Дело № 33а-14688/2022
УИД 66RS0033-01-2022-001190-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 сентября 2022 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Федина К.А.,
судей Дорохиной О.А., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ТеплыхМ.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-818/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» об установлении административного надзора в отношении ФИО1
по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1
на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 27.07.2022.
Заслушав доклад судьи Дорохиной О.А., судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области» (далее также – ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении ФИО1, подлежащего освобождению из мест лишения свободы 02.09.2022, как в отношении лица, совершившего в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 27.07.2022 административное исковое заявление ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области удовлетворено частично; в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок погашения судимости - восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения; в отношении ФИО1 установлены административные ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22:00 до 06:00, если это не связано с осуществлением трудовой деятельности; запрещения выезда за пределы Свердловской без разрешения органов внутренних дел; обязательной явки на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц.
Административным ответчиком ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с решением суда, просит отменить установленные ограничения, указывая, что срок административного надзора является завышенным, административный надзор будет препятствовать его социализации в обществе и трудоустройству.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Краснотурьинска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Представитель административного истца ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области, административный ответчик ФИО1, прокурор о времени и месте рассмотрения административного дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе посредством публикации указанной информации на официальном сайте Свердловского областного суда, в связи с чем, руководствуясь частью 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела административное дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заключение старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Плотниковой С.О., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее также – Закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 названного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как следует из материалов дела, ФИО1 осужден 22.05.2014 Нижнесергинским районным судом Свердловской области по пунктам «а», «в» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, приговором в действиях ФИО1 установлен опасный рецидив преступлений, ФИО1 освобожден по отбытию наказания 17.03.2017.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 09.02.2017 в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок 8 лет как в отношении лица, имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
В период нахождения под административным надзором ФИО1 совершены преступления, предусмотренные частью 2 статьи 314.1, пунктом «б» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которые он осужден приговором Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 11.02.2019 к окончательному наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 2 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, наказание отбыто 09.04.2021.
Решением Камышловского районного суда Свердловской области от 07.12.2020 в отношении ФИО1 установлен административный надзор на срок 8 лет как в отношении лица, имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
В период нахождения под административным надзором ФИО1 совершено преступление, за которое он приговором Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 05.05.2022 осужден по части 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Наказание ФИО1 отбывал в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области, 02.09.2022 освобожден по отбытию назначенного наказания.
Учитывая, что ФИО1 является лицом, имеющим неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд первой инстанции установил административному ответчику административный надзор на срок погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 22.05.2014.
Вместе с тем, при принятии решения судом первой инстанции не учтено следующее.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15) в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, а также срок административного надзора определены в статьях 3, 5 Закона № 64-ФЗ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3, пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений - на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3, пункту 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), - на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из материалов дела следует, что в отношении ФИО1 одновременно имелись три основания для установления административного надзора:
- по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 22.05.2014, которым ФИО1 осужден за тяжкое преступление, совершенное при опасном рецидиве, - на срок погашения судимости – 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 17.03.2025 (пункт «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации);
- по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 11.02.2019, которым ФИО1 осужден за преступления небольшой и средней тяжести, совершенные в период административного надзора, - на срок погашения судимости – 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 09.04.2024 (пункт «в» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации);
- по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 05.05.2022, которым ФИО1 осужден за преступление небольшой тяжести, совершенное в период административного надзора, - на срок погашения судимости– 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 02.09.2025 (пункт «в» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенного правового регулирования и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15, административный надзор в отношении ФИО1 подлежал установлению по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 05.05.2022 на основании пункта 4 части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ, поскольку законом в данном случае предусмотрен более длительный срок административного надзора.
При таких обстоятельствах, вывод суда об установлении административному ответчику административного надзора на срок восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 22.05.2014 не может быть признан законным, поскольку судимость по указанному приговору погасится 17.03.2025, в то время как за преступление по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 05.05.2022 – 02.09.2025.
В силу статьи 4 Закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом первой инстанции в отношении ФИО1 таких административных ограничений как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в период с 22:00 до 06:00, если это не связано с трудовой деятельностью; запрещение выезда за пределы Свердловской области без разрешения органов внутренних дел; обязательная явка на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица два раза в месяц, соответствует приведенному в статье 4 Закона № 64-ФЗ перечню административных ограничений, чрезмерным не является, в полной мере отвечает целям административного надзора.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обстоятельства и степень общественной опасности совершенного осужденным преступления, его личность свидетельствуют о том, что установленные судом административные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Закона № 64-ФЗ, направлены на оказание индивидуального профилактического воздействия на ФИО1 в целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений.
Каких-либо данных о том, что установленные административные ограничения будут нарушать права административного ответчика, препятствовать его социализации в обществе и трудоустройству, материалы дела не содержат.
Установленные административные ограничения представляют собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений лицом, имеющим судимость за совершение преступления в период административного надзора.
Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в части установления административных ограничений правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле материалами, которым суд дал надлежащую оценку.
Более того, ФИО1, как поднадзорное лицо в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 64-ФЗ административный надзор может быть прекращен судом по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части оснований и срока установления административного надзора.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 27.07.2022 изменить.
Изложить абзац 2 резолютивной части решения в следующей редакции:
«Установить административный надзор в отношении ФИО1 на срок три года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, по приговору Нижнесергинского районного суда Свердловской области от 05.05.2022, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, со следующими административными ограничениями:».
В остальной части решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 27.07.2022 оставить без изменения.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий К.А. Федин
Судьи О.А. Дорохина
И.Г. Насыков