НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 16.03.2016 № 33А-4891/2016

Судья Карпенко А.В. Дело № 33а-4891/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2016 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Захаровой О.А., Шабалдиной Н.В.

при секретаре Пархоменко Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области к Кадочникову Г.Л. о взыскании задолженности по земельному налогу, пени, штрафа, пени по УСН,

по апелляционной жалобе административного ответчика Кадочникова Г.Л.

на решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 24 декабря 2015 года.

Заслушав доклад судьи Шабалдиной Н.В., объяснения представителя административного истца Колпаковой И.М., действующей на основании доверенности № 05–10 от 08 октября 2015 года, полагавшей решение суда законным, судебная коллегия

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области (далее по тексту межрайонная ИФНС России № 30 по Свердловской области) обратилась с исковым заявлением к Кадочникову Г.Л. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2014 год в сумме 95957 рублей, пени в сумме 6 412 рублей, штрафа в сумме 9595 рублей 70 копеек, пени по УСН в сумме 443 рубля 51 копейка.

В обоснование указала, что 16 января 2015 года индивидуальным предпринимателем Кадочниковым Г.Л. (ИНН 662700569104), представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, сумма налога, исчисленная к уплате составила 45 600 рублей. 29 января 2015 года налогоплательщиком представлена уточненная декларация по земельному налогу за 2014 год, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 22 800 рублей. Уточненная декларация представлена в связи с заявленной льготой по налогу на основании пункта 8 Решения Думы городского округа Ревда. По представленным налогоплательщиком декларациям была проведена камеральная проверка индивидуального предпринимателя Кадочникова Г.Л., по результатам которой был установлен факт неправомерного применения кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, занижена сумма земельного налога за 2014 год на сумму 95957 рублей. Доначисленная сумма налога на землю не уплачена, что послужило основанием для привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 9 595 рублей 70 копеек, также были начислены пени в сумме 6412 рублей. Кроме того, Кадочниковым Г.Л. не был уплачен налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что послужило основанием для начисления пени по состоянию на 30 июня 2015 года в сумме 443 рубля 51 копейка. 28 мая 2015 года Кадочников Г.Л. снялся с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, при этом обязанность по уплате налога не исполнил.

19 августа 2015 года Кадочникову Г.Л. было направлено требование № 2569 об уплате задолженности по земельному налогу, штрафа, предоставлен срок для добровольного исполнения 28 августа 2015 года. Кроме того, в адрес административного ответчика 30 июля 2015 года были направлены требования № 6506 и 7015 об уплате пени, предоставлен срок для добровольного исполнения 11 августа 2015 года и 12 августа 2015 года соответственно.

Требования об уплате налога, пени административным ответчиком не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области Кованева Н.М., действующая на основании доверенности № 05-11 от 08 октября 2015 года поддержала доводы указанные в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Кадочников Г.Л., его представитель иск не признали, указав, что земельный налог был исчислен исходя из кадастровой стоимости, которая была установлена решением Арбитражного суда от 17 июня 2014 года, вступившего в законную силу 18 июля 2014 года, а также с учетом льготы. Данный налог в размере 22 800 рублей был оплачен в полном объеме.

Решением Ревдинского городского суда Свердловской области от 24 декабря 2015 года административное исковое заявление межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области удовлетворено: с Кадочникова Г.Л. в доход соответствующего бюджета взыскан земельный налог в сумме 95957 рублей, пени по земельному налогу в сумме 6412 рублей, штраф по земельному налогу в сумме 9595 рублей 70 копеек, пени по УСН в сумме 443 рубля 51 копейка; всего 112408 рублей 21 копейка, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 3448 рублей 16 копеек.

Не согласившись с решением суда административный ответчик Кадочников Г.Л. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование, настаивая на нарушении своих прав налогоплательщика, указывает, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен порядок расчета налоговой базы при изменении кадастровой стоимости в течении календарного года, в связи с чем суд должен был применить кадастровую стоимость земельного участка, установленную вступившим в законную силу решением суда. Также указал, что судом неверно применены положения Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. 13 июля 2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», неверно определен период расчета пеней на земельный налог.

Представитель административного истца межрайонная ИФНС России № 30 по Свердловской области в судебном заседании решение суда первой инстанции просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Дополнительно указала, что расчет земельного налога был произведен согласно кадастровой стоимости земельного участка на основании постановления Правительства Свердловской области, а после вступления в законную силу решения суда исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной. Пени по земельному налогу начислены в соответствии с требованиями закона.

Административный ответчик Кадочников Г.Л. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещен заблаговременно и надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и поступивший отзыв административного истца на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как видно из материалов дела и не оспаривалось административным ответчиком, индивидуальному предпринимателю Кадочникову Г.Л. принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, город Ревда, ..., с кадастровым номером 66:21:0101010:84 под объект производственного и складского назначения.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года по делу А60-13632/2014, вступившим в законную силу 18 июля 2014 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:2160101010:84, площадью 11140 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, город Ревда ул... признана равной его рыночной стоимости в размере 3040 000 рублей.

16 января 2015 года индивидуальным предпринимателем Кадочниковым Г.Л. (ИНН 662700569104) представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, сумма налога, исчисленная к уплате, составила 45 600 рублей.

29 января 2015 года налогоплательщиком представлена уточненная № 1 декларация по земельному налогу за 2014 год, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 22 800 рублей.

По представленным декларациям межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области была проведена камеральная проверка индивидуального предпринимателя Кадочникова Г.Л., по результатам которой принято решение № 2138 от 06 июля 2015 года о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 9595 рублей 70 копеек; а также начислены пени в соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 06 июля 2015 года в сумме 3 879 рублей 06 копеек, решено взыскать в соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации неуплаченный, в результате занижения налоговой базы, земельный налог в сумме 95957 рублей.

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что Кадочников Г.Л. в нарушение пункта 7 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения в установленный срок не уплатил, в связи с чем на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации в виду наличия задолженности по налогу налогоплательщику начислены пени по состоянию на 30 июня 2015г. в сумме 443 рубля 51 копейка.

28 мая 2015 года Кадочников Герман Леонидович снялся с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, обязанность по уплате налога не исполнил.

30 июля 2015 года Кадочникову Г.Л. направлены требования № 6506 и 7015 об уплате пени, предоставлен срок для добровольного исполнения 11 августа 2015 года и 12 августа 2015 года соответственно.

19 августа 2015 года в адрес Кадочникова Г.Л. направлено требование № 2569 об уплате задолженности по земельному налогу, штрафа, предоставлен срок для добровольного исполнения 28 августа 2015 года.

Данные требования административным ответчиком не исполнены.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования межрайонной ИФНС России № 30 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера налога и пени, и пришел к обоснованному выводу о взыскании с Кадочникова Г.Л. в доход соответствующего бюджета земельного налога за 2014 год в сумме 95957 рублей, штрафа по земельному налогу в сумме 9595 рублей 70 копеек, пени по земельному налогу с 09 февраля 2015 года по 09 октября 2015 года в сумме 6412 рублей, пени по УСД в сумме 443 рубля 51 копейка.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными.

В свою очередь, с доводом апелляционной жалобы Кадочникова Г.Л. о том, что суд при взыскании земельного налога за 2014 года не обоснованно не принял во внимание решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года, которым была установлена кадастровая стоимость земельного участка равная его рыночной стоимости, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу части 3 статьи 391 Налогового кодекса российской Федерации, в редакции действующий в спорный период, налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления в силу судебного акта.

Постановлением Правительства Свердловской области от 07 июня 2011 № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, по состоянию на 01.01.2010 для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством.

Для целей налогообложения в 2014 году применяется кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года, утверждённая постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011г. № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов, расположенных на территории Свердловской области».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101010:84, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Кадочникову Г.Л. в соответствии с указанным постановлением Правительства Свердловской области определена в размере 24 974 209 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 июня 2014 года по делу А60-13632/2014, вступившим в законную силу 18 июля 2014 года, кадастровая стоимость спорного земельного участка признана равной его рыночной стоимости в размере 3040 000 рублей.

Суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу, о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка равная его рыночной стоимости подлежит применению с момента вступления в законную силу.

Довод административного ответчика о применении положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в редакции от 13 июля 2015 года) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и исчисление в связи с этим земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной с 01 января 2014 года, судебной коллегией отклоняется как основанный на неверном толковании и понимании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с абзацем 4 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно изменениям, внесенным с 22 июля 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ в абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в кадастр стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 225-ФЗ), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Федерального закона № 225-ФЗ.

Таким образом, законодатель, уточнил дату начала применения рыночной стоимости, приравненной к кадастровой стоимости, на основании судебного решения на предыдущий период и прямо предусмотрел круг правоотношений, на которые распространяется новый установленный законом порядок применения сведений о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (в том числе для целей налогообложения).

Кроме того, письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 03-05-06-02/48948 о применении сведений кадастровой стоимости фактически воспроизводит вышеперечисленные правовые нормы и свидетельствует о применении положение статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ при рассмотрении тех заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, которые рассмотрены после дня вступления в силу Федерального закона № 225-ФЗ.

Учитывая то обстоятельство, что по состоянию на 22 июля 2014 года заявление Кадочникова Г.Л. Арбитражным судом Свердловской области было рассмотрено, решение суда вступило в законную силу 18 июля 2014 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что к данным правоотношениям не должны применяться требования абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действующие с 22 июля 2014 года.

При таких обстоятельствах оснований для перерасчета земельного налога с 01 января 2014 года, исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка равного рыночной, не имелось.

Также несостоятельны доводы административного ответчика о периоде расчета пени по земельному налогу.

Порядок и сроки уплаты земельного налога на территории городского округа Ревда с 01 января 2006 года устанавливаются решением Ревдинской районной Думы от 26 октября 2005 года № 230.

Согласно пункта 9 данного решения (в редакции от 24 ноября 2010 года № 334) срок уплаты налога по итогам налогового периода для налогоплательщиков физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями - до 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Из материалов дела следует, что пени по земельному налогу рассчитаны в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего уплату земельного налога, с 10 февраля 2015 года (включительно) по 09 октября 2015 года (л.д. 7, 19).

Расчет пени судебной коллегией проверен, соответствует материалам дела, административным ответчиком свой расчет пени не представлен, оснований для расчета пени по земельному налогу с 30 апреля 2015 года не указано.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые влияли бы на существо принятого решения, не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции либо опровергали бы правильные выводы суда. В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ревдинского городского суда Свердловской области от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кадочникова Г.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий Д.И. Гылкэ

Судьи О.А. Захарова

Н.В. Шабалдина