Судья Мартынюк С.Л. Дело № 33-572/2021 (33-18598/2020)
2-1460/2020
66RS0011-01-2020-002287-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 14 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Редозубовой Т.Л.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Беловой К.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бурмасовой Н.А.
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Каменска-Уральского в интересах Смоленцевой МС, Смоленцевой ЕВ к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области о признании решения незаконным, возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика на решение Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 02 октября 2020 года
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения прокурора, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Каменска-Уральского Свердловской области, действующий в интересах Смоленцевой М.С., Смоленцевой Е.В., обратился с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе (далее по тексту-Управление Пенсионного фонда) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что 15 февраля 2018 года ответчиком принято решение о назначении ежемесячной компенсационной выплаты Смоленцевой Е.В., как лицу осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином Смоленцевой М.С., 08 сентября 1937 г.р., с 01 февраля 2018 года на период осуществления ухода в размере 1200 руб., то есть без применения районного коэффициента. 15 февраля 2018 года Управлением Пенсионного фонда принято распоряжение об установлении Смоленцевой Е.В. ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином в размере 1200 руб. с 01 февраля 2018 года по 30 июня 2020 года. Распоряжением от 23 июня 2020 года Смоленцевой Е.В. продлено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1200 руб. с 01 июля 2020 года на период осуществления ухода.
Полагал незаконными действия ответчика по назначению размера спорной выплаты без применения районного коэффициента в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года № 249.
На основании изложенного просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда от 15 февраля 2018 года № 212023/18 в части назначений ежемесячной компенсационный выплаты без увеличения на районный коэффициент; назначить с 01 февраля 2018 года Смоленцевой Е.В., <дата> г.р., ежемесячную компенсационную выплату по уходу за нетрудоспособным гражданином Смоленцевой М.С., <дата> г.р. с увеличением на районный коэффициент; произвести с 01 февраля 2018 года перерасчет выплаченной ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином с увеличением на районный коэффициент.
Решением Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 02 октября 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, полагая его незаконными, ввиду неправильного применения норм материального права. Указывает, что решением Верховного суда РФ от 07 октября 2015 года со дня вступления его в законную силу (23 декабря 2015 года) пункты 5, 7, 10, 11 Правил от 18 марта 2015 года №249 признаны недействующими в той мере, в которой отсутствие регистрации по месту жительства или по месту пребывания у лица, проживающего в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ограничивает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, ухаживающие лица подтверждают соответствующий факт документом о регистрации по месту жительства, месту пребывания в данном районе или для граждан Российской Федерации, личным заявление о фактическом проживании в этом районе. В связи с этим, принимая во внимание, что осуществление ухода предполагает нахождение трудоспособного ухаживающего лица рядом с нетрудоспособным гражданином, размер ежемесячной компенсационной выплаты устанавливается с соответствующим районным коэффициентом только в случае проживания указанных лиц в одном населенном пункте или в разных населенных пунктах, относящихся к одному муниципальному району (городскому округу). В случае проживания указанных граждан в разных населенных пунктах, такая компенсация не назначается.
Прокурор в возражениях на апелляционную жалобу полагал решение суда законным, доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В заседании судебной коллегии прокурор просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, истцы Смоленцева Е.В., Смоленцева М.С., представитель ответчика в судебное заседание не явились, истец Смоленцева М.С. извещена телефонограммой 09 декабря 2020 года, истец Смоленцева Е.В. извещена путем направления извещения по почте, конверт вернулся с отметкой об истечении срока хранения, ответчик извещен путем размещения информации о рассмотрении дела на сайте суда.
В соответствии с п. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации информация о слушании дела размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что стороны извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебном заседанию, не сообщили о причинах неявки, в том числе уважительных и таких доказательств не представили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, своих представителей в суд апелляционной инстанции также не направили, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решениями Управления Пенсионного фонда (от 15 февраля 2018 года № 212023/18) Смоленцевой Е.В., как лицу осуществляющему уход за нетрудоспособной Смоленцевой М.С. <дата> г.р., с 01 февраля 2018 года на период осуществления ухода назначена ежемесячная компенсационная выплата в сумме 1200 руб. без применения районного коэффициента.
Обращение Смоленцевой М.С. 17 июня 2020 года к ответчику с заявлением о выплате ежемесячной компенсационной выплаты с учетом уральского коэффициента оставлено без удовлетворения со ссылкой на то, что ухаживающее лицо и гражданин, за которым осуществляется уход, проживают в разных населенных пунктах.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 года № 249 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 02 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» и исходил из того, что законодатель не связывает увеличение компенсационной выплаты на районный коэффициент с обязательным проживанием нетрудоспособного гражданина и лица, осуществляющего за ним уход, на территории одного муниципального образования.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что Смоленцева М.С. и лицо, осуществляющее за ней уход Смоленцева Е.В., проживают в одном субъекте, в котором установлен районный коэффициент 1,15, который в спорный период не изменялся, пришел к выводу о том, что Смоленцевой Е.В. подлежит назначению компенсационная выплата с увеличением на районный коэффициент, с даты ее назначения 01 февраля 2018 года.
Проверяя законность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела судом нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 руб. неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (пункт 1 Указа).
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», размер компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 1 данного Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года № 343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», компенсационная выплата, хотя и устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним, однако производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином.
Таким образом, Правилами установлен такой порядок, при котором выплаты назначаются лицу, осуществляющему уход (в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним), но выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии (к пенсии лица, за которым осуществляется уход).
С одной стороны, установление таких выплат направлено на усиление социальной защищенности нетрудоспособных граждан, а с другой стороны, эти выплаты носят компенсационный характер и призваны частично восполнить потери для граждан, способных к труду, но не работающих ввиду осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющих вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии, пособия по безработице и т.п.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством период ухода, осуществляемого неработающим трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраст - 80 лет, включается в страховой стаж (пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 02 июля 1987 года № 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» утвердждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, в следующих размерах:
в Гаринском, Таборинском районах и на территориях, находящихся в административном подчинении Ивдельского, Карпинского, Краснотурьинского и Североуральского горсоветов (включая города), Свердловской области, в Гайнском районе Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерском и Чердынском районах Пермской области - 1,20;
в остальных районах и городах Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей, Башкирской АССР и Удмуртской АССР - 1,15.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 ноября 2001 года № 30/3-ЮЛ и Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № ЛЧ-06-25/9179, содержащимся в Информационном письме, размер ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, определяется с учетом районного коэффициента, установленного решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации к заработной плате рабочих и служащих. При этом, если установлены разные районные коэффициенты, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Поскольку в данном случае Смоленцева М.С. и ухаживающее за ней лицо проживают на территории одного субъекта Российской Федерации, а именно, на территории Свердловской области, где установлен районный коэффициент 1,15, вывод суда первой инстанции о возложении на ответчика обязанности назначить Смоленцевой Е.В. компенсационную выплату с увеличением ее на районный коэффициент с даты назначения выплаты с 01 февраля 2018 года, являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание, что нетрудоспособное лицо Смоленцева М.С. и трудоспособное лицо, занятое уходом, Смоленцева Е.В. проживают в разных городских округах, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суд дал надлежащую оценку.
Выводы суда основаны на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные доводы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского Свердловской области от 02 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи Кокшаров Е.В.
Редозубова Т.Л.