Судья Юрова А.А. Дело № 33-880/2017 (33-23817/2016)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 18.01.2017
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Федина К.А.,
при секретаре Цыпиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Гусева О.Г. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению Социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Асбесту о признании права на присвоение звания «Ветеран Труда»,
по апелляционной жалобе ответчика
на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2016.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения представителя ответчика Поповой А.А, судебная коллегия
установила:
Гусев О.Г. 06.06.2016 обратился в суд с требованием о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указал, что обратился к ответчику с аналогичным заявлением, предоставив документы о награждении:
- Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от ( / / )№ медалью «За безупречную службу» III степени;
- Приказом ГУВД Пермской области от 22.10.2003 № медалью «За безупречную службу» II степени;
- Приказом ГУВД Пермского края от 03.08.2006 № медалью «За безупречную службу» I степени.
Письмом ответчика от 17.05.2016 истец уведомлен об отказе включить его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с несоответствием представленного наградного документа требованиям, указанным в Указе Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области».
Оспаривая отказ, истец просил признать его лицом, имеющим право на присвоение звания «Ветеран труда», признать незаконным решение ответчика об отказе во включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика оказать ему государственную услугу по выдаче удостоверения «Ветеран труда», включив его в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» и направив его в Министерство социальной политики Свердловской области. Истец также просил взыскать с ответчика возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек, судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 3300 рублей 00 копеек.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, настаивая на правомерности отказа во включении истца в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда».
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2016 исковые требования удовлетворены частично:
- за истцом признано право на присвоение звания «Ветеран труда»;
- на ответчика возложена обязанность включить истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»;
- с ответчика в пользу истца взыскано возмещение судебных расходов и расходов по оплате услуг представителя в размере 1800 рублей 00 копеек.
В удовлетворении требований о признании незаконным решения ответчика от 17.05.2016 № 1429 судом первой инстанции было отказано. В данной части решение суда сторонами не обжалуется.
С решением суда в части удовлетворенных исковых требований не согласился ответчик, 14.11.2016 принес на него апелляционную жалобу, 28.11.2016 – дополнения к апелляционной жалобе, в которых указал, что не согласен с решением суда в связи с неправильным применением судом норм материального права (п. 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ). В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) ответчиком приводятся также доводы о том, что те медали, которыми награжден истец («За безупречную службу» III, II, I степени, «За отличие в службе» II, I степени) не могут являться основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку не предусмотрены Приказом МВД от 24.08.2016 № 481 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда». Ответчик в части удовлетворенных исковых требований просил решение отменить, принять новое решение об отказе в исковых требованиях.
В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ответчика Попова А.А., поддержавшая доводы и требования апелляционной жалобы с учетом дополнений.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения от 19.12.2016, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела установлено, что истец с 11.08.2006 является получателем пенсии за выслугу лет МВД Российской Федерации. В мае 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о включении его в список претендентов на присвоение звания «Ветеран труда».
Из материалов дела усматривается, что письмом ответчика от 17.05.2016 № 1429 в удовлетворении заявления истца о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения истца в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда». Суд первой инстанции исходил из следующего: Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.08.2016 № 481 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и внесении изменения в п. 3 Положения о медали МВД России «За трудовую доблесть», утвержденного приказом МВД России от 31.10.2012 № 989» предусмотрено, что в качестве ведомственных знаков отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» учитываются: нагрудный знак МВД России «Почетный сотрудник МВД», медаль МВД России «За трудовую доблесть», медаль МВД России «За безупречную службу в МВД», медаль МВД России «За отличие в службе» I и II степени. Приказ МВД России от 24.08.2016 № 481 издан в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», вступил в законную силу 24.09.2016. Пунктом 2 указанного Приказа установлено, что награждение знаками отличия МВД России осуществляется в порядке, установленном приказом МВД России от 31.10.2012 № 989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации». По мнению суда первой инстанции указанным Приказом определено право на получение социальных гарантий, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» для лиц, награжденных указанными в Приказе ведомственными знаками отличия, названный Приказ фактически уравнял права лиц, награжденных ведомственными знаками отличия до его издания с ранее награжденными лицами, на основании порядка, действовавшего до его издания. Доводы ответчика о том, что на основании Приказа МВД России право на присвоение звания «Ветеран труда» получают только лица, награжденные ведомственными знаками отличия после вступления названного Приказа в законную силу, судом первой инстанции были отклонены как не основанные на неправильном толковании положений данного Приказа. Кроме этого, суд первой инстанции исходил из того, что Приказ МВД России от 24.08.2016 № 481 улучшает правовое положение лиц, награжденных указанными в нем ведомственными знаками отличия, устанавливая их право на получение звание «Ветеран труда», в связи с чем его положения могут быть распространены на правоотношения, возникшие до его принятия и названный Приказ дает право на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе, лицам, награжденным ведомственными знаками отличия до его издания. Иное, по мнению суда первой инстанции, ставит в неравное положение лиц, обладающих равными заслугами перед обществом в зависимости от даты награждения ведомственным знаком отличия.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, а решение суда - подлежащим отмене (ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) ввиду следующего.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» регламентированы «Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим па территории Свердловской области», утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ.
Согласно подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения (в редакции Указа Губернатора от 14.09.2015 № 431-УГ, действующей на дату возникновения спорных правоотношений) звание «Ветеран труда» присваивается проживающим на территории Свердловской области лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии названным Положением право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, в положениях о которых указано, что они являются ведомственными наградами, и решение о награждении работников которыми принято, в том числе, руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 6 Положения знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, при присвоении звания «Ветеран труда» не учитываются.
Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дед Российской Федерации», МВД России, в том числе, обеспечивает планирование деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также осуществляет их инспектирование и контроль их деятельности; организует служебно-боевую деятельность внутренних войск в мирное и военное время; поддерживает внутренние войска в постоянной боевой и мобилизационной готовности; участвует в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26.12.2002 № 17-П «По делу о проверке конституционности положения абз. 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» в связи с жалобой гражданина М.А. Будынина», по смыслу ст. 37 (ч. 1) и ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 32 (ч. 4), ст. 71 (п. «м»), ст. 72 (п. «б» ч. 1) и ст. 114 (п. п. «д», «е»), служба в органах внутренних дел Российской Федерации наряду с военной службой, а также службой в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в федеральных органах налоговой полиции представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах.
В соответствии с приложением к «Порядку ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 20.12.2004 № 317, Министерство внутренних дел Российской Федерации включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная в ней служба.
Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Из материалов дела установлено, что истец награжден медалью «За безупречную службу» III степени на основании Приказа Министра внутренних дел Российской Федерации от 11.10.1995 №, медалью «За безупречную службу» II степени на основании Приказа ГУВД Пермской области от 22.10.2003 №, а так же медалью «За безупречную службу» I степени на основании Приказа ГУВД Пермского края от 03.08.2006 № (л.д. 9-11).
Поскольку присвоение звания «Ветеран труда» носит заявительный характер, то обращение истца к ответчику после вступления в законную силу Указа Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ, исходя из фактических обстоятельств дела, исключало возможность получения истцом соответствующих гарантий социальной зашиты на момент обращения, в связи с чем в удовлетворении требований о признании незаконным решения ответчика от 17.05.2016 № 1429 судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Поскольку медали, которыми награжден истец, учреждены МВД России (приказ от 31.10.2012 № 989 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации»), данный ведомственный знак отличия в соответствии с приведенными выше положениями Указа Губернатора Свердловской области от 14.09.2015 № 431-УГ (в редакции Указа Губернатора от 14.09.2015 № 431-УГ) не мог учитываться для присвоения истцу звания «Ветеран труда» (указанными ведомственными знаками истец награжден в 2012-2015 годах).
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований в части признания права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложения на ответчика обязанности включить истца в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», в том числе, с учетом положений Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.08.2016 № 481 «О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», и внесении изменения в п. 3 Положения о медали МВД России «За трудовую доблесть», утвержденного приказом МВД России от 31.10.2012 № 989 (указанными ведомственными знаками истец награжден в 2012-2015 годах, а к ответчику с заявлением о присвоении указанного звания обратился 12.05.2016).
В силу ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2016 в части удовлетворения исковых требований Гусева О.Г. о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении на ответчика обязанности включить Гусева О.Г. в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2016 по исковому заявлению Гусева О.Г. к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению Социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Асбест в части удовлетворения исковых требований Гусева О.Г. о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» и возложении на территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление Социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Асбест обязанности включить Гусева О.Г. в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» отменить. Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гусева О.Г. отказать.
В остальной части решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2016 оставить без изменения.
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Иванова Т.С.
Федин К.А.