НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 20.08.2020 № 33А-11128/20

Судья Двоеглазов И.А.

Дело № 33а-11128/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2020 года

город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1,

судей

ФИО2,

Захаровой О.А.,

при ведении протокола помощником судьи

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-392/2020 по административному исковому заявлению ФИО4 к Главе Полевского городского округа, Администрации Полевского городского округа о признании незаконным бездействия

по апелляционной жалобе административного истца ФИО4

на решение Полевского городского суда Свердловской области от 20 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., объяснения административного истца ФИО4 и его представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Главе Полевского городского округа и Администрации Полевского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об изменении категории земельного участка.

Административный истец мотивирует требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: город ..., площадью 1761 кв.м., категории земель сельскохозяйственного назначения. Указанный земельный участок в соответствии с градостроительной документацией включен в границы Полевского городского округа, то есть относится к категории земель населенных пунктов. На момент принятия решения Думы Полевского городского округа от 04 декабря 2012 года № 601 «Об утверждении генерального плана Полевского городского округа» земельный участок с кадастровым номером входил в состав земельного участка с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером подпадает в территориальную зону ПК - зона производственных и коммунальных объектов (IV, V класс санитарной опасности), в санитарно-защитную зону, что подтверждается сведениями статьи 29.6 «Карта градостроительного зонирования территории Полевского городского округа. Село Курганово» правил землепользования и застройки Полевского городского округа, утвержденных решением Думы Полевского городского округа. Таким образом, данный земельный участок согласно документации градостроительной деятельности включен в границы населенного пункта Полевского городского округа, то есть относится к категории земель: земли населенных пунктов. Вместе с тем, согласно сведений филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Уральскому федеральному округу» (далее по тексту – Росреестр) вышеуказанный земельный участок относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения. Данное несоответствие, по мнению административного истца, препятствует изменению вида разрешенного использования земельного участка (для сельскохозяйственного использования) на один из основных видов разрешенного использования, установленного правилами землепользования и застройки Полевского городского округа для зоны производственных и коммунальных объектов – соответствующего фактическому использованию.

27 августа 2019 года ФИО4 обратился в Росреестр с заявлением об изменении категории земельного участка с кадастровым номером с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов»

Из уведомления Росреестра от 02 сентября 2019 года следует наличие оснований для приостановления осуществления кадастрового учета в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с отсутствием решения об установлении (изменении) вида разрешенного использования.

06 сентября 2019 года ФИО4 обратился с заявлением на имя Главы Полевского городского округа об изменении категории земельного участка с кадастровым номером с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».

Из ответа органа местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа № 5474 от 16 сентября 2019 года следует, что ответственным за исполнение мероприятия по установлению границ населенных пунктов городского округа и территориальных зон является отдел архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа.

Письмом отдела архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа от 02 октября 2019 года ему сообщили о том, что уполномоченным на осуществление перевода из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения является Правительство Свердловской области. Также в данном письме содержится ссылка на Постановление Главы Полевского городского округа № 1460 от 14 июня 2013 года «Об изменении категории земель земельных участков, включенных в границу села Курганово Полевского городского округа», в которое испрашиваемый земельный участок не был включен по причине формирования его границ.

31 октября 2019 года ФИО4 вновь обратился с заявлением на имя Главы Полевского городского округа об изменении категории земельного участка с кадастровым номером с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».

Письмом Главы Полевского городского округа № 010106/2803 от 25 декабря 2019 года ему сообщено, что в соответствии с муниципальной программой «Развитие градостроительной деятельности на территории Полевского городского округа на 2019-2022 года» от 25 октября 2019 года № 569-ПА мероприятие по описанию границ населенных пунктов и внесение сведений в ЕГРН запланировано на 2020 год. До момента установления границ населенных пунктов в ЕГРН информация о нахождении земельного участка в границах/за границами населенного пункта предоставляется в порядке межведомственного взаимодействия.

Данное письмо было представлено в Россрестр, которым 20 февраля 2020 года по результатам рассмотрения дополнительно представленных документов принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета, так как вид разрешенного использования земельного участка (производственная деятельность) не соответствует целевому назначению категории земель (земли сельскохозяйственного назначения); рекомендовано представить акт об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 450 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Административный истец ФИО4 просит признать незаконным бездействие административных ответчиков по непринятию решения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов» для внесения сведений об изменении категории земельного участка в единый государственный реестр недвижимости, поскольку Администрация Полевского городского округа, включив земельные участка в границы населенного пункта, не исполнила обязанность по внесению сведений об изменении границы населенного пункта. При этом сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обстоятельства, препятствующие внесению в ЕГРН сведений об изменении категории земельного участка, отсутствуют.

Решением Полевского городского суда Свердловской области от 20 мая 2020 года административное исковое заявление ФИО4 оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, административный истец ФИО4 подал апелляционную жалобу с просьбой об отмене судебного акта. Сославшись на необоснованные выводы суда и неверное применение норм материального и процессуального права, повторяя позицию административного иска, указал, что его доводы о нарушении прав не были оценены должным образом.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Администрации Полевского городского округа просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца – без удовлетворения

В судебное заседание не явились представители административных ответчиков Главы Полевского городского округа, Администрации Полевского городского округа, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции путем направления извещения факсимильной связью, электронной почтой 09 августа 2020 года. Также информация о рассмотрении дела была своевременно размещена на сайте Свердловского областного суда.

С учетом надлежащего извещения указанных лиц, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такие нарушения судом первой инстанции не допущены.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Администрацией Полевского городского округа ведется работа в направлении описания местоположения границ населенных пунктов, размещена заявка на заключение муниципального контракта на описание границ населенных пунктов и внесение сведений о них в ЕГРН, в 2019 году в соответствии с муниципальным контрактом № 06/19 от 08 апреля 2019 года подготовлено описание границ территориальных зон. В связи с чем пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административных ответчиков, выразившееся в непринятии решения об изменении категории земельного участка с кадастровым номером , поскольку принимаемые Администрацией Полевского городского округа меры соответствуют действующему законодательству.

Кроме того, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств нарушения прав административного истца оспариваемым бездействием административных ответчиков, так как в данном случае права истца нарушены не бездействием административных ответчиков, а его собственными действиями, поскольку последний, владея земельным участком, имеющим категорию земель сельскохозяйственного назначения, не дождавшись изменения категории в установленном законом порядке, начал осуществлять на земельном участке деятельность, не предусмотренную его существующей категорией. При приобретении земельного участка административный истец знал о существующей категории земельного участка, соответственно должен был оценивать связанные с этим ограничения, а не полагаться на возможное изменение в будущем категории земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В силу части 3 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 26 части 1 статьи 16 указанного Закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

При этом согласно части 8.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

Таким образом, изменение категории земельного участка осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, которое осуществляется путем изменения генерального плана городского округа.

При изменении генерального плана Полевского городского округа, Администрация Полевского городского округа обязана направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

При этом для направления в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае установления или изменения границ населенного пункта необходимо определить и подготовить графическое описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон и перечень координат характерных точек границ, территориальных зон.

Из материалов настоящего дела следует, что решением Думы Полевского городского округа от 04 декабря 2012 года № 601 «Об утверждении генерального плана Полевского городского округа» земельный участок с кадастровым номером (из которого в последствие был сформирован спорный земельный участок) включен в границы населенного пункта села Курганово. После чего на основании статьи 15 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, действующему на момент утверждения Думой Полевского городского округа вышеуказанного генерального плана, необходимые документы направлены в орган кадастрового учета для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. При этом до августа 2017 года земельный участок с кадастровым номером еще не был сформирован и никаких характеристик отдельного земельного участка не имел. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет только 30 августа 2017 года.

В 2017 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, в том числе и Целевая модель «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества». С целью реализации данного распоряжения, а также приведения в соответствии генерального плана Полевского городского округа Администрацией Полевского городского округа разработан проект решения Думы Полевского городского округа от 04 декабря 2012 года № 601 «Об утверждении генерального плана Полевского городского округа», который был согласован в конце 2019 года, а решение Думы Полевского городского округа было принято 27 февраля 2020 года № 249.

Также в 2019 году Администрацией Полевского городского округа разработан План (дорожная карта) достижения показателей Целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р в части проведения работ по описанию и внесению в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов, проводимых в 2020 году Полевским городским округом, который был утвержден 04 марта 2020 года заместителем Губернатора свердловской области (№ 01-01-39/20).

Кроме того, Постановлением Администрации Полевского городского округа от 27 сентября 2018 года № 379-ПА утверждена муниципальная программа «Развитие градостроительной деятельности на территории Полевского городского округа на 2019-2020 годы, которой предусмотрено обеспечение территории городского округа документацией по планировке территорий, внесения сведений о границах населенных пунктов, границах территориальных зон в ЕГРН, разработка комплексной программы развития социальной инфраструктуры Полевского городского округа.

15 июня 2020 года между Администрацией Полевского городского округа и ООО «Ураземкадастр» по результатам проведенного электронного аукциона заключен муниципальный контракт № 21/20 на оказание услуг по описанию границ территориальных зон и внесению сведений о них в ЕГРН, срок выполнения работ указан до 30 октября 2020 года

Учитывая, что Администрацией Полевского городского округа ведется определенная работа в вышеуказанном направлении, то суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Судебная коллегия также отмечает, что согласно выписке ЕГРН право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ФИО4 29 августа 2018 года. При приобретении данного земельного участка ему было известно об отнесении данного участка к категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения», однако никаких действий для устранения препятствий в целях осуществления планируемой им производственной деятельности, не предусмотренной существующей категорией указанного земельного участка, не предпринял.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с абзацем 1 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-ОЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» Правительство Свердловской области на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Свердловской области, указов и распоряжений Губернатора Свердловской области издает правовые акты, в том числе по вопросам перевода земель, находящихся в государственной собственности Свердловской области, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, из одной категории в другую (в редакции Закона Свердловской области от 19 ноября 2008 года № 110-ОЗ).

Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Системное толкование приведенных норм позволяет сделать вывод о том в компетенцию Правительства Свердловской области, как высшего исполнительного органа государственной власти области, входит принятие правового акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо об отказе в таком переводе. В связи с чем органом, уполномоченным на осуществление перевода из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, является Правительство Свердловской области, следовательно, принятие решения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию относится именно к компетенции Правительства Свердловской области, бездействие которого в рамках настоящего спора не заявлено.

Кроме того, административным истцом решение Росреестра от 02 сентября 2019 года о наличии оснований для приостановления осуществления кадастрового учета, от 20 февраля 2020 года об отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета, от 05 марта 2020 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости в установленном порядке не оспорены. Более того, в последующем он вновь обратился в Росреестр заявлением об осуществления кадастрового учета с приведением доводов, аналогичных указанным ранее. Из уведомления Росреестра от 15 июня 2020 года следует наличие оснований для приостановления осуществления кадастрового в связи с отсутствием решения об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Полевского городского суда Свердловской области от 20 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО4 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение и решение Полевского городского суда Свердловской области от 20 мая 2020 года может быть подана в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

ФИО1

Судьи

ФИО2

Захарова О.А.