географии в период с 25.08.2001 по 29.08.2005, информация о выполнении нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы по каждой из должностей отсутствует, при этом суммирование должностей не предусмотрено ввиду различных норм рабочего времени, поскольку в ходе рассмотрения установлено, что в указанный период истцом вырабатывалась недельная педагогическая нагрузка в должности учителя географии.
Также истцом были заявлены и удовлетворены судом первой инстанции требования о включении в специальный стаж 03.03.2016 (1 день) и 17.04.2013 (1 день) как время нахождения на семинаре.
Согласно п.п. 4,5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 11.07.2002 №516, стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости включения указанных дней нахождения на семинаре в специальный стаж истца, поскольку в эти дни за истцом сохраняется средний заработок, с которого работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия отмечает, что ответчиком в апелляционной жалобе не приведено доводов и правовых обоснований для исключения указанных периодов из стажа истца.
Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы ответчика в части того, что истцом не представлены сведения о начислении и уплате страховых взносов в Республике Казахстан за спорные периоды.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р, периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 N ЛЧ-25-25/3283 на территории Республики Казахстан уполномоченным органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов, является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".
Документов, выданных указанным органом, подтверждающих уплату страховых взносов, истец суду не представила.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы для включения их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Судебной коллегией неоднократно разъяснялось стороне истца о необходимости предоставления указанных сведений, в ходе апелляционного рассмотрения два раза в судебном заседании объявлялся перерыв с целью предоставления истцу возможности предоставить необходимые сведения, однако истец предоставленной ей возможностью не воспользовалась, сведения об уплате страховых взносов не представила, указав лишь на то, что направила письменный запрос в компетентный орган Республики Казахстан.
Судебная коллегия считает, что истцом не представлено надлежащих доказательств уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в части периода работы с 01.01.2002 по 29.08.2005 в связи, с чем у пенсионного органа отсутствовали основания для включения спорного периода в страховой стаж истца. Пенсионным органом возложенная обязанность по запросу необходимых сведений исполнена, однако ответа на направленный формуляр «Запрос» от компетентного органа в адрес пенсионного органа не поступило.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что права истца на пенсионное обеспечение не ограничиваются, поскольку при предоставлении надлежащего документа об уплате страховых взносов, спорный период может быть зачтен в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости при обращении в пенсионный орган.
При изложенных обстоятельствах, пенсионным органом обоснованно не был включен в специальный стаж истца период работы с 01.01.2002 по 29.08.2005, за который не представлено сведений об уплате страховых взносов, а решение суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности зачесть в страховой стаж указанный период подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
С учетом отсутствия оснований для включения в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002 по 29.08.2005 (3 года 7 месяцев 29 дней), на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, у истца отсутствовал требуемый специальный для назначения досрочной страховой пенсии по старости стаж, в связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 14.04.2022 подлежат оставлению без удовлетворения, а решение суда первой инстанции в указанной части отмене.
Также подлежит отмене решение суда в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения №347937/22 от 20.07.2022 года в части отказа в назначении страховой пенсии по старости, невключении периода работы с 01.01.2002 по 29.08.2005 в специальный страховой стаж с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению; решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда в части включения в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периода работы с 01.01.2002 по 29.08.2005 года, назначении досрочной страховой пенсии с 14.04.2022 года, признания решения пенсионного органа в указанной части незаконным, не соответствует.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 11.09.2023 отменить в части удовлетворения исковых требований ФИО1 о признании решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области №347937/22 от 20.07.2022 года незаконным в части отказа в назначении страховой пенсии по старости и в части невключения периодов работы в специальный стаж с 01.01.2002 по 29.08.2005, также решение этого же суда от 11.09.2023 отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области обязанности включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. периоды трудовой деятельности истца с 01.01.2002 по 29.08.2005 в должности заместителя директора по воспитательной работе Средней школы №3 и в части назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости с 14.04.2022.
Принять в названной части новое решение, которым отказать в удовлетворении указанных требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области.
В остальной части решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 11.09.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Зонова
Судьи С.В. Сорокина
Т.Е. Ершова