Судья Насыков И. Г. Дело № 33-2484/2020
№ 2-650/2019
66 RS0021-01-2019-001000-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 февраля 2020 года г. Екатеринбург
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Колесниковой О. Г.,
судей Ивановой Т. С.
Редозубовой Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановичского городского прокурора, действующего в защиту ФИО1, неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Богданович», Министерству социальной политики Свердловской области о взыскании компенсации морального вреда, устранении нарушений трудового законодательства
по апелляционным жалобам ответчиков на решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 20 ноября 2019 года
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском арбитражном процессе Прокуратуры Свердловской области Беловой К. С., возражавшей относительно доводов апелляционной жалоб, судебная коллегия
установила:
Богдановичский городской прокурор, действующий в защиту ФИО1, неопределенного круга лиц, обратился с иском к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Богданович» (далее по тексту - «Социально-реабилитационный центр»), Министерству социальной политики Свердловской области (далее по тексту-Министерство») о защите трудовых прав.
В обоснование иска указал, что в соответствии с положениями ст. 129, ч.1 и 3 ст. 133 и ч.ч. 1-4, 11 ст. 133. 1 ст. первойТрудового кодекса Российской Федерации не предполагается включение в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. В ходе проведения проверки по обращению ФИО1 (младший воспитатель Социально-реабилитационного центра) установлено, что за 9 месяцев 2019 года ей начислялась заработная плата исходя из минимального размера оплаты труда без учета оплаты ночных, доплаты за работу в интернате. Общая сумма недоплаты составила 23 853 руб. 82 коп. Штатное расписание Социально-реабилитационного центра вышеуказанные положения закона об оплате труда работников не учитывает, что свидетельствует о несоблюдении прав работников на оплату труда, предусмотренную ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации.
С учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор просил взыскать с Социально - реабилитационного центра в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в сумме 23 853 руб. 82 коп., компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями работодателя, в размере 10 000 руб., взыскать денежную компенсацию (проценты) за задержку выплаты заработной платы, возложить на Социально - реабилитационный центр, Министерство социальной политики Свердловской области обязанность по разработке и утверждению штатного расписания с учетом положений трудового законодательства, предусмотрев размер заработной платы работникам свыше минимального размера оплаты труда при начислении доплат и надбавок компенсационного характера (вредные условия, ночное время, сверхурочная работа, работа в интернате, совмещение), премиальных выплат, доплат за стаж и квалификационную категорию.
Определением Богдановичского городского суда от 20 ноября 2019 года производство по делу в части взыскания с ответчика задолженности по заработной плате в сумме 23 853 руб. 82 коп., денежной компенсации (проценты) за задержку выплаты заработной платы прекращено в связи с отказом от иска, поскольку данные требования удовлетворены в добровольном порядке.
Решением Богдановичского городского суда Свердловской области от 20 ноября 2019 года исковые требования прокурора удовлетворены частично.
С Социально-реабилитационного центра в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.
На Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Богданович», Министерство, возложена обязанность разработать и утвердить штатное расписание с учетом положений трудового законодательства, предусмотрев размер заработной платы работникам свыше минимального размера оплаты труда при начислении доплат и надбавок компенсационного характера (вредные условия, ночное время, сверхурочная работа, работа в интернате, совмещение), премиальных выплат, доплат за стаж, квалификационную категорию.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С указанным решением не согласились ответчики. В апелляционных жалобах просят решение суда в части возложения обязанности по разработке и утверждению штатного расписания отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении названной части требований. Ссылаются на то, что порядок разработки штатного расписания действующее трудовое законодательство не регламентирует, действующее штатное расписание в организации не может рассматриваться как нарушение прав работников на установление заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда.
В заседание судебной коллегии стороны не явились. Истец извещен посредством СМС-сообщения 20 января 2020 года. Ответчики извещены посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет».
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть настоящее дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения на ответчиков обязанности по разработке и утверждению штатного расписание с учетом положений трудового законодательства, предусмотрев размер заработной платы работникам свыше минимального размера оплаты труда при начислении доплат и надбавок компенсационного характера (вредные условия, ночное время, сверхурочная работа, работа в интернате, совмещение), премиальных выплат, доплат за стаж, квалификационную категорию, суд первой инстанции исходил из несоблюдения Социально-реабилитационным центром положений ст. 129, ч.1 и 3 ст. 133 и ч.ч. 1-4, 11 ст. 133. 1 ст. первойТрудового кодекса Российской Федерации, согласно которым не предполагается включение в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Богданович» создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, профилактики безнадзорности и беспризорности, социальной реабилитации несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Учредителем и собственником имущества казенного учреждения является Свердловская область. Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляет Министерство социальной политики Свердловской области, за исключением полномочий по: 1) назначению руководителя казенного учреждения и освобождению его от должности; 2) реорганизации и ликвидации казенного учреждения, а также изменению его типа.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 23 марта 2017 года № 170-ПП утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания Свердловской области.
Согласно п. 3 данного Положения штатное расписание Социально-реабилитационного центра утверждается его руководителем.
Таким образом, правовых оснований на возложение обязанности по разработке и утверждению штатного расписания Социально-реабилитационного центра на Министерство социальной политики у суда не имелось.
Требования вышеуказанных норм закона при принятии решения судом первой инстанции учтены не были.
Штатное расписание - это основной документ, который применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с учредительным документом (уставом или положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Этот документ дает руководству право на укомплектование организации и ее структурных подразделений работниками. На основе штатного расписания кадровая служба ведет подбор сотрудников на вакантные должности, формирует резерв на выдвижение, организует повышение квалификации кадров.
Постановлением Госкомстата России от 05 января 2004 года № 1 (далее - Постановление Госкомстата России № 1) предусмотрено, что унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе форма № Т-3 «Штатное расписание», применяются в организациях всех форм собственности.
На основе штатного расписания устанавливаются наименования должностей, специальностей, профессий, которые отражаются в трудовых договорах и иной кадровой документации.
В графе 5 указываются оклады (тарифные ставки), устанавливаемые за выполнение работ в соответствии с профессиями (должностями), перечисленными в графе 3. Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Размеры окладов (тарифных ставок) в соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Надбавки (графы 6 - 8) также должны быть предусмотрены системой оплаты труда. Виды и размеры надбавок устанавливаются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В графе 9 определяется месячный фонд оплаты труда по каждой должности. Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденным Постановлением Госкомстата России № 1, в штатном расписании заработную плату можно указывать не только в рублях, но и с помощью процентов, коэффициентов и т.д.
Действующее законодательство не устанавливает требований к указанию в штатном расписании той суммы заработной платы, которая выплачивается работнику по итогам работы за месяц, оно не содержит информации о заработной плате и других персональных данных конкретных работников. В учреждении со сменным графиком работы оплата труда работников, которым установлен должностной оклад, увеличивается на размер доплат за работу в ночное время, сверхурочную работу, и оплачивается в зависимости от числа фактически отработанных часов в конкретном месяце.
Таким образом, представленное в материалы дела штатное расписание Социально-реабилитационного центра прав его работников, не нарушает. В силу закона не предполагается включение в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Учитывая изложенное, решение суда в части возложения на Социально-реабилитационный центр по разработке и утверждению штатного расписания, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации)
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Богдановичского городского суда Свердловской области от 20 ноября 2019 в части удовлетворения исковых требований Богдановичского городского прокурора, действующего в защиту ФИО1, неопределенного круга лиц, к Государственному казенному учреждению социального обслуживания Свердловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Богданович», Министерству социальной политики Свердловской области о возложении обязанности разработать и утвердить штатное расписание с учетом положений трудового законодательства, предусмотрев размер заработной платы работникам свыше минимального размера оплаты труда при начислении доплат и надбавок компенсационного характера (вредные условия, ночное время, сверхурочная работа, работа в интернате, совмещение, премиальные выплаты, доплата за стаж, квалификационную категорию) отменить.
Принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных исковых требований.
В остальной части решение этого же суда оставить без изменения.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т. С.
Редозубова Т.Л.