НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 17.08.2022 № 33-12759/2022

УИД 66RS0012-01-2022-000357-39

Дело № 33-12759/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

17.08.2022

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Редозубовой Т.Л., Зоновой А.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Кулакова Виктора Николаевича к муниципальному казенному учреждению «Расчетный центр г. Каменска-Уральского» о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе истца на решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11.05.2022 (дело № 2-662/2022).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения истца Кулакова В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Кулаков В.Н. обратился с иском к МКУ «РЦ», в обоснование указал, что является ветераном военной службы, в соответствии с положениями Федеральных законов от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на льготы, в том числе компенсацию расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. С 01.02.2019 ему назначена компенсация по категории «ветеран труда» на основании Постановлений Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 689-ПП и от 29.10.2009 № 1556-ПП. При определении размера компенсации ответчик неверно толкует положения п.2 Постановления Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1556-ПП в части утвержденных норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по электроэнергии, и производит расчет компенсации не исходя из фактического потребления, а в пределах норматива 55 киловатт-часов в месяц. Указанное ограничение не подлежит применению, поскольку в его собственности находится индивидуальный жилой дом с газовым отоплением, газовой плитой, центральное отопление отсутствует.

С учетом изложенного Кулаков В.Н. просил

- возложить обязанность на МКУ «РЦ» изменить норматив с 55 киловатт-часов на норматив в пределах фактически понесенных расходов потребленной электрической энергии;

- возложить на ответчика обязанность производить расчет размера компенсации расходов, исходя из норматива в пределах фактических расходов на оплату потребленной электрической энергии, и произвести перерасчет компенсации за электроснабжение, исходя из норматива в пределах фактических расходов на оплату потребленной электрической энергии за период с 01.03.2019 по настоящее время (что составит 3648 руб. 93 коп.);

- возместить ему за счет ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11.05.2022 исковые требования Кулакова В.Н. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в части, удовлетворить исковые требования. Полагает, что установленный норматив для расчета компенсации за потребление электрической энергии не более 55 киловатт-часов в месяц в домах, имеющих центральное либо печное отопление не может быть применен для расчета компенсации, поскольку в его доме установлено индивидуальное газовое отопление, в справках о начислении компенсации на оплату ЖКУ в виде услуг указано «газовое отопление», строка «центральное отопление» - отсутствует. Полагает, что при таком положении в отношении расчета компенсации подлежат применению фактические расходы на электроэнергию без ограничения какими-либо нормативами.

В судебном заседании Кузнецов В.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил изменить норматив энергосбережения и перерасчета компенсации за энергосбережение за предшествующие 3 года (не с 01.03.2019).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик, третье лицо Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по жилищному хозяйству не явились, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещены заблаговременно и надлежащим образом (по электронной почте 22.07.2022), в том числе путем размещения 22.07.2022 информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от сторон не поступило. При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Заслушав истца, изучив материалы дела, проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что вступившим в законную силу 23.09.2021 решением Синарского районного суда г.Каменска-Уральского от 26.05.2021 по гражданскому делу № 2-905/2021, которое в силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации носит преюдициальный характер при рассмотрении настоящего дела, установлены следующие обстоятельства, которые не изменились и не оспариваются сторонами и по настоящее время.

Кулакову В.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 03.04.2019 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по <адрес> в <адрес>, общей площадью 62,2 кв.м. С 2020 года на регистрационном учете в указанном доме состоит только истец. Дом оборудован газовой плитой, установлено газовое отопление, газовый водонагреватель.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 11 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов Свердловской области" истец является получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50%.

При вынесении 26.05.2021 решения по гражданскому делу № 2-905/2021 Синарским районным судом г.Каменска-Уральского был сделан вывод, что начисление и выплата компенсации по коммунальной услуге «электроэнергия» Кулакову В.Н. производятся в зависимости от потребленного объема электроэнергии по показаниям приборов учета, компенсируется оплата данной услуги в размере установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1556-ПП норматива – 55 кВт/час, начисления сверх указанного норматива не компенсируются. Указанный порядок начисления компенсации признан судом верным, соответствующим требованиям специальных норм, закрепленных в Постановлениях Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1556-ПП, от 26.06.2012 № 689-ПП. Доводы Кулакова В.Н. об обратном, в том числе о необходимости применения для расчета норматива потребления, утвержденного Постановлением РЭК Свердловской области от 27.08.2012 № 130-ПК, расценены как несостоятельные, основанные на неправильном применении норм материального права.

В указанной части решение по делу № 2-905/2021 вступило в законную силу, было оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23.09.2021.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 159, 160 Жилищного кодекса РФ, ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", ст. 11 Закона Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", Порядком назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 689-ПП. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, указав, что расчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежит исчислению в соответствии с действующим правовым регулированием, исходя из установленных нормативов, что подтверждено в том числе решением Синарского районного суда г. Каменска-Уральского от 26.05.2021.

Судебная коллегия соглашается с приведенными судом выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 1 ст. 11 Законом Свердловской области от 25.11.2004 N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" для ветеранов труда и лиц, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, достигших возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и (или) возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, настоящим Законом Свердловской области устанавливаются меры социальной поддержки, в числе которых - компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, в том числе проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей, находящимся на полном их содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области, в том числе проживающим совместно с ними нетрудоспособным членам их семей, находящимся на полном их содержании или получающим от них помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию; платы за коммунальные услуги в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области.

Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 689-ПП.

Назначение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носит заявительный характер и осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган)

Обращаясь с настоящим иском, Кулаков В.Н. указывал на несогласие с применением норматива по энергосбережению при расчете компенсации, полагая, что расчет потребленной электрической энергии для компенсации должен производиться, исходя из фактических расходов энергии (в размере 50%) без какого-либо предельного норматива.

Вместе с тем, согласно п. 23 Порядка назначения и выплаты компенсаций Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 689-ПП, при определении размера компенсации расходов гражданам, оплачивающим коммунальные услуги без приборов учета, размер компенсации расходов определяется исходя из норм площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП "О нормах площади жилого помещения и нормативах потребления коммунальных услуг, в пределах которых предоставляются компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации" (далее - нормы и нормативы).

При определении размера компенсации расходов в части оплаты коммунальных услуг гражданам, оплачивающим коммунальные услуги по показаниям приборов учета, нормы и нормативы применяются в случае, если фактические показания приборов учета выше норм и нормативов.

Нормативы определены Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 N 1556-ПП.

В соответствии с пунктом 2 Постановления, размер частичной компенсации расходов за электрическую энергию, а также за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, на которую имеют право лица, указанные в пункте 5 Порядка, рассчитывается в пределах следующих нормативов:

1) в пределах фактических расходов на оплату потребленной электрической энергии, но не более 55 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 85 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 1870 киловатт-часов в месяц - в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, не имеющих центрального отопления, - для одиноко проживающих лиц, имеющих право на компенсацию расходов;

2) в пределах фактических расходов на оплату части потребленной электрической энергии, определяемой как частное от деления общего количества потребленной электрической энергии на общее количество членов семьи, но не более 55 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 85 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо не более 1540 киловатт-часов в месяц - в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, не имеющих центрального отопления, - для семей, состоящих из лица, имеющего право на компенсацию расходов, и совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих права на компенсацию расходов.

В случае, если часть потребленной электрической энергии, определенная в соответствии с подпунктом 2 части первой настоящего пункта, составляет менее 55 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо менее 85 киловатт-часов в месяц - в домах, имеющих центральное либо печное отопление, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, либо менее 1540 киловатт-часов в месяц - в домах, оборудованных в установленном порядке электроотопительными установками, не имеющих центрального отопления, то при проведении расчетов она увеличивается до 55, 85 или 1540 киловатт-часов в месяц соответственно, но не более фактически потребленной электрической энергии.

Таким образом, компенсация расходов истцу правомерно осуществляется в зависимости от потребленного объема электроэнергии по показаниям приборов учета и компенсируется оплата данной услуги в размере установленного Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1556-ПП норматива – 55 кВт/час, начисления сверх указанного норматива не компенсируются. При этом само разделение норматива в Постановлении определено в зависимости от наличия или отсутствия в жилом помещении стационарных электрических плит и электроотопительных установок.

Доводы истца об обратном основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные. Отсутствие в Постановлении Правительства Свердловской области от 29.10.2009 № 1556-ПП указания на жилые помещения с газовым отоплением при установлении норматива в законодательном порядке не может свидетельствовать о возможности применения при расчете компенсации размера фактически потребляемой электроэнергии без ограничения нормативам, поскольку такой подход в принципе не предусмотрен Постановлениями Правительства, расширительное и произвольное толкование указанных норм в данных правоотношениях применено быть не может, так как порядок расчета компенсации определяется нормативным актами.

Судебная коллегия соглашается также с выводом суда о том, что решение Синарского районного суда г.Каменска-Уральского от 26.05.2021 имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 11.05.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий О.Г. Колесникова

Судьи Т.Л. Редозубова

А.Е. Зонова