Судья Реутова А. А. | Дело № 33-1946/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 февраля 2018 года г. Екатеринбург
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Сорокиной С. В.,
судей Зоновой А.Е.,
Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Пермяковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 о признании решения незаконным, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца
по апелляционной жалобе ответчика на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 23 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 12 декабря 2016 года), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО3 (доверенность от 25 августа 2017 года), возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту ГУ МВД России по Свердловской области) о признании решения незаконным, признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование иска указала, что является вдовой А., который проходил службу в органах внутренних дел стажером по должности участкового инспектора милиции Кировского РОВД г. Екатеринбурга. При исполнении служебных обязанностей, <...>, А. погиб.
В 2017 году истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением ответчика от 06 февраля 2017 года в удовлетворении данного заявления отказано в связи с тем, что А. на момент гибели являлся стажером, поэтому на него не распространяются положения ст. 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Полагала указанное решение незаконным, так А. являлся лицом, обладающим правами сотрудника ОВД. Стажеры могли привлекаться к выполнению обязанностей, и в этом случае на них распространяются установленные законодательством обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции.
На основании изложенного истец просил признать незаконным решением ответчика от 06 февраля 2017 года об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить указанную пенсию.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Ссылался на то, что А. не являлся сотрудником органов внутренних дел, поэтому на него не могут распространяться нормы ст. 30 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 23 октября 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Признан незаконным отказ ГУ МВД России по Свердловской области в назначении ФИО1 пенсии по случаю потери кормильца.
На ГУ МВД России по Свердловской области возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию по случаю потери кормильца.
С указанным решением не согласился ответчик, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции, изложенной в ходе судебного разбирательства.
Истец в заседание судебной коллегии не явился, извещен письмом, информация о рассмотрении дела размещена на сайте Свердловского областного суда (oblsud.svd.sudrf.ru).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что истец извещен надлежащим образом, для проверки доводов апелляционной жалобы его личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие ФИО1
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что А., будучи стажером по должности инспектора милиции Кировского РУВД г. Екатеринбурга, во время испытательного срока, на момент гибели исполнял обязанности, возложенные на сотрудника милиции, в связи с чем по своим правам и обязанностям он приравнен к статусу сотрудника органов внутренних дел. Следовательно, истец, как супруга погибшего, имеет право на назначение пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с положениями ст. 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, их семей». Лишение спорного права по тому основанию, что у погибшего отсутствовало специальное звание, нарушает закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом, который предполагает принцип равенства всех перед законом, который предполагает невозможность установления различия между отдельными категориями граждан при одинаковых условиях.
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске ( п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является вдовой А., погибшего 22 октября 1994 года.
На основании приказа руководителя Кировского РОВД г. Екатеринбурга от 22 сентября 1994 года № 27 А. был принят стажером по должности участкового инспектора милиции.
Согласно контракту о службе в органах внутренних дел от 22 сентября 1994 года А. был принят на службу в органы внутренних дел с испытательным сроком 6 месяцев, на время испытательного срока стажером по должности участкового инспектора милиции.
В соответствии с заключением комиссии по вопросам выплат, денежных компенсаций и сумм в возмещение материального ущерба УВД Свердловской области о выплате десятилетнего денежного содержания семье погибшего Б. (утверждено зам. начальника УВД Свердловской области 09 октября 1995 года) <...> около <...> на трамвайной остановке «... стажер А. и его сослуживец В., находясь вне службы, подошли к киоскам, расположенным около остановки. У киосков они встретили участкового инспектора Кировского РОВД Г. который в служебное время, в форменной одежде, вооруженный табельным пистолетом, употреблял спиртное с неустановленными лицами. В ответ на замечание А. по поводу недостойного поведения, Г. произвел в него выстрел, причинив смертельное огнестрельное ранение шеи с повреждением позвоночника. При этом А. выступал и как гражданин, защищавший свою жизнь, честь и достоинство, и как сотрудник милиции, обязанный обеспечивать охрану общественного порядка.
Приказом Кировского РОВД г. Екатеринбурга от 01 декабря 1994 года № 43 А. был исключен из списков личного состава за смертью <...>.
В 2017 году истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании ст. 30 Закона Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, их семей».
Решением ГУ МВД России по Свердловской области в назначении данной пенсии отказано со ссылкой на то, что А. на момент гибели являлся стажером, поэтому на него не распространяются положения ст. 30 вышеуказанного закона.
В соответствии со ст. 7 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, их семей» супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В соответствии со ст. 30 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации или нет.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «О милиции» (в редакции, действовавшей на момент гибели А.) сотрудники системы Министерства внутренних дел РСФСР, не являющиеся сотрудниками милиции, могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых министром внутренних дел РСФСР. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции.
Указанным положением Закона в последующей редакции предусмотрена возможность привлечения стажеров во время испытательного срока к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемых министром внутренних дел Российской Федерации, и распространяла на них права, гарантии правовой и социальной защищенности, предусмотренные для сотрудников милиции.
Одновременно на момент службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее - Положение о службе).
В силу ст. 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Одновременно вопросы прохождения службы сотрудниками полиции регламентируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
Как указано в ст. 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Как указано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
По смыслу вышеуказанных норм закона, гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, поэтому к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением.
Данные выводы судебной коллегии согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25 июля 2016 года № - КГ 16-12.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период прохождения службы А. не был назначен на должность, и ему не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел он не являлся, он проходил службу по должности стажера.
При таких обстоятельствах на истца не могут быть распространены положения ст. 30 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, их семей».
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 23 октября 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании отказа в назначении пенсии незаконным, обязании назначить пенсию по потере кормильца отказать.
Председательствующий: Сорокина С. В.
Судьи: Зонова А. Е.
Редозубова Т.Л.