Судья Опалева Т.А. | Дело № 33-7091/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург | 15.05.2018 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Петровской О.В., судей Бадамшиной Л.В., Звягинцевой Л.М.
при ведении протокола помощником судьи Бирюковой М.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Первоуральск в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц к администрации городского округа Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск, обществу с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая компания» о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе ответчика на решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 27.12.2017.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя ответчика – Архангельской А.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Жаровцева Д.В., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
прокурор города Первоуральск, действуя в интересах городского округа Первоуральск (далее - ГО Первоуральск) и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации ГО Первоуральск, Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства городского округа Первоуральск (далее - УЖКХиС ГО Первоуральск), обществу с ограниченной ответственностью «Свердловская теплоснабжающая компания» (далее - ООО «СТК»).
С учетом уточнения требований прокурор просил суд возложить на администрацию ГО Первоуральск, УЖКХиС ГО Первоуральск обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу до признания права муниципальной собственности на бесхозную тепловую сеть со следующими техническими характеристиками: 1) участок трубопровода, расположенный от ТК-91 по улице Луначарского города Первоуральск до границы территории земельного участка федерального казенного учреждения «Управление по конвоированию Главного управления Федеральном службы исполнения наказаний по Свердловской области», диаметром 219 мм, общей протяженностью 945 погонных метров (из них надземной прокладки трубопровода 85 погонных метров, подземной прокладки трубопровода - 860 погонных метров, в том числе 60 погонных метров под железнодорожными путями по маршруту следования «ж/д станция Первоуральск – ж/д станции Свердловск-пассажирский»), с обустроенными двумя дополнительными тепловыми камерами: на расстоянии 355 п.м от ТК-91 по улице Луначарского города Первоуральск: на расстоянии 935 п.м от ТК-91 по улице Луначарского города Первоуральск; 2) участок трубопровода, расположенный на расстоянии 935 п.м от ТК-91 по улице Луначарского города Первоуральск, в месте ответвления на многоквартирный жилой дом № 2В по улице Горького города Первоуральск, диаметром 133 мм, общей протяженностью 16 п.м, определить в отношении указанных участков трубопроводов теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями.
Также прокурор просил суд:
- возложить на ООО «СТК» обязанности по поддержанию эксплуатации и техническому содержанию указанных участков трубопроводов, начиная со дня определения последней теплосетевой организацией в отношении данных участков трубопровода тепловой сети по день признания права муниципальной собственности на указанное имущество; обязанности в день вступления решения суда в законную силу устранить порывы, имеющееся на указанных участках трубопроводов тепловой сети;
- на администрацию ГО Первоуральск возложить обязанности в срок до 01.10.2018 обратиться в Территориальное отделение Федеральной службы государственном регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей указанного имущества.
Решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 27.12.2017 исковые требования прокурора удовлетворены, за исключением последнего требования к администрации ГО Первоуральск, поскольку администрация не оспаривала необходимость такого обращения с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры.
С таким решением не согласился ответчик ООО «СТК», подал на него апелляционную жалобу, в которых просит решение отменить в части удовлетворения требований к ООО «СТК» и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении данных требований, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального и процессуального права.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков - администрации ГО Первоуральск, УЖКХиС ГО Первоуральск, третьих лиц - федерального казенного учреждения «Управление по конвоированию Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее - ФКУ УК ГУФСИН по СО) и ГУФСИН по СО, ООО Объединенная жилищная компания «Первоуральское ремонтное предприятие». Учитывая, что указанные лица извещены надлежащим образом посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет» (ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно установил характер спорных правоотношений и нормы закона, подлежащие применению. При этом все изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовую оценку.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Из материалов дела следует, что в прокуратуру города Первоуральск 05.10.2017 поступило обращение за № 30-02/2145 от начальника УЖКХиС ГО Первоуральск в интересах ЧВП о понуждении ФКУ УК ГУФСИН по СО устранить выявленные повреждения трубопровода, имеющееся на участке от тепловой камеры № 91, расположенной по yлице Луначарского города Первоуральск (далее ТК-91), до теплового пункта ФКУ УК ГУФСИН по СО.
В качестве обоснования к обращению приложена плохо читаемая копия акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон без номера и даты. Данный акт является приложением № 2 к некоему обезличенному договору теплоснабжения также без указания номера и даты, сам договор к обращению не приложен.
В ходе проведенной проверки прокурором были запрошены необходимые документы от ООО «СТК», администрации ГО Первоуральск, ФКУ УК ГУФСИН по СО, изучено в Первоуральском городском суде гражданское дело № 2-533/2014 по иску прокурора к Администрации города. В ходе анализа собранной информации, прокурором установлено, что требования УЖКХиС ГО Первоуральск к ФКУ УК ГУФСИН по СО об устранении аварийной ситуации на указанном выше трубопроводе, о последующем его содержании и ремонте не основаны на нормах закона, напротив в действиях Администрации города, а также ООО «СТК», выявлено незаконное бездействие.
По мнению прокурора, вышеуказанный акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности не может являться свидетельством того, что весь участок трубопровода находится на балансе ФКУ УК ГУФСИН по СО, исходя из ниже следующих обстоятельств.
1. Не ясно, к какому именно договору теплоснабжения относится данный акт, поскольку в акте не указан номер, а также дата договора.
Согласно письму ФКУ УК ГУФСИН по СО от 09.11.2017 №/ТО/17/5-2378 только единожды в 2011 году представитель ГУФСИН России по СО Полевский подписал акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон. Однако государственный контракт, заключенный в 2011 году, прекратил свое действие в том же 2011 году.
Действующее гражданское законодательство не предусматривает возможность самостоятельного действия приложения к договору, после того, как сам гражданский договор уже прекратил свое действие, соответственно, согласованные сторонами права и обязанности также уже прекратили свое действие.
2. Схема трубопровода, указанная в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, на который ссылается Администрация города и ООО «СТК», не ответствует действительности, поскольку на данной схеме отсутствуют иные потребители тепловой энергии, в частности гаражный кооператив, а также жилой многоквартирный дом 2Б по улице Горького в городе Первоуральск.
3. Прокурор полагает, что в действиях ООО «СТК» усматривается злоупотребление своими правами, что прямо запрещено ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также о заключении ООО «СТК» кабальной сделки с ГУФСИН по СО (ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации), что также противозаконно и недопустимо.
Злоупотребление ООО «СТК» своим правом конкретно выражено в том, что в ГО Первоуральск (в черте города) последнее занимает монопольное положение, иных организаций, конкурирующих с ООО «СТК» и способных оказывать идентичные по теплоснабжению в районе нахождения указанного участка трубопровода, не имеется, поэтому контрагенты ООО «СТК» ограничены в выборе действий и условий договора.
Кабальность сделки, заключенной в 2011 году между ООО «СТК» и ГУФСИН по СО, выражена в том, что в ходе отопительного сезона необходимо заполнять систему (трубопровод) теплофикатом, иначе по причине низких температур воздуха коммунальное оборудование, прежде всего в части трубопроводов, придет в полную техническую негодность и наступит разбалансировка всей коммунальной системы. ООО «СТК», используя свое исключительное положение на рынке коммунальных услуг города Первоуральск, а также наступление неблагоприятных условий для ГУФСИН по СО (отсутствие отопления в помещениях ГУФСИН в период отопительного сезона), не начиная поставки теплофиката (в случае начала отопительного сезона) либо высказывая намерение их прекратить (уже в период отопительного сезона), вынудило представителя ГУФСИН по СО Полевского единожды подписать данный акт.
4. При заключении в 2017 году государственных контрактов ООО «СТК» не установлено, кем подписаны данные договоры, имел ли технический директор-главный инженер САФ право подписывать данный акт либо весь договор со всеми приложениями.
5. Акт в 2011 году подписан представителем ГУФСИН по СО, однако в настоящее время обязанность по ремонту и эксплуатации всего участка трубопровода вменяется Администрацией города и ООО «СТК» иному юридическому лицу - ФКУ УК ГУФСИН по СО.
Согласно письму ФКУ УК ГУФСИН по СО от 09.11.2017 № /ТО/1 7/5-2.178 в 2012 году все имеющиеся объекты ГУФСИН по СО переданы на баланс ФКУ УК ГУФСИН по СО (акт приема-передачи от 20.03.2012). В ходе прокурорской проверки представлено распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области № 64р от 24.03.2010, согласно которому ГУФСИН по СО от структур МЧС России передают определенное недвижимое имущество, находящееся по улице Горького в городе Первоуральск в/ч 33474, список которого определен в соответствующем перечне. В пункте 11 данного перечня указан теплопункт общей площадью 148,7 м. Какого-либо участка трубопровода общей протяженностью 1 241 м в данном перечне не имеется.
В дальнейшем, 20.03.2012 между ФКУ УК ГУФСИН по СО и ГУФСИН по СО составлен акт приема технического состояния, зданий, сооружении и наружных коммуникаций военного городка в/ч 33474 в городе Первоуральск, к которому также прилагается соответствующий перечень передаваемого недвижимого имущества. Под № 11 данного перечня указан теплопункт общей площадью 148,7 кв. м. При этом в акте приема-передачи и перечне особо указывается, что все передаваемые недвижимые объекты находятся в пределах военного городка в/ч 33474, к которым указанный участок трубопровода никогда не относился.
В материалах гражданского дела № 2-33/2014 имеется письмо Врио. начальника Уральского регионального центра МЧС России (прежнего балансодержателя имущества в/ч 33474) от 05.04.2012 за № 38-21-13-5 о том, что инженерные сети, в том числе теплотрасса на балансе войсковой части 33474 никогда не числились.
Кроме этого, в материалах дела имеется письмо Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СО от 25.03.2014 за № АР-3911/08 о том, что указанный участок теплотрассы отсутствует в федеральном имуществе.
Представителем ФКУ УК ГУФСИН по СО и ООО «СТК» акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон обоюдно никогда не подписывался. Кроме этого, участок трубопровода перейти с баланса ФСИН по СО на баланс ФКУ УК ГУФСИН по СО также не мог, поскольку ГУФСИН по СО никогда не владело данным участком трубопровода, структурами МЧС России данный участок также не передавался в пользование ФСИН по СО. Ни в ходе настоящей проверки, ни в ходе рассмотрения в 2014 году гражданского дела № 2-533 не добыто документальных доказательств принадлежности участка трубопровода ГУФСИН по СО. Соответственно, исходя из гражданского законодательства, следует, что одно лицо, не владеющее определенной вещью, не может передать эту же вещь во владение иному лицу, соответственно, у ФКУ УК ГУФСИН по СО законных оснований владеть участком трубопровода общей протяженностью 1 241 п.м не имеется.
Подписанный в 2011 году акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон не означает, что указанный участок теплосети перешел на баланс ГУФСИН по СО.
Исходя из вышеизложенного следует, что подписанный в 2011 году акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон не имеет юридического значения, не порождает никаких правовых последствий, поскольку в 2011 году прекратил действие сам договор теплоснабжения, который к тому же заключен на условиях кабальности для ГФСИН по СО.
Кроме этого, порочность и юридическую ничтожность данного акта в части установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, определенную на границе стены ТК-91, подтверждает судебная практика Арбитражного суда Свердловской области.
В частности, в 2016 году ООО «СТК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к ФКУ УК ГУФСИН по СО с требованиями о взыскании задолженности за оказанные услуги по поставке теплофиката (дело № А60-36931/2015).
Согласно п. 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, граница балансовой принадлежности представляет собой линию раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином, предусмотренном федеральными законами, основании. Граница эксплуатационной ответственности представляет собой линию раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Поскольку стороны в лице ООО «СТК» и ФКУ УК ГУФСИН по СО при неоднократном заключении между собой контрактов никогда не согласовывали границ балансовой принадлежности (не имеется такового акта, подписанного обеими сторонами), то согласно вышеуказанному Постановлению Правительства Российской Федерации граница эксплуатационной ответственности должна быть определена по границе балансовой принадлежности, устанавливаемой по признаку собственности или владения тепловых сетей.
ФКУ УК ГУФСИН по СО передано во владение только помещение теплопункта общей площадью 148,7 кв. м.
Кроме этого, Арбитражным судом Свердловской области установлено, что ФКУ УК ГУФСИН по СО на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 11 817 кв. м по адресу: город Первоуральск, ориентир: здание в границах участка, кадастровый № (свидетельство о государственной регистрации права ... от ( / / )). В пределах указанного земельного участка ФКУ УК ГУФСИН по СО на праве оперативного управления принадлежат объекты недвижимого имущества, являющиеся объектами теплопотребления.
Согласно акту обследования, составленному 23.03.2016 с участием представителей ООО «СТК», ФГУ УК ГУФСИН, Администрации города, данной комиссией обследована теплотрасса диаметром 219 мм от тепловой камеры № 91, находящейся по улице Луначарского до здания теплового пункта ФКУ УК ГУФСИН по СО, протяженностью на всех потребителей 1 241 п.м (в тексте решения арбитражного суда имеется опечатка 141 п.м). Теплотрасса имеет врезки на гараж, девятиэтажный многоквартирный дом по адресу: улица Горького, 2Б и ФКУ УК ГУФСИН по СО. Теплотрасса не находится на балансе в Комитете по управлению имуществом и не передавалось по договору на обслуживание в ООО «СТК». На балансе ФКУ УК ГУФСИН по СО не состоит.
По сути, актом обследования выявлены признаки бесхозности обследуемого имущество, поскольку таковое не числится на каком-либо праве за Администрацией города, ООО «СТК», ФКУ УК ГУФСИН по СО. Данный акт подписан всеми лицами, в том числе, представителями ООО «СТК».
На балансе ФКУ УК ГУФСИН по СО состоят внутриплощадочные тепловые сети. Теплосети за пределами территории ФКУ УК ГУФСИН по СО на балансе последнего не находятся.
Таким образом, как установлено Арбитражным судом Свердловской области, граница балансовой принадлежности внутриплощадочных тепловых сетей, принадлежащих ФКУ УК ГУФСИН по СО, определяется границей принадлежащего последнему земельного участка, соответственно последнее взяло на себя ответственность оплачивать тепловые потери от границы балансовой принадлежности (иными словами от забора, ограждающего территорию ФКУ УК ГУФСИН по СО, до места установки приборов учета, который расположен в тепловом пункте ФКУ УК ГУФСИН по СО). Как указано Арбитражным судом Свердловской области, является незаконным факт предъявления ООО «СТК» в адрес ФКУ УК ГУФСИН по СО потерь тепловой энергии, возникших в сетях от границы балансовой принадлежности тепловых сетей, определяемой границей земельного участка, принадлежащего ФКУ УК ГУФСИН по СО, до тепловой камеры № 91, находящейся по улице Луначарского. Поскольку ФКУ УК ГУФСИН по СО не является владельцем данного участка тепловой сети, то оно не может нести ответственность за потери тепловой энергии на указанном участке теплосети. Кроме того, как следует из акта обследования от 23.03.2016 и прилагаемой к нему схемы тепловых сетей, на данном участке сети имеются врезки иных потребителей.
Указанное решение Арбитражного суда Свердловской области было обжаловано, но 22.11.2016 Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения.
Кроме этого, аналогичные обстоятельства установлены решениями Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2016 по делу № А60-8751/2016 по иску ООО «СТК» к ФКУ УК ГУФСИН по СО; от 09.09.2016 по делу № А60-14206/2016 по иску ООО «СТК» к ФКУ УК ГУФСИН по СО.
Согласно ч. 2, 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вышеуказанными вступившими в законную силу решениями обязательны для суда. Эти обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного дела.
При рассмотрении арбитражного дела № А60-3693 1/2015 в качестве третьего лица участвовал Комитет по муниципальному имуществу Администрации ГО Первоуральск, являющийся структурным подразделением Администрации ГО Первоуральск. Соответственно, указанные выше решения Арбитражного суда имеют преюдициальное значении при рассмотрении данного иска. Данными же решениями суда, установлено, что границей балансовой принадлежности является граница земельного участка (забора), занимаемого УК ГУФСИН по СО, соответственно данный факт повторному доказыванию в рамках данного гражданского дела не подлежит.
Согласно информации, предоставленной ООО «СТК» в письме от 01.11.2017 за № 513072-00929, следует, что спорный участок трубопровода, расположенный от ТК-91 до теплового пункта ФКУ УК ГУФСИН по СО составляет 1 241 п.м, из них до границы территории ФКУ УК ГУФСИН по СО - 945 п.м (из них надземной прокладки трубопровода 85 п.м, подземной прокладки трубопровода - 860 п.м), в пределах границы земельного участка ФКУ УК ГУФСИН по СО протяженность составляет еще 296 п.м. Часть подземной прокладки трубопровода, протяженностью 60 п.м проходит под двумя железнодорожными путями по маршруту следования «ж/д станция Первоуральск ж/д станция Свердловск-пассажирский» с интенсивным движением подвижного состава поездов. На данной теплотрассе имеются две дополнительные тепловые камеры: на расстоянии 355 п.м от ТК-91 по улице Луначарского; на расстоянии 935 п.м от ТК-91 по улице Луначарского в месте ответвления на многоквартирный жилой дом № 2Б по улице Горького города Первоуральск. Диаметр трубопровода от ТК-91 по улице Луначарского до теплопункта ФКУ УК ГУФСИН по СО на протяжении 1 241 п.м составляет 219 мм, а на трубопроводе в месте ответвления на многоквартирный жилой дом № 2Б по улице Горького города Первоуральск протяженностью 16 п.м диаметр труб составляет 133 мм. Участок трубопровода общей протяженностью 1 241 п.м используется для теплоснабжения указанного жилого многоквартирного дома и объектов ФКУ УК ГУФСИН по CO. Cxема теплоснабжения двухтрубная, что означает наличие подающего теплофиката на нужды трубопровода и наличие обратного циркуляционного трубопровода. Трубопровода ГВС на данном участке теплосети протяженностью 1 241 п.м не имеется. Тепловая энергия, поставляемая ООО «СТК», поступает как на отопление жилого дома, так и на подогрев горячей воды для нужд горячего водоснабжения. Подогрев воды производится в водоподогревателе, установленном в подвале жилого дома. Соответственно, в здания, принадлежащие ФКУ УК ГУФСИН по СО, горячая вода для нужд ГВС (централизованное ГВС) не поставляется. Горячее водоснабжение обеспечивается силами ФКУ УК ГУФСИН по СО из теплофиката, поставляемого ООО «СТК» на нужды отопления.
По данным ООО «СТК» в настоящее время техническое состояние трубопровода от ТК-91 до теплопункта ФКУ УК ГУФСИН по СО является неудовлетворительным. Фактически этот участок трубопровода находится в аварийном состоянии, поскольку порыв в августе 2017 года не устранен до настоящего времени. При этом данный порыв имеет место не в границах ответственности ФКУ УК ГУФСИН по СО, а в ином месте - между железнодорожными путями и первой дополнительной тепловой камерой.
Согласно п.п. 20, 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).
Договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия:
договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый энергоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем;
величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления повой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за исполнение условий договора;
ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата;
ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежного теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными тельными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; порядок расчетов по договору;
порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя: объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя границы балансовой принадлежности до точки учета;
объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Из буквального толкования данной нормы следует, что при каждом заключении договора теплоснабжения сторонам необходимо составлять и подписывать акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности, чего в рассматриваемом случае не происходит с 2011 года по причинам уклонения ООО «СТК» от подписания такового акта. Вышеуказанные нормы не содержат положения о том, что при однократном подписании такового акта последний будет действовать все дальнейшее время, даже после прекращения договора, приложением к которому он является, а тем более при заключении договоров с юридическим лицом.
Прокурором установлено, что потребителем энергии от спорного участка теплосети является также жилой многоквартирным 9-этажный дом, права и интересы жителей которого на благоприятную среду проживания в настоящее время поставлены под угрозу.
В период с августа 2017 года по настоящее время трубопровод функционирует с повреждением целостности труб, которое в добровольном порядке никто не собирается устранять, что приведет в конечном итоге к разрушению трубопровода в той степени, когда его эксплуатация станет невозможна в техническом плане.
Таким образом, прокурор, обращаясь с настоящим исковым заявлением, преследует цель обеспечить права и интересы жителей данного многоквартирного дома, круг которых определить не представляется возможным, поскольку в нем могут проживать не только собственники, но и иные пользователи жилых помещений. Кроме этого, бездействием обоих ответчиков грубо нарушаются права и интересы иных лиц, круг которых определить не представляется возможным, в том числе и собственников гаражных боксов, расположенных гаражных кооперативах по месту прокладки трубопроводов.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 названного Кодекса).
В соответствии с подп. 4 и 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 6 ст. 15 названного Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Под теплосетевой организацией понимается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (подп. 16 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
В данном случае такой теплосетевой организацией является ООО «СТК», поскольку фактически бесхозяйная теплосеть подсоединена к коммуникациям ООО «СТК» в месте нахождения ТК-91 по улице Луначарского.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: 1) обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; 2) обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; 3) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В п.п. 3 и 4 ст. 6 Устава ГО Первоуральска, утвержденного Решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 № 94, установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 20, 21, 35 ч. 1 ст. 31 Устава к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся: создание условий для организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление функций защиты потребителей в соответствии с законодательством о защите прав потребителей: управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Таким образом, именно Администрация ГО Первоуральск как орган местного управления представляет интересы муниципального образования ГО Первоуральск и непосредственно принимает решения по вопросам управления муниципальным имуществом, в том числе теплосетевым имуществом коммунальной структуры.
Согласно п.п. 1. 2, 3. 4. 5 п. 15 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГО Первоуральск, утвержденного решением Первоуральской городской Думы № 242 от 25.12.2014, задачами УЖКХиС ГО Первоуральск являются: 1) участие в формировании и проведении единой политики в области жилищно-коммунального хозяйства ГО Первоуральск: 2) обеспечение устойчивого и эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства ГО Первоуральск через оптимальное сочетание договорных и административных методов управления; 3) разработка и реализация муниципальных программ развития жилищно-коммунального хозяйства; 4) методическая и правовая организация управления жилищно-коммунальным хозяйством ГО Первоуральск; 5) координация деятельности органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с пп. 19 п. 16 данного Положения в целях выполнения задач, указанных в п. 15 Положения УЖКХиС ГО Первоуральск осуществляет функции по осуществлению контроля за предоставляемыми населению городского округа жилищно-коммунальными услугами.
Кроме этого, согласно п.п. 1, 1.1 ч. 4 ст. 38 Устава ГО Первоуральск, утвержденного Решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 № 94, к компетенции Управления ЖКХиС ГО Первоуральск относится реализация муниципальной политики в сфере: организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно п. 9.3. договора аренды № 1 от 22.09.2009, заключенного между ГО Первоуральск и ООО «СТК», в случае, если в период действия данного договора арендодателем или арендатором будут выявлены бесхозные объекты системы теплоснабжения, подлежащие передаче в муниципальную собственность, арендатор предпринимает необходимые действия по поддержанию эксплуатации указанных объектов, а арендодатель - по оформлению права муниципальной собственности на них.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что администрация ГО Первоуральск не предпринимает действий по оформлению права собственности на указанный участок трубопровода; ООО «СТК» является арендатором коммунальных сетей, а также центральных тепловых пунктов и тепловых камер, к которым непосредственно присоединен бесхозяйный участок теплосети; более того, будучи ресурсоснабжающей организацией в отношении жилого многоквартирного ...Б по улице Горького в части отопления и ГВС, поставляя на границу данного дома коммунальный ресурс, ООО «СТК» является организацией, эксплуатирующей участок трубопровода, которая обязана осуществлять его надлежащее содержание и обслуживание; нарушение ответчиками в течении длительного периода времени (не менее 5 лет) вышеуказанных положений федерального законодательства и обязательств по договору аренды № 1 от 22.09.2009 способствует о нарушении прав жителей дома № 2Б по улице Горького города Первоуральск на благоприятную среду проживания, а также иных лиц, на сохранность своего имущества, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, оспаривающие выводы суда в указанной части, судебная коллегия признает несостоятельными, так как опровергаются материалами дела
Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Допустимых и достаточных доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства, стороной ответчика в нарушение положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Поскольку судом первой инстанции достоверно установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлены объекты тепловой сети, в отношении которых не приняты меры к постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей, вывод суда об удовлетворении требований прокурора является обоснованным.
Как следует из отзыва ответчика УЖКХиС ГО Первоуральск, им утвержден проект схемы теплоснабжения ГО Первоуральск на период до 2035 года в актуализированной редакции на 2017 год Постановлением Главы ГО Первоуральск № 68 от 23.11.2017, находится на согласовании проект Постановления Главы ГО Первоуральск об утверждении Схемы.
Согласно Схеме единой теплоснабжающей организацией на территории ГО Первоуральск, за исключением источников Первоуральского муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства», Первоуральского муниципального унитарного предприятия «Производственное жилищно-коммунальное управление поселка Динас» и открытого акционерного общества «Динур», Свердловской дирекции по тепло-водоснабжению филиала центральной Свердловской дирекции по тепло-водоснабжению открытого акционерного общества «Российские Железные дороги», по 2035 год определена ООО «СТК». Спорный участок находится на территории ГО Первоуральск.
Таким образом, ООО «СТК» является теплоснабжающей организацией в отношении спорного участка трубопровода от ТК-91 по улице Луначарского города Первоуральск до границы территории земельного участка ФКУ УК ГУФСИН по СО.
Указание автора жалобы ООО «СТК» о том, что оно рассматривает подписанный акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности как самостоятельный документ, который зафиксировал границу балансовой принадлежности, не основано на законе. Ввиду отсутствия в акте даты составления и номера договора не представляется возможным определить, к какому именно договору теплоснабжения относится данный акт. Вместе с тем, из буквального толкования п.п. 20, 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, следует, что при каждом заключении договора теплоснабжения сторонам необходимо составлять и подписывать акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности, чего в рассматриваемом случае не происходит с 2011 года.
Кроме этого, порочность данного акта в части установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, определенную на границе стены ТК-91, подтверждает вышеуказанная судебная практика Арбитражного суда Свердловской области.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из буквального толкования п. 9.3. договора аренды муниципального имущества № 1 от 22.09.2009, заключенного между ГО Первоуральск в лице КУИ и ООО «СТК», следует в случае, если в период действия данного договора арендодателем или арендатором будут выявлены бесхозные объекты системы теплоснабжения, подлежащее передаче в муниципальную собственность, арендатор предпринимает необходимые действия по поддержанию эксплуатации указанных объектов, а арендодатель - по оформлению права муниципальной собственности на них. Данное условие соответствует и п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В соответствии со ст. ст. 309, ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Не может повлечь отмену решения и указание автора жалобы на правовую неопределенность по временным критериям его исполнения, так как ответчик в соответствии со ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд, принявший решение, с заявлением о разъяснении судебного акта.
Вместе с тем, в силу ч. 6 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям
Ссылка ответчика на то, что требование о возложении обязанности в день вступления решения суда в законную силу устранить порывы без установления разумного срока выполнения такого требования не отвечает критерию исполнимости, не может быть принята во внимание, так как каких-либо доказательств, позволяющих определить такой срок, апеллянтом при рассмотрении дела по существу предоставлено не было. ООО «СТК» не лишено права обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обосновав свою позицию соответствующими доказательствами.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 27.12.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «СТК» – без удовлетворения.
Председательствующий | Петровская О.В. |
Судьи | Бадамшина Л.В. |
Звягинцева Л.М. |