НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 15.12.2015 № 33-19649/2015

СудьяИванова О.А. Дело № 33-19649/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 15.12.2015

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ковалевой Т.И.,

судей Седых Е.Г., Фефеловой З.С.,

при секретаре Власовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15.12.2015 гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Свердловской области о взыскании пенсии за выслугу лет,

поступившее по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 01.10.2015.

Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области, в котором просил возложить на ответчика обязанность производить ему выплату пенсии за выслугу лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет, предусмотренной ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 40%, исходя из выслуги с учетом службы в Вооруженных Силах Республики Украина, а также взыскать с ответчика сумму недоплаты пенсии за выслугу лет за период с 01.05.2015 по 31.08.2015 в сумме ( / / ) руб.

В обоснование иска указал, что, являясь гражданином Российской Федерации, он проходил военную службу в период с ( / / ) по ( / / ). В период с ( / / ) по ( / / ) он временно проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Украина и был уволен приказом заместителя Министра обороны – Командующего силами противовоздушной обороны Республики Украина. Период его службы в Республике Украина не был засчитан ответчиком для определения размера надбавки за выслугу лет, и при имеющейся у него выслуге лет 26 лет 03 месяца 14 дней процентная надбавка за выслугу лет вместо 40% ему рассчитана в размере 30%, с чем он не согласен.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель настаивали на исковых требованиях.

Представитель ответчика возражала относительно требований истца, указывала, что в 2015 году было выявлено, что истцу в выслугу лет для назначения надбавки ошибочно был включен период его военной службы в Республике Украина. Уменьшение процентной ставки приведено в соответствие с действующим законодательством. При этом период выслуги лет для назначения самой пенсии истцу уменьшен не был.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 01.10.2015 исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебное постановление отменить. Настаивает на включении периода военной службы в Вооруженных Силах Украины для расчета надбавки за выслугу лет, указывая, что его перевод был временным, до перевода в Вооруженные Силы Российской Федерации. Командование войсковой части брало на себя обязательство ходатайствовать перед высшим командованием о его переводе в Вооруженные Силы Российской Федерации. Этот перевод не осуществился по независящим от него обстоятельствам. Считает, что вывод суда о том, что для исчисления выслуги лет необходимо включение в Соглашение о военном сотрудничестве договоренностей в области пенсионных отношений, не основан на нормах права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель ФИО2, действующий по устному ходатайству, настаивали на доводах апелляционной жалобы.

Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности от ( / / ), с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указывая на их несостоятельность, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, просила решение суда оставить без изменения.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.

Судом первой инстанции установлено, что ( / / ) ФИО1 был призван на военную службу. После окончания действительной срочной военной службы он проходил военную службу с ( / / ) до ( / / ). В период с ( / / ) по ( / / ) он временно проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Украина. Уволен с военной службы был приказом заместителя Министра обороны Республики Украина. Выслуга лет истца составила 26 лет 03 месяца 14 дней, является получателем пенсии за выслугу лет.

С ( / / ) решением Военного комиссариата Свердловской области был изменен размер надбавки за выслугу лет, которая составила 30% вместо ранее установленной 40%. Для исчисления надбавки за выслугу лет был исключен период военной службы истца в Вооруженных Силах Республики Украина.

Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, а также действующим законодательством Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, пришел к верному выводу о том, что период службы истца в Вооруженных Силах Украины не подлежит включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем действия Военного Комиссариата Свердловской области по установлению периодов службы истца, подлежащих зачету в выслугу лет для начисления надбавки, соответствуют требованиям, предъявляемым как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами.

Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

Выслуга лет для назначения пенсий и выслуга лет для определения размера процентной надбавки как вида денежного довольствия имели свое целевое назначение. Выслуга лет для назначения пенсии применялась при установлении права на пенсию за выслугу лет и определения размера исчисления данной пенсии в процентах. Выслуга лет для определения размера процентной надбавки как вида денежного довольствия служила для установления права на получение процентной надбавки и исчисления ее в процентах.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии и порядок исчисления выслуги лет для определения процентной надбавки военнослужащим регулировался различными правовыми актами.

В период прохождения военной службы истца порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии регулировался Постановлением Совета Министров СССР от 15.12.1990 № 1290 «О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам…», затем - Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков…».

Порядок исчисления выслуги лет для определения процентной надбавки регулировался Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденным приказом Министра обороны СССР от 14.08.1978 № 075. На момент увольнения истца с военной службы и назначения ему пенсии – Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей».

Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением от 15.05.1992.

В соответствии частью 1 статьи 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащих засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Как следует из материалов дела, и не оспаривалось истцом, выслуга лет ФИО1 включает в себя спорный период его службы в Вооруженных Силах Украины, и составляет 26 лет 03 месяца 14 дней. И в соответствии с ч. 1 ст. 2 указанного Соглашения размер названной выслуги лет ответчиком не пересматривался.

Часть 2 этой же статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.

Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15.05.1992 для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.

В консультативном заключении Определения № 01-1/2-09 от 09.12.2009 Экономический Суд Содружества Независимых государств, на которое сослался суд первой инстанции, указано, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 по нормам законодательства государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие.

В период увольнения истца с военной службы и направления его на учет в Верх-Исетский РВК г. Екатеринбурга Российской Федерации действовали Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 № 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей».

В соответствии с подп. «в» п. 2 указанных Правил, в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитывается в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств, в том случае, если они в установленном порядке были переведены в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 № 1074 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:

а) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;

в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

г) военная служба граждан Российской Федерации до 01.01.1995 в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Указанными нормами права определены периоды, подлежащие включению в выслугу лет для исчисления надбавки, и их анализ позволяет сделать вывод о том, что оснований для включения спорного периода службы истца, у суда первой инстанции не имелось.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 в период с ( / / ) по ( / / ) проходил службу в Вооруженных Силах Украины и был уволен в отставку из Вооруженных Сил Республики Украина, и в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации не переводился.

При этом довод жалобы истца со ссылкой на Временное соглашение (л.д.9) о том, что он проходил службу в Вооруженных Силах Украины временно, и его перевод в Вооруженные Силы Российской Федерации не осуществился по независящим от него обстоятельствам, о неправильности выводов суда не свидетельствует, так как перевода истца в Вооруженные Силы Российской Федерации не состоялось, а причина этого не имеет правового значения для разрешения данного спора.

Ссылка в жалобе истца на Соглашение о военно-техническом сотрудничестве от 26.05.1993, а также Протокол между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Украины о военном сотрудничестве от 15.04.1994, несостоятельна, поскольку данные Соглашение и Протокол вопрос начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет не регулируют, а потому к международным соглашениям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, не относятся.

Довод истца, высказанный им в судебном заседании суда апелляционной инстанции о нарушении его прав, поскольку размер пенсии не может быть уменьшен после введения нового правового регулирования, а в результате действий ответчика размер его пенсии уменьшился, не подтверждает обоснованности его позиции в силу того, что ранее действовавшее законодательство содержало аналогичные нормы, о чем указывалось выше. Как ранее действовавшие нормы, так и действующие в настоящее время нормы, регулирующие вопрос порядка исчисления выслуги лет для определения процентной надбавки, не противоречат указанному выше Соглашению от 15.05.1992.

Тот факт, что истцу до 01.05.2015 в выслугу лет для определения процентной надбавки включался период его службы в Вооруженных силах Украины, а после указанной даты не включается, не свидетельствует о наличии права истца получать пенсию и в дальнейшем с учетом неверно подсчитанной надбавки за выслугу лет.

Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией истца, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга 01.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.И. Ковалева

Судьи: Е.Г. Седых

З.С. Фефелова