НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 14.08.2019 № 33А-13500/19

Судья Ершова Т.Е. Дело № 33а-13500/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 августа 2019 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Кориновской О.Л., Коряковой Н.С.,

при секретаре Кириллове Н.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1055/2019 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Высокогорский горно-обогатительный комбинат» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании незаконным предписания от 04 марта 2019 года № 66/12-3789-19-И

по апелляционной жалобе заинтересованного лица государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Илюнина Николая Викторовича

на решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 23 мая 2019 года.

Заслушав доклад судьи Коряковой Н.С., объяснения заинтересованного лица главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Свердловской области Илюнина Н.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Белоусовой Е.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

открытое акционерное общество «Высокогорский горно-обогатительный комбинат» (далее - ОАО «ВГОК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Свердловской области (далее - ГИТ в Свердловской области) о признании незаконным предписания от 04 марта 2019 года № 66/12-3789-19-И главного государственного инспектора труда (по охране труда) ГИТ в Свердловской области Илюнина Н.В.

В обоснование требований административный истец указал, что ГИТ в Свердловской области в отношении ОАО «ВГОК» по результатам внеплановой выездной проверки составлен акт проверки и вынесено предписание. Полагает, что предписание, которым на юридическое лицо возложена обязанность в срок до 04 сентября 2019 года обеспечить исполнение пункта 1 предписания от 26 июля 2018 года № 66/12-2610-18-И, является незаконным и необоснованным. Ранее в адрес ОАО «ВГОК» по результатам проверки выдавалось предписание № 66/12-2610-18-И от 26 июля 2018 года, которым на юридическое лицо в силу требований части 4 статьи 27 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426 «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), статей 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации была возложена обязанность в срок до 30 января 2019 провести специальную оценку условий труда на рабочих местах, указанных в заключении эксперта по идентификации вредных и опасных производственных факторов от 19 июля 2017 года № 185/09-2017-06-01 (на 493 рабочих местах, с учетом аналогичных). ОАО «ВГОК» постановлением должностного лица было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований Закона № 426-ФЗ при проведении специальной оценки условий труда на 493 рабочих местах. Вышеуказанное постановление было отменено решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено. При этом суд сделал вывод о правомерности деятельности НИИ безопасности труда в металлургии и эксперта Товиной Е.Е. при проведении специальной оценки условий труда, в связи с чем оснований для проведения внеплановой специальной оценки на данных рабочих местах не требуется.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Белоусова Е.Н. требования административного искового заявления поддержала.

Представитель административного ответчика ГИТ в Свердловской области, заинтересованное лицо главный государственный инспектор труда (по охране труда) ГИТ в Свердловской области Илюнин Н.В. в судебное заседание не явились.

Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 23 мая 2019 года требования административного иска удовлетворены, предписание от 04 марта 2019 года № 66/12-3789-19-И признано незаконным.

Заинтересованным лицом государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Илюниным Н.В. подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылается, что специалист ОАО «НИИБИМЕТ» Е.Е. получила сертификат эксперта по проведению специальной оценки условий труда 27 августа 2018 года, то есть после проведения оценки труда на 493 рабочих местах, то есть фактически работы по проведению специальной оценки условий труда выполнены экспертом, не прошедшим аттестацию и не имевшим сертификат эксперта на право выполнения таких работ, что является нарушением положений части 1 статьи 20 Закона № 426-ФЗ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного ответчика ГИТ в Свердловской области, о времени и месте рассмотрения дела извещен 16 июля 2019 года путем направления извещения электронной почтой, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Заслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением, действиями (бездействием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Закона № 426-ФЗ, согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (статья 8 указанного Федерального закона).

На основании части 1 статьи 20 Закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, допускаются лица, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее - сертификат эксперта).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области от 29 июня 2018 года № 66/12-1670-18-И в отношении ОАО «ВГОК» в период с 29 июня 2018 года по 26 июля 2018 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проверки должностным лицом административного органа выявлены нарушения части 1 статьи 17, части 1 статьи 20 Закона № 426-ФЗ, которые послужили основанием для вынесения в адрес ОАО «ВГОК» предписания № 66/12-2610-18-И от 26 июля 2018 года.

Пунктом 1 предписания на ОАО «ВГОК» возложена обязанность в срок до 30 января 2019 года провести специальную оценку условий труда на рабочих местах, указанных в заключении эксперта по идентификации вредных и опасных производственных факторов от 19 июля 2017 года № 185/09-2017-06-01 (на 493 рабочих местах, с учетом аналогичных) в силу требований части 4 статьи 27 Закона № 426-ФЗ, статей 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной с 04 февраля 2019 года по 04 марта 2019 года внеплановой проверки главным государственным инспектором труда (по охране труда) ГИТ в Свердловской области Илюниным Н.В. выдано предписание от 04 марта 2019 года № 66/12-3789-19-И, которым ОАО «ВГОК» предписано в срок до 04 сентября 2019 года обеспечить исполнение пункта 1 предписания от 26 июля 2018 года № 66/12-2610-18-И.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ (часть 4 статьи 8 указанного Закона). При этом, как указал суд, со стороны ГИТ в Свердловской области в соответствии с положениями подпункта 2 части 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ, статьи 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 3 Приказа Минтруда от 12 августа 2014 года № 549н, результаты ранее проведенной аттестации оспорены не были, а государственная экспертиза условий труда о некачественном проведении специальной оценки условий труда или о несоответствии условий труда на рабочем месте требованиям охраны труда не проводилась.

Указанные выводы суда первой инстанции являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм материального права, судебная коллегия с ними соглашается.

Как видно из совокупности материалов дела, 11 мая 2017 года ОАО «ВГОК» заключило договор с ОАО «Научно-исследовательский институт безопасности труда в металлургии» на оказание услуг по специальной оценке условий труда. Согласно пункту 1.1 договора исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по специальной оценке условий труда 350 рабочих мест заказчика, а заказчик обязался принять оказанные услуги и оплатить их.

29 августа 2017 между сторонами было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору № ДГВГ-007525, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по специальной оценке условий труда 493 рабочих мест заказчика.

Заключение эксперта о результатах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах ОАО «ВГОК» выполнено 19 июня 2017 года экспертом Е.Е., а 25 декабря 2017 года комиссией по проведению специальной оценки условий труда подготовлен отчет о проведении специальной оценки условий труда в ОАО «ВГОК», утвержденный председателем комиссии.

Постановлением заместителя начальника отдела ГИТ в Свердловской области Илюнина Н.В. от 13 августа 2018 года ОАО «ВГОК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа.

Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 20 ноября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 05 февраля 2019 года, вышеуказанное постановление отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

Судебная коллегия отмечает, что в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

При рассмотрении 20 ноября 2018 года дела об административном правонарушении, судья установил, что ОАО «Научно-исследовательский институт безопасности труда в металлургии» внесено в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Испытательная лаборатория данной организации была аккредитована Федеральной службой по аккредитации Российской Федерации решением от 25 апреля 2013 года № А-1043, то есть до вступления в силу Закона № 426-ФЗ. Е.Е. назначена специалистом-стажером испытательной лаборатории распоряжением от 22 ноября 2012 года, а с 15 мая 2015 года приказом № 44 допущена к работе в испытательной лаборатории в качестве специалиста, в реестр экспертов включена 27 августа 2018 года, а именно после окончания 26 августа 2018 года действия сертификата эксперта.

Согласно части 1 статьи 27 Закона № 426-ФЗ организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу Федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В силу положений части 3 названной статьи обязанности экспертов организаций, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.

Учитывая, что специальная оценка условий труда на 493 рабочих местах проведена в ОАО «ВГОК» в 2017 году, при этом в силу переходных положений Закона № 426-ФЗ как ОАО «Научно-исследовательский институт безопасности труда в металлургии», так и эксперт Е.Е. были вправе проводить работы по специальной оценке условий труда в ОАО «ВГОК», оснований для возложения обязанностей на ОАО «ВГОК» по исполнению пункта 1 ранее выданного юридическому лицу предписания от 26 июля 2018 года № 66/12-2610-18-И, а именно провести специальную оценку условий труда на 493 рабочих местах, указанных в заключении эксперта по идентификации вредных и опасных производственных факторов ОАО «ВГОК» от 19 июля 2017 года, у должностного лица не имелось.

Оспариваемое предписание необоснованно возлагает на административного истца указанную обязанность, влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, в связи с чем оно обоснованно признано незаконным судом первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 23 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Илюнина Николая Викторовича – без удовлетворения.

Председательствующий Д.И. Гылкэ

Судьи О.Л. Кориновская

Н.С. Корякова