НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 20.01.2021 № 2-364/19

Судья Карапетян Е.В.

УИД: 66RS0044-01-2019-004885-37

№ 2-364/2019 (№ 33-153/2021; 33-17709/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20.01.2021

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда
в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.

судей Сорокиной С.В., Редозубовой Т.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковым К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы аудиозаписи хода судебного заседания гражданское дело по иску Аристова Б.И. к Администрации городского округа Первоуральск, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Первоуральску о признании бездействий незаконными, возложении обязанности произвести начисление льготной компенсации, взыскании льготной компенсации, компенсации морального вреда, судебных расходов,

по апелляционной жалобе истца

на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 06.02.2020.

Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения представителя истца Невольниченко П.П., поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы; объяснения представителя ответчика, третьего лица Гильденмайстер А.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец 30.12.2019 обратился с иском к ответчику о признании бездействий незаконными, возложении обязанности произвести начисление льготной компенсации, взыскании льготной компенсации, компенсации морального вреда, судебных расходов, просил:

- признать бездействие Администрации городского округа Первоуральск в виде не предоставления истцу мер социальной поддержки в размере 50% компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг незаконным,

- обязать Администрацию городского округа Первоуральск в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу произвести начисление льготной компенсации,

- взыскать с ответчика в пользу истца льготную компенсацию за период с 01.01.2010 по 01.11.2019,

- взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 500000 руб. 00 коп.,

- взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 35000 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных требований указал на то, что является инвалидом ... группы с детства (л.д. 33) бессрочно, нетрудоспособен. До 2010 истцу как инвалиду на основании соответствующего заявления предоставлялась социальная льгота в виде 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг. С 01.01.2010 ответчик Администрация городского округа Первоуральск перестал предоставлять указанную льготу, требуя от истца написания заявления на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что истец считал незаконным и нарушающим его права как инвалида на социальное обеспечение. Указал на причинение ему морального вреда неправомерным поведением ответчика.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель ответчика предоставила отзыв на исковое заявление (т. 1, л.д. 145-147) в котором указала, что с 01.01.2010 предоставление социальной льготы носит заявительных характер с указанием способа выплаты. Уполномоченным органом по назначению указанной социальной выплаты является Администрация городского округа Первоуральск. Администрация городского округа Первоуральска делегировала часть своих полномочий на основании устава Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Расчетно-кассовый центр» (привлечено к участию в деле в качестве третьего лица). Истец с заявлением о выплате положенных ему социальных выплат в адрес Администрации городского округа Первоуральск или в адрес третьего лица не обращался в связи с чем выплата ему не производилась. Дополнительно указано, что при перемене места жительства в пределах Свердловской области выплата компенсации по новому месту жительства осуществляется по обращению гражданина в уполномоченный орган по месту жительства. В отзыве указано, что ответчик предпринимал активные действия с целью получить от истца заявления: представители ответчика неоднократно направляли истцу письма с приложением бланков заявлений и конвертов для их направления, выезжали по месту жительства истца, с целью получения от истца заявления, однако от написания заявления истец отказывался.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель третьего лица предоставила отзыв на исковое заявление (т. 1, л.д. 148-150), просила в удовлетворении иска отказать.

Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 06.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.

С таким решением не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда, поскольку он является инвалидом ... группы бессрочно, нетрудоспособен. До 2010 года ему как инвалиду на основании соответствующего заявления предоставлялась социальная льгота в виде 50% скидки на оплату жилья и коммунальных услуг. С 01.01.2010 Администрация перестала предоставлять указанную льготу, требуя от истца повторного написания заявления на получение компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что истец полагает незаконным и нарушающим его права как инвалида на социальное обеспечение. Указал на причинение ему морального вреда неправомерным поведением ответчика.

Представитель ответчика и привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр», возражала против удовлетворения иска. Указала, что предоставление спорной компенсации носит заявительный характер. Истец с соответствующим заявлением после 01.01.2010 к ответчику не обращался. Начиная с 2011 года истцу неоднократно сообщалось о заявительном характере назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также каждый раз по почте направлялись бланк заявления о назначении компенсации расходов и пустой конверт для отправки почтой заявления о назначении компенсации в уполномоченный орган. 29.05.2015 представители Администрации и Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» выезжали к истцу домой для урегулирования и решения вопроса по выходу из сложившейся ситуации, однако истец в очередной раз отказался заполнить письменное заявление о назначении спорной компенсации. В ноябре 2019 года по поручению Администрации директором Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» совершен звонок Аристову Б.И. с очередным предложением подъехать к истцу для оформления заявления о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но истец вновь отказался. Отсутствие от истца письменного заявления, в котором необходимо указать способ получения компенсации, препятствует ее назначению. Кроме того, ответчик и третье лицо, возражая против доводов и требований апелляционной жалобы истца, указывали, что с 12.02.1982 по 19.07.2013 истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 10.12.2013 по настоящее время истец зарегистрирован по адресу:<адрес>. После смены места жительства Аристов Б.И. с заявлением о назначении ему по новому адресу компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не обращался.

Ответчик Управление также возражал против удовлетворения иска Аристова Б.И.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04.06.2020 (дело № 33-7399/2020) решение Первоуральского городского суда оставлено без изменения.

Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2020 (дело № 88-15183/2020) апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В заседание суда апелляционной инстанции 17.12.2020 явились:

- представитель истца: Невольниченко П.П., поддержавший доводы и требований апелляционной жалобы истца, указавший, что ознакомлен с содержанием Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2020,

- представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск Гильденмайстер А.А., возражавшая против доводов и требований апелляционной жалобы истца, указавшая, что ознакомлена с содержанием Определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2020.

С учетом заявленного истцом требования о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств (невыплаченной компенсации за период с 01.01.2010 по 01.11.2019), и отсутствии в материалах дела какого-либо расчета такого требования и размера взыскиваемой суммы, представителем истца в заседании суда апелляционной инстанции 17.12.2020 представлен в материалы дела расчет заявленных требований (документ поименован как «дополнительные пояснения по апелляционной жалобе», датирован 17.12.2020 и в качестве приложения содержит выполненный в форме таблицы расчет, с указанием сумм произведенных истцу начислений, составленный по сохранившимся у истца квитанциям), фактически являющийся дополнением к апелляционной жалобе истца.

В дополнительных пояснениях по апелляционной жалобе от 17.12.2020 представителем истца приведены обоснования расчета, к которому приложены многочисленные квитанции и платежные документы, подтверждающие начисленные истцу в период с 01.01.2010 и уплаченные им коммунальные платежи. Получатели платежей по платежным документам, представленным истцом суду апелляционной инстанции за 2010-2019 годы: ООО «Альфа», ПМУП «ЕРЦ», ООО «Уральский ЦРО», ОАО «Свердловэнергосбыт», ЗАО «ГАЗЭКС».

Копии дополнительных пояснений по апелляционной жалобе от 17.12.2020 и приложений к ним, в том числе, большого числа квитанций по коммунальным платежам, истцом, представителем истца ответчикам и третьему лицу не направлены.

Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции 17.12.2020 указал, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции размер подлежащей взысканию суммы не устанавливался, сведения о начисленных истцу суммах ответчиками и третьим лицом в материалы дела не предоставлялись, несмотря на соответствующие ходатайства истца. Указал на необходимость запроса у ответчиков и третьего лица сведений о начисленной истцу в спорный период плате за коммунальные услуги, поскольку истцом составлен расчет от 17.12.2020 с учетом имеющихся у него квитанций, которые у него сохранились. За отдельные годы и месяцы квитанции истцом утрачены.

Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск в заседании суда апелляционной инстанции 17.12.2020 с представленными представителем истца расчетами и суммами, указанными представителем истца в документе, поименованном как «дополнительные пояснения по апелляционной жалобе» и в приложении к нему не согласилась, указала на то, что исчисление льготы производится в ином порядке, нежели исчислено истцом.

С учетом мнения представителя ответчика, представителя истца рассмотрение дела отложено для направления ответчикам, третьему лицу дополнительных пояснений истца по апелляционной жалобе (дополнений к апелляционной жалобе) от 17.12.2020 и приложенного к нему расчета, с указанием сумм произведенных истцу начислений, предоставления ответчикам, третьему лицу времени для подготовки возражений и контррасчетов.

С учетом мнения представителя ответчика, представителя истца для проверки доводов апелляционной жалобы и установления юридически значимых обстоятельств по делу, которые не были установлены судом первой инстанции, судебной коллегией направлены запросы ответчику Администрации городского округа Первоуральск и третьему лицу по данному делу Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Расчетно-кассовый центр», в которых запрашивались сведения о размерах платы Аристова Б.И. за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019 по адресам проживания: <адрес> (2010 – 2013 год) и по адресу: <адрес> (2013 – 2019 годы) и указывалось, что получателями платежей по платежным документам являлись ООО «Альфа», ПМУП «ЕРЦ», ООО «Уральский ЦРО», ОАО «Свердловэнергосбыт», ЗАО «ГАЗЭКС».

В заседание суда апелляционной инстанции 15.01.2021 явились:

- представитель истца: Невольниченко П.П., поддержавший доводы и требований апелляционной жалобы истца,

- представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск и третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» Гильденмайстер А.А., возражавшая против доводов и требований апелляционной жалобы истца.

В судебном заседании 15.01.2021 представитель истца представил судебной коллегии новые (дополнительные) квитанции за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019, которые, как указал представитель, истец смог найти в период до 15.01.2021, а также новый расчет исковых требований, с учетом этих квитанций и дополнения к апелляционной жалобе, поименованные как «дополнительные письменные пояснения».

От ответчика Администрации городского округа Первоуральск и третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» в судебную коллегию по гражданским делам 14.01.2021, 15.01.2021 поступили ответы на запрос судебной коллегии о размерах платы Аристова Б.И. за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019 по двум адресам проживания в г. Первоуральск, из которых следовало, что сведения о фактически начисленной плате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 2010 по 2013 год не сохранились; за 2011-2012 год представлена справка АО «ГАЗЕКС» от 25.12.2020; представлена справка – история начислений получателя услуг по <адрес> Аристова Б.И. за период с января 2010 года по июль 2013 года, подписанная представителем Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр».

С учетом вновь представленных суду апелляционной инстанции представителем истца новых (дополнительных) квитанций об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019, нового расчета исковых требований, дополнений к апелляционной жалобе, поименованных как «дополнительные письменные пояснения», с учетом отсутствия сведений о вручении этих документов ответчикам и третьему лицу, для предоставления ответчикам и третьему лицу времени для ознакомления с представленными истцом платежными документами, расчетом исковых требований и представления возражений на расчет и дополнения к апелляционной жалобе, предоставления контррасчета, в судебном заседании объявлен перерыв до 20.01.2021, представителю ответчика Администрации городского округа Первоуральск и третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» разъяснено право на ознакомление с материалами дела, новыми представленными истцом письменными доказательствами, расчетом и право на представление расчета компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.

В заседание суда апелляционной инстанции 20.01.2021 явились:

- представитель истца: Невольниченко П.П., поддержавший доводы и требований апелляционной жалобы истца,

- представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск и третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» Гильденмайстер А.А., возражавшая против доводов и требований апелляционной жалобы истца.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что Аристов Б.И., <дата> года рождения, имеет статус инвалида ... группы с детства, инвалидность установлена бессрочно. Данное обстоятельство подтверждается представленной в материалы дела копией справки МСЭ № 2406374 от 09.12.2003 (л.д. 33).

До 01.01.2010 истцу как инвалиду предоставлялась мера социальной поддержки в виде скидки 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> С 01.01.2010 указанная мера социальной поддержки не предоставляется, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не назначалась.

Ответчики, не оспаривая, что истец как инвалид относится к категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, обосновывают не предоставление истцу с 01.01.2010 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг тем, что назначение указанной льготы носит заявительный характер, а истец с соответствующим письменным заявлением в уполномоченный орган не обращался.

Истец настаивает на том, что поскольку ранее (до 01.01.2010) с заявлением о предоставлении ему скидки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг он уже обращался и являлся получателем указанной меры социальной поддержки, необходимость в повторной подаче заявления отсутствует.

Разрешая заявленный иск, суд первой инстанции согласился с правовой позицией ответчиков и исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством предоставление спорной меры социальной поддержки носит заявительный характер, с соответствующим заявлением истец в Администрацию не обращался ни в отношении жилого помещения, в котором был зарегистрирован до 19.07.2013, ни в отношении жилого помещения, в котором зарегистрирован и проживает с 10.12.2013 по настоящее время.

Суд апелляционной инстанции (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 04.06.2020, дело № 33-7399/2020) согласился с выводами суда первой инстанции.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в определении от 27.10.2020 (дело № 88-15183/2020) указал, что выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права. В определении указывается, что оснований не назначения ввиду отсутствия заявления о способе выплаты и прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу, предусмотренных Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года № 688-ПП, не установлено.

В определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.10.2020 (дело № 88-15183/2020) приведены положения Федерального закона от 24.11.1995 № 81-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе, ч. 3 ст. 17 указанного Федерального закона, в соответствии с которой инвалидам предоставлена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, в соответствии с которой истец имеет право на соответствующие меры социальной защиты.

В силу ч. 4 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Приходя к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных истцом требований, судебная коллегия исходит из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 15 которых для получения указанных льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, необходимо было обращаться в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья и коммунальных услуг, и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.). Названное Постановление Правительства Российской Федерации утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2018 № 410.

В рамках реформирования системы социальной защиты населения приняты Федеральные законы от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", изменившие условия предоставления ряда мер социальной защиты инвалидов, суть которых сводится к замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации и передаче ряда полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации.

Приведенная норма части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не претерпела изменений после внесения в него изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен статьей 28.2, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Иных полномочий в отношении граждан указанной категории органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено.

С учетом изложенного, устанавливая в отношении лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, формы оказания такой поддержки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут изменять порядок предоставления мер социальной поддержки.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды (часть 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О форме содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" необходимым условием предоставления финансовой поддержки за счет фонда является наличие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 города N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

На территории Свердловской области порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг до 01.01.2010 определялся постановлением Правительства Свердловской области от 22 мая 2006 года N 423-ПП "О реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов на территории Свердловской области".

В соответствии с утвержденным указанным Постановлением Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, инвалидам предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) (пункт 5). Для оформления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг необходимо было представить следующие документы: письменное заявление; документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки, выданный в порядке, установленном федеральным законодательством; паспорт или документ, его заменяющий (пункт 6). Предоставление мер социальной поддержки гражданам осуществлялось организациями различных форм собственности, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги и (или) осуществляющими начисление платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг, заготовке и доставке топлива (пункт 7).

Постановление Правительства Свердловской области от 22 мая 2006 года N 423-ПП утратило силу с 01 января 2010 года в связи с изданием Постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1557-ПП "О Порядке рассмотрения заявлений о частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и выплаты этих компенсаций отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" (далее Порядок), которое было принято в соответствии с Законом Свердловской области от 09 октября 2009 года N 79-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (данное Постановление также утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП).

Пунктом 2 Порядка было установлено, что компенсация расходов - это социальная выплата, которая является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами, указанными в пункте 1 настоящего Порядка. Компенсация расходов предоставляется гражданам по месту их жительства (пребывания) на территории Свердловской области (пункт 3). Право на компенсацию имеют в том числе, инвалиды (подпункт 1 пункта 6.2). Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 7).

В соответствии с пунктом 9 Порядка гражданам, которым не предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, получившим право на их предоставление после 1 января 2010 года, компенсация расходов назначается на основании заявления о назначении компенсации расходов с указанием способа ее выплаты по форме согласно приложению N 1, к которому должны прилагаться документы, подтверждающие право на получение указанной компенсации.

Согласно пункту 10 Порядка гражданам, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, и имеющим право на их получение с 1 января 2010 года, компенсации расходов назначаются по заявлению с указанием способа выплаты без предоставления документов.

Решение о назначении либо отказе в назначении компенсации расходов принимается руководителем уполномоченного органа в 10-дневный срок с даты подачи заявления о назначении компенсации расходов гражданами, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года и которые имеют право на их предоставление с 1 января 2010 года, либо с даты подачи заявления и документов, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 9 настоящего Порядка, гражданами, получившими право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг после 1 января 2010 года (пункт 13 Порядка).

Отклоняя доводы возражений ответчиков, третьего лица на апелляционную жалобу истца, судебная коллегия исходит из следующего.

Исходя из Постановления Правительства Свердловской области от 22 мая 2006 года N 423-ПП, Постановления Правительства Свердловской области от 29 октября 2009 года N 1557-ПП, Постановления Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 688-ПП, регулирующих предоставление гражданам мер социальной поддержки, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного спора является обстоятельство уведомления уполномоченного органа гражданином, имеющим право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, о способе получения гражданином указанной компенсации.

Согласно Порядку предоставления спорной компенсации, действовавшему начиная с 01.01.2010 и действующему на момент рассмотрения спора, существует два способа выплаты компенсации: доставка организациями федеральной почтовой связи или организациями, осуществляющими деятельность по доставке компенсаций, и перечисление на банковский счет в кредитной организации.

Ответчики, не оспаривая, что истец как инвалид относится к категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, обосновывают непредоставление истцу с 01.01.2010 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг тем, что назначение указанной льготы носит заявительный характер, а истец с соответствующим письменным заявлением в уполномоченный орган не обращался.

В то же время, из материалов дела усматривается, что в обоснование заявленных доводов истец ссылался на то, что в своих неоднократных письменных обращениях и в устных звонках в Администрацию городского округа, органы социальной защиты, он требовал возобновить предоставление меры социальной поддержки, сделать перерасчет и выслать положенную компенсацию вместе с пенсией через «Почту России», т.е. выразил согласие на получение спорной компенсации определенным способом оплаты через отделения почтовой связи. Доводы истца о выражении им в письменной форме желания получить компенсацию подтверждаются перепиской сторон за период с 01.01.2010 (л.д. 47, 45, 51-54, 56-63, 67-70, 131-133, 136-138).

В соответствии с п. 27 «Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП, гражданам, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года, имеющим право на получение компенсации расходов с 1 января 2010 года, обратившимся с заявлением о назначении компенсации расходов в течение трех лет, компенсации расходов назначаются с 1 января 2010 года.

При таких обстоятельствах, с учетом обращений истцу к ответчику, в которых в письменной форме было выражено заявление истца о назначении компенсации и требование сделать перерасчет и выслать положенную компенсацию вместе с пенсией через «Почту России», у ответчика имелись основания для назначения истцу компенсации с 01.01.2010 (с учетом наличия у истца права на компенсацию и ее получение в ином порядке до 01.01.2020, многократного обращения истца к ответчику, когда истец был зарегистрирован по адресу: <адрес>).

Из материалов дела усматривается, что с 13.12.2013 истец зарегистрирован в жилом помещении по иному адресу, нежели тот, по которому ему предоставлялась скидка 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 01.01.2010: 12.02.1982 по 19.07.2013 истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> с 10.12.2013 истец зарегистрирован по адресу:<адрес>

Перемена места жительства в силу п. 28 «Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП, является основанием для прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации после снятия с регистрационного учета и перемены места жительства не имеется.

Согласно п. п. 15, 18 указанного Порядка компенсация расходов назначается с месяца обращения. При перемене гражданином места жительства (пребывания) в пределах Свердловской области выплата компенсации по новому месту жительства (пребывания) осуществляется по обращению гражданина в уполномоченный орган по месту жительства (пребывания) с месяца регистрации по новому месту жительства (пребывания), но не ранее месяца прекращения выплаты по прежнему месту жительства (пребывания).

В ходе рассмотрения дела ответчики, третье лицо, факт обращения истца с заявлением о назначении компенсации после перемены истцом места жительства, оспаривали.

В материалах дела имеется обращение истца в адрес главы городского округа города Первоуральск от 19.04.2018, в котором истец просит произвести расчет компенсации и передать ее через «Почту России» вместе с пенсией.

С учетом изложенного выше, а также заявления истца от 19.04.2018, в котором истец просит произвести расчет компенсации и передать ее через «Почту России» вместе с пенсией (т. 1, л.д. 164-165) судебная коллегия полагает обоснованными доводы истца о наличии оснований для взыскания с ответчика Администрации городского округа Первоуральск в пользу истца компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг за период с 01.04.2018 (с месяца обращения), когда истец был зарегистрирован по адресу: <адрес> и с учетом заявления истца от 19.04.2018 (т. 1, л.д. 164-165), в котором истец просит произвести расчет компенсации и передать ее через «Почту России» вместе с пенсией, на что было указано в определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в определении от 27.10.2020 (дело № 88-15183/2020) как на обстоятельство, которого судами первой и апелляционной инстанции ранее не было дано надлежащей оценки. Компенсация подлежит взысканию за период до 01.11.2019 (ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – т. 1, л.д. 124).

Также с учетом изложенного выше, судебная коллегия полагает подлежащими удовлетворению требование истца о возложении на Администрацию городского округа Первоуральск обязанности обеспечить начисление истцу компенсации расходов и коммунальных услуг по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 20.02.2021 в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области и требование истца о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Первоуральск в виде не предоставления истцу мер социальной поддержки в размере 50% компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Определяя размер суммы, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца в счет компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг за период с 01.01.2010 по 30.06.2013 и период с 01.04.2018 по 01.11.2019, судебная коллегия исходит из следующего.

Порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов определен в гл. 4 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП и предусматривает (п. 21), что при определении размера компенсации расходов гражданам, оплачивающим коммунальные услуги без приборов учета, размер компенсации расходов определяется исходя из норм площади и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных действующим законодательством. При определении размера компенсации расходов в части оплаты коммунальных услуг гражданам, оплачивающим коммунальные услуги по показаниям приборов учета, нормы и нормативы применяются в случае, если фактические показания приборов учета выше норм и нормативов. При определении размера компенсации расходов в части оплаты жилого помещения размер компенсации расходов определяется исходя из норм и нормативов.

При обращении в суд 30.12.2019 и в последующем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, истец, заявляя требование о взыскании с ответчика в пользу истца льготной компенсации за период с 01.01.2010 по 01.11.2019, размер заявленный ко взысканию суммы не указывал и расчет ее не приводил, ссылаясь на то, что документы о начислении ему платы за жилье и коммунальные услуги у него не сохранились в полном объеме, в связи с чем он лишен возможности произвести расчет и указать сумму, которую просит взыскать с ответчика Администрацию городского округа Первоуральск. Истец ходатайствовал перед судом о направлении запросов ответчику и третьему лицу Администрации городского округа Первоуральск и Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Расчетно-кассовый центр» о предоставлении соответствующих сведений (т. 1, л.д. 22-31, 118-124).

С учетом заявленного истцом требования о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств (невыплаченной компенсации за период с 01.01.2010 по 01.11.2019), и отсутствии в материалах дела какого-либо расчета такого требования и размера взыскиваемой суммы, представителем истца в заседании суда апелляционной инстанции 17.12.2020 представлен в материалы дела расчет заявленных требований («дополнительные пояснения по апелляционной жалобе» от 17.12.2020, которые в качестве приложения содержат выполненный в форме таблицы расчет, с указанием сумм произведенных истцу начислений, составленный по сохранившимся у истца квитанциям).

К расчету от 17.12.2020 приложены многочисленные квитанции и платежные документы, подтверждающие начисленные истцу в период с 01.01.2010 и уплаченные им коммунальные платежи с указанием получателей платежей за 2010-2019 годы: ООО «Альфа», ПМУП «ЕРЦ», ООО «Уральский ЦРО», ОАО «Свердловэнергосбыт», ЗАО «ГАЗЭКС».

Представитель ответчика Администрации городского округа Первоуральск в заседании суда апелляционной инстанции 17.12.2021 с представленными представителем истца расчетами не согласилась, указала на неверность произведенного истцом расчета.

С учетом мнения представителя ответчика, представителя истца рассмотрение дела отложено для направления ответчикам, третьему лицу дополнительных пояснений истца по апелляционной жалобе (дополнений к апелляционной жалобе) от 17.12.2020 и приложенного к нему расчета, с указанием сумм произведенных истцу начислений, предоставления ответчикам, третьему лицу времени для подготовки возражений и контррасчетов.

Также с учетом мнения представителя ответчика, представителя истца для проверки доводов апелляционной жалобы и установления юридически значимых обстоятельств по делу, которые не были установлены судом первой инстанции, судебной коллегией направлены запросы от 23.12.2020 № 33-17709/2020 ответчику Администрации городского округа Первоуральск и третьему лицу по данному делу Первоуральскому муниципальному казенному учреждению «Расчетно-кассовый центр», в которых запрашивались сведения о размерах платы Аристова Б.И. за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019 по адресам проживания: <адрес> (2010 – 2013 год) и по адресу: <адрес> (2013 – 2019 годы) и указывалось, что получателями платежей по платежным документам являлись ООО «Альфа», ПМУП «ЕРЦ», ООО «Уральский ЦРО», ОАО «Свердловэнергосбыт», ЗАО «ГАЗЭКС».

В судебном заседании 15.01.2021 представитель истца представил судебной коллегии новые (дополнительные) квитанции за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019, а также новый расчет исковых требований, с учетом новых (дополнительных) квитанций.

От ответчика Администрации городского округа Первоуральск и третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» поступили ответы на запросы судебной коллегии о размерах платы истца за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019 по двум адресам проживания в г. Первоуральск, из которых следовало, что сведения о фактически начисленной плате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 2010 по 2013 год не сохранились; за 2011-2012 год представлена справка АО «ГАЗЕКС» от 25.12.2020; представлена справка – история начислений получателя услуг по <адрес> Аристова Б.И. за период с января 2010 года по июль 2013 года, подписанная представителем Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр».

С учетом вновь представленных суду апелляционной инстанции представителем истца новых (дополнительных) квитанций об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019, нового расчета исковых требований, для предоставления ответчикам и третьему лицу времени для ознакомления с представленными истцом платежными документами, расчетом исковых требований и представления возражений на расчет, предоставления контррасчета, в судебном заседании 15.01.2021 объявлен перерыв до 20.01.2021, представителю ответчика Администрации городского округа Первоуральск и третьего лица Первоуральского муниципального казенного учреждения «Расчетно-кассовый центр» разъяснено право на ознакомление с материалами дела, новыми представленными истцом письменными доказательствами, расчетом и право на представление расчета компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.

В заседании суда апелляционной инстанции 20.01.2021 представитель истца на своем расчете заявленных требований настаивал, указывал, что он произведен в соответствии с Порядком назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП, сделан на основе тех квитанций и платежных документов, которые представлены истцом в материалы дела в оригиналах и сведения в которых ответчиком и третьим лицом не оспариваются.

Ответчиком Администрацией городского округа Первоуральск и третьим лицом Первоуральским муниципальным казенным учреждением «Расчетно-кассовый центр» других расчетов не представлено, представленные истцом расчеты не оспорены, доказательств неверности произведенных истцом расчетов (с учетом имеющихся у него квитанций и платежных документов) не приведено; какие-либо сведения, позволяющие произвести иным образом расчет взыскиваемой истцом суммы, несмотря на запросы судебной коллегии, ответчиком и третьим лицом в материалы дела не представлены.

В судебном заседании 20.01.2021 представителем третьего лица в материалы дела представлены дополнительные письменные возражения, в которых приводился примерный письменный расчет компенсации на примере одного месяца - декабря 2020 года, указывается, что представить полный расчет компенсации третье лицо не может в связи с недостаточностью сведений, также указывается, что ответчик и третье лицо принципиально возражают против удовлетворения исковых требований, с учетом несоблюдения истцом заявительного порядка, предусмотренного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии со ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны. Согласно ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Судебная коллегия отмечает, что гражданское дело рассматривалось с 30.12.2019. Ответчиками и третьими лицами предоставлялись неоднократно возражения на исковое заявление, апелляционные жалобы истца, рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции откладывалось судебной коллегией 17.12.2020, в судебном заседании 15.01.2021 объявлялся перерыв до 20.01.2021; 23.12.2020 ответчику и третьим лицам направлялись судебные запросы, в связи с чем у ответчиков и третьего лица, по мнению судебной коллегии, имелось необходимое и достаточное время для предоставления необходимых сведений, проверки представленных истцом расчетов, проведения своих расчетов и контррасчетов и для предоставления их суду апелляционной инстанции.

Не предоставление ответчиком и третьим лицом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции с 30.12.2019 и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, в том числе, после принятия Седьмым кассационным судом общей юрисдикции определения от 27.10.2020 (дело № 88-15183/2020), необходимых для произведения расчетов сведений, не предоставление своих расчетов и контррасчетов, по мнению судебной коллегии, вызвано не отсутствием у ответчика и третьего лица необходимой для произведения расчетов информации и не недостаточностью времени для произведения расчетов, а процессуальной позицией ответчика и третьего лица, направленной на создание условий для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с принципиальным несогласием ответчика и третьего лица с заявленными исковыми требованиями.

С учетом положений ст. ст. 56, 68, ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия отклоняет доводы ответчика, третьего об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с Администрации городского округа Первоуральск в пользу Аристова Б.И. компенсации расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг за период с 01.01.2010 по 30.06.2013 и за период с 01.04.2018 по 01.11.2019, в связи с тем, что ответчик и третье лицо утратили документы о произведенных истцу в этот период начислениях, не предоставляют расчет в соответствии с квитанциями, представленными в материалы дела истцом, подлинность и достоверность которых ответчиком и третьим лицом не оспаривается.

Взысканию с ответчика Администрации городского округа Первоуральск в пользу истца подлежит компенсация расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг за период с 01.01.2010 по 30.06.2013 (с учетом имеющихся в материалах сведениях о расходах истца по оплате жилого помещения, коммунальных услуг за период по 30.06.2013 и отсутствии сведений за июль 2013 года, с учетом изменения истцом места жительства 19.07.2013) в размере 65 640 руб. 42 коп. и за период с 01.04.2018 по 01.11.2019 в размере 40 867 руб. 36 коп. (в соответствии с имеющимся в материалах дела сведениями о размерах платы Аристова Б.И. за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.01.2010 по 01.11.2019 по адресам проживания: <адрес> (2010 – 2013 год) и <адрес> (2013 – 2019 годы), в соответствии со сведениями, приведенными в расчете истца, выполненном в форме таблицы от 15.01.2021.

Размер подлежащей взысканию истцу компенсации за период с 01.01.2010 по 30.06.2013, в соответствии с имеющимся в материалах дела сведениями о размерах платы истца за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии со сведениями, приведенными в расчете истца от 15.01.2021, составил 65 640 руб. 42 коп., исходя из следующего расчета: 2010 год – 6160 руб. 21 коп., 2011 год – 18781 руб. 37 коп., 2012 год – 24944 руб. 46 коп., 2013 год (по 30.06.2013) – 15754 руб. 39 коп. (22291 руб. 42 коп. за полный 2013 год за вычетом платежей после 30.06.2013, без учета платежа за июль 2013 года, с учетом перемены места жительства 19.07.2013 и отсутствия регистрации после этой даты в июле 2013 года).

Размер подлежащей взысканию истцу компенсации за период с 01.04.2018 по 01.11.2019 составил 40 867 руб. 36 коп., исходя из следующего расчета: с 01.04.2018 по 31.12.2018 - 16664 руб. 69 коп., с 01.01.2019 по 01.11. 2019 – 24202 руб. 67 коп.

Разрешая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, судебная коллегия исходит из следующего.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий социального гарантирования должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).

Под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду (абзац третий пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").

Истец, являющийся инвалидом первой группы бессрочно, нуждающимся в постоянной посторонней помощи, в течение длительного периода времени, начиная с 01.01.2010 по 30.06.2013, с 01.04.2018 по 01.11.2018, а также в последующем, вплоть до обращения в суд 30.12.2019 был фактически необоснованно лишен права на такую меру социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый и достойный жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым физические и нравственные страдания, на что указывалось истцом в исковом заявлении и дополнениях к нему (т. 1, л.д. 22-32, 103-104, 118-124), и что подтверждается обращениями истца, имеющимися в материалах дела, в которых истец указывает на причиненные ему в связи с не предоставлением мер социальной поддержки физические и нравственные страдания (т. 1, л.д. 156).

В связи с причинением истцу физических и нравственных страданий он просил взыскать с ответчика Администрации городского округа Первоуральск компенсацию морального вреда в размере 500000 руб. 00 коп.

Судебная коллегия полагает подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда, наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда, однако размер компенсации полагает подлежащим снижению по сравнению с заявленным до суммы 20000 руб. 00 коп. с учетом частичного удовлетворения исковых требований по сравнению заявленными, с учетом представленных в материалы дела доказательств (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) причинения истцу физических и нравственных страданий действиями и бездействием ответчика в тот период, когда такие действия и бездействия квалифицированы судебной коллегией как незаконные, с учетом характера нарушенного права (право на меру социальной поддержки - компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), а также степени вины ответчика Администрации городского округа Первоуральск.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается истцом, ответчиками, третьим лицом, что в период с 2011 по 2019 год истцу ответчиками неоднократно разъяснялось, что с 01.01.2010 изменилась форма предоставления мер социальной поддержки инвалидов на оплату жилья и коммунальных услуг, для назначения компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг необходимо подать письменное заявление, которое может быть подано как самим истцом, так и его представителем по доверенности, при этом истцу ответчиком неоднократно предоставлялся бланк заявления и пустой конверт для отправки заявления о назначении компенсации в уполномоченный орган по почте, непосредственно к истцу домой приезжали представители администрации с целью оформления указанного заявления, однако истец от подачи заявления последовательно отказывался на протяжении всего времени с 01.01.2010 и до обращения в суд 30.12.2019 (т. 1, л.д. 47, 45, 51-54, 56-63, 67-70, 131-133, 136-138).

Спорная ситуация неоднократно являлась предметом проверки Правительства Свердловской области в лице Министерства социальной политики Свердловской области и органов прокуратуры по жалобам истца, в ответах на которые истцу также разъяснялась необходимость подачи заявления по форме, предусмотренной Порядком назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП, занимая определенную позицию относительно толкования указанного нормативного акта (т. 1, л.д. 49, 50, 55, 64-70, 129, 130).

Учитывая степень вины ответчика, судебная коллегия исходит из того, что ответчиком меры к выплате истцу компенсации с 01.01.2010 принимались, ответчик не вел себя по отношению к истцу недобросовестно в период с 01.01.2010 до момента обращения истца в суд, незаконность действий ответчика заключается не в полном бездействии и игнорировании прав истца на получение им меры социальной поддержки - компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а в недостаточности и неполноте принимаемых ответчиком Администрацией городского округа Первоуральск в отношении истца – инвалида ... группы мер, в недостаточности и неполноте оценки ответчиком Администрацией городского округа Первоуральск заявлений и обращений истца, имевших место с 01.01.2010.

Правовых оснований для удовлетворения требований к ответчику Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Первоуральску судебная коллегия не усматривает. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представителем истца Невольниченко П.П. указывалось, что данный ответчик привлечен к участию в деле в качестве ответчика по желанию самого истца и с учетом его мнения. Из материалов дела усматривается, что материально-правовых требований к данному ответчику истцом не заявляется, доводов о несогласии с решением суда в связи с отказом в удовлетворении иска к данному ответчику апелляционная жалоба истца не содержит.

Истцом заявлено ходатайство о возмещении судебных расходов об оплате услуг представителя. В подтверждение судебных расходов истцом в материалы дела представлен договор на оказание юридических услуг от 09.08.2019 № 26/08-19 и квитанция об оплате № 062583 на сумму 35000 руб. 00 коп. по договору (т. 1, л.д. 75-82).

Согласно ст. ст. 88, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из протоколов судебных заседаний следует, что представитель истца Невольниченко П.П. представлял интересы истца в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций.

Факт оказания представителем истца юридических услуг по делу, объем фактически оказанных услуг ответчиками и третьим лицом не оспаривались.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

По мнению судебной коллегии, с учетом сложности дела, объема фактически оказанных представителем истца услуг, времени необходимого на подготовку процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, частичного удовлетворения исковых требований к ответчику Администрации городского округа Первоуральск и отсутствии оснований для удовлетворения требований к ответчику Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Первоуральску, распределении бремени доказывания по делу, взысканию с ответчика Администрации городского округа Первоуральск в заявленном размере 30 000 руб. 00 коп.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 06.02.2020 отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Аристова Б.И, к Администрации городского округа Первоуральск, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Первоуральску о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести начисление льготной компенсации, взыскании льготной компенсации, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично:

- признать незаконным бездействие Администрации городского округа Первоуральск в непредставлении мер социальной поддержки в размере 50% компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Аристову Б.И.,

- взыскать с Администрации городского округа Первоуральск в пользу Аристова Б.И. компенсацию расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг за период с 01.01.2010 по 30.06.2013 в размере 65 640 рублей 42 копейки,

- взыскать с Администрации городского округа Первоуральск в пользу Аристова Б.И. компенсацию расходов по оплате жилого помещения, коммунальных услуг за период с 01.04.2018 по 01.11.2019 в размере 40 867 рублей 36 копеек,

- обязать Администрацию городского округа Первоуральск обеспечить произведение (начисление) Аристову Б.И. компенсации расходов и коммунальных услуг по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 20.02.2021 в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области,

- взыскать с Администрации городского округа Первоуральск в пользу Аристова Б.И. компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей 00 копеек,

- взыскать с Администрации городского округа Первоуральск в пользу Аристова Б.И. расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей копеек.

В удовлетворении требований Аристова Б.И. в остальной части к Администрации городского округа Первоуральск, а также в удовлетворении требований к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Первоуральску - отказать.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судьи Т.Л. Редозубова

С.В. Сорокина