НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Свердловского областного суда (Свердловская область) от 14.06.2022 № УИД660020-01-2021-000915-59

Дело № 33а-7947/2022

Дело УИД 66RS0020-01-2021-000915-59

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2022 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Бачевской О.Д., Захаровой О.А.,

при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Анохиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-230/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области к Беловой Наталье Сергеевне о взыскании недоимки по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени за нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц

по апелляционной жалобе административного ответчика Беловой Натальи Сергеевны

на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 29 по Свердловской области (далее по тексту – МИФНС России № 29 по Свердловской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с Беловой Н.С. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 32 986 рублей, пени за нарушение срока уплаты указанного налога в размере 56 рублей 08 копеек; недоимку по земельному налогу за 2017 год в сумме 28 787 рублей 73 копейки, за 2018 года в размере 27 273 рубля 38 копеек, за 2019 года в размере 38 901 рубль. В обоснование требований указано, что Белова Н.С. в спорный период являлась собственником земельного участка, зданий и квартиры, в связи с чем обязана была уплачивать земельный налог и налог на имущество физических лиц. В ее адрес направлены налоговые уведомления № 51444 от 22 мая 2020 года, № 30842324 от 20 августа 2019 года, № 41292304 от 1 сентября 2020 года. Административным ответчиком обязанность по уплате налогов за 2017, 2018, 2019 годы исполнена частично. В связи с выявленной задолженностью, с учетом перерасчета и частичной уплаты, в адрес административного ответчика направлено требование № 37097 от 14 декабря 2020 года. Однако требования об уплате налогов, пени в добровольном порядке не были исполнены, что послужило основанием для обращения МИФНС России № 29 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени, в суд с указанным административным иском.

Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2022 года исковые требования МИФНС России № 19 по Свердловской области удовлетворены частично. С Беловой Н.С. в доход бюджета Каменского городского округа взыскана недоимка по земельному налогу за 2017 год в сумме 28 787 рублей 73 копейки, недоимка по земельному налогу за 2019 год в сумме 38 901 рубль; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 32 986 рублей, а также пени за нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 56 рублей 08 копеек. С Беловой Н.С. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3 213 рублей 49 копеек.

Не согласившись с решением суда, административный ответчик Белова Н.С. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает, что налоговым органом не соблюден порядок и пропущен срок предъявления административного искового заявления в суд. Также ссылается на то, что перерасчет налога не может производиться в строну увеличения сумм, подлежащих уплате, а также иным образом ухудшать положение налогоплательщика.

Представитель административного истца, административный ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены заблаговременно, надлежащим образом путем направления извещения по электронной почте, смс-извещением, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело при данной явке.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на них, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (пункт 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» в спорный период (2019 год) налоговые ставки налога на имущество физических лиц утверждены решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» налога на имущество физических лиц» (в редакции от 27 ноября 2018 года № 6/6).

На территории Каменского городского округа в спорный период (2019 год) налоговые ставки налога на имущество физических лиц утверждены решением Думы Каменского городского округа от 20 ноября 2014 года № 272 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Каменский городской округ» (в редакции от 20 апреля 2017 года № 88).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На территории Каменского городского округа земельный налог установлен решением Думы Каменского городского округа от 22 ноября 2012 года № 65 «Об установлении на территории муниципального образования «Каменский городской округ» земельного налога» (с изменениями, действующими в спорные периоды).

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (абзац 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Белова Н.С. в спорные периоды (2017, 2018, 2019 год) являлась собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, а также в 2019 году являлась собственником здания с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>; квартиры с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, в связи с чем, в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации она являлась плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.

На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 29 по Свердловской области Беловой Н.С. начислены земельный налог за 2017, 2018, 2019 годы, налог на имущество физических лиц за 2019 год, в связи с чем в ее адрес направлено путем размещения в личном кабинете налогоплательщика налоговые уведомления № 20240532 от 04 июля 2018 года (об уплате земельного налога за 2017 год), № 30842324 от 20 августа 2019 года (об уплате земельного налога за 2018 год), со сроком уплаты до 2 декабря 2019 года, № 41292304 от 1 сентября 2020 года (об уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2019 год) со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2021 года.

В связи с перерасчетом земельного налога за 2017 год в результате пересмотра кадастровый стоимости земельного участка налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 51444 от 22 мая 2020 года со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2021 года.

Обязанность по уплате налогов Беловой Н.С. в установленный срок не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 29 по Свердловской области в ее адрес 15 декабря 2020 года направлено путем размещения в личном кабинете налогоплательщика требование № 37097 от 14 декабря 2020 года об уплате недоимки по налогам, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения до 15 января 2021 года.

Требование МИФНС России № 29 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке и в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

16 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 Белоярского судебного района Свердловской области на основании заявления МИФНС России № 29 по Свердловской области вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 21 мая 2021 года в связи с поступившими от должника возражениями.

После отмены судебного приказа в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пени МИФНС России № 29 по Свердловской области 19 ноября 2021 года обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением.

Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России № 29 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений, требований, правильность исчисления размера налогов, сроки на обращение в суд, при отсутствии со стороны административного ответчика доказательств исполнения обязанности по уплате налога, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и взыскании с последней недоимки по земельному налогу за 2017, 2019 года и налогу на имущество физических лиц за 2019 год, а также пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии обязанности у административного ответчика по уплате недоимки по земельному налогу за 2017, 2019 года, налогу на имущество физических лиц за 2019 год, поскольку доказательств уплаты налогов в исчисленном размере административным ответчиком не представлено.

Административным ответчиком доводов в апелляционной жалобе, опровергающих выводы суда о наличии у него обязанности по уплате недоимки по земельному налогу за 2017, 2019 года, налога на имущество физических лиц за 2019 год не приведено.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.

Поскольку судом установлено наличие у Беловой Н.С. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год, то с административного ответчика подлежат взысканию пени за несвоевременную уплату указанного налога за период с 2 декабря 2020 года по 13 декабря 2020 года в размере 56 рублей 08 копеек.

Налоговые уведомление и требование об уплате налогов соответствуют требованиям, указанным в пункте 3 статьи 52, пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки их направления судом проверены, административным истцом соблюдены.

Расчет, представленный административным истцом, судом проверен, является арифметически верным. Административным ответчиком данный расчет не оспорен, своего контррасчета не представлено.

Доводы административного ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения требования налогового органа в указанной части в связи с взысканием ранее налоговым органом в соответствии с действующим законодательством недоимки по земельному налогу за 2017 год, и, следовательно, о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с заявлениями о взыскании данной недоимки в судебном порядке, а также в связи с пропуском срока на обращение в суд по требованиям о взыскании налога на имущество физических лиц за 2019 года, судебной коллегией отклоняются.

В силу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 статьи 44).

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению об этом в срок, указанный в налоговом уведомлении (статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 4 июля 2018 года в адрес Беловой Н.С. налоговым органом выставлено налоговое уведомление № 20240535 об уплате, в том числе земельного налога за 2017 год в сумме 51 171 рубль. Согласно налоговому уведомлению, налоговым органом налоговая база спорного земельного участка определена в размере 5 117 059 рублей.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога за 2017 год мировым судьей 22 апреля 2019 года вынесен судебный приказ, который в последующем был отменен по причине изменения налоговой базы, что явилось основанием для осуществления налоговым органом перерасчета ввиду изменения кадастровой стоимости в сторону уменьшения в соответствии со статьями 52, 54 Налогового кодекса Российской Федерации и направления в адрес налогоплательщика уведомления № 51444 от 22 мая 2020 года.

Обязанность по уплате налога в соответствии с уведомлением № 51444 от 22 мая 2020 года Беловой Н.С. в установленный срок не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России № 29 по Свердловской области в ее адрес направлено путем размещения в личном кабинете налогоплательщика требование № 37097 от 14 декабря 2020 года об уплате недоимки по налогам, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения до 15 января 2021 года.

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. После отмены судебного приказа в связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пени МИФНС России № 29 по Свердловской области 19 ноября 2021 года обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением

Поскольку на момент перерасчета земельного налога за 2017 год указанный налог налогоплательщиком не был уплачен, а также с учетом того, что перерасчет налога произведен ввиду изменения кадастровой стоимости в сторону уменьшения (на основании принятого 1 апреля 2020 года решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 25 октября 2012 года), судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных МИФНС России № 29 по Свердловской области требований в данной части. Перерасчет земельного налога произведен в пределах трех налоговых периодов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговым органом нарушены сроки обращения в суд с требованиями о взыскании задолженности, судебной коллегией признаются несостоятельными.

Вопреки доводам Беловой Н.С. установленные законом сроки на обращение к мировому судьей с заявлением о выдаче судебного приказа, предусмотренные пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, и с настоящим административным исковым заявлением в соответствии с положениями пункта 3 статьи 48 указанного Кодекса административным истцом также соблюдены. Требование № 37097 от 14 декабря 2020 года подлежало исполнению до 15 января 2021 года, следовательно, срок на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Беловой Н.С. указанной выше недоимки и пени, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал 15 июля 2021 года. К мировому судье МИФНС России № 29 по Свердловской области обратилось 13 апреля 2021 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Белоярского судебного района Свердловской области, временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Белоярского судебного района Свердловской области от 21 мая 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника Беловой Н.С. возражениями.

Таким образом, срок на обращение в районный суд с настоящим административным исковым заявлением, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации истекал 21 ноября 2021 года. В Белоярский районный суд Свердловской области с административным исковым заявлением административный истец обратился 19 ноября 2021 года, то есть в установленный законом срок.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Относительно требования МИФНС России № 29 по Свердловской области о взыскании с Беловой Н.С. недоимки по земельному налогу за 2018 года суд первой инстанции не нашел оснований для его удовлетворения в связи с пропуском налоговым органом срока на обращение в суд. Решение в указанной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, судебной коллегией проверено, является правильным.

В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, повторяют доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского районного суда Свердловской области от 1 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Беловой Натальи Сергеевны – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий

Н.В. Шабалдина

Судьи

О.Д. Бачевская

О.А. Захарова